Курганная гипотеза М. Гимбутас (курганная культура)

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
1661184653776.png
Индоевропейские языки
Индоевропейцы
Анатолийцы
Албанцы
Армяне
Венетский или Венедский
Венеты или Венеды
Германцы
Древнегреческий
Греки
Иллирийцы
Иранцы (Индоарийцы)
Италики (Романцы)
Курсивом выделены мёртвые языковые группы​
Курсивом выделены ныне не существующие общности​
Курганная гипотеза была предложена Марией Гимбутас в 1956 г., чтобы соединить данные археологических и лингвистических исследований для определения местонахождения прародины народов носителей праиндоевропейского языка (ПИЕ). Гипотеза является наиболее популярной в отношении происхождения ПИЕ. Альтернативная Анатолийская гипотеза в сравнении с ней имеет небольшую популярность. Балканская гипотеза В. А. Сафронова имеет сторонников в основном на территории бывшего СССР.
Гипотеза оказала значительное влияние на изучение индоевропейских народов. Те учёные, которые следуют гипотезе Гимбутас, идентифицируют курганы и ямную культуру с ранними протоиндоевропейскими народами, существовавшими в причерноморских степях и юго-восточной Европе с V по III тысячелетие до н. э.
Курганная гипотеза прародины протоиндоевропейцев подразумевает постепенное распространение «курганной культуры», охватившей в конце концов все причерноморские степи. Последующая экспансия за пределы степной зоны привела к появлению смешанных культур, таких, как культура шаровидных амфор на западе, кочевых индо-иранских культур на востоке и переселению протогреков на Балканы. Одомашнивание лошади и позднее использование повозок сделало курганную культуру мобильной и расширило её на весь регион «ямной культуры». В курганной гипотезе считается, что все причерноморские степи были прародиной протоиндоевропейцев и по всему региону говорили на поздних диалектах праиндоевропейского языка.
1661185633025.png
Карта миграций индоевропейцев с приблизительно 4000 по 1000 год до н. э. в соответствии с курганной моделью. Анатолийская миграция (отмеченная прерывистой линией)
могла иметь место через Кавказ или Балканы. Пурпурная область (1) обозначает предполагаемую прародину(Самарская культура, Среднестоговская_культура).
Красная область (2) означает область, населённую индоевропейскими народами к 2500 до н. э., а оранжевая (3) – к 1000 до н. э.
Исходное предположение Гимбутас идентифицирует четыре этапа развития курганной культуры и три волны распространения.
Курган I, регион Днепр/Волга, первая половина IV тысячелетия до н. э. Очевидно, произошла от культур волжского бассейна.
Курган II – III, вторая половина IV тысячелетия до н. э. Включает среднестоговскую культуру в Приазовье и майкопскую культуру на Северном Кавказе. Каменные круги, ранние двухколёсные повозки, антропоморфные каменные стелы или идолы.
Курган IV или ямная культура, первая половина III тысячелетия до н. э., охватывает весь степной регион от реки Урал до Румынии.
I волна, предшествующая этапу Курган I, экспансия с Волги на Днепр, приведшая к сосуществованию культуры Курган I и культуры Кукутени (трипольская культура).
II волна, середина IV тысячелетия до н. э., начавшаяся в майкопской культуре и породившая в дальнейшем курганизованные смешанные культуры в северной Европе (культура шаровидных амфор, баденская культура и культура шнуровой керамики). По мнению Гимбутас, это стало первым появлением индоевропейских языков в Западной и Северной Европе.
III волна, распространение ямной культуры за пределы степи, с появлением характерных могил на территории современной Румынии, Болгарии и восточной Венгрии.
Фредерик Кортландт предложил пересмотр курганной гипотезы. Он выдвинул главное возражение, которое может быть поднято против схемы Гимбутас, а именно то, что она исходит из археологических данных и ищет лингвистических интерпретаций. Исходя из лингвистических данных и пытаясь сложить их кусочки в общее целое, он получил следующую картину: индоевропейцы, оставшиеся после миграций на запад, восток и юг (как это описано у Дж. Мэллори) стали предками балто-славян, в то время как носителей других языков можно отождествить с ямной культурой, а западных индо-европейцев с культурой шнуровой керамики. Возвращаясь к балтам и славянам, их предки могут быть отождествлены со среднеднепровской культурой. Тогда, следуя Мэллори и подразумевая родину этой культуры на юге, в Среднем Стоге, ямной и поздней трипольской культуры.
По мнению Ф. Кортландта, существует общая тенденция датировать протоязыки ранее по времени, чем это подтверждается лингвистическими данными. Однако если индо-хетты и индоевропейцы могут быть соотнесены с началом и концом культуры Среднего Стога, то, возражает он, лингвистические данные по всей индоевропейской языковой семье не выводят нас за пределы вторичной прародины, и такие культуры, как хвалынская на Волге и майкопская на Северном Кавказе не могут быть отождествлены с индоевропейцами. Учитывая типологическое сходство праиндоевропейского языка с северо-западными кавказскими языками и подразумевая, что это сходство может быть обусловлено местными факторами, Фредерик Кортландт считает индоевропейскую семью ветвью урало-алтайской, трансформированной влиянием кавказского субстрата. Такой взгляд согласуется с археологическими данными и располагает ранних предков носителей праиндоевропейского языка севернее Каспийского моря, что не противоречит теории Гимбутас.
4500 – 4000 гг. до н. э.: ранние ПИЕ. Культуры Среднего Стога, Днепр-Донец и Самара, одомашнивание лошади (I волна).
4000 – 3500 гг. до н. э.: ямная культура, прототипы курганов и майкопская культура на Северном Кавказе.
3500 – 3000 гг. до н. э.: средние ПИЕ. Ямная культура и праиндоевропейское общество, с каменными идолами, ранними двухколёсными повозками, доминирующим скотоводством, однако и с постоянными поселениями и городищами вдоль рек, существующими за счёт растениеводства и рыбной ловли. Контакт культуры ямных захоронений с культурами поздней неолитической Европы привёл к появлению «курганизованных» культур шаровидных амфор и Баден (II волна). Майкопская культура является самым ранним из известных местом начала бронзового века, и бронзовое оружие и артефакты появляются на территории ямной культуры.
3000 – 2500 гг. до н. э.: поздние ПИЕ. Ямная культура распространяется по всей причерноморской степи (III волна). Культура шнуровой керамики распространяется от Рейна до Волги, что соответствует поздней стадии индоевропейской общности, в ходе которой вся «курганизованная» область распалась на независимые языки и культуры, исключая анатолийскую и тохарскую ветвь, которые были изолированы от этих процессов.
2500 – 2000 гг. до н. э.: закончено преобразование местных диалектов в протоязыки. На Балканах говорили на прото-греческом, в андроновской культуре севернее Каспия на прото-индоиранском. Бронзовый век достиг Центральной Европы.
2000 – 1500 гг. до н. э.: катакомбная культура севернее Чёрного моря. Изобретена колесница, что привело к расколу и быстрому распространению иранцев и индо-ариев в Средной Азии, северной Индии, Иране и восточной Анатолии. Прото-анатолийцы раскололись на хеттов и лувов.
1500 – 1000 гг. до н. э.: северный бронзовый век выделил пра-протогерманцев, и (пра)-протокельтов. В Центральной Европе возникли культуры полей погребальных урн и Гальштаттская культура, начавшие железный век. Миграция прото-италийцев на Апеннинский полуостров). Написание Ригведы и подъём ведической цивилизации в регионе Пенджаб. Микенская цивилизация – начало греческой тёмной эры.
1000 г. до н. э.500 г.: кельтские языки распространяются по Центральной и Западной Европе. Протогерманцы. Гомер и начало классической античности. Заратустра, подъём империи Ахеменидов, сменившей Элам и Вавилон. Развитие греческого и древнеиталийского алфавитов. В южной Европе племена говорят на различных палеобалканских языках, вытеснивших автохтонные средиземноморские языки. Анатолийские языки вымирают.
Согласно этой гипотезе реконструированные лингвистические данные подтверждают, что индоевропейцы были наездниками, использовавшими колющее оружие, могли без труда пересекать большие пространства. На технологически-культурном уровне курганные народы находились на уровне пастушества. Рассмотрев это Ренфрю установил, что оснащённые конные воины появились в Европе только на рубеже II – I тысячелетий до н. э., что не могло произойти в случае, если курганная гипотеза верна. На лингвистической основе гипотеза Гимбутас подверглась серьёзной атаке со стороны Катрин Крелль (1998 г.), которая обнаружила большое расхождение между терминами, найденными в реконструированном индоевропейском языке и культурным уровнем, установленным раскопками курганов. Например, Крелль установила, что индоевропейцы имели земледелие, в то время как курганные народы были только пастухами. Курганную теорию критиковали и Дж. Мэллори и П. Шмитт.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх