(ТЕОРИЯ) Азовский поход 1696 г.

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Царь Пётр провёл «работу над ошибками» по итогам первого Азовского похода (1695 г.) и посчитал, что главная проблема – это отсутствие флота (речного и морского). Немедленно началось строительство «морского каравана» – военных и транспортных кораблей и судов. У этой затеи было много противников – слишком мало времени было на эту задачу (одна зима), а вопрос был сложным с точки зрения организации и привлечения ресурсов. Тем временем из Москвы шли один за другим указы, распоряжения воеводам, градоначальникам о мобилизации людей и ресурсов.
И уже в январе 1696 г. на верфях Воронежа и в Преображенском (подмосковное село на берегу Яузы, там располагалась резиденция отца Петра, царя Алексея Михайловича) развернули масштабное строительство. Галеры, построенные в Преображенском, разбирали, везли в Воронеж, там снова собирали и спускали на воду на Дону. Пётр приказал к весне сделать 1300 стругов, 30 морских лодок, 100 плотов. Для этого со всей России мобилизовали плотников, кузнецов, работных людей.
Район Воронежа выбрали не случайно, для местного населения строительство речных судов было обычным промыслом. Всего мобилизовали свыше 25000 человек. Со всех концов страны ехали не только мастера, рабочие, но и везли материалы – лес, пеньку, смолу, железо. Работы шли быстро, к началу похода (весна 1696 г.) кораблей построили даже больше, чем планировали.
Основным типом строившихся кораблей были галеры – гребные суда, имевшие 30-38 весел, на их вооружении было 4-6 орудий, 2 мачты, 130-200 человек экипажа (они могли перевозить и десант). Этот тип корабля отвечал условиям театра военных действий, галеры с их небольшой осадкой, маневренностью, могли успешно действовать на реке, мелководье низовьев Дона, прибрежных водах Азовского моря.
Использовался ранее приобретенный опыт. В Нижнем Новгороде еще в 1636 г. построили корабль «Фридерик», в 1668 г. в селе Дединове на Оке – корабль «Орёл», в 1688 – 1692 гг. на Переяславском озере и в 1693 г. в Архангельске при участии Петра было построено несколько кораблей. К строительству кораблей в Преображенском широко привлекали солдат Семёновского и Преображенского полков, крестьян, мастеровых, которых вызвали из поселений, где было развито судостроение (Архангельск, Вологда, Нижний Новгород). Среди мастеров всеобщим уважением пользовались вологодский плотник Осип Щека и нижегородский плотник Яким Иванов.
В марте 1696 г. шла перевозка корабельных частей в Воронеж. Каждая галера доставлялась на 15-20 повозках. 2 апреля были спущены на воду первые галеры, их экипажи были сформированы из состава Семёновского и Преображенского полков.
1690617724911.png
Фрегат «Апостол Петр»
В Воронеже также заложили первые большие трёхмачтовые корабли (2 судна), с сильным артиллерийским вооружением (на каждом из них решили установить по 36 орудий). К началу мая построили первый корабль – 36-пушечный парусно-гребной фрегат «Апостол Петр». Корабль строили при помощи датского мастера Августа (Густава) Мейера. Он стал командиром второго корабля – 36-пушечного «Апостола Павла».
Таким образом, в Русском государстве, вдали от морей, за предельно короткие сроки смогли создать целую кораблестроительную отрасль и построили отряд военных кораблей и транспортных судов. Когда войска прибыли из Москвы в Воронеж, там их уже ждало множество военно-транспортных судов.
1690617764883.png
Борис Петрович Шереметев. Русский воинский начальник (воевода) времён Северной войны, дипломат, один из первых русских генерал-фельдмаршалов (с 1701 г.), граф (с 1706 г.).
В этот же период Петр значительно увеличили армию (до 70000 человек), во главе неё был поставлен единый главнокомандующий – боярин Алексей Семёнович Шеин. Он был участником походов князя В. Голицына, во время первого Азовского похода (когда армией командовал Б.П. Шереметев, наградили за успешную кампанию 1695 г. и отправили обратно, в Белгород) командовал Преображенским и Семёновским полками, прекрасно знал театр военных действий. Шеин первым в России официально получил чин генералиссимуса.
1690617858337.png
Первый русский генералиссимус Алексей Семёнович Шеин
Пётр также позаботился о привлечении военных специалистов по инженерному, артиллерийскому и минному делу. Плохо зная возможности русской армии и способности её командиров и преувеличивая всё иностранное, царь Пётр Алексеевич начал наём специалистов в Германии и Голландии. Позднее, в том числе с учётом Нарвского поражения в войне с Швецией, Пётр постепенно начал делать ставку на национальные кадры, и ужесточил отбор иностранцев, среди которых было много различной швали, позарившейся на высокие заработки в России.
1690617886579.png
План кампании изменили. У Шереметева забрали большую часть войск – пограничные полки, дворянскую конницу и половину малороссийских казаков. Ему оставили вспомогательный отряд – 2500 солдат, около 15000 казаков. Шереметев должен был спуститься вниз по Днепру и отвлекать противника у Очакова. Под началом же Шеина собрали главные силы – 30 солдатских полков, 13 стрелецких, поместная конница, донские, малороссийские, яицкие казаки, калмыки (около 70000 человек). Войска были распределены по трем дивизиям — Головина, Гордона и Ригемана (Христофор Андреевич (Генрихович) Ригимон (Ригельман, писался также Ригеман, Регимон, Региман, Риман) — российский военачальник, генерал-майор (1696 г.)). Командовать флотом Петр назначил Лефорта. Петр оставил для себя роль «бомбардира Петра Михайлова», а командование целиком отдал А. Шеину.
1690617968154.png
1690617977656.png
1690617986332.png
Фёдор Алексеевич Головин. Один из ближайших сподвижников Петра I, боярин, глава внешнеполитического ведомства, генерал-адмирал и первый в России генерал-фельдмаршал. В разное время управлял также Военно-морским приказом, Оружейной, Золотой и Серебряной палатами, Сибирским наместничеством, Ямским приказом и Монетным двором. Первый кавалер высшей государственной награды - ордена Святого Андрея Первозванного
Патрик Гордон (Пётр Иванович Гордон). шотландский дворянин, генерал - майор, генерал-аншеф и контр-адмирал. Участник Чигиринских походов 1677 – 1678 гг., Крымских походов 1687 и 1689 гг. Возглавляя Бутырский полк, в 1689 г. перешел от царевны Софьи Алексеевны на сторону Петра I, став его сподвижником и одним из создателей регулярной армии
Франц Яковлевич Лефорт. Русский государственный и военный деятель женевского происхождения и кальвинистского вероисповедания; ближайший помощник и советник царя Петра I, с которым сблизился в начале 1690-х годов; российский генерал, адмирал
23 апреля 1696 г. первый отряд из 110 транспортных судов с войсками, артиллерией, боеприпасами и продовольствием начал поход. После этого стали выходить и другие суда, боевые корабли. 1000-км поход стал первым испытанием для экипажей, в процессе оттачивалось мастерство матросов, завершали недоделки. Движение шло быстро, шли под парусами и на вёслах, днём и ночью. Во время похода шёл процесс разработки правил организации службы на галерах, ведения морского боя – они были объявлены в специальном «Указе по галерам». В «Указе» говорилось о порядке сигнализации, постановке на якорь, плавания в походном строю, дисциплине, ведении активных боевых действий против врага.
15 мая первый отряд галер подошёл к Черкасску, куда пришёл и авангард сухопутных сил (войска шли на судах и сушей). Казачья разведка сообщила, что у Азова стоят несколько вражеских кораблей. 16 мая Азов был осаждён. 20 мая казаки на своих лодках внезапной атакой захватили 10 транспортных судов (тунбасов), в эскадре турков началась паника. Воспользовавшись первым успехом, казаки смогли подойти к турецкой эскадре (дело было ночью) и поджечь один из кораблей. Турки отвели корабли, а один сожгли сами, не успев поднять паруса.
27 мая русская флотилия вышла в Азовское море и отрезала крепость от источников снабжения через море. Русские корабли заняли позиции поперёк Азовского залива. В этот же период к крепости подошли основные силы, они заняли траншеи и земляные укрепления, построенные в 1695 г. Турки их даже не разрушили. Осажденные попытались сделать вылазку, но ее ожидали. 4000 донских казаков наказного атамана Савинова были наготове и отразили атаку.
А.С. Шеин отказался от немедленного штурма и велел «приступать шанцами». Объем инженерных работ был намечен огромный. Азов обложили полукругом, оба фланга упирались в Дон. За рекой возводился «земляной городок». Выше города был сооружен наплавной мост на судах. Построили батареи для осадных орудий. Русская артиллерия стала обстреливать крепость и городе начались пожары. В устье Дона поставили две сильные батареи, чтобы укрепить силы морской блокады. Если бы турецкие корабли прорвались через нашу флотилию, эти батареи должны были не допустить вражеские корабли непосредственно к Азову.
Эти предосторожности оказались не лишними. Примерно через месяц подошла турецкая эскадра в 25 судов с 4000 десантом для помощи азовскому гарнизону. Обнаружив русские галеры, которые блокировали устье Дона, турецкий адмирал Турночи-паша остановил свои силы в значительном удалении. 28 июня турецкий флот попытался высадить на берег десант. На русских кораблях приготовились к бою, снялись с якорей и пошли навстречу турецким кораблям. Османы, увидя русскую флотилию и ее готовность к бою, отступили. Таким образом, турецкий флот отказался от попыток помочь осаждённому гарнизону, Азов остался без помощи извне. Азовскую крепость отрезали от подвоза подкреплений, боеприпасов и продовольствия.
Русская артиллерия разбила внешние валы Азова, а пехота рыла землю, придвигая окопы все ближе к крепости. 16 июня русские вплотную добрались до рвов. Гарнизону предложили сдаться, но турки ответили отказом. Турки ещё надеялись отсидеться за мощными каменными стенами и башнями.
А Шеин по-прежнему отказывался от штурма. Главнокомандующий приказал насыпать вокруг крепости огромный вал. На военном совете решили передвигать его и таким способом преодолеть ров и взобраться на стены с помощью штурмовых лестниц. Снова начались масштабные инженерные работы. Посменно трудились 15000 человек. Современники описывали эти работы так: «Великороссийские и малороссийские войска, во облежании бывшие около города Азова, земляной вал к неприятельскому рву отовсюду равномерно привалили и из-за того валу, ров заметав и заровняв, тем же валом чрез тот ров до неприятельского азовского валу дошли и валы сообщили толь близко, еже возможно было с неприятели, кроме оружия, едиными руками терзаться; уж и земля за их вал метанием в город сыпалась».
10 июня и 24 июня осаждавшими были отбиты вылазки турецкого гарнизона, которому пыталось помочь 60000 войско крымских татар, стоявших лагерем к югу от Азова, за рекой Кагальник. Крымский царевич Нуреддин несколько раз нападал на русский лагерь. Однако А.С. Шеин выставил против него заслоном дворянскую конницу и калмыков. Они прогоняли крымских татар, сам Нуреддин был ранен и едва не попал в плен.
Постепенно вал приближался к стенам, и сравнялся с ними по высоте. На его гребне установили батареи, они простреливали весь Азов и наносили гарнизону большие потери. Кроме того, осаждавшие приготовили три минные траншеи, для подрыва стен. Гарнизону вторично предложили оставить городе и свободно уйти, османы вновь ответили отказом. 16 июля войска Шеина завершили подготовительные осадные работы. 17-18 июля 1500 донских и запорожских казаков захватили два турецких бастиона. После этого турецкий гарнизон совсем пал духом: потери были тяжёлыми, вылазки провалились, помощи из Стамбула не было, началась потеря основных позиций, артиллерийские обстрелы теперь наносили значительный ущерб ... 18 июля турками был выброшен белый флаг, начались переговоры. Османам разрешили уйти с личными вещами, а всю артиллерию и припасы они оставляли победителям. Русские командование выдвинуло только одно категорическое требование: выдать «немчина Якушки» – перебежчика Якова Янсена, который немало попортил крови русской армии в 1695 г. Янсен в это время уже «обасурманился» – перешёл в ислам, записался в янычары. Османы не хотели его выдавать, но потом уступили. 19 (29) июля начальник гарнизона Гассан-бей капитулировал.
1690618011878.png
Взятие Азовской крепости. Миниатюра из рукописи первой половины XVIII в. В миниатюру включена сцена выдачи турками Яшки (Якова Янсена), голландского матроса-предателя
Турецкие солдаты и жители стали выходить из крепости, грузились на ожидавшие их струги и лодки (их любезно предоставили русские). Гассан-бей покинул Азов последним, сложил к ногам русского главнокомандующего 16 знамен, преподнес ключи и поблагодарил за честное выполнение договора. Русские войска вошли в крепость. В городе нашли 92 орудия, 4 мортиры, большие запасы пороха и продовольствия. Сопротивляться он мог еще долго, если бы не умелые действия русской армии. 20 июля капитулировала еще одна турецкая крепость Лютих, которая располагалась в устье самого северного рукава Дона.
После победы первые полки отправились на север, в Москву, в начале августа. 15 августа покинул крепость и царь Петр. В Азовской крепости оставили гарнизоном 5500 солдат и 2700 стрельцов. В Москве в честь Азовской победы устроили пышное торжество.
1690618047228.png
Взятие Азова. В центре, на конях, Царь Пётр I и воевода Алексей Шеин (гравюра А. Шхонебека)
Таким образом, всё течение Дона стало свободным для русских судов. Азов стал русским плацдармом в Приазовье. Царь Пётр I, понимая стратегическое значение Азова, как первой русской крепости в Причерноморье и необходимость отстоять завоевания (война продолжалась), уже 23 июля утвердил план новых укреплений Азова. Крепость была сильно повреждена русской артиллерией. Кроме того, здесь решили создать базу для русского флота, без которого нельзя было завоевать Причерноморье. Так как Азов не имел удобной гавани для базирования морского флота, уже 27 июля выбрали более удачное место на Таганьем мысу, где через два года и основали Таганрог.
Воевода А.С. Шеин 28 июня 1696 г. за военные успехи получил звание генералиссимуса (первое в России). Позже Шеин был назначен главнокомандующим русской армии, командующим артиллерией, конницей и управляющим иностранного приказа. С 1697 г. Шеин руководил работами в Азове, строительством морской гавани в Таганроге, отражая постоянные атаки татар и турков.
Азовские походы на практике показали важность артиллерии и флота для ведения войны. И Пётр сделал из этого выводы, ему нельзя отказать в организаторских способностях и стратегическом мышлении. 20 октября 1696 г. Боярская Дума провозглашает «Морским судам быть …». Утверждается программа военного судостроения 52 (позднее 77) кораблей. Россия начинает отправку дворян на обучение за границу.
1690618088841.png
«Прорубить окно» на юг полностью не удалось, чтобы получить выход в Черное море было необходимо захватить Керченский пролив, чтобы получить проход из Азовского в Черное море или полностью захватить Крым. Царь Пётр это отлично понимал. После захвата Азова он сказал своим соратникам: «Теперь мы, слава Богу, один угол Чёрного моря уже имеем, а со временем, может быть, и весь его иметь будем». На замечание, что это сделать будет трудно, Пётр сказал: «Не вдруг, а помаленьку». Однако началась война с Швецией и планы дальнейшего расширения русских владений в Причерноморье пришлось отложить, причём надолго. Полностью реализовать замыслы Петра удалось только при Екатерине II.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх