Культуры медно-каменного века – энеолита. Часть 2

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Энеолит (медный век) – переходный период от каменного к бронзовому веку. В эту эпоху преобладают орудия из камня и появляются медные.
Трипольская культура (на румынском Cultura Cucuteni, на украинском Трипільська культура, Кукутені культура) – археологическая культура, распространенная в Дунайско-Днепровском междуречье. Трипольская культура названа по имени села Триполье (Киевской губернии), где в 1897 г. археолог Викентий Хвойка обнаружил материальные остатки археологической культуры.
1704170524531.png
1704170545853.png
1704170555937.png
Предметы трипольской культуры
В настоящее время большинство ученых, на основании анализа скелетных останков, склоняются к идентификации трипольцев со средиземноморской расой. Л.Л. Зализняк и ряд других исследователей трипольской культуры связывают её с волной мигрантов из неолитической Анатолии.
Трипольская культура была генетически связана с культурами Балкано-Дунайского региона. Основные отрасли хозяйства – земледелие и скотоводство.
Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения.
Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях сотен гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей.
Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди.
Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овес, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алячу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи. Религия – аграрные культы, почитание Великой Богини.
По периодизации Т.С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:
Ранний этап – Триполье А. Жилища – землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше – зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения.
Средний этап – Триполье В – Триполье С 1. Ряд поселений на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная керамика, кухонная керамика иная – с примесью в массе толчёных раковин или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток – стоячие фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.
Поздний этап – Триполье С 2. Расширяется территория трипольской культуры за счёт продвижения племён на север и восток. Небольшие поселения располагаются на укреплённых местах, наряду с небольшими наземными жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча обработка металла. Уменьшается количество расписной керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения созданные по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, – браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика – шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.
Самарская культура – энеолитическая археологическая культура существовавшая в районе Самарской Луки реки Волга. Обнаружена в 1973 г. в ходе археологических раскопок близ населенного пункта Съезжее. Сформировалась на основе ранее существовавшей в этом же регионе средневолжской культуры. Культуры, занимавшие этот ареал позже, иногда также называют самарскими, а собственно самарскую культуру называют культурой раннего энеолита данного региона. Ареал этой культуры располагался в лесостепи к северу от родственной северокаспийской культуры на нижней Волге. В рамках курганной гипотезы самарская и происходящие от нее хвалынская и ямная культуры считаются индоевропейскими.
Оружие представляло собой ножи и кинжалы из кремня и кости, которые в могилах лежат в руках или в головах умерших (даже детей). Кроме того, использовали кремневые наконечники для стрел и костяные – для пик. Кроме них в могилах найдены украшения из кости, вырезанные в форме лошадей или головы быка с отверстиями для крепления на подвесках или лошадиной сбруе.
Керамика в основном представлена сосудами яйцевидной формы с отчетливой окаёмкой. Они не были предназначены для установки на плоскую поверхность и, вероятно, подвешивались на рогатках или укладывались в корзину, и окаёмка нужна была для того, чтобы удерживать сосуд в рогатке ухвата. Сосуд могли нести на плече или грузить на животных. По периферии сосуды были украшены геометрическим орнаментом из линий, полос, зигзагов или волнистых линий, процарапанных или вдавленных в глиняные стенки гребенкой. Смысл орнамента понятен при взгляде сверху: это солярный мотив, где роль солнца выполняет горлышко сосуда.
Судя по солярному орнаменту керамики, носители культуры поклонялись солнцу. Головы и копыта домашних животных (крупный рогатый скот, овцы, лошади) приносили в жертву, помещая их в специальные неглубокие сосуды поверх могил и посыпая охрой. В могилах обнаружены останки от одного до трех человек. Над некоторыми погребениями сооружали каирн из камня или небольшой могильный холм, ранний прообраз кургана. Впоследствии курган представлял собой настоящий холм, с которого погребенный вождь мог бы вознестись к небесным богам, но каково было назначение ранних могильных холмов – неизвестно. Погребальный обряд и археологические находки в могилах самарской культуры в целом аналогичны материальной культуре днепро-донецкой культуры за одним исключением. На артефактах, найденных в захоронениях, обнаружены изображения лошадей. В могилах также имеются останки лошадей. Неизвестно, использовались ли они как тягловая сила, но эти животные определенно употреблялись в пищу.
Хвалынская культура (называемая также протокурганной) – энеолитическая археологическая культура Северного Кавказа и Среднего Поволжья. Название получила по месту первых находок – близ города Хвалынск Саратовской области. Сложилась на основе самарской культуры, но в значительно более широком ареале – от Саратова на севере до Азовского моря на юго-западе и реки Урал на юго-востоке. Близка среднестоговской культуре и иногда выделяется вместе с ней в единую общность. В дальнейшем эволюционировала в ямную культуру и оказала влияние на ботайскую культуру Казахстана. Представители хвалынской культуры уже были знакомы с основами обработки металлов (медь).Основное занятие населения скотоводство и коневодство. Вспомогательную роль играла охота, рыболовство и собирательство.
Могильник под Хвалынском содержал 158 скелетов преимущественно в индивидуальных погребениях, реже от 2 до 5 тел в одной могиле. Покойных укладывали на спине с согнутыми коленями. Над 12 погребениями были возведены небольшие каменные насыпи. Как и погребения самарской культуры, могилы хвалынской культуры нередко содержат останки лошадей, овец и крупного рогатого скота. Могильник под городом Нальчик содержал 121 погребение. Тела также уложены лицом вверх и с согнутыми коленями. При погребении использовали охру и каменные плиты. Кроме того, весь могильник был закрыт курганом. Судя по найденным в могилах предметам, в хвалынском обществе имело место социальное расслоение, так как одни могилы заметно богаче других. Тем не менее, специфических знаков отличия вождей не найдено, в то время как курганы более поздней эпохи предназначались исключительно для вождей и их окружения. Если в погребениях самарской культуры металлические изделия не найдены, то в хвалынских могилах обнаружены медные украшения в виде колец. Другие украшения представлены перламутровыми бусами, браслетами из камня и кости, а также зубами животных, кабанов, медведей, волков, оленей. Оружие остается каменным, но достигает высшего качества изготовления. На керамике заметны следы веревок и шерстяной ткани.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх