Виды и формы культуры
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
- как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;- как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
- как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:- Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
- Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
- Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
- Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Функции культуры:
- Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.- Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
- Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
- Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
- Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
- Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
- Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Основные формы культуры
Существует несколько критериев, на основе которых выделяют различные формы и разновидности культур:- по связи с религией — религиозная и светская;
- по региональному признаку — культура Востока, Запада и т.д.;
- по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
- по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
- по связи с территорией — сельская и городская культура;
- по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
- по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
- по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Есть разные формы культур.
Элитарная
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:Элитарная
- трудна для понимания для неподготовленных людей;
- эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:- следование традициям и ритуалам;
- ограниченное информационное поле.
Массовая
Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:- имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
- чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
- носит коммерческий характер;
- в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
- формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
- произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
- отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
- отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
- снижает общий уровень духовной культуры общества;
- ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
- рассчитана на пассивное потребление;
- формирует стереотипы в сознании людей;
- формирует искусственные потребности.
Материальная и духовная культура
Материальная культура — это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.Задачи материальной культуры:
- адаптация человека к окружающему миру;
- удовлетворение его материальных потребностей.
Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, мебель, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
- искусства;- философии;
- науки;
- религии;
- морали и пр.
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
- стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;- ориентация на идеальные формы;
- глубокая нравственная традиция;
- большая свобода творчества;
- неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
- хранение культурного опыта;- средство понимания и объяснения мира;
- регулирование взаимодействия людей в социуме;
- формирование общественных ценностей и идеалов;
- воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
Разновидности культур
Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.
Разновидности субкультур:
- подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);
- религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
- этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.
Характерные черты субкультур:
- наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;- специфический образ жизни и привычное поведение;
- наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
- формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.
Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.