Свенельд – воевода на княжеской службе

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Воевода Свенельд (на древнескандинавском Sveinaldr) – реальная личность древнерусской истории. Это имя – славянизированный вариант скандинавского имени Sveinaldr, которое состоит из двух основ со значениями «юноша» и «возраст/время жизни». Воевода Свенельд, безусловно, был фаворитом киевского князя Игоря, настолько сильным было его влияние и при этом правителе, и при его преемниках – князьях Святославе и Ярополке. Согласно некоторым историческим источникам Свенельд приходился родственником княгине Ольге и в полной мере воспользовался предоставленным ему правом оказывать влияние на ее супруга. В ранней истории Киевской Руси имя Свенельда практически не встречается.
Норманисты указывают на старо-норвежские корни этого имени — Svainaltr, Svinaltr. Латинский вариант — Svenaldus, Svanaldus. Но «антинорманисты» отмечают, что в балтских и славянских языках встречается имя Swiętold. И пусть не широко, но можно найти в Чехии и Польше до сих пор.
В летописях имя Свенельда передано по-разному: Свѣналъдъ, Свѣнгельдъ, Свѣнгелдъ, Свѣньгелдъ, Свенгелдь, Свентелд, СвенГельд, Свеналд, Свенделд, Свингелд, Свенелд, Свинделд, Свендел, Свиндел, Сведелад, Свенд, Спентелд, Свентолд, Свентеад, Свелд. Форма имени «СвенГельд» кажется правдоподобной по византийскому варианту летописей. Правда, летописи не называют Свенельда варягом, а само имя Свенельд скандинавским сагам неизвестно. Вместе с тем, по германским хроникам известна женская форма этого имени, так, супругу графа Лотаря II фон Штаде (умер в 929 г.) звали Сванхильдой (на немецком Schwanhild). Зато имя его представлено в тексте русско-византийского договора 971 г. в Ипатьевской летописи. В новгородских летописях имя передано в виде Свентельд. Некоторые исследователи его отождествляют со Сфенкелом из «Истории» Льва Диакона, названным «третьим по достоинству после Сфендослава» (вторым был Икмор), он же Свангел Скилицы, считавшийся им вторым в войске русов.
Иногда историки отождествляют Свенельда со Сфенкелом (Σφέγκελος) — «третьим по достоинству после Сфендослава» (вторым был некий Икмор) из «Истории» Льва Диакона, он же Сфангел Скилицы, считавшийся им вторым в войске русов. В 971 г. Сфенкел/Сфангел защищал (на Балканах) Преслав, а после его падения прорвался в Доростол к Святославу. Однако под Доростолом, по византийским источникам, он был убит, а вот Свенельд ещё не раз встречается на страницах русских летописей. Имя Свенельда стоит наряду с именем Святослава в договоре 971 г., который был заключён после гибели Сфенкела/Сфангела.
Август Людвиг Шлецер и Измаил Иванович Средневский предполагали, что летописец различал двух Свенельдов — отца Мстиши (действует в 945 г.) и отца Люта (действует в 975 г.), однако против такой идеи высказались другие историки.
Свенельд представляется нам, скорее, старцем, поскольку первый раз в «Повести временных лет» упоминается в 944 г., в известии об убийстве Игоря, а последний раз – в 975 г., в известии о гибели своего сына Люта, убитого внуком Игоря Олегом Святославичем. Таким образом, активная деятельность Свенельда продолжалась на протяжении 30 лет.
От киевского воеводы Святольда (на польском Swiętold, Свентольд, летописные формы Свѣнделдъ и Свентелдь) выводил своё происхождение волынский род Киселей-Святольдичей (их владения были под Владимиром на Волыни). По мнению Михаила Сергеевича Грушевского, «Святольд» является русско-литовской формой передачи имени Свенельд.
В 944 г. Свенельд – предводитель дружины, которая «изоделась» оружием и «порты» (одеждой), что вызывает зависть дружины Игоря. Каким образом дружина Свенельда получила такие блага ...
Видимо воевода сопровождал князя во всех крупных походах: на Византию в 941 г., в Закавказье в 943 – 944 гг. Правда, в числе участников заключения русско-византийского договора 944 г. Свенельд не значится. Исследователи полагают, что Свенельд имел право собственного кормления дружины в славянских землях, но так ли это? Во время правления Олега Свенельд, по-видимому, участвует в походах против мятежных соседей киевлян – древлян и уличей. Он вел продолжительную войну с угличанами (об этом говорит Новгородская летопись младшего извода), окончившуюся полным их покорением. Угличи – сильное племя, баварский Аноним-географ так писал около 830 г.: «Угличи — народ многочисленный: у него 318 городов». Стольным градом угличей был Пересечен. Свенельд его захватил и разорил. Судя по тому, что у воеводы была своя дружина (он сам содержал ее), его авторитет был не ниже, чем у киевского князя, а среди своей дружины – безусловно, выше. Так, своих ратников согласно летописи Свенельд обеспечил так, что они были одеты лучше, чем воины Игоря, и оружие у них было выше классом. По словам летописца, княжеские дружинники упрекали Игоря в том, что Свенельдова дружина «одета и вооружена», а они ходят «наги и безоружны».
Во всяком случае зависть к дружине Свенельда привела к гибели князя Игоря. Игорь ничего «не спросил» со Свенельда, а предпочел второй раз взять дань с одних и тех же древлян, чтобы не ссориться с фаворитом и сохранить свой престиж в личном войске. Это свидетельствует, по мнению исследователей, как о высоком авторитете Свенельда, так и о том, что древлянская земля не была отдана ему в «кормление».
Игорь был схвачен и казнен (березами порван), а его жене Ольге отправились послы с кратким отчетом мероприятия: «Мужа твоего убили, потому что он, как волк, расхищал и грабил».
Свенельд, умевший «изодеть» свою дружину, стал воеводой Ольги (после убийства Игоря). Опытный и верный воевода (Свенельд) и воспитатель малолетнего Святослава Асмуд (кормилец (воспитатель, «дядька»-наставник) малолетнего князя Святослава Игоревича; упоминается в летописи лишь дважды, оба раза в связи с событиями в Киеве и Древлянской земле после убийства киевского князя Игоря (конец 944 или 945 г.) становятся рядом с княгиней Ольгой. Они сопровождают ее во время наказания древлян, и в византийской поездке.
Тем временем в Киев прибыли послы древлян … «Вот, мы князя убили русского! Возьмем жену его Ольгу за нашего князя Мала, и Святослава, и сделаем с ними, что захочем». Славяне и русские князья тоже не брезговали таким обычаем. Так Владимир завладел женой убитого Ярополка. Позднее касожский князь Редедя перед поединком с тмутараканским князем Мстиславом ставит условие: «Если одолеешь ты, то возьмешь именье мое, и жену мою, и детей моих, и землю мою».
Становится понятно тогда, что именно сильно поразило русов-славян в последующих действиях Ольги… Вдова не пожелала покориться сакральному языческому канону. Пошла наперекор предначертанной традицией вдовьей судьбе.
В 946 г. воевода Свенельд возглавил карательный поход княгини Ольги на древлян. Сын Игоря и Ольги Святослав был малышом. Брошенное Святославом копье (согласно традиции) далеко не улетело, но Свенельд почтительно поклонился и сказал дружине: «Князь положил начало, теперь возьмемся за дело». Разгром Искоростеня (столицы древлян) был полным.
Посмотреть вложение 10175
Ольга под Искоростенем, столицей древлян
Можно предположить, что именно благодаря Свенельду и Асмуду молодой Святослав постигал воинское мастерство. Святослав: «ходил легко, как гепард, творя многие войны. В поход котлов не брал, но, нарезав конину, зверину или говядину, жарил на углях и ел; не имея шатра, спал с седлом в головах, как все воины».
Посмотреть вложение 10176
Бой на Балканах
Потом Свенельд служил Святославу и участвовал в его походах (на касогов, вятичей, хазар) и в войнах на Балканах (969 и 971 гг.). Он также, видимо, является воспитателем малолетних сыновей киевского правителя – Ярополка, Олега-младшего и Владимира, отдавая предпочтение Ярополку как будущему наследнику первой руки.
Посмотреть вложение 10177
Б. А. Чориков. «Военный совет Святослава» (на Свенельда, видимо, и обращен взгляд князя)
В 971 г. Свенельд/Сфенкел/Свангел, возглавляя 7000 дружину, защищал Преслав, а после его падения прорвался в Доростол к Святославу. Правда, под Доростолом по византийским источникам он был убит, а вот Свенельд ещё встречается на страницах русских летописей. Так Свенельд упомянут наряду со Святославом в договоре Руси и Византии (Святослава и Цимисхия) 971 г., который был заключён после гибели Сфенкела/Свангела. Сопровождая Святослава в его последнем походе на Балканы в 971 г., из которого киевский князь уже не вернется, воевода предупреждает князя об опасности выбранного пути возвращения (отговаривая Святослава плыть по Днепру, где путникам угрожали печенеги), предлагал путь «на конях» и оставляет своего воспитанника и повелителя, отправившись другой дорогой и благополучно достигнув Киева (немного странный эпизод, поскольку дружинная честь предписывала воеводе (и старшей «гриди») пасть вместе с князем, но не исключен вариант — это была последняя воля Святослава – выжить любой ценой и взять под опеку его малолетних детей). Святослав, как известно, потеряв в бою значительную часть воинов, погиб в битве на днепровских порогах с печенежским ханом Курей.
Не исключено, что после смерти Святослава Свенельд обладал (в годы юности Ярополка Святославича) полномочиями великого князя и фактически был единовластным правителем Руси. Потом (после совершеннолетия наследника) Свенельд, служил Ярополку, и когда другой сын Святослава (Олег) убил (за проявленную дерзость – нарушение границ) сына Свенельда Люта, который нарушил границы княжеской охоты, то Свенельд стал уговаривать Ярополка пойти войной на брата. «В год 973-й начал княжить у полян в Киеве Ярополк, а в Древлянской земле, в Овруче, брат его младший Олег, а у словен в Новгороде — сын рабыни Владимир со своим дядей по матери Добраном, который был посадником. В год 975-й убил Олег младшего сына Свенельда, Людвига, он же Лют, потому что тот охотился на зверей в древлянских лесах, которые были под властью Олега.
< ...> Свенельд же, отец Люта, в ярости и в печали стал требовать от Ярополка, чтобы тот пошел войной в земли брата своего и присоединил их к земле Полянской, «потому что убивают людей наших, вот убили сына моего, а завтра придут и убьют тебя, князь...
».
«Дело» удалось, и Свенельд опосредованно оказался связан с гибелью князя – Олега («В год 977-й послушал Ярополк своего воеводу Свенельда и вскоре подготовился и пошел войной на брата своего Олега, и случилась у них битва у города Овруча, и побежала дружина Олега, и затоптали князя конями на мосту, и умер он, и тело его упало в реку с моста вместе с другими убитыми воинами < ...> »), но успел ли он (Свенельд) увидеть эту месть, неизвестно (зато ее результат известен «<... > И принесли тело мертвого Олега и положили его на щит у ног Ярополка, и увидел Ярополк своего мертвого брата и зарыдал, и стал целовать его мертвое лицо, и закричал Свенельду: «Ты захотел этого, так смотри, а мне брата уже не вернуть».
И приказал похоронить Олега с честью у башен Овруча, и его могила там и сейчас < ...>
»). Вскоре место Свенельда при князе занял воевода Блуд. Эти события вовлекает молодое государство «русов» в первую братоубийственную распрю. Которая «вытаскивает» на сцену … «самого захудалого» из Святославичей, сына «рабыни» Владимира.
После о Свенельде ничего неизвестно, вероятно, он вскоре умер, поскольку его имя больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка. «В год же 977-й умер Свенельд, самый старый воевода киевский у варягов-норманнов, внук Фарлофа, род которого пришел на Русь для служения русским князьям по приглашению Олега Вещего; и было Свенельду восемьдесят пять лет, и говорил он перед кончиной своей князю Ярополку: «Вот я умираю, князь, и служил я деду твоему Ингвару, и славной бабушке твоей, пресветлой Ольге, и отцу твоему Святославу, и тебе служил, сам видишь, и сына своего Людвига потерял напрасно из-за гнева брата твоего Олега, и вот я умираю < ...>».
Известно (из летописей), что у него было два сына – Мстиша, который упоминается лишь однажды, и Лют (древнескандинавское Ljotr), убитый в 975 г. Хотя, давно доказано, что «мстиша» – это не имя сына, а неверно прочитанный фрагмент летописи; Свенельд действует, мстиша, то есть мстя за сына.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх