Особняк Зинаиды Морозовой

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Прекрасный особняк, построенный Федором. Шехтелем (в стиле ранний московский модерн) в 1898 г. для жены (Зинаиды Григорьевны Морозовой) промышленника Саввы Морозова. В этой постройке чувствуется влияние готического стиля (башни украшающие здания).
Именно здесь, по мнению литературоведов, Михаил Булгаков «поселил» свою Маргариту.
Участок земли на улице Спиридоновка Морозовы выкупили в 1893 г., особняк был построен в 1898 г., а для оформления парадных интерьеров был приглашён Михаил Врубель.
По эскизам художника был выполнен витраж с рыцарем, отправляющимся в поход, а напротив, возле парадной лестницы, служившей логическим центром дома, появилась свободная вариация на тему фонтанов в средневековых городах — скульптурная группа «Роберт и Бертрам».
Еще один художник оставил свой след в особняке на Спиридоновке. Это Константин Богаевский. Уже по заказу нового хозяина, Михаила Рябушинского, в 1909 г. купившего дом за 870000 рублей, он создал три панно: «Даль», «Солнце», «Скала», продолжив живописную сюиту «Утро», «Полдень», «Вечер», созданную Врубелем для Малой гостиной особняка.
С 1938 г. является Домом приёмов МИД России.

1669174734834.png
Особняк Морозовой
24 июня 1888 г. Савва Тимофеевич Морозов по пылкому увлечению женился на Зинаиде (по святцам Зиновии) Григорьевне, урожденной Зиминой. Наследник Никольской мануфактуры, хлопковых полей, химических заводов, внук основателя морозовской династии Саввы Васильевича, он увел жену-красавицу у своего двоюродного племянника.
Зинаида происходила из старообрядческой семьи, любила роскошь и стремилась сделаться светской дамой. Любящий супруг подарил жене элегантный особняк. Молодой промышленник вполне мог себе это позволить.
1669174771418.png
Особняк в 1900 г.
Особняк семьи Морозовых расположился на месте усадьбы Николая Аксакова — брата известного писателя Сергея Аксакова. Прежний владелец участка по частям продавал свой сад, а затем жена Саввы Морозова, Зинаида, выкупила оставшуюся землю.
Савва Морозов мечтал об особняке в английском стиле. Он несколько лет прожил в Британии: слыл англоманом, учился в Кембридже и постигал основы текстильного производства в Манчестере.
Для него молодого и еще неизвестного в Москве архитектор Федор Шехтель разработал проект будущего здания всего за два месяца. Для этого он создал более 600 чертежей, чтобы не упустить ни одной детали. По задумке Шехтеля особняк выстроили в стиле средневековых английских замков — с заостренными кверху башнями, стрельчатыми окнами и декоративными элементами, которые напоминали зубцы крепостной стены. Фасад здания украшали изображения львов и химер. Главный дом соединялся подземным переходом с хозяйственными постройками: комнатами слуг, котельной, прачечной и даже собственной электростанцией.
Для тогда еще не очень известного архитектора это был первый заказ столь крупного масштаба. Плюс ко всему Шехтель был отчислен с третьего курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества и не имел разрешения не только производить строительство, но и ставить подпись под чертежами. Поэтому все листы подписывал помощник, архитектор Иван Кузнецов.
Шехтель стремился вырваться из оков эклектики и нащупывал новый язык для высказывания. Конечно, то были упражнения нового стиля, получившего название модерн, с которым Шехтель будет ассоциироваться в первую очередь. В своих поисках он прибег к помощи готики и совершенно по-новому интерпретировал ее.
1669174815547.png
В особняке главный фасад отсутствует, ибо каждый дворовый, с парадным крыльцом, террасой или лестницей, здесь может оказаться в роли главного. Основой всего служит заостренная угловая башня с крепостными зубцами.
1669174843397.png
Стены особняка окрашены светлой охрой. На этом весьма лаконичном фоне доминируют готические элементы: ряды трилистников, стрельчатых и арочных окон, химеры и каменные маски.
Внутри особняка располагались несколько гостиных, столовая, бильярдная, будуар Зинаиды Морозовой, рабочий кабинет ее супруга и детские комнаты. В интерьерах Федор Шехтель объединил несколько разных стилей: готику, классику, барокко и ампир. Парадный холл украшали деревянные панели с резьбой и росписью, перила лестницы были отделаны изображениями змей и фантастических существ. Их изготовили на фабрике Павла Шмита, которая была официальным поставщиком мебели для императорского дома. Скульптуру «Роберт и монахини» и витраж для холла с изображением рыцаря создал тогда еще неизвестный молодой художник Михаил Врубель.
1669174893284.png
Зинаида Морозова вскоре превратила новый особняк в центр московской светской жизни. В ее салоне бывали Федор Шаляпин, Антон Чехов, Владимир Немирович-Данченко, Александр Бенуа и даже члены императорской семьи — например, великая княгиня Елизавета Федоровна, невестка Александра III. Князь Сергей Щербатов, известный коллекционер и меценат, вспоминал о приемах в доме Морозовых: «Хозяйка, Зинаида Григорьевна Морозова, большого ума, с прирожденным тактом, вся увешанная дивными жемчугами, принимала гостей с поистине королевским величием».
В отличие от супруги, сам Савва Морозов предпочитал даже в таком роскошном особняке вести тихую и уединенную жизнь. На Никольской мануфактуре он проводил едва ли не больше времени, чем дома, а его личные комнаты были обставлены скромнее всех остальных помещений. Максим Горький так описывал их: «В кабинете Саввы — все скромно и просто … за кабинетом — спальня; обе комнаты своей неуютностью вызывали впечатление жилища холостяка».
Савва Морозов в начале 1900-х гг. увлекся либеральными идеями. Он разрешал нелегальным политическим партиям проводить тайные собрания в своем доме. В его особняке скрывался от полиции большевик, соратник Владимира Ленина Николай Бауман. Случалось даже так, что, пока Бауман прятался в бильярдной, Савва Морозов принимал в гостях московского градоначальника Анатолия Рейнбота ...
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх