Раскол в христианстве

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Великая схизма — церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение христианской церкви на римско-католическую церковь на Западе, с центром в Риме, и православную на Востоке, с центром в Константинополе. Разделение не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 г. взаимные анафемы были обоюдно сняты папой римским Павлом VI (Джованни Баттиста Энрико Антонио Мария Монтини; папа 21 июня 1963 — 6 августа 1978 гг.) и вселенским патриархом Афинагором (Аристоклис Спиру; епископ Константинопольской православной церкви, архиепископ Константинополя – Нового Рима и вселенский патриарх (27 января 1949 — 7 июля 1972 гг.); один из лидеров экуменического движения XX в.).
1660868542588.png
1660868554210.png
1660868564002.png
1660868575340.png
Павел VI
Патриарх Афинагор
Папа Николай I
Патриарх Фотий
В IX в. произошёл раскол между константинопольской патриархией и папством, который длился с 863 по 867 гг. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858 — 867 гг., 877 — 886 гг.), во главе римской курии был папа Николай I (с 24 апреля 858 — 13 ноября 867 гг.; святой Николай I Великий — идеолог папоцезаризма). Считается, что хотя формальным поводом к расколу стал вопрос о законности избрания Фотия на патриарший престол, глубинная причина раскола лежала в желании папы распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова, что встретило сопротивление со стороны Византийской империи. Также с течением времени усиливался личный конфликт между двумя иерархами. В X в. острота конфликта снизилась, споры сменяли длительные периоды сотрудничества.
В начале XI в. началось проникновение западноевропейских завоевателей на территории, находившиеся до того под контролем Восточной Римской империи. Политическое противостояние вскоре привело к противостоянию Западной и Восточной церквей. Борьба за влияние в Италии вскоре привела к конфликту константинопольского патриарх и римского папы. Приходы в Южной Италии (и Сицилии) исторически относились к юрисдикции Константинополя, однако по мере завоевания земель норманнами ситуация стала меняться. В 1053 г. патриарх Михаил Керуларий узнал, что греческий обряд на нормандских землях вытесняется латинским. В ответ Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе и поручил архиепископу болгарскому Льву Охридскому составить послание против латинян, в котором порицались бы различные элементы латинского обряда: служение литургии на хлебе из пресного теста; пост в субботу во время Великого поста; отсутствие пения «Аддилуйя» во время Великого поста; употребление в пищу удавленины и другое. Послание было отправлено в Апулию и было адресовано епископу Иоанну Транийскому, а через него — всем епископам франков и «самому почтеннейшему папе». Гумберт Сильва-Кандинский (кардинал, был во главе посольства, отправленного в Константинополь для решения вопроса о главенстве церквей, римской и константинопольской) написал сочинение «Диалог», в котором защищал латинские обряды и порицал греческие. В ответ Никита Стифат (или Пекторат – пресвитер Студийского монастыря, богослов, полемист и писатель; был приверженцем исихазма) пишет трактат «Антидиалог», или «Слово об опресноках, субботнем посте и браке иереев» против сочинения Гумберта.
В итоге 16 июля 1054 г., христианская церковь раскололась надвое. Событие получило название «Великая схизма» и определяет векторы геополитики в вопросах вероисповедания до сих пор.
1660868716244.png
Уже в послании Коринфянам 54 – 57 гг. апостол Павел предостерегал первых христиан от распрей между собой: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения». И это во времена, когда главной заботой христиан было стремление не закончить день на копьях или в зубах льва (вплоть до IV в. христианство в Римской империи считалось опасной ересью). Неудивительно, что когда церковь из гонимой и борющейся секты превратилась во влиятельный и богатый институт, число разногласий внутри христиан только увеличилось.
Еще в 313 г. император Римской империи Константин Великий легализовал христианство, чья популярность неуклонно росла на протяжении трех веков, а император Феодосий в 380 г. и вовсе сделал учение Христа государственной религией. Проблема в том, что после Феодосия некогда единая Римская империя раскололась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (со столицей в Константинополе). После этого разделение христианства на две ветви стало вопросом времени.
К тому же император в Римской империи обладал абсолютной властью, в том числе и над христианством: именно Константин созвал Первый Вселенский (Никейский) собор, установивший принципиальные догматы христианства, такие как понятие Святой Троицы. Иными словами, высшее духовенство во всем подчинялось человеку на троне. Пока император оставался один на вершине власти, все было относительно просто — сохранялся принцип единоначалия. После того, как сформировались два равноправных центра власти, ситуация резко усложнилась. Особенно после того, как Рим рухнул под натиском варваров (476 г.), и в Западной Европе надолго воцарился политический хаос.
Правители Восточной Римской империи, которую мы знаем, как Византию, позиционировали себя наследниками империи, в том числе, и в том, что касается власти над церковью. Константинополь неофициально приобрел статус «второго Рима» — столицы мирового христианства.
1660868766917.png
Апостол Петр
Тем временем, в самом Риме, переживавшем не лучшие времена, христианское духовенство не собиралось терять первенство в мире верующих. Римская церковь чувствовала себя особенной: кроме частично утраченного столичного положения, она претендовала на особые права, восходящие непосредственно к Христу. «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», — говорит Иисус в Евангелии от Матфея своему ученику Петру (чье имя и значит «камень»). Римские епископы трактовали эту цитату вполне однозначно: римский епископ, папа — преемник Петра, проповедовавшего и замученного язычниками в Риме, а значит, именно Рим должен править всей христианской церковью.
1660868826381.png
1660868839724.png
В Константинополе подобную трактовку предпочитали мягко игнорировать. Эта неувязка в вопросе о верховной власти стала для христианства бомбой замедленного действия. Задолго до 1054 г. росло число догматических споров между греками-византийцами и латинянами-римлянами: в течение примерно 200 лет в IV – VIII вв. церкви то прерывали, то возобновляли общение.
Возможно, сильнейшим ударом по единству церкви было венчание Карла Великого короной императора Священной Римской империи в 800 году. Это напрямую оскорбило Константинополь и окончательно разрушило формальное единство империи. Впрочем, папу римского Льва III, который короновал Карла Великого, можно понять: Карл, может быть, и франк по происхождению, зато великий полководец и может гарантировать защиту папского престола здесь и сейчас, пока греки где-то далеко решают свои собственные проблемы.
К 1054 г. у греков и латинян накопились друг к другу трудные вопросы. Самый главный — несогласие по поводу статуса римского папы: он глава Вселенской церкви (как считает Рим) или лишь первый среди равных епископов (как уверен Константинополь)? Речь шла не только о религиозной, но и о политической власти над верующими.
Главное богословское противоречие — так называемая формула Филиокве (Filioque — «от Сына»). Со временем западная традиция установила, что в христианской Троице Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (Иисуса), в то время как восточные христиане традиционно ориентировались на более древние источники, утверждающие, что Дух исходит лишь от Отца. Для христиан в Средние Века это был более чем принципиальный вопрос, и одна мысль о внесении Филиокве в «Символ веры» вызывала огромное возмущение у восточных христиан.
1660868894331.png
Теологический спор
Разумеется, существовал и ряд более мелких, обрядовых противоречий между двумя ветвями христианства. К примеру, восточные христиане разрешали священникам жениться, для всех западных был обязателен целибат. Западные христиане постились в субботу во время Великого поста, восточные — нет. Римская церковь позволяла использовать в таинстве причастия пресный, без закваски хлеб (литургия на опресноках), однако это возмущало восточные церкви, обвинявшие папистов едва ли не в возврате к иудаизму. Таких бытовых различий накопилось достаточно много. И, поскольку в средние века люди придавали обрядам куда больше значения, все было очень серьезно.
1660868940685.png
Папа Лев IX
Что именно произошло в 1054 г.? Папа римский Лев IX отправил в Константинополь посольство. Его целью было наладить отношения, все более накаливавшиеся в последние годы: влиятельный патриарх Константинополя Михаил Керуларий резко сопротивлялся попыткам латинян навязать свою теократию на востоке. В 1053 г. воинственный Михаил даже распорядился закрыть в городе все церкви, служившие по латинскому образцу: латинян выгнали, некоторые особо возмущенные греческие священники пинали приготовленный для евхаристии хлеб ногами.
1660869006452.png
Патриарх Константинополя Михаил Керуларий
Необходимо было урегулировать кризис, но получилось только усугубить: возглавил посольство столь же непримиримый, как Михаил, кардинал Гумберт Сильва-Кандидский. В Константинополе он общался в основном с вежливо принявшим его императором Константином Мономахом и даже пытался уговорить его сместить патриарха, но безуспешно. С самим патриархом Гумберт и еще два легата, отправленных вместе с ним, даже не говорили. Закончилось все тем, что кардинал прямо на богослужении вручил Михаилу папскую грамоту о низложении и отлучении патриарха от церкви, после чего легаты уехали.
Михаил не остался в долгу и быстро созвал собор, который вынес анафему трем легатам (один из которых сам потом стал Папой) и проклял их. Так оформился церковный раскол, который позже стали называть Великой Схизмой.
Отлучительная грамота была вручена 16 июля 1054 г. в Константинополе в Софийском соборе на святом алтаре во время богослужения легатом папы римского кардиналом Гумбертом. В отлучительной грамоте после преамбулы, посвящённой первенству Римской церкви, и похвалы в адрес «столпов имперской власти и её чтимых и мудрых граждан» и всего Константинополя, названного городом «христианнейшим и православным», выдвигались следующие обвинения в адрес Михаила Керулария «и сообщников его глупости»:
1. Михаила неправо называют патриархом.
2. Подобно симонианам, они продают дар Божий.
3. Подобно валезианам, оскопляют пришельцев, и делают их не только клириками, но и епископами.
4. Подобно арианам, перекрещивают крещёных во имя Святой Троицы, в особенности латинян.
5. Подобно донатистам, утверждают, что во всём мире, за исключением церкви Греческой, погибли и церковь Христова, и истинная Евхаристия, и крещение.
6. Подобно николаитам, позволяют браки служителям алтаря.
7. Подобно севирианам, злословят закон Моисеев.
8. Подобно духоборам, отсекают в символе веры исхождение Духа Святого и от Сына (филиокве).
9. Подобно манихеям, считают квасное одушевлённым.
10. Подобно назореям, наблюдают телесные очищения иудейские, новорождённых детей не крестят ранее восьми дней по рождении, родительниц не удостаивают причащения, и, если они язычницы, отказывают им в крещении.
Для папы Льва важно было следующее:
- так как вся Церковь основана на твёрдости Петровой, то удаляющиеся от этой твердыни ставят себя вне таинственного тела Христовой Церкви;
- кто посягает на авторитет римского епископа и отказывает в повиновении апостольскому престолу, тот не хочет подчиняться блаженному апостолу Петру;
- кто отвергает власть и первенство апостола Петра, тот ничуть не может уменьшить его достоинства, но надменный духом гордости низвергает самого себя в преисподнюю.
После того, как легат Римского папы кардинал Гумберт положил на алтарь храма святой Софии писание с анафемой константинопольскому патриарху, патриарх Михаил собрал синод, на котором была выдвинута ответная анафема. Ответные обвинения против латинян были следующие на соборе:
1. Брадобритие у латинян: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших», как и совсем не хотят признать, что (лишь) жёнам благопристойно этот (вид) при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным (сему виду)»;
2. Обязательное безбрачие всего духовенства у латинян и нежелание их причащаться у женатых священников; при этом нарушались 4 правило Гангрского собора (поместный собор христианской церкви, состоявшийся в середине IV в. в городе Гангры в Пафлагонии) и 13 правило VI Вселенского собора (Третий Константинопольский собор он же Шестой Вселенский собор — собор, согласно греко-православной и римско-католической традиции, прошедший в 680 681 гг. в Константинополе при императоре Константине Погонате): «И не желают они обратить внимание на … четвёртый канон Гангрского собора о тех, кто гнушается браком и открыто (его) презирает, устанавливает: «Если кто рассуждает о женатом пресвитере, что, когда таковый совершил литургию, нельзя причащаться приношения, анафема да будет». И об отвергающих и презирающих это также Шестого собора (13-е правило)».
3. Филиокве: «совершенно не желая размыслить, они заявляют, что Дух исходит не от Отца (только), но и от Сына — как будто бы у них нет свидетельств евангелистов об этом, и будто бы они не имеют догмата вселенского собора относительно этого злословия».
В разных архиерейских посланиях и соборных постановлениях православные также ставили в вину католикам:
1) Служение литургии на опресноках (пресный, не квашенный хлеб (приготовленный без использования закваски)).
2) Пост в субботу.
3) Допущение женитьбы мужчины на сестре его умершей жены.
4) Ношение католическими епископами перстней на пальцах рук.
5) Хождение католических епископов и священников на войну и осквернение своих рук кровью убитых.
6) Наличие у католических епископов жён и наличие наложниц у католических священников.
7) Ядение в субботы и в воскресения Великим постом яиц, сыра и молока и несоблюдение Великого поста.
8) Ядение улавоенины, мертвячины, мяса с кровью.
9) Ядение католическими монахами свиного сала.
10) Совершения Крещения в одно, а не в три погружения.
11) Изображение Креста Господня и изображение святых на мраморных плитах в церквах и хождение католиками по ним ногами.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх