Ойо. Империя Ойо, государство народа йоруба (период расцвета 1650 – 1750 гг.)

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Город-государство народа йоруба (нигеро-конголезская макросемья), существовавший в колониальную эру на юго-западе современной Нигерии и востоке современного Бенина (между рекой Вольта на западе и рекой Нигер на востоке) в XV – XIX вв. Столица – город Ойо-Илэ (на современных картах – Олд-Ойо или Ойо-Илэ, на европейских картах XIX в. – Катунга) и Аго-д’Ойо. История заселения этих земель ведется ещё с V тысячелетия до н.э. В ходе археологических раскопок здесь были обнаружены микролитические орудия позднего каменного века.
На юго-западных окраинах Ойо располагались предгосударственные образования Эгба и Эгбадо.
Лингвистические данные свидетельствуют о том, что две волны иммигрантов прибыли в Йорубаленд между 700 и 1000 гг., вторая поселилась в Ойо на открытой местности к северу от Гвинейского леса. Это второе государство стало выдающимся среди всех государств йоруба из-за его благоприятного торгового положения, природных ресурсов и «промышленности» его жителей.

1677143299125.png
Владения Ойо
В период расцвета территория государства Ойо включала большую часть современной Нигерии, Бенин, Того, простираясь на север, по реке Нигер.
Важное преимущество Ойо перед большинством других йорубских государств заключалось в том, что оно развивалось не в тропических лесах, зараженных мухой цеце, а в лесистой саванне, благоприятной для сочетания мотыжного земледелия со скотоводством и для создания системы коммуникаций. При этом южные ответвления транссахарских торговых путей находились недалеко от северных рубежей государства Ойо.

1677143334778.png
Поселение Ойо
Ранняя история Ойо известна исключительно по устной традиции; так же вычисляется и примерная дата его основания: слагая сроки правления династического списка, учёные относят его к XIV веку (впрочем, некоторые, как нигерийский историк Исаак Акинджогбин, датируют её примерно 1000 г.).
Постепенно поселение Ойо разрасталось и к XIV в. превратилось в целое город-государство. Есть у аборигенов предание. Младший сын Творец мира, великого предка и героя йоруба Одудува (который, вероятно, мигрировал в Иль-Ифе (считавшийся у йоруба священным городом и легендарным местом рождения человечества)) по имени Ораньян (он стал первым алафином, или правителем Ойо) выбрал это место для своего проживания По одному из мифов, питон, явившийся во сне Ораньяну, подсказал ему место, в котором следовало основать г. Ойо – столицу государства. Другие легенды связывают происхождение правящей династии с ближайшими северо-восточными и северными соседями Ойо – тапа (нупе) и бариба (боргу).
Преемник Ораньяна был смещён и сменён на другого его сына (от дочери правителя Нупе) — Шанго, который впоследствии был позднее обожествлен как дух молнии и грома. Ранние правители неоднократно меняли места царской ставки: кроме собственно Ойо, таковыми побывали Око, Киши, Куши, Шаки (Айекале), Ойо-Игбохо.
Постепенно потомки Ораньяна смешивались с народами тапа и бариба. Местом появления столицы и ядра государства Ойо стала лесистая саванна на Йорубском плато. Важную роль в возвышении древнего Ойо сыграло отклонение транссахарских торговых путей в восточную часть Западного Судана, в страны хауса (с XIV – XVI вв.).
1677143378483.png
Ойо и соседние «государства», около 1625 г.
И все же в начале XVI в. Ойо был небольшим государством, бессильным перед своими северными соседями Боргу и Нупе, которые завоевали его в 1550 г. Однако к концу века могущество Ойо выросло благодаря алафину Оромпото, который использовал богатство, полученное от торговли от торговли, для создания и содержания обученной армии и особых кавалерийских отрядов.
Первыми ощутили военные инновации народ тапа, их первыми из соседей одолели и включили в состав своего маленького государства. А дальше Ойо всё больше совершенствовались в военном мастерстве. Поэтому начался период активной экспансии. Вскоре Ойо «дошло» до территории Бенина (на западе), главной политической силы в регионе. Возникла новая четкая и осознанная граница. Кстати, Бенин по преданию тоже был основан Ораньяном.
1677143412556.png
Народ Ойо
Ойо в XVI – XVII вв. выбрали для себя путь экспансии на юг – к Гвинейскому заливу. Н.Б. Кочакова в своей о работе об африканских народах в доколониальный период сообщает, что средствами для укрепления молодого развивающегося государства служили на этом этапе военные грабежи, обложение данью, работорговля.
К началу XVII в. в прибрежных районах Гвинейского залива, где впоследствии появился г. Порто-Ново, сложилась система работорговли, в которой партнёрами были, с одной стороны, европейские купцы, с другой – государства, созданные народами аджа – Аллада (Ардра), Вида (Видах) и Дагомея. Ойо умело пользовалось противоречиями аджа и с конца XVII в. фактически определяло политику в этой части Гвинейского побережья. В 1680 – 1682 гг. Ойо напало на Дагомею и Алладу, в 1698 г. вмешалось в династические распри претендентов на трон Аллады. В начале XVIII в. Аллада попала под контроль Ойо и стала его посредником в работорговле.
Государство возглавлялось священным царем (алафином), власть которого была ограничена советом родовой знати. Страна была разделена на провинции. Провинциальные «города» имели своих наследственных правителей или же наместников из числа царских рабов. Все они находились под жестким контролем центральной власти и должны были платить столице дань.
Правители, которые послужили делу расширения границ Ойо и собиранию земель: Аджибойеда, Обалокун, Аджагбо, Веме. При последнем (в XVII в.) Ойо стало контролировать побережье Залива. Аборигены встретились с европейцами, также был налажен «торговый мост» с другими африканскими народами. В это время за рабов хорошо платили европейцы, а рядом воевали между собой народы аджа; «страна» Аллада побеждала «страну» Виду и приводила пленных, а потом Виду приводили пленных из Аллады. А затем Ойо и вовсе установили контроль над Алладой ...
1677143456030.png
Итак, во второй половине XVII в. началась экспансия Ойо в южном направлении, повлекшая за собой создание империи Ойо. Важной целью экспансии было овладение торговыми путями и обеспечение благоприятных условий для участия в работорговле с европейцами. Главным инструментом завоеваний была конница, которая на протяжении нескольких сот лет составляла основу военного могущества государства.
Усиление Дагомеи в 1720-х гг. (в 1724 г. Дагомея (современные Бенин и Того) захватила Алладу, в 1727 г. – Виду) положило начало йоруба-дагомейским войнам, длившимся с перерывами более 100 лет. Многочисленная йорубская конница несколько раз вторгалась в Дагомею. В 1728 – 1730 гг. Ойо поставило под свой контроль Махи – непрочное политическое объединение – конфедерацию племен на территории между Шабе и Дагомеей. В 1730 г. Ойо добилось первой победы над Дагомеей, превратив её в своего данника. Столица Дагомеи была перенесена из Абомея в Алладу; часть Аллады – Аджасе (позже – Порто-Ново) – под нажимом Ойо была отделена от Дагомеи. Граница между Дагомеей и Аджасе прошла по рекам Зу и Веме. Территория к востоку от этой линии, включая Аджасе, Веме и Бадагри, отошла под управление Ойо. Представитель царского рода, будущий правитель Дагомеи Тегбесу, был отправлен в Ойо заложником.
С конца 1730-х гг. в течение примерно 10 лет правители Ойо либо вторгались в Дагомею, либо угрожали вторжениями и разрушениями. В 1748 г. стороны заключили «мирный» договор, по которому в течение последующих почти 100 лет дагомейцы платили Ойо ежегодную дань рабами, ружьями, раковинами каури и кораллами. Подчинение Дагомеи означало для Ойо ослабление главного соперника в работорговле и обеспечение прямого выхода к побережью через зависимые территории.
В XVII – XVIII вв. держава Ойо достигла вершины политического могущества: его территория простиралась от реки Нигер на севере и северо-востоке до территории современной Ганы на западе. Политические и социальные институты Ойо, достижения в области материальной культуры и военного дела были восприняты многими соседними народами.
Основой экономики Ойо во все периоды его существования было мотыжное земледелие; культивировались ямс, просо, кукуруза, хлопчатник, бананы. В хозяйствах имелись лошади, овцы, козы, домашняя птица. Из-за мухи цеце скот был малорослым, мясо ценилось очень дорого. Недостаток в животной пище восполнялся благодаря охоте и собирательству, на рынках (бойкл) шла торговля мелкой живностью.
Рядовое домохозяйство в своей основе было самообеспечивающимся, что не исключало специализации некоторых ремёсел. Продукция ткачества, гончарное производство без гончарного круга, кузнечного дела, резьбы по дереву были широко представлены на внутренних рынках. Наиболее умелые мастера обслуживали царя и знать и находились под их покровительством. Ткани местного производства экспортировались в другие африканские государства и даже в Бразилию.
Основу социальной структуры Ойо составляла общинная организация. Земля и титулы наследовались не отдельными лицами, а в рамках кровнородственных общин (или патрилинейных родов) идиле, имевших происхождение от общего предка по мужской линии, соблюдавших экзогамию, имевших общее родовое имя и общего духа-покровителя, общие запреты на некоторые виды пищи.
Подавляющая масса населения – общинники – сохраняли экономическую и личную самостоятельность в качестве членов идиле. Они владели основными средствами производства и были лично свободными. Земля являлась коллективным достоянием общины. Размеры участков, занимавшихся по праву вольной заимки, определялись производственными возможностями семей.
Существовал привилегированный вид земельной собственности – титульные земли. После смерти «царя» они переходили к наследнику его титула. Обычное право рассматривало титульные земли как форму общественной собственности, как фонд для обеспечения государственных расходов.
Общество Ойо характеризовалось сравнительно высокой степенью социальной и имущественной дифференциации. Наиболее ярким выражением роста имущественного неравенства было распространение кабального должничества – системы ивофа, отличавшейся от рабства тем, что кабальный оставался лично свободным и не терял прав на землю.
Правитель (их было два (правитель и его соправитель – сын-наследник)) Ойо имел титул алафин (дословно «хозяин дворца»). Обычай давал ему право низлагать правителя любого подвластного города, объявлять войну. Оба считался высшей судебной инстанцией и верховным жрецом. В ведении алафина находились рынки и внешняя торговля государства. Однако решения алафина имели силу только в том случае, если получали одобрение ойо меси – совета семи знатнейших сановников. Их титулы наследовались в пределах нескольких идиле. Члены ойо меси служили связующим звеном между царём и рядовыми общинниками через цепочку нижестоящих вождей. При этом они составляли замкнутую корпорацию родовой знати, образовавшуюся из тайного союза Огбони. По обычаю, союз Огбони был наделён правом выбирать и возводить на престол царя, управлять вместе с ним и решать судебные дела, связанные с пролитием крови. В Ойо эти функции членов Огбони были узурпированы верхушкой союза – представителями знатных родов, включая ойо меси, и жрецами культа.
Во главе совета семи стоял башорун – один из самых влиятельных членов Огбони. Он возглавлял государство в трехмесячный период между смертью царя и вступлением на престол нового. Ежегодно во время празднеств в честь бога войны Огуна башорун советовался с богами о том, угоден ли им царствующий алафин. В случае отрицательного ответа оракула царю предлагалось покончить с собой (этот обычай должен был соблюдаться неукоснительно).
Экспансия Ойо в XVII – XVIII вв. сопровождалась борьбой за власть между царями и родовой по происхождению знатью. В период расцвета Ойо почти ни один из царей не умирал естественной смертью. Начиная с 21-го царя все большее значение приобретала борьба за власть между царём и башоруном. Родовая знать пыталась свести на нет значение царского рода, ослабив позиции соправителя царя (обычно его сына) – аремо. С 22-го царствования был введён обычай насильственного самоубийства аремо после смерти его отца.
Но эта страна не представляла собой единый народ. Она, по сути, дробилась на мелкие кланы. Именно по знатности кланов и происходило политическое, экономическое возвышение. Это не могло не привести к внутренней политической нестабильности. Кланы соперничали и враждовали на пути к власти. Параллельно с этим, главы кланов фактически дезавуировали полномочия правителей, старались сместить очередной правящий род.
1677143531128.png
Империя Ойо в XVII – XVIII вв.
Наивысшего могущества Ойо достигло во второй половине XVIII в. (после самоубийства алафина Онишиле) во время правления узурпатора башорун Гахи (он не был по статусу царем, но фактически правил страной (он пришел к власти около 1754 г.) почти 20 лет, у него были все шансы изменить ход истории, но он не придал значения государственному устройству, утверждая лишь железную дисциплину; Гаха последовательно принудил к самоубийству четырех номинальных царей, но пятый царь сам организовал заговор и ликвидировал тирана) и алафина Абиодуна, который восстановил значение царской власти (примерно в 1774 г.) и вел успешную завоевательную политику. В этот период Ойо подчинило себе все йорубские государства к западу от Иджебу, Дагомею и большинство городов-государств побережья, от границ Дагомеи до города-государства Лагос (Эко).
С укреплением царской власти происходило расширение царского двора. Он создавался из двух категорий придворных: 1) из жён и родственников царя; 2) из рабов самых разных рангов – от уборщиков и слуг до высших должностных лиц. Управлением занималась в основном вторая категория придворных. В её рядах численностью и влиянием выделялись рабы-евнухи. Три евнуха становились ближайшими помощниками царя. Следующее после евнухов место по значению занимали илари. Они рекрутировались из дворцовых рабов и военнопленных и служили телохранителями, гонцами, привилегированными слугами и сборщиками дани с покорённых народов. В награду за службу илари пользовались правом отчисления в их пользу некоторой доли дани с подчинённых городов и деревень. Особо доверенным илари отдавали в кормление города или кварталы.
Царские палачи и охранники – тету – набирались из рабов и их потомков. Сборщики торговых пошлин на царских рынках и у городских ворот также являлись рабами. Каждый сборщик имел право носить оружие и быть воином. Войско создавалось как народное ополчение. Структура войска была тесно связана с делением городского населения на компаунды и кварталы по территориально-родственному признаку. Наряду с народным ополчением имелись привилегированные воинские части.
Для Ойо была характерна нераздельность политико-административной и судебно-полицейской власти. В основе судопроизводства лежали нормы обычного права. Считалось, что царь не законодательствует, а лишь истолковывает древние обычаи, следуя советам богов.
Ойо было разделено на провинции во главе с правителями, являвшимися промежуточными звеньями администрации между алафином и правителями других провинциальных городов. Система провинций была построена не единообразно, и главы разных провинций обладали не одинаковой властью. В свою очередь, промежуточной инстанцией между ними и алафином были столичные «патроны» – носители титулов, рекрутировавшиеся из разных социальных групп: дворцовых рабов, дворцовых женщин, членов царского рода, вождей нецарского рода. Главной функцией патронов был контроль над выполнением даннических обязанностей правителей провинциальных городов. Помимо патронов провинциальные города имели официальных царских наблюдателей – аджеле, которые посылались туда в качестве резидентов и царских шпионов. Административный контроль подкреплялся религиозными санкциями. В подчинённых городах насаждался культ Шанго – бога грома и молнии, отождествлявшегося с одним из первых алафинов.
По мере превращения Ойо из города-государства в обширную державу развивались «имперские» институты. Подчинённые города имели своих наследственных правителей, носивших титулы оба или бале, и были связаны со столицей отношениями данничества. В большинстве случаев размер дани фиксировался. Подчинённые города были обязаны давать людей в ополчение Ойо.
Автохтонная религия Ойо имела разветвленный, но слабо упорядоченный пантеон. Функционально многие боги дублировали друг друга; мифология, связанная с некоторыми божествами, содержит неразрешимые противоречия; связи между отдельными божествами пантеона не всегда ясны, иерархия божеств прослеживается нечётко. Превращение Ойо в крупнейшее йорубское государство, а также развитие института царской власти способствовали объединению божеств в общейорубский пантеон, однако этот процесс не был завершён в доколониальный период.
Пантеон возглавлялся верховным божеством Олоруном (Хозяин Неба), или Олудумаре, и включает от 401 до 1700 божеств (ориша): покровители стихий, божества грома (Шанго), солнца (Орун), луны (Ошу), войны и железа (Огун), судьбы (Орунмила), врачевания (Осанъин), прорицания (Ифа), охоты (Ошоси), земледелия (Ориша Око), трикстера Эшу (посредника между ориша и людьми, покровителя путешественников, проводника душ в царство мёртвых и т. п.) и др.; верили в ведьм (адже).
Организацией религиозной жизни у Ойо занималось жречество, имевшее сложную титулатуру. Жреческие титулы, как правило, наследовались в пределах кровнородственных групп, личность жреца считалась священной и неприкосновенной. Отправление культов большинства божеств происходило в специальных молитвенных местах. Могущественным, популярным божествам, культ которых отправляли жрецы, обычно воздвигались храмы – глинобитные строения, покрытые травой или пальмовыми листьями.
В Ойо практиковались жертвоприношения, в период ранней истории – в том числе человеческие. Характер жертвоприношений зависел от повода и был строго регламентирован. Во время церемонии интронизации избранного священного правителя (алафина) он приносил в жертву своим предкам по корове и барану на каждую могилу. Порции жертвенного мяса рассылали знати Ойо, членам царской семьи и должностным лицам. После смерти алафина у входа в его личные покои хоронили улитку, черепаху, броненосца, полевую мышь, гигантскую крысу (окете), жабу, головастика, голубя, петуха, барана, мужчину и женщину (со временем вместо людей в жертву стали приносить лошадь и вола).
В XVII в. в Ойо начал распространяться ислам. В начале XIX в. в Ойо-Иле появился мусульманский квартал, хотя большая часть населения придерживалась традиционных верований. С середины XIX в. в Ойо появились первые христианские миссионеры.
Особое значение в мифологии Ойо имели сказки о животных и растениях, исторические и этиологические предания. Растениям и животным приписывались сверхъестественные возможности: считалось, что многие из них обладают речью, могут общаться с людьми, способны принимать человеческий облик. Характерной чертой взаимоотношений людей и животных было широко распространённое представление об оборотничестве – вера в возможность временного превращения людей в животных и птиц, и наоборот – животных, птиц и некоторых растений в людей.
Любимым персонажем фольклора йоруба была черепаха; они поклонялись крокодилам и змеям, попугаям. Царским животным считался леопард. Главнокомандующий войском в Ойо – каканфо – носил передник из леопардовой шкуры. Сиденье каканфо также всегда покрывалось шкурой леопарда, что символизировало храбрость как необходимую принадлежность его титула и его связь с особой священного царя.
Особое значение для йоруба Ойо имела лошадь и связанные с нею предания и ритуалы. Одним из главных героев йоруба является победоносный конный воин – символ жизненной силы, самообладания, храбрости и стойкости.
Период с конца XVIII в. по 30-е гг. XIX в. был временем заката и распада империи Ойо. Аппарат насилия государства не был в состоянии длительное время эффективно контролировать огромную, даже по современным масштабам, территорию империи. Губительно влияние на судьбу Ойо оказал также рост сепаратистских тенденций и политической нестабильности в прибрежных районах под влиянием трансатлантической работорговли.
А так как народ ничего не связывает, нет единой экономической системы, нет эффективного политического устройства, то началось движение различных «народов» этого многонационального государства.
После неудачных кампаний против Боргу (1783 г.) и Нупе (1789 г.) государство Ойо начало терять территории. В 80-х гг. XVIII в., после восстания во главе с Лишаби, от Ойо отпала Эгба, его юго-западная окраина. Расквартированный в военном лагере Илорин верховный главнокомандующий (аре-она каканфо) Афонджа, недовольный приказами напасть на священные города йоруба, в 1795 г. принудил алафина Аволе к отречению и ритуальному самоубийству, а в 1817 г. он вывел богатейшую провинцию Илорин из-под подчинения Ойо. В конце XVIII в. прекратила выплату дани Дагомея, в начале XIX в. — области Нупе и Долга. Вслед за этим начался распад и центральных областей.
Примерно в 1836 г. войска халифата Сокото (мусульмане-фулани) захватили и ограбили столицу (в начале XIX в. султан Османом дан Фодио объявил джихад). Падение Ойо, которое вызвало движение населения, ускорило процессы смешения и интеграции различных подгрупп йоруба, привело к заселению новых районов.
Образование мощного и агрессивного халифата Сокото имело самые тяжелые последствия для существования державы Ойо. В 1836 г. войска фульбе захватили и разграбили ее столицу, разрушили многие другие йорубские города. Империя Ойо пала. Оставшееся в живых население бежало на юг, в города тропических лесов.
После 1837 г. под руководством алафина Атибы началось воссоздание «империи» на новом месте, в 130 км южнее старой столицы с центром в городе Новый Ойо (объединившей вокруг себя южные районы бывшей империи). Однако могущества прежней империи возродить не удалось. Ойо превратилось в рядовое государство.
Два главных поста в государстве (главнокомандующего и председателя государственного совета ойо меси) Атиба отдал мощным военным вождям — правителям городов-государств Иджае и Ибадан. Эти государства получили статус провинций. В битве при Ошогбо, произошедшей между 1838 и 1841 гг. силы йоруба остановили наступление конницы фульбе из Илорина.
К концу XIX в. Ойо постепенно теряло роль главной политической силы, она перешла к Ибадану. В 1893 г. государство потеряло независимость, подписав договор с британцами о протекторате (1896 г.; с 1900 г. протекторат Южная Нигерия). К началу XX в. все государства йоруба за исключением Эгба, сохранявшей до 1916 г. статус «республики», лишились независимости.
1677143735914.png
1677143747563.png
Алафин Ойо (начало ХХ в.)
1677143763615.png
Дворец Алафина из Ойо примерно в середине 1900-х гг.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх