Предпосылки образования государства у восточных славян

Степанов Андрей

Модератор
Команда форума
Предпосылки образования государства у восточных славян

Оборудование урока: компьютер, интерактивная доска, проектор, дидактический материал, учебник «История России» 6 класс, тетради.

ЦЕЛИ:
Обучающая:

- сформировать у учащихся представление о предпосылках создания государства у восточных славян, о процессе формирования Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Развивающая:

-
развивать у учащихся умение анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты.

Воспитательная:

- воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине.


АКТУАЛИЗАЦИЯ:

Что такое государство?

Пояснение учителя:

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.

Работа со словарем:

ГОСУДАРСТВО – политическая форма организации общества, основанная на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения.

Что такое монархия?

Работа со словарем: дома выписать в тетради определение: монархия.

В какие века были созданы первые государства у германских племен, у западных славян? Ответы учеников

Что известно об истории государств: Византийская империя (форма правления), Хазарский каганат (форма правления). Ответы учеников

Вступили ли эти государства на ступень цивилизации?

Дайте определение понятию «цивилизация»

ЦИВИЛИЗАЦИЯ– ступень развития общества, следующая после первобытного общества

НАРОДЫ (каждый племенной союз восточных славян считал себя единым народом, поззнее мы ещё вернёмся к этому признаку цивилизации). К ученикам: назовите и покажите на карте 12 племенных союзов восточных славян.

Словене

Кривичи

Полочане

Дреговичи

Поляне

Уличи

Кривичи

Радимичи

Северяне

Древляне

Вятичи

Волыняне

- Какие племена восточных славян и их ближайших соседей оказались в составе Древнерусского государства в 882 году?

- За чей счёт увеличилась территория к 980 году? (уличи, тиверцы)

- Назовите соседей восточных славян (Хазарский каганат, Волжская Булгария, Византия, Венгрия)

ГОРОДА – располагались вдоль торгового пути «из варяг в греки» – Новгород, Смоленск, Киев, Переяславль.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛОИ: Общественное расслоение у восточных славян:

Князья и дружинники

Родовая знать

Купцы-торговцы

Ремесленники

Крестьяне-общинники

ПИСЬМЕННОСТЬ: Новгородские берестяные грамоты, договора между Византией и славянами заключались на русском и греческом языке

Ещё один признак цивилизации – ГОСУДАРСТВО, сформировалось ли оно у восточных славян? – Ответы учеников.

попробуем сформулировать основную проблему урока: «Сложились ли у восточных славян предпосылки для перехода на новкю ступень цивилизации и создания государства».


ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

Государство – способ управления обществом

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Аппарат управления

Законы

Охрана порядка

Армия

Налоги

Найдите в учебнике данные об изменениях в обществе восточных славян, свидетельствующие о зарождении у них государственной власти и заполните таблицу


АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯИзменение положения князя в обществе, передача им власти по наследству
СИСТЕМА ЗАКОНОВОтход от обычного права, т.к. жители родовых общин перестали быть равными между собой
СЛУЖБЫ ЗАЩИТЫ ЗАКОННОГО ПОРЯДКАПоявление дружины
АРМИЯДружинники становятся профессиональными воинами
(после военных походов они не возвращаются к мирному труду)
Сделаем вывод: на рубеже IХ – Х вв. в мире восточных славян сложились предпосылки для перехода на ступень цивилизации и создания государства (все признаки формирования государства у восточных славян были).

Существует две основные теории создания Древнерусского государства. Одни считают, что славяне сами не способны создать государство и лишь благодаря приглашенным новгородцами варяжским князьям Рюрику, Синеусу и Трувору появилась Киевская Русь – их называют норманистами.

Другие отрицают эту зависимость, утверждая, что государство у восточных славян появилось задолго до появления варягов, их называют антинорманистами.

Разделимся с вами на две группы – 1-2 ряд – одна группа, 3-4 ряд – другая. На ваших столах лежат исторические документы, исследуйте их и проведите анализ, отвечая на вопросы:

Какую теорию поддерживали авторы данных документов?

Назовите авторов теорий

Приведите основные доказательства этих теорий

Согласны ли вы с ними?


ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Назовите правителя, задачи внутренней и внешней политики, которые он решал (после ответа учащегося показывается соответствующий картинка) и работы: Первые русские князья государства Киевская Русь (Галерея образов)

Олег – правитель Руси с 879 г.

Государственные задачи:

объединение Новгорода и Киева;

освобождение от власти Хазарского каганата;

защита рубежей государства от внешних врагов;

укрепление связей с Византией и расширение русско-византийской торговли.

Итоги правления:

расширение территории государства;

укрепление внешнеполитического могущества Руси;

забота о безопасности границ.

Игорьвеликий князь с 913 г.

Государственные задачи:

поддержание единства внутри русских земель;

оборона от восточных соседей;

сохранение выгодных связей с Византией.

Итоги правления:

сохранение единства Руси;

заключение союза с печенегами, использование войска для совместных действий;

ослабление международного авторитета государства.

Ольга – правительница Руси с 945 г.

Государственные задачи:

установление порядка в земле русской;

укрепление княжеской власти.

Итоги правления:

установление «уроков»;

создание погостов и становищ;

ослабление местной племенной знати, укрепление княжеской власти;

принятие христианства;

укрепление дипломатических связей с Византией, европейскими государствами.

Святослав – правитель Руси с 964 г.

Государственные задачи:

укрепление внешнего могущества Руси.

Итоги правления:

разгром Хазарского каганата;

расширение территории Древнерусского государства;

ослабление внимания к внутриполитическим вопросам.

На ленте времени отметьте хронологическую последовательность правления русских князей.

Составьте генеалогическое дерево первых русских князей (запишите имена и даты в тетрадь).

Запишите важнейшие даты истории этого периода:

882 г. – захват Олегом Киева, создание Древнерусского государства.

907, 911 гг. – первые договоры Руси и Византии.

945 г. – убийство древлянами великого князя.


ВЫВОД:

В IX – X вв. происходило становление Древнерусского государства-монархии, объединившей племена восточных славян и их ближайших соседей под властью одной княжеской династии, утвердившей могущество великих киевских князей в пределах Руси и их величие за ее границам.

А сейчас вернемся к такому признаку цивилизации – появление народов (общность людей). Первоначально племена восточных славян объединились в племенные союзы, их было 12, названия которых происходили или по названию местности, или от имени князя. Но появляется единое государство и его жителей должно объединить общее самоназвание, один язык общения, особый образ жизни, обычаи. Подумайте, какой шаг во внутренней политике нужно предпринять князю, чтобы это произошло.

Сразу подскажу, это сделал Хлодвиг, король франков, Мухаммед, последний пророк Аллаха и многие другие основатели единых государств (принятие единой религии, веры в одного Бога).

Совершенно верно, именно о выборе религии и о князе, который запомнился народу как князь «Красное Солнышко» мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: параграф в ученике – иучать, прочитать, ответить (письменно) на вопросы перед параграфом (для выполнения этого задания нужно использовать учебник «История Средних веков»).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх