Автопортрет
Знаменитый голландский художник Рембрандт ван Рейн (1606 – 1669 гг.) был непревзойденным мастером светотени, он писал виртуозные портреты и масштабные полотна.Рембрант ван Рейн родился в семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене в 1606 году. Уже в 13 лет его отдали учиться к ленденовскому художнику Якобу ван Сваненбюрху. Так как информации о жизни и творчестве Сваненбюрха мало, неизвестно, как повлиял учитель на Рембрандта. Да и картин периода учебы у лейденского мастера Рембранта не найти.
В 1631 г. Рембрант переехал в Амстердам (вместе со своим другом к довольно неплохому художнику Питеру Ластману обучаться живописи), где прожил (почти без выездно (только в 1626 – 1631 гг. он переезжает в родной Лейден)) до конца своей жизни. Этот город был мировым коммерческим центром, привлекающим множество путешественников, которые были не прочь увести с собой портреты. Это делало Амстердам идеальным для художников местом, и дела Рембрандта сразу пошли в гору: он хорошо зарабатывает, пишет много портретов, в том числе парадных, у него появляются ученики.
Рембрант никогда не был в Италии и в других странах, в отличие от фламандских художников, которые черпали свое вдохновение работами Микеланджело, Тициана, Караваджо. Тем не менее, с живописью гениев итальянского Возрождения он был очень хорошо знаком.
Через год после переезда Рембрант создал произведение, которое по-настоящему прославило художника. Это была картина «Урок анатомии». Ее Рембранту заказали члены корпорации хирургов, которые хотели получить групповой портрет. По условиям художник должен был написать урок анатомии, который проводит знаменитый хирург.
Рембрант создает не классический групповой портрет, он все делает по-своему. Автор концентрируется на эмоциях собравшихся учеников и точно фиксирует разные состояния участия: от настороженности до восторга. В центре — спокойный и сосредоточенный доктор Тюльп, глава кафедры анатомии. Вокруг него семь учеников-хирургов, все чем-то заняты: кто-то внимательно рассматривает мускулатуру покойника, кто-то делает записи. Очень экспрессивна крайняя фигура зрелого человека — он увлеченно слушает учителя и написан в профиль.
После этой картины слава Рембранта возросла. Все состоятельные жители Амстердама хотели получить портрет. Они приглашали его к себе или приходили к нему в мастерскую. Он подписывает свои работы одним именем, как великие итальянцы, и добавляет в конце букву «д» (при рождении его имя было Рембрант). В это же время происходит и встреча Рембрандта со своей будущей женой — Саскией.
В 1633 г. Рембрандт обручился со своей возлюбленной Саскией ван Эйленбюрх, а на следующий год они сыграли свадьбу. Жизнь художника в этот период была необычайно счастливой: он был знаменит, хорошо зарабатывал и устроил личную жизнь (в 1641 г. Саския родила Рембрандту сына – Титуса ван Рейна (он умрет в 1668 г., ему было всего 26 лет)). Поэтому на картинах Рембрандта появляется образ античной богини весны и цветов Флоры, и мастер неизменно наделяет ее обликом юной жены.
Голову Флоры украшает пышный цветочный венок, жезл в правой руке также оформлен цветами. Фактура богатого старинного костюма и украшений детально прописана: переливается шелк, искрится серебряное шитье, матово светятся жемчужинки. Чуть смущенная и оттого еще более искренняя, Саския-Флора словно выступает из полумрака тенистого грота, согретая теплом и светом любви великого мастера.
В этот период творчества Рембрандт изображает библейские и евангельские сюжеты, а также продолжает писать портреты на заказ, ведь их становится все больше и больше.
Рембрандт. «Юдифь на пиру у Олофена», 1634 г. | Рембрандт. «Пир Валтасана», 1635 г. | Рембрандт. «Ослепление Самсона», 1636 г. |
В этой работе отчетливо видны характерные черты творчества Рембрандта — монументальная форма, повышенный драматизм действия, бурное движение, активность света и тени.
Художник убирает из сюжета важный мотив — агнца. Теперь Бог не говорит о замене жертвы, он просто останавливает процесс. Ангел схватил Авраама за руку, и нож выпал.
Но через 10 лет идиллия закончится и смерть унесет возлюбленную художника.
Рембрандт. «Ночной дозор», 1642 г. Оригинальное название картины — «Рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга». А «Ночной дозор» — это более поздняя придумка французских ценителей Рембрандта. Они предположили, что художник изобразил один из отрядов городской полиции, которые в XVII в. каждую ночь обходили Амстердам для охраны спокойствия. На такое название их натолкнул тот факт, что колорит картины со временем сильно потемнел, и создавалось ощущение, что на картине ночь
К Рембрандту обратилось Амстердамское общество стрелков с просьбой написать большую картину для украшения дома, в котором проходили собрания союза. Помимо Рембрандта, заказ на портреты получили еще шесть мастеров: все картины должны были висеть в Большом зале собраний — шесть картин по числу рот.
В отличие от своих коллег, которые старались наиболее выгодно представить ряды народной милиции, Рембрандт разворачивает перед зрителем настоящее историческое действо. Это самое масштабное произведение художника.
Работа шла медленно из-за постоянных споров с заказчиками. Одни хотели большего сходства, вторые — чтобы их поставили на первый план. Каждый день кто-то забегал в мастерскую и что-то просил, все были недовольны. Рембрандт несколько раз бросал кисть, но, видимо, сюжет нравился ему, и он снова брался за работу.
В картине очень много движения: один герой нечаянно выстрелил и испуганно осматривает свое оружие, а второй протянул пику. На ступеньках лестницы знаменщик разворачивает знамя, а в центре проходит начальник отряда и на ходу оживленно разговаривает с лейтенантом.
Заказчики полотна остались недовольны, поскольку из 16 членов роты, которые оплатили свои изображения, Рембрандт многих написал вдалеке, в тени, в повороте, были добавлены мистические персонажи в шлемах на первом плане, девочка с курицей у пояса. Позже картину решили перенести в ратушу Амстердама, но из-за больших размеров она не проходила, поэтому ее обрезали. Работа висела рядом с камином, из-за этого она значительно испортилась.
Слава Рембрандта постепенно меркнет. Но сам художник не останавливается в совершенстве своего таланта.
Во второй половине 40-х гг. XVII в. Рембрандт все больше начинает изображать простых людей. И все глубже погружается в суровый реализм. Колоссальное развитие в области светотени и колорита, сюжетное разнообразие, от изображения крестьянина до евангельских мотивов, новые достижения в изображении пейзажей.
Рембрандт. «Старик с палкой», 1645 г. | Рембрандт. «Зимний пейзаж», 1646 г. | Рембрандт. «Сусанна и старцы», 1638 – 1647 гг. |
Рембрандт. «Мельница», 1645 г. | Рембрандт. «Девочка, облокотившаяся на подоконник», 1645 г. | Рембрандт. «Пейзаж с замком», 1645 г. |
В 1650-е гг. он вновь обращается к изображению портретов. Но эти портреты отличаются от его ранних работ: простота и передача внутренний переживаний человека приходят на смену детальному изображению атрибутики и одежды.
Рембрандт. «Женщина у полуоткрытой двери», 1654 г. | Рембрандт. «Портрет мальчика», 1656 г. | Рембрандт. «Мужчина в берете», 1656 г. | Рембрандт. «Портрет Титуса ван Рейна», 1657 г. |
Рембрандт. «Хендрикье в меховой накидке», 1652 г. | Рембрандт. «Портрет Хендрикье Стоффелс», 1654 г. | Рембрандт. «Портрет Хендрикье Стоффелс в шёлковой накидке», около 1659 г. |
В 1661 г. Рембрандт пишет групповой портрет по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков. Банкротство, неспособность содержать семью, острая нужда в деньгах заставили Рембрандта написать картину так, как того требовали заказчики. Тем не менее, даже здесь художник проявил мастерство и индивидуальность в создании портретов.
Кажется, что героев картины кто-то потревожил, поэтому они должны на секунду отложить свои дела и посмотреть на нас. Эти люди, полные достоинства и преданности тому, что делают, они не сливаются в коллективном портрете, каждый из них – личность, отдельный мир со своими мыслями и поступками.
Особенно нас поражает картина «Возвращение блудного сына» (притча Иисуса Христа в Евангелия от Луки) ... сильно отличающаяся от работ на этот сюжет других живописцев …
В 1665 г., незадолго до своей кончины, художник написал свой автопортрет. Он изобразил себя Зевксисом, древнегреческим живописцем, умершим от смеха. Оказывается, он сам написал портрет Афродиты, изобразив ее старухой. А потом начал смеяться над своей работой, причем так сильно, что скончался от смеха. На автопортрете Рембрандт изобразил себя смеющимся, в этой картине прослеживается черный юмор.
Рембрандта Харменса ван Рейна не стало 4 октября 1669 г. Местом его захоронения стала нидерландская церковь Вестеркерк в Амстердаме.
Памятники Рембрандту