Херсонес – колония, основанная греками на территории Крыма в 422 г. до н. эры. Название «Херсонес» произошло из классического греческого языка и в переводе означает «полуостров».
Когда новая колония была сформирована, ее начали активно заселять ремесленники и торговцы. По форме правления Херсонес был демократической республикой с рабовладельческим строем. Власть в республике принадлежала народу, а правители избирались на народном собрании.
Большую часть своего существования жители колонии вели кровопролитные войны с другими государствами. Прежде всего это объясняется близостью расположения Херсонеса к Черному морю, что всегда считалось выгодным для других стран. Во втором веке колония воевала со скифами и попросила помощи у понтийского царя Митридата VI Евпатора. Царь помог разгромить скифские военные отряды, однако после войны Херсонес потерял свою самостоятельность, а позднее стал зависим от Римской империи.
Христианство вошло в жизнь Херсонеса в IV в. и стало официальной религией. В этот период в колонии уничтожались памятники античного искусства. Оно во многом повлияло на культуру и жизнь местных жителей Херсонеса. В V в. территория колонии принадлежала Византийской империи. К IX в. внешний облик Херсонеса претерпел значительные изменения и стал одной из военно-административных областей Византии.
Могущество Херсонеса с годами угасало, поскольку политические позиции Византии стали ослабевать. В XIII в. вся морская торговля города перешла в подчинение европейских купцов, которые начали осваивать там свои фактории. Большая часть торговых путей переместилась в восточную часть Крыма, что стало ударом по экономике Херсонеса. В результате набегов кочевников в XIII в. город был практически полностью разрушен и уже не смог возродиться.
Четыре столетия спустя офицер российского флота Крузе начал проводить первые раскопки в районе бывшего Херсонеса. Постепенно такие мероприятия стали систематическими и археологам удалось обнаружить неплохо сохранившиеся архитектурные памятники. Среди наиболее популярных выделяют: центральную площадь; театр; Базилику; Колокол; Монетный двор; башню Зенона.
В период советской власти на базе Херсонеса был создан историко-археологический заповедник, где велись научные исследования.
Одним из символов Херсонеса является сигнальный колокол, установленный между двумя каменными плитами на скалистом побережье моря. Эта достопримечательность датируется 1778 г. Колокол был отлит в Таганроге из металла турецких пушек. На колоколе можно увидеть изображение св. Николая и св. Фоки, которые считаются покровителями моряков.
В конце XVIII в. Александр I приказал вывезти колокол в Севастополь. После Крымской войны французы забрали колокол в Париж, где он находился до 1913 г. В ноябре того же года колокол был возвращен в сопровождении крестного хода и торжественного богослужения.
С Херсонесом связана история славянской письменности и языка. По утверждению ученых, именно в Херсонесе Кирилл и Мефодий впервые перевели тексты церковных древних книг на старославянский язык. Однозначных подтверждений этому историческому событию не существует, однако данная информация косвенно упоминается в некоторых церковных книгах.
Для исследователей до сих пор остается загадкой история появления беседки, которую местные жители назвали баптистерий или крестильня. По одной из версий беседка была возведена до крещения Руси. С другой стороны, специалисты, изучающие жизнь князя Владимира Святого, все чаще приходят к выводу, что князь принял крещение именно на херсонской земле.
Когда новая колония была сформирована, ее начали активно заселять ремесленники и торговцы. По форме правления Херсонес был демократической республикой с рабовладельческим строем. Власть в республике принадлежала народу, а правители избирались на народном собрании.
Большую часть своего существования жители колонии вели кровопролитные войны с другими государствами. Прежде всего это объясняется близостью расположения Херсонеса к Черному морю, что всегда считалось выгодным для других стран. Во втором веке колония воевала со скифами и попросила помощи у понтийского царя Митридата VI Евпатора. Царь помог разгромить скифские военные отряды, однако после войны Херсонес потерял свою самостоятельность, а позднее стал зависим от Римской империи.
Христианство вошло в жизнь Херсонеса в IV в. и стало официальной религией. В этот период в колонии уничтожались памятники античного искусства. Оно во многом повлияло на культуру и жизнь местных жителей Херсонеса. В V в. территория колонии принадлежала Византийской империи. К IX в. внешний облик Херсонеса претерпел значительные изменения и стал одной из военно-административных областей Византии.
Могущество Херсонеса с годами угасало, поскольку политические позиции Византии стали ослабевать. В XIII в. вся морская торговля города перешла в подчинение европейских купцов, которые начали осваивать там свои фактории. Большая часть торговых путей переместилась в восточную часть Крыма, что стало ударом по экономике Херсонеса. В результате набегов кочевников в XIII в. город был практически полностью разрушен и уже не смог возродиться.
Четыре столетия спустя офицер российского флота Крузе начал проводить первые раскопки в районе бывшего Херсонеса. Постепенно такие мероприятия стали систематическими и археологам удалось обнаружить неплохо сохранившиеся архитектурные памятники. Среди наиболее популярных выделяют: центральную площадь; театр; Базилику; Колокол; Монетный двор; башню Зенона.
В период советской власти на базе Херсонеса был создан историко-археологический заповедник, где велись научные исследования.
Одним из символов Херсонеса является сигнальный колокол, установленный между двумя каменными плитами на скалистом побережье моря. Эта достопримечательность датируется 1778 г. Колокол был отлит в Таганроге из металла турецких пушек. На колоколе можно увидеть изображение св. Николая и св. Фоки, которые считаются покровителями моряков.
В конце XVIII в. Александр I приказал вывезти колокол в Севастополь. После Крымской войны французы забрали колокол в Париж, где он находился до 1913 г. В ноябре того же года колокол был возвращен в сопровождении крестного хода и торжественного богослужения.
С Херсонесом связана история славянской письменности и языка. По утверждению ученых, именно в Херсонесе Кирилл и Мефодий впервые перевели тексты церковных древних книг на старославянский язык. Однозначных подтверждений этому историческому событию не существует, однако данная информация косвенно упоминается в некоторых церковных книгах.
Для исследователей до сих пор остается загадкой история появления беседки, которую местные жители назвали баптистерий или крестильня. По одной из версий беседка была возведена до крещения Руси. С другой стороны, специалисты, изучающие жизнь князя Владимира Святого, все чаще приходят к выводу, что князь принял крещение именно на херсонской земле.