Основные культуры субнеолита

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Период Дзёмон (на японском дзё мон-дзидай, буквально «эпоха верёвочного орнамента») – период японской истории. Согласно археологической периодизации истории стран Запада период Дзёмон соответствует мезолиту и неолиту. Особенностью этого периода является начало использования его жителями керамических изделий.
Большинство историков считают, что оледенение соединило японские острова с азиатской частью материка. Судя по археологическим находкам человек разумный переселился на острова из восточной и юго-восточной части Азии и уже неплохо умел охотиться, а на охоте использовать лук и стрелы, заниматься собирательством, речным и морским рыболовством и изготавливать различные каменные и костяные орудия труда и посуду из обожжённой глины. Были приручены собаки и одомашнены свиньи.
1712288662831.png
Образец ранней керамики Дзёмон
Период Дзёмон получил название от способа украшения глиняной посуды и фигурок догу шнуровым орнаментом, получившую распространение в этот период. Японское слово было использовано для перевода словосочетания «Cord Marked Pottery», которым воспользовался один из первых исследователей неолитической культуры Японии Эдвард Морс в 1879 г. для описания керамики со стоянки Омори. До Второй мировой войны для названия периода Дзёмон также использовался эквивалентный термин «каменный век».
1712288701198.png
Образец керамики среднего периода Дзёмон
Каменные орудия труда, скопление жилищ, и человеческие окаменевшие останки этого периода встречались на всей территории островов Японии. Наибольшее количество памятников эпохи Дзёмон было найдено на северной территории острова Хонсю. Кроме того, генетические исследования 1988 г. указывают на восточноазиатское происхождение японцев. Распространение керамических изделий на территории Японии началось с северо-запада острова Кюсю. Для большей части глиняных изделий периода Дзёмон характерна круглая форма днища, изделия в основном небольшого размера. Начиная с самого начала эпохи Дзёмон выделяют два культурных ареала по типу керамики – юго-западный и северо-восточный. Именно северо-восточные керамические изделия имеют украшенные верёвочным орнаментом стенки.
Хронология периода Дзёмон базируется на типах керамики этого периода. В 1937 г. японский археолог Яманути Сугао выделил пять основных классов керамических изделий, относящихся к этому историческому периоду: прото Дзёмон (или самый ранний Дзёмон, или Со-ки), ранний Дзёмон (Дзэн-ки), средний Дзёмон (Тю-ки), поздний Дзёмон (Ко-ки) и заключительный Дзёмон (или самый поздний Дзёмон, Бан-ки).
Найденные образцы древней японской посуды из обожженной глины считаются первыми образцами керамической посуды в мире.

Культура Пэнтоушань – неолитическая археологическая культура, локализованная в центральной части долины реки Якцзы. Типичные поселения – Пэнтоушань и Башиндан.
Это древнейшее постоянное поселение человека на территории Китая. Открыто в 1988 г. Среди находок обнаружена шнуровая керамика, самая ранняя форма керамики, заимствованная из японской культуры Дзёмон. Хотя зерно высеваемого здесь риса было заметно крупнее, чем у дикого, и, следовательно, к моменту становления культуры Пэнтоушань он уже прошел некоторый период селекции, среди находок раннего периода нет специфических для земледельческой культуры орудий труда. Они появляются несколько позже, что свидетельствует об эволюции земледелия в рамках данной культуры.
К концу существования этой культуры у ее северных границ развивается еще одна неолитическая культура – Пэйлиган.

Хассунская культура – археологическая культура эпохи неолита и энеолита в Северной Месопотамии. Наиболее изученный памятник – поселение Ярым-Тепе I. Посёлки племён хассунской культуры площадью 1-2 га отличались плотной застройкой. Дома сырцовые прямоугольные, многокомнатные (от 3 до 10 и более помещений), иногда с внутренним двориком. Открыты различные хозяйственные сооружения, в том числе для сушки и хранения зерна, гончарные горны, печи. Остатки зерна (пшеница и ячмень), каменные мотыги, ступки, зернотёрки, песты, серпы – свидетельства древнейшего земледелия. Судя по находкам костей животных, носители этой культуры разводили коров, свиней, коз. Медные бусы и подвески, свинцовый браслет, кусочки медной руды на поселениях указывают на появление металлургии. Для хассунской культуры характерны разнообразные сосуды, украшенные налепным орнаментом, резным елочным узором, геометрической росписью, глиняные женские статуэтки и каменные печати. На поселениях Хассунская культура открыто много погребений (трупоположения), главным образом детских.

Старчево-кришская культура (Starčevo-Körös-Criş) – неолитическая культура Подунавья. Название получила по древнейшим поселениям в Сербии (Старчево), Венгрии (Кёреш) и Румынии (Криш). Основное занятие – земледелие (пшеница, просо, ячмень), скотоводство, охота и рыболовство. Носители культуры селились в обмазанных глиной плетеных домах, стоявших вблизи рек. Артефакты представлены шлифованными каменными топорами и грубой кухонной керамикой. Сменяется новой волной анатолийских земледельцев Винча.

Елшанская культура – восточноевропейская субнеолитическая археологическая культура. Ареал охватывает Среднее Поволжье (Самарская и Ульяновская области). Самая древняя керамическая культура Европы.
Наиболее изученные стоянки сгруппированы по левым притокам Волги, в долине реки Самары и ее притоков, а также в бассейне реки Сок. Поселения существовали недолго и носили сезонный характер. Следов построек на стоянках не обнаружено, погребения одиночные и немногочисленные, групповые погребения отсутствуют.
Для изготовления елшанской посуды использовалась не глина с примесями искусственных добавок, а илистые или сапропелевые отложения, которые лепили на формы, проложенные шкурами животных. Внешние поверхности сосудов заглаживались и полировались костью или галькой, внутренние шероховаты и несут на себе следы заглаживания инструментом наподобие деревянного скребка. Изнутри на поверхностях сосудов фиксируются статические отпечатки растительности и вмятины от давления пальцев. Обжиг был низкотемпературным, но с долговременной выдержкой. Предполагают, что при использовании подобной технологии водонепроницаемость и прочность изделий достигалась не только с помощью обжига, но и путем их пропитки некими органическими растворами, что характерно для догончарной эпохи. Cосуды сравнительно небольших размеров, тонкостенные, в стенках часто встречаются сквозные конические отверстия, сделанные после обжига. Cрезы венчиков плоские, приостренные и округлые. Преобладают плоские и приостренные днища, но некоторые сосуды имеют и округлые донца.
Значительная часть сосудов украшена лишь ямочно-жемчужным пояском: горизонтальным рядом ямок с выпуклыми негативами на внутренней или внешней стороне сосуда. Нередко ямочно-жемчужный поясок представляет собой ряд сквозных отверстий.
Сравнительно богато украшенные сосуды несут дополнительный орнамент, выполненный с применением трех разновидностей техники нанесения: прочерченных линий, разреженных наколов и ямочных вдавлений правильной округлой или неправильной формы с негативом-«жемчужиной» или без него. Одним из распространенных мотивов является ромбическая сетка, выполненная прочерченными линиями. Довольно часто встречается мотив «висячих» треугольников, нанесенных ямками, прочерченными линиями, либо разреженными наколами в сочетании с прочерченными линиями. Известны сосуды, на которых орнамент выглядит в виде зигзага из прочерченных линий, иногда в сочетании с разреженными наколами.
Сырьем для изготовления орудий служил местный кремень. В производстве преимущественно использовались одноплощадочные нуклеусы с зауженным основанием и зоной скалывания не более 2/3 окружности или с торца, а также нуклевидные куски с бессистемным снятием отщепов. Наряду с ними широко использовались обломки галек, различные технические сколы. Приемы вторичной обработки представлены ретушью, резцовым сколом, двусторонней оббивкой. Единичные экземпляры орудий имеют следы частичной шлифовки. Ножевидные пластины, как правило, удлиненных пропорций.
Орудийный набор представлен различными разновидностями режущескоблящего инвентаря, деревообрабатывающими инструментами, перфораторами, наконечниками, выемчатыми и комбинированными орудиями. Среди скребков преобладают отщеповые формы различных типов, хотя имеются и скребки на пластинах, преимущественно концевые. Некоторые из них имеют альтернативные рабочие края. Резцы изготавливались практически на всех видах заготовок, начиная от пластин и кончая отщепами и техносколами различных типов. Формы орудий подтрапециевидно-треугольные, несколько асимметричные.
Основное занятие носителей культуры – охота и рыболовство. На стоянках обнаружены кости дикого тура, сайги, благородного оленя, лося, косули, дикой лошади, медведя, куницы, выдры, бобра, черепахи и рыбы.
Вопрос о происхождении культуры является дискуссионным. Ряд авторов (И. Б. Васильев, А. А. Выборнов), основываясь на некотором сходстве керамических сосудов, считают, что возникновение памятников елшанскоro типа это результат миграции на Среднюю Волгу инокультурного населения из Средней Азии. Другие авторы считают, что культура сложилась в результате адаптации среднеазиатской керамики местным автохтонным населением.

Культура Пэйлиган (Péilgāng Wénhuà) – группа неолитических сообществ, существовавших в бассейне реки Ло на территории Китая. Свое название культура получила по населенному пункту Пэйлиган, где в 1977 г. было открыто неолитическое поселение.
По мнению археологов, культура Пэйлиган не была политически централизована. Образ жизни ее носителей преимущественно сельскохозяйственный: культивировали просо и могар, разводили свиней. Это была одна из древнейших культур в Китае, начавших производить керамику.
1712288890892.png
Красный керамический сосуд с двумя «ушками», культура Пэйлиган
К началу XXI в. обнаружено более 70 поселений, ассоциируемых с данной культурой, в том числе археологический памятник Цзяху, где были обнаружены знаки, известные как письменность Цзяху.

Халафская культура – археологическая культура в Северной Месопотамии (Ирак, северная Сирия, юго-восточная Турция). Названа по поселению Тель-Халаф в северной Сирии. Небольшие поселения халафской культуры располагались у рек, здесь были плотно застроены однокомнатными сырцовыми домами в виде толосов с примыкающими прямоугольными хозяйственными постройками, иногда с печами, очагами. Основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Найдены каменные зернотёрки, ступки, серпы, обгоревшие зёрна разных видов пшеницы, ячменя, кости домашних животных (коровы, овцы, козы, собаки). Многочисленны орудия из кости. Керамика разнообразных форм украшена геометрической или сюжетной (изображения животных) росписью, коричневым по розоватому или желтоватому фону.
1712288934170.png
Халафская керамика
Обнаружены антропоморфные и зооморфные глиняные фигурки, отдельные медные предметы. Погребения – трупоположения в катакомбах и ямах, трупосожжения. Мертвых хоронили вместе с дарами, среди которых были глиняные женские фигурки. Дикий бык почитался как символ мужского плодородия. Изображения быков, букрании (украшения из бычьих и козлиных черепов) имели культовое значение и, вероятно, были связаны с богом грозы, занимавшим важное значение во всех древних религиях Ближнего Востока. Не было найдено мужских глиняных фигурок, хотя изображений богини-матери было очень много.
Считается, что население Тель-Халафа первоначально состояло из пришельцев с севера, возможно, из Хацилара и Чатал-Гуюка.

Буго-днестровская культура – неолитическая археологическая культура известная по группе небольших поселений, расположенных возле города Сороки и прилегающих областей Молдавии и Украины по рекам Днестру и Южному Бугу.
Эволюционировала из местной мезолитической культуры. На ранней фазе носители культуры не были знакомы с керамикой и земледелием, жили охотой на зубров, оленей, кабанов, ловили речную рыбу: плотву, щуку, угря. Они производили оригинальную керамику с примесью толченых раковин, в основном кувшины с плоским или заостренным днищем, украшенные орнаментом из волнистых линий. Впоследствии попали под влияние старчево-кришской культуры, что выразилось в резком изменении характера керамики, а вместо дикорастущих злаков начали отдавать предпочтение культурной пшенице и полбе.
Связи со старчево-кришской культурой были утрачены вследствие нашествия носителей культуры линейно-ленточной керамики, которые, вероятно, проникли из верховьев Днестра и опустошили весь регион. Местные каменные дома исчезли, население стало жить в длинных домах, и в обиход вошла линейно-ленточная керамика. Впоследствии местный вариант культуры линейно-ленточной керамики эволюционировал в кукутень-трипольскую культуру. Остатки населения мигрировали в ареал днепро-донецкой культуры, где сыграли свою роль в создании среднестоговской культуры.

Средневолжская культура – неолитическая археологическая культура Среднего Поволжья. Известно более 20 стоянок. Они расположенные в бассейне реки Самары, в бассейне реки Сок, в верховьях реки Суры.
Керамика плотная, толщина стенок 0,5-1 см, внешняя поверхность сосудов заглаженная, иногда до лощения. Верхние части сосудов прикрыты. Срезы венчиков округлые или плоские. Днища плоские, иногда слабо вогнутые, острых и округлых не обнаружено. Зачастую по срезам венчиков расположены насечки. Подавляющая часть сосудов под срезом венчика имеет горизонтальный ряд ямочных вдавлений, образующих по внутренней поверхности выпуклины – «жемчужины». Кроме них, как правило, присутствует гребенчато-накольчатый орнамент в виде горизонтальных и/или вертикальных рядов наколов треугольной или овальной формы. Некоторые сосуды имеют более сложный орнамент в виде наклонных рядов прочерченных линий или «косой решетки», зубчатого штампа в горизонтальных рядах, вертикальном зигзаге или «шагающей» гребенке. Имеются сосуды, украшенные «ногтевидными» насечками. На трех сосудах техника накола сочетается с зубчатой, а на одном – еще и с прочерками. Неорнаментированные сосуды имеют на внутренней стороне загладку зубчатым штампом, а иногда и оттиски этого инструмента.
Средневолжская керамика имеет некоторое сходство с сосудами соседней камской культуры, граничащей с севера. Керамика последней представлена крупными толстостенными сосудами яйцевидной формы, закрытым верхом и наплывами на внутренней стороне сосудов, округлыми и острыми днищами, сплошной орнаментацией поверхности, употреблением преимущественно длинного гребенчатого штампа, разнообразием орнаментальных композиций.
В средневолжской керамике прослеживается также определенное влияние южных степных культур. Сходны не только мотивы орнамента, но и достаточно сложные композиции. К юго-западу от средневолжской культуры расположена среднедонская культура, также имеющая с ней определенное сходство. В керамическом инвентаре объединяющими признаками являются: прямостенность сосудов, сходные примеси, горизонтальный пояс ямочных вдавлений под венчиком, орнаментация треугольным наколом в отступающей манере, использование короткого зубчатого штампа, серия орнаментальных композиций, в том числе, довольно сложных. Границей между среднедонской и средневолжской культурами считают территорию верховьев реки Суры. Далее на запад гребенчато-накольчатые комплексы средневолжского типа имеют некоторые аналогии с керамикой днепро-донецкой историко-культурной области.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх