Малый театр в Москве

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Государственный академический Малый театр России — один из старейших театров России, сыгравший выдающуюся роль в развитии русской национальной культуры. Первый спектакль в нём состоялся 14 (26) октября 1824 г. На этой сцене впервые увидели свет «Горе от ума» и «Гроза». В театре блистали Щепкин, Мочалов, Ермолова ...
Творческий путь Малого театра с самого начала был теснейшим образом связан с передовой общественной мыслью, свободолюбивыми настроениями интеллигенции – писателями, историками, профессорами московского Университета.

1679673294482.png
1679673316566.png
Драматург А.Н. Островский (1823 — 1886 гг.), актеры М.Н. Ермолова (1853 — 1928 гг.), П.С. Мочалов (1800 — 1848 гг.), М.С. Щепкин (1788 — 1863 гг.) и П.М. Садовский (1818 — 1872 гг.). Почтовая марка СССР 1949 г.
1679673354827.png
Памятник А. Островскому у Малого театра. Установлен в 1929 г.
История московского Малого театра началась в 1756 г. с указа Елизаветы Петровны: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр». Правда, это было время появления лишь труппы театра — ее основали при университете и отдали под руководство знаменитого поэта и драматурга Хераскова (автора знаменитой поэмы «Россиада»). Университетский Вольный театр послужил основой для создания драматического Петровского театра. Кроме студентов, в труппу входили также актеры из крепостных театров (в том числе и из театра помещика Волкова (из Ярославля)).
1679673826751.png
Михаил Матвеевич Херасков. Русский поэт, писатель и драматург эпохи Просвещения. По отцу происходил из валашского боярского рода Хереску. Наиболее известен как автор эпической поэмы «Россиада». Деятель российского масонства. С 1756 г. состоял на службе в Московском университете, его директор и куратор. Основатель Московского университетского пансиона. Член Вольного российского собрания, основатель первых московских театров. Издатель литературно-просветительских журналов «Полезное увеселение» и «Свободные часы», в конце жизни сотрудничал с журналом «Вестник Европы». Член Академии Российской от самого её основания
Еще у самых своих истоков, в конце XVIII в., бывшая университетская труппа находилась под влиянием прогрессивной московской интеллигенции, прежде всего, крупнейшего русского просветителя Н.И. Новикова, писателя и издателя, известного своими антикрепостническими настроениями. Репертуар театра с самого начала складывался из лучших драматических произведений, как русских (от Д. Фонвизина до И. Крылова), так и зарубежных авторов (от Мольера и Бомарше до Шеридана и Гольдони). В лучших своих сценических созданиях талантливые актеры труппы, такие, как В. Померанцев, Я. Шушерин, П. Плавильщиков, чета Сандуновых.
После пожара в Петровском театре в 1805 г. труппа играет в различных театральных помещениях, вплоть до конца 1824 г., когда получает пристанище в здании, построенном по проекту знаменитого скульптора О.И. Бове ((именно он построил Большой театр) создал проект перестройки особняка купца Варгина, который и стал зданием Малого театра; позже здание было перестроено архитектором К.А. Тоном и приняло свой окончательный вид) на Петровской (в настоящее время Театральной) площади. С того времени московская драматическая труппа становится самостоятельной. Театр стал называться Малым (в отличие от Большого, находящегося на той же площади). Однако, задолго до этого, в 1806 г., театр приобрел статус казенного, войдя в систему императорских театров. Таким образом, актеры, поступившие в труппу из крепостных театров, сразу освобождались от крепостной зависимости, как например, С. Мочалов – отец знаменитого трагика, П. Мочалова.
1679673956233.png
1679673966727.png
1679673975781.png
1679673986101.png
Осип Иванович Бове
Константин Андреевич Тон
Павел Степанович Мочалов
Михаил Семёнович Щепкин
В это же время театр стал казенным, что было очень важно: теперь актеры, пришедшие из крепостных театров, получали свободу. Поначалу Большой и Малый театр были связаны единой структурой. Иногда постановки одного театра переносились со временем на сцену другого. И даже на сцене Малого время от времени появлялись оперы, например, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского.
Объявление о первом спектакле в Малом театре можем найти в «Московских ведомостях» за 1824 г. Интересно, что в нем название театра писалось с маленькой буквы, что просто указывало на небольшие размеры театра. Но вскоре Малый стал так популярен, что его название стали писать с заглавной буквы. Далеко не последнюю роль в растущей славе театра сыграли его знаменитые актеры —М. Щепкин («Он первым создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре», – сказал о Щепкине А.И. Герцен) и П. Мочалов («актер-плебей», по выражению воспевшего его критика В.Г. Белинского). Щепкин был бывшим крепостным актером, ему приходилось играть даже женские роли, например, Еремеевну в «Недоросле» и Бабу Ягу в опере Горчакова. Мочалов также родился в семье крепостных актеров, и он стал одним из величайших трагиков XIX в. (его герои-одиночки быстро сделали его знаменитым: Гамлет, Ричард III, Чацкий).
1679674009253.png
Фотография М. Щепкина в газете к 50-летию его смерти
Именно на сцене Малого в 1831 г. впервые полностью была показана комедия «Горе от ума», где Щепкин сыграл Фамусова, а Мочалов — Чацкого. Здесь же в 1836 г. показали «Ревизора» Н.В. Гоголя, поставили «Мертвые души», «Женитьбу» и «Игроков». Но самым любимым автором Малого был, конечно, Александр Николаевич Островский («русский Шекспир»). За свою жизнь он написал 48 пьес, и все они были поставлены на сцене Малого. 1859 г. был ознаменован в театральной жизни Москвы премьерой «Грозы» (эта пьеса вызывала ожесточенные споры критиков, о ней писали Добролюбов, Писарев и Григорьев).
На драматургии А.Н. Островского выросла блестящая плеяда актеров – С.В. и Е.Н. Васильевы, Н.В. Рыкалова, Н.Н. Медведева, Н.А. Никулина, В. Бороздина, Г.Н. Федотова, Н.И. Музиль и другие. Островский принимал непосредственное участие в жизни Малого театра, был постановщиком своих пьес, требуя от актеров правильности найденного «тона», высокой культуры сценической речи, достоверности и художественного единства всех компонентов спектакля. Поэтому Малый театр также будут называть «Домом Островского».
1679674052542.png
«Гроза» в постановке Малого театра, конец XIX в.
На лучших образцах западной драматургии расцвело творчество великой русской трагической актрисы М.Н. Ермоловой. Дебютировав в роли Эмилии (Г.Э. Лессинг, Эмилия Галотти), проявив недюжинный темперамент и силу страсти, впоследствии актриса создала галерею героических женских образов, которую объединила тема протеста против бесчеловечности общества и утверждения достоинства и прав личности. (Лауренсия – Овечий источник Лопе де Вега, Мария Стюарт – Мария Стюарт Ф. Шиллера и Жанна д'Арк – Орлеанская дева Ф. Шиллера, и многие другие). Не только горячая патетика была свойственна искусству Ермоловой, но и особая задушевность, теплый лиризм, тонкость психологических переживаний.
1679674104232.png
Мария Николаевна Ермолова. Русская драматическая актриса Малого театра, по словам Станиславского – величайшая из виденных им актёров. Прославилась ролями свободолюбивых личностей, преданных своим идеалам и противостоящих окружающей пошлости
В 1880-х гг. в обществе возникла потребность в театральных впечатлениях и романтической героики, так как будничная действительность была обеднена ею. Происходила смена поколений. И, следующая страница Малого театра, пройдет под знаком великой М. Ермоловой. Ее сподвижниками были А.П. Ленский, А.И. Южин, К.Н. Рыбаков, Е.К. Лешковская, А.А. Яблочкина, позднее – А.А. Остужев. Актерский ансамбль Малого театра украшали также О.О. и М.П. Садовские, из знаменитой актерской династии.
Не раз на спектаклях с участием М.Н. Ермоловой происходили политические манифестации студентов и демократической интеллигенции, что еще раз доказывает огромную общественную значимость Малого театра.
Ставились на сцене Малого театра произведения русских классиков. Например, весьма успешно шла трилогия А.К. Толстого «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». А вот отношения с А.П. Чеховым при жизни писателя у театра не заладились, так что на его сцене шли только водевили Чехова (хотя, сегодня «Чайка», «Вишневый сад» и «Три сестры» прочно вошли в его репертуар).
1679674188075.png
1679674205288.png
Малый театр на рубеже XIX и XX вв.
Пожар в Малом театре. 2 мая 1914 г.
Но театр переживал и кризисы. На рубеже XIX – ХХ вв. значение театра несколько ослабло. Мельчал репертуар, отставала от современности режиссура. Пути обновления искусства Малый театр искал в первую очередь актер и режиссер А.П. Ленский. Однако, созданный им Новый театр – филиал Малого театра – не смог осуществить программу реформ. А.И. Южин, возглавивший театр в 1909 г., стремился укрепить позиции театра, но его попытки успехом не увенчались. Кризис Малого театра отразил общий театральный кризис, выходом из которого стало создание в 1898 г. Московского Художественного театра, возможного лишь на базе коренных всесторонних театральных реформ. Эти реформы были проведены К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко.
После Октябрьской революции 1917 г. для Малого театра наступили не менее трудные времена, связанные с необходимостью органично вписаться в современность, сохранив при этом свою самобытность. При Малом театре с 1918 г. работает театральная школа (с 1938 г. – Театральное училище им. Щепкина, с 1943 г. – вуз).
В 1919 г. Малому театру присвоено звание академического. Но в это же время театры, созданные на волне революции, отвергают академические, а значит «устаревшие и бесполезные для народа театры». Звучит призыв и вовсе закрыть их, как оплот буржуазно-дворянской культуры. На защиту Малого театра встает первый советский нарком просвещения А.В. Луначарский.
Труппа Малого театра в 1930-х гг. пополнилась артистами из других театров (Н.М. Радин, М.М. Блюменталь-Тамарина, Е.М. Шатрова, Д.В. Зеркалова) и из театра В.Э. Мейерхольда, закрытого к тому времени, как театр «враждебной эстетики» пришли – И.В. Ильинский, М.И. Царев, М.И. Жаров. Что же касается режиссуры, то в Малом театре, как правило, это «режиссер при актерах», и очень часто на практике актеры театра играют в спектаклях ими же и поставленных (И. Ильинский, Б. Бабочкин, В. Хохряков и другие).
В годы Великой Отечественной войны при театре работал фронтовой филиал.
Из послевоенных постановок Малого театра большим событием стал спектакль Васса Железнова М.А. Горького с участием В.Н. Пашенной (1952 г.). В 1950 гг. в театре работали режиссеры: К.П. Хохлов, И.Я. Судаков, Л.А. Волков. Значительную роль в жизни театра играла актерская и режиссерская деятельность Б.А. Бабочкина. Он впервые поставил в Малом театре А.П. Чехова (Иванов,1960 г.), сыграв в спектакле главную роль. В период 1960 – 1980 гг. в Малом театре ставили спектакли такие режиссеры, как Л.В. Варпаховский, Л.Е. Хейфец, Б.А. Львов-Анохин. Ставил спектакли и Игорь Ильинский. В 1990 гг. в театре поставлены Дядюшкин сон Ф.М. Достоевского, Царь Борис и Смерть Иоанна Грозного А.К. Толстого, Не было не гроша, да вдруг алтын, Волки и овцы, Лес, Трудовой хлеб, Бешеные деньги А.Н. Островского, а также Чайка А.П. Чехова. Список спектаклей отечественного репертуара продолжают Чудаки М. Горького, Свадьба Кречинского А.Н. Колкера по произведению А.В. Сухово-Кобылина, Сказка о царе Салтане А.С. Пушкина.
Малый театр и сегодня стремится выразить современность, опираясь на богатые традиции русской актерской школы, оставаясь театром академической классики, театром высокой сценической культуры.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх