Саладин – великий правитель и воитель

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Саладин; Салах ад-Дин (Салах-ад-дин Юсуф ибн-Айюб, 1138 — 4 марта 1193 гг.) — султан Египта и Сирии, полководец, мусульманский правитель XII в. Его собственное имя Юсуф, сын Айюба. Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом. В Европе известен именно как Саладин. Салах-ад-дин — это лакаб — почётное прозвище, означающее «Защитник веры».
1690777126183.png
1690777136352.png
1690777146756.png
Саладин
Саладин
Саладин (Салах ад-Дин) – султан Египта и Сирии
Успех его карьеры стал возможным лишь благодаря условиям, сложившимся на Востоке в XII в. Власть, принадлежавшая ортодоксальному халифу Багдада или еретикам Фатимидской династии Египта, постоянно «проверялась на прочность» визирями. Сельджукскую державу после 1104 г. делили между собой турецкие атабеки.
Иерусалимское королевство христиан, возникшее в 1098 г., существовало лишь потому, что оставалось средоточием внутреннего единства посреди общего распада. С другой стороны, энтузиазм христиан породил противоборство со стороны мусульман. Зенги, атабек Мосула, объявил «священную войну» и начал свои кампании в Сирии (1135 – 1146 гг.). Нур ад-Дин, его сын, продолжал завоевательную политику в Сирии, укреплял государственную организацию на своей территории и провозглашал джихад.
Жизнь Саладина пришлась именно на тот период, когда возникла сознательная потребность в политическом объединении и защите ислама.
Владения династии Зенги граничили с государствами крестоносцев в Палестине, возникшими после Первого крестового похода в 1099 г. На Востоке рыцари жили так же, как привыкли на Западе. Выстроив в удобных для обороны местах замки, они обложили различными повинностями крестьян, как переселенцев из Европы, так и местных арабов, армян, греков и сирийцев. Формально их владения подчинялись королю Иерусалима, но фактически были независимы. Их правители сами вершили суд и расправу, устанавливали законы, объявляли друг другу войны и заключали мир. Многие из них не брезговали разбоем, нападая на купеческие караваны и торговые корабли. Торговля приносила крестоносцам большие доходы. По подсчетам французского историка Фернана Броделя, торговый оборот между Западом и Востоком в тот период увеличился в 30 — 40 раз. Большую роль в государствах крестоносцев играли военно-рыцарские ордена — тамплиеры и иоанниты (госпитальеры). Их члены принимали монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания начальству. Помимо этого, они клялись сражаться против иноверцев и защищать христиан. Во главе каждого ордена стоял великий магистр, которому подчинялись несколько сотен рыцарей.
Постепенно крестоносцы вписались в политическую систему Ближнего Востока. Враждуя с одними местными правителями, они заключали с другими союзы и обменивались подарками. Единства среди мусульман не было: сторонники багдадского халифа враждовали с шиитской династией Фатимидов в Египте, а тюркская империя Сельджукидов раскололась на части, контроль над которыми перешел к султанским воспитателям — атабекам. Среди них были и Зенгиды, которые сделали своей целью изгнание «франков» из Палестины, и особенно из Иерусалима (аль-Кудса, как называли его мусульмане). Кроме христианских и иудейских святынь там находились и исламские, включая мечеть Куббат ас Сахр (Купол скалы), откуда пророк Мухаммед, по преданию, поднялся на небо на крылатом коне Бораке. После завоевания города крестоносцами все они были превращены в христианские храмы, и Нур-ад-дин Зенги поклялся их вернуть. Его помощником в этом и стал Саладин.
1690777168886.png
Саладин родился в курдской семье в Тикрите (город в Ираке) в 1138 г., происходившей из Киликийской Армении. Отец его, Найим ад-Дин Айюб (Иов) или Надж-ад-дина Айюба ибн Шади, сын Шади Аджданаканского, был военачальником (как и его дядя Ширку (Щирках)) в армии Зенги. По происхождению он был курдом, представителем дикого горного народа, который ревниво оберегал свою свободу и веру езидов. Но к Саладину это не относилось. Матерью его была арабка, и воспитала своего сына в исламской вере (суннитского толка).
О ранних годах жизни Саладина мы не знаем почти ничего. Известно, однако, что уже в 1139 г. отец будущего героя ислама перебрался в Сирию, на службу к атабеку Имад-аддину Зенги. Оценив способности полководца, Зенги приблизил его к себе и дал в управление город Баальбек. После смерти господина Айюб поддержал в борьбе за власть его старшего сына Нур-ад-дина, за что последний в 1146 г. сделал его правителем Дамаска. В этом великолепном городе Саладин вырос и получил образование, которое для знатного восточного юноши в то время сводилось к основам веры, верховой езде и владению саблей. Не исключено, правда, что Саладина научили также грамоте и азам стихосложения. Во всяком случае, став султаном, он умел читать и писать в отличие от многих европейских правителей. Таким образом, Саладин получил образование в одном из знаменитых центров исламской науки и смог воспринять лучшие традиции мусульманской культуры.
В течение нескольких лет юный Саладин жил в Дамаске. Он был представлен при дворе тогдашнего халифа Нур ад-Дина (Нуреддина), где служили многие его родственники. Под началом одного из них — своего дяди Ширкаха — Саладин завершил своё военное образование в войнах с халифатом Фатимидов в 60-х гг. XII в.
Вначале юноше пришлось сразиться не с «неверными» у стен Иерусалима, а с единоверцами на берегах Нила.
Карьеру Саладина можно разделить на три периода: завоевание Египта (1164 – 1174 гг.), аннексия Сирии и Месопотамии (1174 – 1186 гг.), завоевание Иерусалимского королевства и другие кампании против христиан (1187 – 1192 гг.).
1690777279000.png
Знаменитая цитадель в Каире, построенная Саладином
Завоевание Египта было необходимо Нур ад-Дину. Египет угрожал его державе с юга, будучи порой союзником крестоносцев, а также являясь оплотом халифов-еретиков (Фатимидов). Поводом к вторжению послужила просьба изгнанного визиря Шевара ибн Муджира в 1193 г. В это самое время крестоносцы совершали набеги на города нильской дельты. И Ширку был отправлен в Египет в 1164 г. вместе с Саладином (ему было 25 лет), одним из командиров его войска (сотник). Обнаружив, что Ширку планирует не столько помогать ему, сколько захватить Египет для Нур ад-Дина, Шевар ибн Муджир предал единоверцев и обратился за помощью к королю Иерусалима Амальрику (Амори) I. Крестоносцы помогали Шевару одержать победу над Ширку под Каиром 11 апреля 1167 г. и заставить его отступить (в этой битве отличился молодой Саладин). Тут-то Саладин впервые проявил себя: когда упавшие духом соратники уже были готовы покинуть страну, он со своим отрядом захватил порт Александрию и помешал крестоносцам получить подкрепление. Крестоносцы обосновались в Каире, к которому несколько раз подступал вернувшийся Ширку. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта. Правда, в Каире, по условиям мирного договора, должен был остаться гарнизон из христианских рыцарей. Но беспорядки организованные мусульманами в Каире, заставили Амальрика I вернуться в Египет в 1168 г. Он заключил союз с византийским императором Мануилом I Комнином, который в начале 1169 г. морем послал в Египет флот и небольшой воинский отряд. Умелое маневрирование (как политическое, так и военное) Ширку и Саладина, преследовавшие противника неудачи, а также взаимное недоверие между крестоносцами и византийцами – всё это препятствовало успешной координации действий. И потому обе армии, крестоносцев и византийцев, отступили из Египта. Ширку стал визирем при халифе Фатимидов, оставаясь при этом в подчинении Нур ад-Дина, но вскоре умер, скорее всего, от яда, в мае 1169 г. Ему наследовал Саладин, фактически ставший правителем Египта – визирем с титулом «аль-Малик аль-Назир» (Несравненный Правитель).
Как представитель суннизма Саладин не мог сильно влиять на армию Египта, где правил шиитский халиф Аль-Адид (1160 — 1171 гг.). Когда в сентябре 1171 г. Аль-Адид умер, Саладин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, халифа из рода Аббасидов, правившего в Багдаде. Это означало отстранение прежней линии правителей от власти. С этого времени Саладин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории султана сельджуков Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.
К удивлению многих, Саладин проявил себя не бесхитростным рубакой, а умелым политиком, привлекавшим на свою сторону придворных и народ. Саладин оживил экономику Египта, провёл реформу армии. Следуя советам отца, он, однако, всячески избегал любых конфликтов с Нур ад-Дином, своим формальным повелителем. Только после его смерти (в 1174 г.) Саладин принял титул султана Египта. Он восстановил в Египте суннизм и стал основателем династии Айюбидов. Ещё на протяжении десятилетия Саладин присоединял прилегающие к своей державе земли.
В 1172 г. египетский султан отвоевал у Альмохадов Триполитанию, потом в 1174 г. он овладел Хамой и Дамаском, а в 1175 г. — Халебом. Успехом Саладин был обязан, в первую очередь, своей хорошо обученной регулярной армии из турецких рабов (мамлюков), включавшей в свой состав, в основном, конных лучников, а также ударные отряды конных копейщиков.
Когда за Зенгидов вступился их родич, могущественный атабек Мосула, Саладин разбил его и заставил признать свое главенство. Враги попытались натравить на султана ассасинов — безжалостных убийц, которых боялся весь Восток. Но тот создал такую секретную службу, которая в один прекрасный день арестовала всех ассасинов в Дамаске. Узнав об их казни, вождь убийц, знаменитый «Горный старец», предпочел заключить мир с решительным султаном.
В 1175 г. Саладин запретил упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и получил формальное признание от багдадского халифа. В 1176 г. он разгромил вторгнувшуюся армию Сайф ад-Дина Мосульского и заключил соглашение с ас-Салихом, а также с ассасинами. В 1177 г. он вернулся из Дамаска в Каир, где построил новую цитадель, акведук и несколько медресе.
С 1177 по 1180 гг. Саладин вел войну против христиан и выгнал их из Египта, а в 1180 г. заключил мирный договор с султаном Коньи (Рума). В 1181 – 1183 гг. он был в основном озабочен положением дел в Сирии. В 1183 г. Саладин вынудил атабека Имад ад-Дина обменять Халеб на малозначимый Синджар, а в 1186 г. добился принесения вассальной клятвы со стороны атабека Мосула. Последний независимый правитель был, наконец подчинен, и Иерусалимское королевство оказалось один на один с враждебной империей Саладина.
Заболевание бездетного иерусалимского короля Болдуина IV проказой привело к борьбе за престолонаследие. От этого выиграл Саладин: он закончил покорение Сирии, не прекращая при этом набегов на христианские территории, хотя и потерпел поражение в битве при Рам-Аллахе в 1177 г.
Самым способным правителем среди крестоносцев был Раймонд, граф Триполитанский, но королем стал, женившись на сестре Болдуина IV – Сибилле, его враг Гвидо Лузиньян (Ги де Лузиньян), который не пользовался авторитетом и не мог помешать самоуправству феодалов. В 1187 г. четырехлетнее перемирие было нарушено и тогда начался третий период завоевательных походов Саладина. Самый буйный из европейских феодалов, барон Рено де Шатильон (Рейнальд де Шатильон) из замка Крак де Шевалье, ограбил караван, везший сестру самого Саладина к её жениху. Она не пострадала и была отпущена, но прежде барон реквизировал у неё все драгоценности. При этом он коснулся девушки, что считалось неслыханным оскорблением.
Саладин, как правитель, совершил много деяний. Однако самым известным среди них стала его борьба с крестоносцами. В июне 1187 г. войско мусульман выступило в поход.
1690777352565.png
Саладин в битве при Хаттине
Сначала султан с 20000 армией осадил крепость Тивериаду (Тиверию на западном берегу Генисаретского озера). Король Гвидо выступил против него, но Саладин завлек его армию в безводную пустыню, где многие христианские рыцари погибли от стрел врагов и палящего солнца. Пока они выбирались оттуда, крепость была вынуждена сдаться. Армия крестоносцев, в которой было 1200 рыцарей, 4000 конных воинов и 18000 пехотинцев, направилась к Тивериаде и была встречена Саладином между двух холмов, называемых Рогами Гаттина (Хаттина). 4 июля 1187 г. произошло решающее сражение. Укрепившись на холмах, мусульмане обстреливали сверху своих противников, которые страдали от жажды и дыма подожженных по приказу султана сухих веток. Отчаянно сражаясь, рыцари сумели захватить «Рога», но потеряли почти всех лошадей и были окружены вражеской конницей. Граф Раймунд Триполийский и командовавший арьергардом барон Ибелин с небольшим отрядом кавалерии смогли прорваться через окружение (согласно одной из версий, с негласного одобрения Саладина, искренне уважавшего старого воина) и спастись. Остальным к вечеру пришлось сдаться. В плен попали: сам король Гвидо, его брат Жоффруа, магистры тамплиеров (грандмастер Жерар де Ридфор) и иоаннитов — почти вся крестоносная знать, кроме графа Раймунда, но и он, прибыв в Триполи, умер от ран.
В плену оказался и обидчик султана Рено де Шатильон. Он усугубил свою вину дерзким поведением, и Саладин собственноручно отсек ему голову. А потом по курдскому обычаю смочил кровью врага палец и провел им по лицу в знак того, что месть свершилась. Других пленников отправили в Дамаск, где решалась их судьба. Саладин велел казнить всех тамплиеров и иоаннитов (230 человек), считая их заклятыми врагами ислама. Казнены были и мусульманские союзники крестоносцев как пособники врага. Остальных рыцарей, включая короля Гвидо, освободили, взяв с них клятву никогда не воевать с султаном. Простых воинов продали в рабство.
После этого Саладин победным маршем прошелся по Палестине, которую некому было защищать. Ему сдались Акра (ныне – Акко в Израиле) и Аскалон (Ашкелон) и другие города (воины их гарнизонов, почти без исключений, попали в плен или погибли при Хаттине), а последний оплот христиан – порт Тир спасся только благодаря прибытию из Европы маркграфа Конрада Монферратского с сильным отрядом воинов.
1690777398324.png
Войско Саладина у стен Иерусалима
1690777434643.png
Ричард I Английский
20 сентября 1187 г. султан Саладин осадил Иерусалим. В отсутствие укрывшегося в Акре короля оборону города возглавил барон Ибелин. Поначалу осажденные отвергли относительно великодушные предложения Саладина. Но защитникам города не хватало продовольствия, стены Святого города сильно обветшали. Да и самих защитников было не очень много. И 2 октября (не смотря на отчаянное сопротивление) город сдался. Саладин не повторил тех жестокостей, что совершили когда-то крестоносцы. Вступив в Священный город, который почти сто лет пребывал в руках христиан, и проведя ритуал его очищения, он проявил великодушие к христианам Иерусалима.: он позволил всём жителями покинуть город за сравнительно небольшой выкуп и даже взять с собой кое-что из имущества. Однако многие бедняки не имели денег и тоже стали рабами. Их было почти 15 тысяч. Победителю достались громадные богатства и все святыни города, церкви которого превратили снова в мечети (кроме храма Воскресения). Кроме того, Саладин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим.
Весть о падении Иерусалима вызвала в Европе горе и гнев. Монархи крупнейших стран — Англии, Франции и Германии — собрались в новый (Третий) крестовый поход. Согласия между ними, как обычно, не было, поэтому армии двинулись к цели поодиночке. Первым в мае 1189 г. в путь отправился германский император Фридрих Барбаросса. Он следовал по суше, захватив по пути сельджукскую столицу Конью (Иконию). Но в июне 1190 г. император неожиданно утонул в Киликийской Армении при переправе через горную речку Салеф. Его войско частью вернулось домой, частью всё же дошло до Палестины, но там почти целиком вымерло от эпидемии чумы.
1690777473462.png
Тем временем англичане Ричарда I с французами Филиппа II ещё добирались до Святой Земли по морю. По пути им пришлось повоевать. Король Ричард сражался с восставшими жителями Сицилии. Затем он отнял у византийцев Кипр, отданный беглому королю Иерусалима Гвидо Лузиньяну. Только в июне 1191 г. два короля прибыли в Палестину. Роковым просчетом Саладина стало то, что он оставил крестоносцам Тир. Укрепившись там, они смогли получать помощь из Европы и осадили мощную крепость Акра (Акка). У её стен и появился король Ричард, и началась схватка двух противников, равных по силе и смелости. Возможно, в том, что Саладин пренебрег взятием этой крепости до наступления зимы, заключался его самый грубый стратегический просчет. Христиане сохранили за собой мощный оплот, когда в июне 1189 г. оставшаяся армия крестоносцев во главе с Гвидо Лузиньяном и Конрадом Монферратским напала на Акру. Им удалось отогнать армию Саладина, шедшую на выручку осажденным. Саладин не имел флота, что позволило христианам дождаться подкреплений и оправиться от поражений, которые они потерпели на суше. Со стороны суши армия Саладина окружила крестоносцев плотным кольцом. За время осады состоялись девять крупных боев и неисчислимое множество мелких столкновений.
1690777523617.png
Взятие Иерусалима сарацинами в 1187 г. Книжная иллюстрация. 1400 г.
8 июня 1191 г. под Акру прибыл Ричард I Английский (впоследствии Львиное Сердце). В основном все крестоносцы признали его лидерство. Ричард отогнал армию Саладина, шедшую осажденным мусульманам на выручку, после чего Ричард повел осаду столь энергично, что мусульманский гарнизон Акры капитулировал 12 июля без разрешения Саладина.
Ричард закрепил свой успех прекрасно организованным маршем на Аскелон, что был проведен вдоль побережья, до Яффы, и великой победой при Арсуфе, в которой войска Саладина потеряли 7 тысяч человек, а остальные обратились в бегство. Потери крестоносцев в этом бою составили около 700 человек. Здесь проявилось превосходство европейской тактики: рыцари смогли быстро выстроить оборону, против которой накатывающие волны мусульманских всадников оказались бессильны. После этой битвы Саладин ни разу не решался вступать с Ричардом в открытый бой.
Английский король захватил Яффу и Аскалон и начал копить силы для удара по Иерусалиму. Однако скоро удача вновь отвернулась от христиан: Ричард и Филипп вступили в ожесточенный спор за корону уже несуществующего Иерусалимского королевства. Первый поддерживал своего ставленника Гвидо Лузиньяна, второй — маркграфа Конрада Монферратского. Проиграв спор, Филипп в гневе увёл свою армию во Францию. Сыграла свою роль и зависть: француз не совершил подвигов, и никто не называл его Львиным Сердцем.
1690777571624.png
Поединок между крестоносцем и мусульманином, считается, что между Ричардом Львиное Сердце и Саладином. Книжная миниатюра. Англия. Около 1340 г.
Своим бесстрашием английский король вызвал искреннее восхищение Саладина. Говорят, что однажды, узнав, что у его противника от жары болит голова, султан отправил ему корзину снега с горных вершин. Простые мусульмане относились к Ричарду куда хуже и даже пугали им детей. На то были причины: рыцарственный король не раз проявлял свою жестокость. 12 июля Акра пала, и у её стен он предал мечу около 2000 пленных мусульман, которые не смогли заплатить выкуп. После этого крестоносцы двинулись на юг, разбивая один за другим отряды противника. Тут-то и проявились недостатки армии Саладина, состоявшей из подневольных людей. Султан в сердцах говорил: «Мое войско ни на что не способно, если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним». Что и говорить, если за спинами сражавшихся египтян дежурили мамлюки с саблями наголо. У рыцарей такого не было: каждый из них знал, за что сражался.
В течение 1191 – 1192 гг. имели место четыре небольшие кампании на юге Палестины, в которых Ричард проявил себя доблестным рыцарем и талантливым тактиком, хотя как стратег Саладин его превзошел. Английский король постоянно перемещался между Бейтнубом и Аскелоном, имея своей целью захват Иерусалима. Ричард I постоянно преследовал Саладина, который, отступая, применял тактику выжженной земли – уничтожал посевы, пастбища и отравлял колодцы. Нехватка воды, отсутствие корма для лошадей и рост недовольства в рядах его многонациональной армии вынудили Ричарда прийти к заключению, что осадить Иерусалим он не в состоянии, если не хочет рисковать практически неизбежной гибелью всего войска. Саладин велел своим визирям снаряжать и гнать в Палестину новые армии. Он знал, что деревни пустеют и стране угрожает голод, но священная война была прежде всего. Она была для султана не самоцелью, а средством укрепления империи. В январе 1192 г. бессилие Ричарда проявилось в том, что он отказался от Иерусалима и стал укреплять Аскелон. Переговоры о мире, происходившие в это же время, показали, что Саладин является хозяином положения. Хотя в июле 1192 г. Ричард одержал две победы у Яффы, мирный договор был заключен 2 сентября 1192 г, и он стал триумфом Саладина. От Иерусалимского королевства остались только береговая линия и свободный путь на Иерусалим, по которому христианские паломники без проблем могли добираться до Святых мест. Султан пошёл на эту уступку: главное, чтобы страшный англичанин «с сердцем льва» вернулся домой. Аскелон был разрушен. Несомненно, что причиной гибели королевства стало единство исламского Востока. Ричард вернулся в Европу.
По пути на родину Ричард сполна испытал последствия своего не вполне рыцарского поступка. При взятии Акры он сбросил со стены флаг австрийского герцога Леопольда, который тот поднял первым. Герцог затаил обиду и теперь взял Ричарда, оказавшегося в его землях, в плен и заточил в замок. Король был отпущен только через два года за громадный выкуп. Это ничему не научило взбалмошного монарха: дома он сразу же ввязался в очередную войну и в 1199 г. погиб от случайной стрелы при осаде небольшого французского замка. «Все, что завоевала его храбрость, потеряла его неосмотрительность» — такими словами подытожил хронист судьбу Львиного Сердца.
1690777632984.png
Гробница Салах-ад-Дина в Дамаске
Его врага Саладина к этому времени тоже уже не было в живых. В последнем походе он заболел лихорадкой и умер в Дамаске 4 марта 1193 г. Весь Восток оплакивал его как защитника веры.
Саладин обладал ярким характером . Будучи мусульманином, суровым по отношению к неверным, захватившим Сирию, он, однако, проявлял милосердие к христианам, с которыми непосредственно имел дело. Саладин прославился среди христиан и мусульман как истинный рыцарь. Он был очень прилежен в молитвах и постах. Он гордился своим родом, заявляя, что «Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу». Его великодушие проявилось в уступках, оказанных Ричарду, и его отношении к пленникам. Саладин был необыкновенно добр, кристально честен, любил детей, никогда не падал духом и был истинно благороден по отношению к женщинам и всем слабым. Более того, он проявил истинно мусульманскую преданность священной цели. Источник его успехов заключался в его личности. Он смог объединить исламские страны для борьбы с завоевателями-крестоносцами, хотя и не оставил своей стране кодекса законов. После его кончины империя поделена между его родственниками. Будучи способным стратегом, Саладин, однако, не мог сравниться с Ричардом в тактике и, кроме того, имел армию из подневольных рабов. В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, наконец, святым, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.
А еще Саладин — персонаж «Божественной комедии» Данте, где показан как праведник-нехристианин, находящийся в Лимбе, самом «мягком» кругу Ада.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх