Приключения Афанасия Никитина

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
5 ноября 1472 г., на берегу Черного моря, в Кафа (Феодосия) появляется загадочный странник. Прибыл он издалека, называл себя — купец Ходжа Юсуф Хоросани. Неожиданная смерть обрывает путь этого странника. Только в начале XIX в. великий писатель и историк Н. М. Карамзин обнаружил записи об этом путнике в хранилище Троице-Сергиевого монастыря. Благодаря ему и трудам его последователей «Хождение» Афанасия Никитина стало известно всему миру.
Мы не знаем, какова фамилия купца Афанасия. Хотя в тексте говорится — «Афонасья Микитина сына» (Афанасий Никитович). В другом варианте «Хождения за три моря», в так называемом «Эттеровом списке», говорится: «...того же году обретох написание Офонаса Тверитина купца, что был в Ындее четыре года, а ходил, сказывает, с Василием Папиным». А в третьем варианте «Хождения» — «...в та же лета некто именем Офонасей Микитин сын Тверитин ходил в Ындею и той тверитин Афонасей писал путь хождения своего...». Он прекрасно разбирался в христианском и мусульманском календаре и звездном небе. Истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира (1466 г.), когда началось великое путешествие. Русь знала об Индии и до путешествия Афанасия Никитича. Сохранились старинные книги — читали тогда и «Александрию», рассказывающую о походе Александра Македонского на Восток, переписывались и пересказывались «Сказания об Индейском царстве». Ценилась на Руси и «Христианская топография» византийского путешественника VI в. Космы Индикоплова. «Мир по ту сторону океана» — на «плоской» еще земле — Индия слыла страной несметных сокровищ, охраняемых сказочными существами. «Есть тут люди псоглавые, у всякого шесть рук и шесть ног...» «Единорожец, копая землю, гром производит...» «В Океан-море чудовища людей подстерегают, нападают на корабли…» В эту загадочную землю и направился купеческий караван.
Еще в 1447 г. московский князь Василий Васильевич был свергнут и ослеплен Димитрием Шемякой. Тверской князь Борис Александрович вмешался в московскую смуту и отправил помощь ослепленному Василию. Тверской князь добился быстрой победы над Шемякой. Союз Твери и Москвы был скреплен обручением сына Василия, малолетнего Ивана, будущего Ивана III, с дочерью князя Бориса. Тверской князь торжествовал. Придворные летописцы уже называли князя Бориса «царем». Но, последние годы правления Василия Темного и первые годы великого княжения Ивана III ознаменовались наступлением Москвы на права соседей-соперников.
В 1461 г. «московскую руку» ощутила и Тверь. Умирает тверской князь Борис, и на престоле — его сын Михаил Борисович, который не собирается отдавать свое княжество. Хотя грамоты «жить в дружбе и согласии» московский и тверской князья заключили. В этой сложной и напряженной обстановке начинается поход Никитина. Путешественники плыли по Волге.
После Астрахани суда были остановлены татарами и разграблены. Часть купцов была вынуждена вернуться на Русь, а Никитин продолжил свой путь, который лежал через Шемаху, Дербент и Баку. Весной 1468 г. Афанасий Никитич пришел в земли Хоросана, в Персию. Великий шелковый путь лежал перед ним. Древнейшая дорога в Индию и Китай. Афанасий отметил в своих записях «…из Рея пошел в Кашану и тут был месяц. А из Кашана к Найину, потом к Йезду и тут жил месяц. А из Йезда пошел к Сирджану, а из Сирджана к Таруму, где финиками кормят домашний скот…». Он меняет имя на Ходжа Юсуф Хоросани — купец из Хоросана. «И привез я, грешный, жеребца в Индийскую землю; дошел же до Джунира благодаря Бога здоровым, — стоили мне это сто рублей», записывает Никитин.
Вот Индия, увиденная Афанасием: «У них пашут и сеют пшеницу, рис, горох и все съестное. Вино же у них приготовляют в больших орехах кокосовой пальмы. Коней кормят горохом. В Индейской земле кони не родятся; здесь родятся юлы и буйволы. На них ездят и товар иногда возят — все делают...» «Камбай — пристань всему Индейскому океану», и товар в нем любой — и грубая шерстяная ткань, и краска индиго, и лак, и сердолик, и гвоздика. «А в Каликуте — пройти его не дай Бог никакому судну! А родится в нем перец, имбирь, цвет мускат, цинамон, корица, гвоздика, пряное коренье. И все в нем дешево...» В городе Джунире, произошел конфликт между ним и местным правителем. «Хан взял у меня жеребца. Когда же он узнал, что я не басурманин, а русский, то сказал: «И жеребца отдам и тысячу золотых дам, только прими нашу веру...». Помощь Афанасий получил от старшины хоросанских купцов. «В канун Спасова дня приехал хоросанец ходжа Мухаммед, и я бил ему челом, чтобы попросил обо мне. И он ездил к хану в город и уговорил его, чтобы меня в веру не обращали; он же и жеребца моего у него взял».
Весной 1471 г., после пяти лет тяжелейшего «хождения» отправляется Афанасий Никитич в обратный путь. Возвращается он не знакомым уже, привычным путем, а вслед за индийским войском идет в соседнее княжество Виджаянагар, которое ведет войну против мусульман. «И город Виджаянагар на горе весьма велик, около него три рва, да сквозь него река течет, по одну сторону города джунгли непроходимые, а по другую же сторону прошла долина, чудные места, весьма пригодные на все...».
Легендарный Виджаянагар был построен на том месте, где вечно пребывает богиня счастья Лакшми. Пышные дворцы и величественные храмы возвышались над буйной тропической растительностью. В подвалах дворца — рассказывали путешественники — хранилось золото в слитках и драгоценные камни в мешках. Царям Виджаянагара принадлежала большая часть полуострова, от Малабарского до Коромандельского берега. Здесь, в самом сердце Индии, неподалеку от Виджаянагара, в недоступных горах находились алмазные копи таинственной Голконды.
Еще в начале XII в., здесь правила воинственная династия Какатиа. Спустя два века, после длительных войн, к власти пришла исламская династия Бахманидов. Во времена странствия Афанасия Никитича она была уже столицей могучего княжества Голконда. Сама же крепость Голконда была крупным рынком, где продавались алмазы. «Да около родятся драгоценные камни, рубины, кристаллы, агаты, смола, хрусталь, наждак... В Пегу же пристань немалая, и живут в нем все индийские дервиши. А родятся в нем драгоценные камни, рубин, яхонт. Продают эти камни дервиши... Мачин и Чин от Бидара четыре месяца идти морем. А делают там жемчуг высшего качества, и все дешево... В Райчуре же родится алмаз... Почку алмаза продают по пять рублей, а очень хорошего — по десять рублей; почка же нового алмаза только пять кеней (мелкая монета), черноватого цвета — от четырех до шести кеней, а белый алмаз — одна деньга. Родится алмаз в каменной горе; и продают ту каменную гору, если алмаз новой копи, то по две тысячи золотых фунтов, если же алмаз старой копи, то продают по десять тысяч золотых фунтов за локоть». Дальнейшие записи чрезвычайно кратки: «В пятый же Великий день надумал я пойти на Русь».
От Голконды Афанасий пошел к Гульбарге, потом к Сури, и так до самого моря, к Дабулу, пристани океана Индийского. «На Хорасан пути нет, и на Чагатай пути нет, и на Бахрейн пути нет, и на Йезд пути нет. Везде происходит мятеж. Князей везде прогнали». Остается один путь — самый тяжелый, самый опасный — через великое Индийское море. На каждом шагу странника ожидают опасности. Утлое суденышко попадает в жестокий шторм, и его относит к побережью Африки. Плавание по морю продолжалось целый месяц.
Весной 1472 г., после шести лет странствий, Афанасий пришел в порт Ормуз, а к осени добирался до Трапезунда. «Долго ветер встречал нас злой и долго не давал нам по морю идти... Божией милостью пришел я в Кафу». Все далекие моря, все неведомые страны остались позади. Здесь обрываются записки странника словами: «Остальное Бог знает, Бог ведает...» Все, что мы знаем о дальнейшей судьбе путешественника, взято из скупых строк — Софийской летописи. «Сказывают, что-де — и Смоленска не дошед умер».
Историки выяснили, что неведомый летописец пытался выспросить у Василия Папина, товарища Афанасия по волжскому плаванию, подробности хождения, но оказалось, что он «застрелен».
Обратимся снова к «Истории Государства Российского» Карамзина. «Иоанн в уме своем решил ее (Твери) судьбу... Сентября 8-го (1485 г.) осадил Михайлову столицу и зажег предместье. Михаил видел необходимость или спасаться бегством или отдаться в руки Иоанну; решился на первое, и ночью ушел в Литву... Столь легко исчезло бытие Тверской знаменитой Державы, которая от времен Святого Михаила Ярославича именовалась Великим Княжением и долго спорила с Москвою о первенстве».
Поиски путей в Индию дали начало новому времени — эпохе Великих географических открытий. И в ряду первооткрывателей — Колумба, Васко да Гамы, Магеллана — имя человека, прошедшего полмира пешком — Афанасия Никитина, сына Тверитина.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх