Славные (и забытые) сыны Отечества – адмиралы Василий и Павел Чичаговы

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Адмирал Василий Яковлевич Чичагов
1649993221076.png
Среди российских полководцев и военачальников, удостоенных за победы во славу русского оружия высшей военной награды империи, лишь один моряк смог одеть через плечо ленту ордена Святого Георгия Победоносца. Адмирал Василий Чичагов даже в славной когорте флотоводцев екатерининского века был личностью неординарной. Он удачно сочетал в себе способности навигатора, полярного исследователя, администратора и флотоводца.
Василий Яковлевич Чичагов родился 28 февраля (11 марта) 1726 г. под Костромой в небогатой дворянской семье. Постигать «морскую хитрость» он начал в московской школе Навигацких наук, затем продолжил морское образование в Англии. Службу во флоте Чичагов начал в 1742 г. гардемарином в береговой команде Ревельского порта. В марте 1745 г. его досрочно произвели в мичманы, а 15 (26) марта 1754 г. молодой моряк стал лейтенантом.
Боевое крещение Василий Яковлевич получил во время Семилетней войны. Пока русская армия под командование фельдмаршала П.С. Салтыкова громила прусские войска на суше, русский флот во взаимодействии со шведским осуществлял морскую блокаду прусских берегов, не допуская на Балтику корабли союзной Фридриху II Великобритании. Лейтенант Чичагов на фрегате «Архангел Михаил» не только участвовал в крейсерстве, но и выполнял специальные поручения, являясь офицером связи между русским и шведским морским командованием. В 1757 г. Чичагову доверили командовать фрегатом «Архангел Михаил». Адмиралтейств-коллегия была довольна службой моряка, о чем говорит производство его в чин капитан-лейтенанта в марте 1758 г.
Во время морской блокады крепости Кольберг в 1761 г. Василий Чичагов состоял офицером для поручений при командующем русской эскадрой вице-адмирале Андрее Ивановиче Полянском, который высоко ценил его и в аттестации охарактеризовал двумя словами: «честный человек».
В апреле 1762 г. Чичагов стал капитаном 2 ранга, а еще через два года вступившая на престол Екатерина II произвела его в капитаны 1 ранга с назначением командиром линейного корабля «Ревель». Однако ему не довелось вступить в командование кораблем.
Тем временем в 1763 г. выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов закончил свой трактат «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Этот труд в силу важности для государства Ломоносов считал секретным и предназначенным для первых лиц империи. Вскоре ученому удалось получить аудиенцию у Екатерины II. На ней Ломоносов, кроме таких приятных и запоминающихся нюансов, как преподнесение в дар Её Величеству мозаичного портрета и только что напечатанного труда «Металлургия», ознакомил государыню с «Кратким описанием разных путешествий». Обладая незаурядным умом, Екатерина быстро оценила суть идеи, предлагаемой Ломоносовым: отыскать путь через полярные воды в Тихий океан с последующей организацией торговли с восточными странами.
Под руководством графа Ивана Григорьевича Чернышёва и выдающегося русского ученого и картографа вице-адмирала Алексея Ивановича Нагаева был составлен план экспедиции. Подготовку плана весьма облегчали подробные и объемные рекомендации самого Ломоносова. Он предлагал отправить в плавание небольшие прочные суда с укрепленной обшивкой и снабженные провиантом на длительное время. Личный состав предполагалось комплектовать из опытных, знающих офицеров и нижних чинов, не понаслышке знакомых с севером и желательно имеющих опыт плавания в северных водах. Ученый подчеркивал необходимость включения в предстоящую экспедицию поморов, которые могли оказать неоценимую помощь своим опытом и знаниями.
Императрица подписала рескрипт об организации секретной экспедиции, которой предстояло проложить Северный морской путь из Белого моря в Тихий океан. Один отряд судов под командованием капитана 1 ранга П.К. Креницына должен был отправиться из Охотска вдоль берегов Дальнего Востока на север, открывая новые земли и закрепляя их за Россией. Навстречу ему, следуя из Архангельска и далее между Шпицбергеном и Гренландией был направлен второй отряд из трех кораблей. Конечным районом плавания намечался Берингов пролив. Во главе архангельского отряда был поставлен капитан 1 ранга В.Я. Чичагов, произведенный по случаю в капитаны бригадирского ранга (двумя меньшими кораблями его отряда должны были командовать капитан-лейтенанты Василий Бабаев и Никифор Панов; в помощь им были назначены три лейтенанта: П. Поярков, П. Борноволоков и Ф. Озеров).
Весной 1765 г. экспедиция выступила в поход из Архангельска. Преодолевая штормы и туманы, суда пытались пройти на север. 23 июля (3 августа) сплошные арктические льды, встретившиеся им на пути, не позволяли двигаться дальше. Экспедиция вернулась назад в Архангельск (20 августа 1765 г., и уже 22 августа в Санкт-Петербург был направлен подробный рапорт о ее ходе). В 1766 г. попытка была повторена, но и она, к сожалению, оказалась, безуспешной – арктические льды к северо-западу от Шпицбергена оказались непреодолимы для парусных судов. Корабли экспедиции вернулись в Архангельск 10 сентября 1766 г., а 15 сентября Чичагов отправил письмо графу Чернышеву, в котором сообщил итоги второй экспедиции. Екатерина II приказала завершить попытки поиска северного пути. Чичагов стал именоваться «адмиралом Гренландского моря». Совершенно незачем было тратить ресурсы на проект, который в сложившихся условиях не мог быть реализован. Справедливости ради стоит отметить, что императрица приказала наградить всех участников денежными премиями в размере годовых окладов, не исключая участвовавших в предприятии поморов. Неудачи гораздо более поздних частных плаваний В.А. Русанова, Г.Л. Брусилова, Г.Я. Седова только подтвердили правоту Чичагова (о невозможности северного прохода).
1649993314423.png
Маршрут полярной экспедиции В.Я. Чичагова
Адмиралтейств-коллегия в 1768 г. назначила В. Чичагова главным командиром Архангельского порта, где он участвовал в подготовке кораблей для средиземноморских эскадр, которым суждено было сыграть важную роль в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг. В 1770 г. императрица назначила его командующим «практической эскадрой», которая каждое лето крейсировала в Балтийском море, чтобы дать командам и офицерам опыт морских походов. Практическая эскадра Чичагова должна была выйти из Ревеля и производить крейсирование в районе острова Готланд. 2 августа контр-адмирал прибыл в Ревель и поднял флаг на линейном корабле «Тверь». 10 августа эскадра вышла в море и находилась в походе месяц, вернувшись в Ревель 9 сентября. Во время похода отрабатывались различные эволюции, производились парусные учения и стрельбы.
В 1772 г. уже в чине контр-адмирала В.Я. Чичагов во главе отряда из трех кораблей с особым заданием ходил в Средиземном море. По возвращению в Россию за этот поход он был награжден орденом Святой Анны.
Чичагов в должности младшего флагмана Донской флотилии (или Азовской флотилии; ей командовал контр-адмирал Алексей Наумович Сенявин) он участвовал в русско-турецкой войне 1768 – 1774 гг. 9 (20) июля 1774 г. в бою у приазовского берега Крыма Чичагов, действуя во главе отряда из 5 кораблей, нанес поражение превосходящему его турецкому отряду (5 линейных кораблей, 9 фрегатов, 26 вспомогательных судов). По возвращению в Петербург он был награжден крестом ордена Святого Георгия IV степени, произведен в вице-адмиралы и назначен членом Адмиралтейств-коллегии. В 1782 г. получил чин адмирала и был награжден орденом Святого Александра Невского.
Талант В.Я. Чичагова проявился во время войны со Швецией 1788 – 1790 гг. С началом войны он командовал Ревельской эскадрой, а с 1789 г. – всем Балтийским флотом.
Король Швеции Густав III, желая вернуть часть Финляндии, начал войну с Россией. Невзирая на протесты своих адмиралов, король намеревался одержать решающую победу на Балтике и высадить десант недалеко от Петербурга.
Кампания 1788 г. не принесла шведам успеха, несмотря на внезапность их нападения. Эскадра русских кораблей под флагом командующего Балтийским флотом адмирала Самуила Карловича Грейга в Гогландском сражении отбросила неприятеля от столицы, а затем, преследуя его, загнала в шведские порты и блокировала там. С наступлением холодов боевые действия закончились, и русский флот вернулся в свои базы.
Осенью, простудившись на холодном балтийском ветру, заболел и внезапно умер адмирал Грейг. Преемником его на посту командующего Балтийским флотом стал адмирал В.Я. Чичагов.
Главной целью шведского короля было взятие российской столицы. Для этого он увеличил шхерную флотилию и усилил сухопутную Финляндскую армию. Неприятельский флот (22 линейных корабля и 4 фрегата) под командованием брата короля адмирала Карла Зюдерманландского 2 (13) мая 1790 г. атаковал стоявшую на Ревельском рейде эскадру адмирала Чичагова. Силы были явно неравные: шведскому флоту противостояли 10 линейных кораблей и 5 фрегатов россиян. Недостаток людей в командах ограничивал возможности боя в открытом море, поэтому адмирал решил принять бой на якоре, превратив корабли в деревянные бастионы. Первую линию составили 10 кораблей и фрегат, в ее разрывах встали два бомбардирских корабля и 4 фрегата. Правый фланг линии морской обороны опирался на отмели, левый – на орудия крепости. Шведы могли атаковать русскую эскадру только с фронта. После двухчасового сражения королевский флот прекратил атаку и отступил, потеряв два линейных корабля. Потери русской эскадры составили всего 9 убитых и 27 раненых. За Ревельскую победу адмирал был удостоен ордена Святого Андрея Первозванного.
1649993426867.png
Сражение на Ревельском рейде 2 мая 1790 г. Художник А.П. Боголюбов
Но это было лишь начало морской войны на Балтике. Затем следуют два боя при Фридрихсгаме 4 (15) и 9 (20) мая, в которых русская галерная флотилия капитана 1 ранга П.Б. Сизова, вдвое уступавшая по количеству судов шведам, вынудила отступить вражеские галеры; и сражение при Красной Горке 23 мая (3 июня), в котором эскадра вице-адмирала А.И. Круза нанесла ощутимый урон шведскому флоту.
Посмотреть вложение 8859
Выборгский морской бой 3 июля 1790 г. Художник Й. Шольц
Адмирал Чичагов, получив донесение о морском сражении у Красной Горки немедленно вышел в море на всех парусах направился на помощь Крузу. Но шведы, оповещенные о значительном усилении русского флота, вышли из боя и отошли на запад, чтобы укрыться в Выборгской губе.
Русские эскадры, соединившись под флагом Чичагова, двинулись к Выборгу и стали на якорь в семнадцати милях от противника. Началась блокада неприятельского парусного флота.
1649993574506.png
Выборгское сражение 22 июня 1790 г. С картины М.В. Петрова-Маслакова
Шведы неоднократно пытались прорвать блокаду, используя галерный флот. Последняя такая попытка состоялась 21 июня (2 июля) в Биорк-Зунде, но была отбита с уроном русской гребной эскадрой Зигена.
Тем же вечером задул свежий восточный ветер, который шведы ждали почти четыре недели. Час решающего сражения приближался.
Рано утром 22 июня (3 июля) шведские гребные суда начали демонстративную атаку правого фланга русских. Одновременно шведский королевский флот устремился в прорыв на левом фланге между отрядами контр-адмиралов И.А. Повалишина (5 фрегатов и 1 бомбардирский корабль) и П.И. Ханыкова (3 фрегата). Противники осыпали друг друга залпами в упор. В результате артиллерийской дуэли и русские, и неприятельские корабли значительно пострадали. Через час после начала прорыва шведов адмирал Чичагов дал сигнал главным силам флота идти на выручку сражавшимся отрядам. Первым вступила в дело эскадра вице-адмирала А.В. Мусина-Пушкина.
Прорыв с боем дорого обошелся шведскому флоту: 17 неприятельских судов были подожжены или сели на мель. Лишь к 11 часам уцелевший корабельный флот шведов вышел в открытое море. За ним устремились вдогонку русские корабли. Погоня продолжалась целый день. Уже к вечеру, под самым Свеаборгом, русский линейный корабль «Изяслав» и фрегат «Венус» принудили сдаться шведский линейный корабль «Ретвизан». Остальные корабли укрылись под батареями финского Свеаборга. Здесь их снова заблокировала русская эскадра, лишив надежды уйти к берегам Швеции. Сделать это они смогли только после заключения в августе 1790 г. Верельского мирного договора.
Всего в результате Выборгского морского сражения сгоревшими, потопленными и плененными шведы потеряли 64 вымпела (10 парусных кораблей, 54 гребных судна), около 7000 человек. Потери русского флота убитыми и ранеными – 281 человек.
Важнейшим результатом Выборгского сражения явился окончательный крах наступательных планов шведского короля, проигрыш противником всей кампании 1790 г. и войны в целом. Победа в Выборгском сражении увенчала многолетнюю борьбу России со Швецией за преобладание на Балтийском море.
Императрица Екатерина II оценила победу адмирала и наградила того орденом Святого Георгия 1-й степени. Он стал единственным из моряков, удостоенных высшей военной награды страны. Императрица в знак особого расположения к адмиралу сама придумала для него герб, включавший изображения двуглавого орла, корабля с адмиральским флагом, серебряного кита, скрещенных руля и якоря с лавровым венком.
1649993672325.png
Надгробие В. Я. Чичагова на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры
После русско-шведской войны авторитет В.Я. Чичагова на флоте и при дворе был очень высок. В последние годы правления Екатерины II он командовал Балтийским флотом.
В. Чичагов продолжал служить и при Павле I. В 1797 г. Василий Яковлевич вышел в отставку и жил в имении. Умер он 4 (15) апреля 1809 г. и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
В знак признания заслуг мореплавателя и флотоводца адмирала В.Я. Чичагова его именем названы острова в архипелаге Новая Земля, остров у берегов Северной Америки и гора на острове Шпицберген.

Адмирал Павел Васильевич Чичагов
1649993765009.png
В одном из эмигрантских трудов по русской военной истории можно прочесть такие строки: «Ближайшей преградой французам явилась не успевшая ещё замёрзнуть Березина. Витгенштейн занимал её левый берег, Чичагов стоял на правом, а его авангард 10 ноября занял Борисов. Несмотря на имевшуюся в Борисове переправу, связи между двумя армиями не существовало: Чичагов знал лишь морскую войну, а Витгенштейн увлёкся второстепенной задачей – преследованием корпуса Виктора. Наполеон устремился на Борисов и 12 ноября выбил оттуда беспечный русский отряд, успевший, однако, сжечь за собой мост. Положение французской армии стало отчаянным: она попала в мешок – и ледяная Березина должна была стать для неё могилой. Гений Наполеона (с помощью Чичагова) вышел из этого положения … Наполеона выпустил не Кутузов, а Чичагов (место которому было на мостике флагманского корабля, а не во главе отдельной армии)».
Автор этих строк Антон Керсновский, главную вину за то, что остатки армии Наполеона не были целиком уничтожены на переправе через Березину, и сам завоеватель выпущен из России, возлагает на адмирала П. Чичагова, командовавшего одной из русских армий.
В этом историк следовал традиции, сложившейся ещё в дореволюционной России.
Кем же был адмирал, как он оказался во главе сухопутной армии? И так ли он был плох?
Павел Васильевич родился в 1767 г. (27 июня — в день Полтавской битвы) и службу свою начал в сухопутной гвардии, но вскоре пошёл по стопам отца. Знаменитая фамилия и протекция обеспечили ему быстрый карьерный рост. В 23 года он был уже капитаном 1-го ранга. Впрочем, он был не без способностей, успел понюхать пороха в морских сражениях со шведами в войне 1788 – 1790 гг. После одного из сражений его наградили золотой шпагой «За храбрость».
1649993827989.png
Портрет П. В. Чичагова. Копия с оригинала работы Джеймса Сэксона
По окончании войны Чичагов решил совершенствоваться (вместе со своим братом Петром, в сопровождении математика С.Е. Гурьева и имея рекомендательное письмо к графу С.Р. Воронцову, бывшему тогда послом Российской империи в Лондоне) в морских науках в Англии (в 1792 – 1793 гг.). Оттуда он вернулся, полный желания усовершенствовать морское дело в России по передовому опыту. Но его возвращение совпало с переменами в политике. Екатерина II умерла, на престол вступил Павел I, который велел лишить Чичагова орденов и уволить из флота без пенсии (и даже хотел отправить в тюрьму (в Петропавловскую крепость)), заподозрив его в тайном умысле эмигрировать и поступить на службу в Англии. Среди противников Чичагова были три фигуры, получившие мощную поддержку Павла I, а именно: чиновник и государственный деятель Николай Мордвинов, граф Григорий Кушелев (он сосредоточил в своих руках командование всем флотом империи) и Александр Шишков (министр народного просвещения). Император даже на время запретил П. Чичагову женитьбу на его невесте Элизабет Проби (подозревая адмирала в англофильстве и желании покинуть Россию).
1649993883365.png
Элизабет Проби
Правда, вскоре Павел был вынужден простить П. Чичагова (за него заступился военный губернатор Санкт-Петербурга граф фон дер Пален), как он простил и А. Суворова: Россия нуждалась в военачальниках для начинавшейся войны с Францией. В июле 1799 г. Павел I освободил его и встретил словами: «Позабудем, что произошло, и останемся друзьями». Император при этом также разрешил ему жениться и 2 июля того же года вновь принял его на службу во флот в звании контр-адмирала, восстановив и в должности командира экспедиции к берегам Англии. В 1800 г. Чичагов возвратился в Санкт-Петербург, став начальником защиты Кронштадта. За участие в Голландской экспедиции английский король Георг III наградил его драгоценной шпагой, украшенной бриллиантами.
1649993945919.png
Опала при Павле сделала Чичагова одним из видных деятелей при дворе Александра I. В 1803 г. молодой император повысил Чичагова в звании, а потом (в 1807 г.) назначил морским министром, и на этом посту Павел Васильевич сумел осуществить давно задуманные реформы на флоте. И начал борьбу с коррупцией, что многим не нравилось, к тому же он был дружен с императором Александром I и состоял с ним в дружеской переписке. Отметим, что созданная Чичаговым флотская система с незначительными изменениями проработает до ХХ в.!
Впрочем, дружба с императором и сыграла злую шутку с Чичаговым. В 1811 г. император уволил его с должности, однако назначил на не менее ответственный пост: главнокомандующего всеми вооружёнными силами, как морскими, так и сухопутными, действовавшими против Турции. Чичагов должен был побудить к действиям М.И. Кутузова и довести войну с Турцией (1806 – 1812 гг.) до конца (включения Молдавии и Валахии в подданство России), но когда он прибыл к месту боевых действий война уже закончилась.
Чичагов вступил в должность, и тут как раз началась Отечественная война с Наполеоном. После начала войны с Наполеоном генерал Г. Армфельд заметил государственному секретарю А.С. Шишкову: «Какая странная мысль — доверить сухопутную армию адмиралу?».
1649994004413.png
Павел Чичагов
Чичагову было приказано двинуть на север Дунайскую армию. На Волыни Дунайская армия была объединена с 3-й армией генерала Александра Тормасова, причём Чичагов, как старший по званию, вступил в командование объединёнными силами. В октябре 1812 г., когда Наполеон начал отступление из Москвы, Александр I прислал командующим отдельными армиями свой план окружения и разгрома французов: Кутузов должен был гнать их по фронту, Витгенштейн с севера и Чичагов с юга отрезали бы Наполеону пути отступления на запад. Но эта задача не была выполнена. При этом даже М.И. Кутузов отмечал, что выполнить первоначальный план не позволили ошибки не только Чичагова, но и Витгенштейна, не желавшего объединяться с ним, а также отсутствие взаимодействия между отдельными войсковыми подразделениями.
Итак, в ноябре 1812 г. из-за разногласий между русскими военачальниками был упущен случай окончательно разгромить Наполеона в сражении на реке Березине. Остатки «Великой армии» оказались в кольце трех русских, но французам удалось избежать окружения. Представляется, что свою роль тут сыграли военный гений Бонапарта, который бросил на произвол судьбы тысячи несчастных отставших и гражданских (вообще свойственное Наполеону отношение к людям), самоотверженная работа французских солдат и офицеров, а также самонадеянность некоторых русских полководцев и допущенная Александром I ошибка, поставить своего любимца адмирала Чичагова во главе сухопутных войск.
В соответствии с тщательно продуманным французским императором планом эвакуации, в котором не нашлось места для следовавших вместе с его армией гражданским людям и раненым, которых он обрекал на неминуемую мучительную гибель, решающим фактором оказалась быстрота приготовлений. Британский историк Дейвид Джеффри Чендлер (David Geoffrey Chandler, 1934 — 2004 гг.), специалист по наполеоновским войнам, отмечал: «От большого мороза ночью 24-25 ноября грязь на берегах Березины затвердела, что облегчило работу саперов, и генерал Эбле принялся за дело, умело маневрируя своими скудными ресурсами для крайне важной задачи. К счастью, он ухитрился спасти от костров, в которых погиб его понтонный поезд в Орше, … две полевые кузницы, две повозки с углем и шесть крытых повозок с инструментами и гвоздями».
В течение 25 ноября французами были выполнены различные «демонстрации». Самым удачным было тактическое отвлечение, проведенное около Ухолоди. Здесь отряд кирасир Удино вместе с пехотой, несколькими пушками и большой толпой беженцев спустились на берег реки и ухитрились устроить такой шум, что создавалось впечатление лихорадочной постройки моста. Адмирал Чичагов попался на эту удочку. Во всяком случае, он и без того уже получил сбившую его с толку депешу от Кутузова, в которой его предупреждали, что Наполеон скорее всего попытается переправиться через Березину около Бобруйска. Действия Удино подтверждала, что главные действия французов будут направлены на лагерь Чичагова южнее Борисова.
Посмотреть вложение 8867
Репродукция картины Петера фон Гесса «Переправа Наполеона через реку Березина»
Поэтому, невзирая на протесты многих офицеров, адмирал приказал своей армии отойти к Собачевичам, бросив позиции напротив Студенки и Борисова. Французские штабные офицеры, с тревогой изучавшие в подзорные трубы противоположный берег в окрестностях Студенки, едва могли поверить своим глазам, когда увидели, что русские уходят на юг. Генерал Рапп бросился к Наполеону с доброй вестью. «Я перехитрил адмирала! — воскликнул император. — Он думает, я сейчас нахожусь в том месте, где приказал провести отвлекающий маневр, — он направляется к Борисову!».
Автор последней биографии Кутузова, Лидия Ивченко, ссылаясь на воспоминания подчиненных П.В. Чичагова, хранящихся в Российском государственном военно-историческом архиве, пишет: «9 ноября авангард генерала И. Ламберта овладел Борисовом и обнаружил в одном из домов письмо Наполеона генералу Брониковскому, где сообщалось, что 10 ноября в Борисове будет располагаться главная квартира Великой армии.
К изумлению Ламберта, Чичагов этой информацией пренебрег, расположив в этом городе, в тылу которого находилась река, свою собственную главную квартиру, а также казну, обоз и раненых. Главные силы Дунайской армии были оставлены им на противоположном, ближайшем к французам правом берегу. Эта ошибка Чичагова, имевшая пагубные последствия, отмечалась всеми участниками сражения, так же как и заносчивая самонадеянность адмирала, не способного выслушивать советы
».
1649994174227.png
Генерал Ламберт
А вот резюме, изложенное выдающимся военным теоретиком Карлом Клаузевицем: «Чичагов считал наиболее вероятным, что Наполеон выберет более южное направление и, следовательно, попытается обойти его правый фланг, так как это даст ему возможность наиболее сблизиться с армией Шварценберга. Исходя из этого чересчур прочно укоренившегося в нем мнения и утвердившись в нем еще более вследствие ошибочной ориентировки, исходившей от самого Кутузова, он принял приготовления Виктора к постройке моста за демонстрацию и полагал, что Наполеон в действительности уже находится на пути туда».
Посмотреть вложение 8869
Отступление великой армии из России. Альбрехт Адам
Общественное мнение сразу выставило П. Чичагова виновником неудачи (хотя именно он причинил французам наибольший урон). Кутузов был вне критики, да и Петру Христиановичу Витгенштейну благоволил государь. Шквал презрительных комментариев соотечественники обрушили на злополучного адмирала. Иван Крылов высмеял Чичагова в басне «Щука и кот», где адмирал представлен в виде щуки, вознамерившейся поохотиться на суше за мышами.
Особенно нелицеприятную характеристику англофилу Чичагову дал русский военачальник Александр Федорович Ланжерон, бывший французский эмигрант. В своих записках он пишет про Павла Васильевича: «Голова его ежеминутно изобретала новые проекты, а проекты эти, обыкновенно вздорные и неприменимые, надо было проводить в исполнение сию же минуту. Он не имел ни одной правильной идеи и чрезмерное самолюбие не позволяло ему ни слушать, ни принимать советов».
Хотя …
После переправы французов через Березину именно Чичагов начал их преследование и, внезапно обрушившись со своими войсками на Вильно, где отдыхали отступавшие войска Наполеона, 11 декабря русские с налета взяли город, захватив около 15000 пленных, а также последние склады с продовольствием, что оставались у французов на территории Российской империи. Ошеломленным, голодным и почти безоружным французам пришлось спешно отступать в Варшавское герцогство. 18 декабря туда переместилась и армия П.В. Чичагова, ставшая таким образом первым русским войсковым соединением, перешедшим в этой войне границу России.
1649994310216.png
Отступление Великой армии (Разгром на Березине). Войцек Kоссак
Чичагов не мог оставаться на службе и в России. В 1813 г. он получил бессрочный отпуск по болезни, а в 1814 г. ему разрешили выехать за границу. На родину её первый морской министр больше не вернулся, даже по приглашению Николая I в 1834 г. (в этом же году его постигло несчастье – он полностью ослеп). Последние годы он жил у своей дочери, графини Екатерины дю Бузе (du Bouzet) в Париже или в окрестностях французской столицы, в местечке Со (О-де-Сен). Умер он (в Париже) британским подданным (ибо, его жена была англичанкой). В 1842 г., ещё когда Чичагов был жив, Николай Гоголь выбрал для своего отрицательного героя-прохвоста идентичное имя и фамилию, отличавшуюся только двумя буквами – Павел Чичиков.
Павел Васильевич скончался 20 августа 1849 г, перед смертью отослав письма Александра I и все свои награды императору Николаю I.
Надо отметить, что с течением времени стала развиваться критическая историография Отечественной войны, и отношение к П.В. Чичагову и его роли в войне 1812 г. начало меняться.
В 1893 г. вышло в свет издание генерала Генерального штаба Владимира Харкевича «Березина», специально посвящённое аспектам переправы Наполеона через эту реку. Спустя ещё несколько десятилетий советский академик Евгений Тарле так резюмировал это исследование и своё отношение к нему в монографии «Наполеон» (1938 г.): «По Харкевичу выходит, что Кутузов даже и не хотел исполнять план Александра и нарочно не спешил к Березине, имея возможность попасть туда вовремя. Внимательное изучение всей документации, исходящей как от самого Чичагова, так и от Ермолова, Дениса Давыдова и даже от самого Кутузова, заставило меня признать, что мнение Харкевича опровергнуть очень трудно».
А в 1912 г. генерал Всеволод Апухтин в одной из работ по истории Отечественной войны заметил: «Трудно винить Чичагова и Витгенштейна, заведомо ничтожных полководцев, в том, что у них не хватило мужества вступить в единоборство с Наполеоном».
И уже в конце ХХ в. историк Николай Троицкий (в работе «Фельдмаршал М.И.  Кутузов: легенда и реальность» (1998 г.)) убедительно, на фактах, показал, что главная ответственность за выпуск Наполеона из России лежит на Кутузове чья медлительность привела к провалу в общем-то достаточно продуманного плана окружения французов. Есть также мнение, что М. Кутузов, который, увы, был весьма завистлив и злопамятен, не мог простить Чичагову того, что именно он был назначен его приемником для командования Дунайской армией, поэтому при Березине сознательно «подставил» своего недруга. То есть Павел Чичагов не более, чем разделяет часть ответственности за провал разгрома Наполеона при Березине с двумя другими командующими армиями.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх