[ТЕОРИЯ] Бой у ранчо Пальмито – последняя битва гражданской войны в США

Степанов Андрей

Администратор
Команда форума
Бой у ранчо Пальмито – последняя битва гражданской войны в США

Май 1865 г. Армии Конфедерации уже капитулировали. Гражданская война закончилась. Президент южан Дэвис и члены его кабинета министров были арестованы. В Вашингтоне готовились к параду Победы. Но техасцы пока сдаваться не собирались. Сражение у ранчо Пальмито стало последней битвой войны Севера против Юга. Он произошло только потому, что командиру северян полковнику Баррету не удалось поучаствовать в уже закончившейся войне, и он решил «поиграть в войну» и получить медаль. Вместо этого дал южанам возможность поставить «победную» точку в проигранной ими войне.
1652909885097.png
Техасская кавалерия
Враждебные силы все еще противостояли друг другу на самой южной оконечности Техаса, где река Рио-Гранде впадает в Мексиканский залив. На острове Бразос Сантьяго находилось около двух тысяч солдат армии Союза – 62-й и 87-й негритянские полки и 34-й Индианский полк. Ими командовал полковник Теодор Баррет, который стал офицером в 1862 году, но на войну так и не попал. По ту сторону залива были разрозненные батальоны кавалерии Конфедерации (примерно 1200 бойцов), которым командовал бригадный генерал Джеймс Э. Слотер.
Войска Слотера были разбросаны на большой территории, начиная с крошечного отряда в Форт-Кларке в 200 милях вверх по Рио-Гранде и кончая самым крупным сосредоточением нескольких рот и легкой батареи в Браунсвилле и Форт-Брауне, примерно в 20 милях от устья реки. К 6 апреля 1865 года Слотер сделал свою штаб-квартиру в Браунсвилле, который он называл южной частью своего округа.
Здесь командовал легендарной полковник Джон Салмон Форд по прозвищу «Старый Рип». Ветеран американо-мексиканской войны, бывший капитан техасских рейнджеров, бывший мэр Остина.
Весной 1865 года силы полковника Форда составляли девять кавалерийских рот в составе двух батальонов. Кроме того, в Форте Браун еще три роты и 6-пушечная батарея капитана О. Г. Джонса, а также часть кавалерийского полка в казармах Рингольда. К началу апреля у него было всего 763 офицера и солдата для охраны около ста миль речного фронта, и только 625 из них были пригодны для службы. К маю дезертирство еще больше ослабило группировку Форда.
Форд не ожидал серьезных неприятностей с союзными войсками на Бразосе. В марте он и его гражданский эмиссар вели переписку с федеральным генерал-майором Лью Уоллесом по вопросу о мире, и хотя они не пришли ни к решению, было очевидно, что восстание вот-вот закончится.
Но на Бразосе сменилось командование, что положило конец неофициальному перемирию. Полковник Роберт Б. Джонс из 34-го Индианского полка отбыл домой в апреле, передав остров полковнику Теодору Х. Барретту из 62-го негритянского полка. В отличие от Джонса, Барретт никогда не командовал своим полком в бою, и он, похоже, жаждал боевой славы еще до того, как война вообще закончилась. В предрассветные часы 11 мая Барретт вызвал своего подполковника Дэвида Брэнсона и объявил о начале боевых действий.
В 4 часа утра Брэнсон, который был назначен подполковником непосредственно из унтер-офицеров 28-го Иллинойского полка менее чем за полтора года до этого, собрал отряд в 250 солдат и офицеров, чтобы переправиться в Порт-Изабель. Однако поднялся шторм, пароход вышел из строя, поэтому Барретт приказал своим людям вернуться в лагерь.
Позже в тот же день он нашел достаточно лодок для переправы в район Бока-Чику. К нему присоединились 50 новобранцев два офицера из 2-го Техасского кавалерийского батальона Союза. К 9.30 вечера все они добрались до материка. Отряд немедленно двинулся к ранчо Уайта, где, по данным разведки, стояли лагерем конфедератские роты батальона капитана Робинсона из группировки полковника Форда.
Брэнсон добрался до ранчо Уайта в два часа ночи 12 мая, его люди молча окружили главное здание. Однако конфедераты ушли на ранчо Пальмито в 112 милях двумя днями раньше. Его люди были на ногах уже больше суток. Он провел свою команду еще на полторы мили вверх по реке и остановился на ночлег.
Французские оккупационные войска патрулировали Рио-Гранде с мексиканской стороны и предупредили конфедератов. Брэнсон прибыл на ранчо в полдень. Началась отчаянная перестрелка, но потерь не было.

1652909891913.png
Полковник армии Конфедерации Джон Форд
Конфедераты отступили, а победители принялись подсчитывать свои трофеи: три пленных больных техасца, пара лошадей и пайки для 190 человек, включая четырех мясных коров. Капитан Робинсон, который смог собрать лишь около 60 человек из своего отступающего батальона, послал сообщение о нападении полковнику Форду в Браунсвилл. Форд приказал держаться, пока он соберет разрозненные роты и приведет на помощь.
Робинсон сделал больше, чем просто держался. Со своим небольшим отрядом он вернулся на ранчо Пальмито и предпринял смелый полуденный штурм. Северяне как раз наслаждались сиестой. Брэнсон, считавший, что ему противостоят «значительные силы противника» немедленно начал отступать к ранчо Уайта.
Он отправил курьера в Бразос Сантьяго с просьбой о помощи. Полковник Барретт приказал подполковнику Роберту Моррисону взять 200 человек из его 34-го Индианского полка. Моррисон, опытный боевой офицер привел своих людей на ранчо Уайта на рассвете 13 мая. Объединенные силы после завтрака двинулись к Пальмито, отстреливаясь от кавалеристов Робинсона. Командование взял на себя сам полковник Барретт.
Но в 11 часов утра полковник Форд собрав все что мог (275 кавалеристов), в том числе и батарею из Форта Браун. Одну роту галопом вперед, а сам остался арьергарде, чтобы подгонять основные силы.

1652909898057.png
Карта сражения
Солдаты Барретта снова миновали холм Пальмито, двигаясь вслед за усталыми солдатами Робинсона. Две роты 34-го Индианского полка шли в авангарде.
Форд в 3 часа дня выстроил большую часть своих людей в линию с артиллерией – по две пушки на флангах и две в резерве. Много лет спустя он рассказал, что там были и французские добровольцы, которые переправились через реку, чтобы посмотреть на небольшое сражение.
Барретт опять решил, что перед ним «значительные силы» и склонялся к отступлению. Хотя у него было 500 против 300 техасцев. После того как в дело вступила артиллерия конфедератов, изрядно удивив северян, а также был атакован их правый фланг, он начал отступать с удвоенной энергией. Началось бегство. Конфедераты окружили и взяли в плен негритянскую роту 34-го полка. Затем южане наловили еще порядка полсотни пленных.
Некомпетентное командование полковника Барретта привело к поражению северян. Он не отдавал приказы, он советовался с офицерами.
Когда беглецы добрались до ранчо Уайта, им оставалось еще 12 миль до Бока-Чики. Кавалеристы Форда упорно преследовали их, но узкий полуостров препятствовал любым фланговым маневрам. Все, что могли сделать конфедераты – накрыть отступающих артиллерийским огнем.
Полковник Форд решил уже оставить северян в покое, но ту появился генерал Слотер, который приказал возобновить преследование. Форд возражал, но Слотер настоял на своем и выставил такую плотную линию стрелков, что федералы испугались, как бы он не бросился в атаку.
Примерно в 2 милях от места высадки полковник Брэнсон в последний раз развернул своих стрелков. Рота к 62-го полка под командованием капитана Фреда Коффина рассредоточилась и дала еще один залп по конфедератам, которые ответили ей тем же. Еще несколько минут обе линии безрезультатно стреляли друг в друга, а затем капитан Коффин снова повернулся к Бока-Чике. Техасцы снова бросились вперед, но уже прозвучали последние выстрелы Гражданской войны.

Слотер решил, что война окончена, и Барретт без дальнейших проблем переправил остальных своих людей через реку. Он потерял убитым только рядового Джона Джефферсона Уильямса – последняя жертва гражданской войны. Девять человек были ранены, а 103 офицера и солдата взяты в плен, в основном из 34-го Индианского полка. Один чернокожий солдат, сержант Дэвид Кларк упал без сил во время отступления и провел ночь, забившись в чапараль в миле ниже ранчо пальметто. Люди Форда нашли его, когда они возвращались обратно в полдень следующего дня. Он был последним пленником, захваченным армией Конфедерации. Полковник Форд суммировал свои потери так: «пять или шесть раненых».
Через две недели после сражения официальное перемирие положило конец боевым действиям в Техасе, и 30 мая 34-й Индианский полк вошел в Браунсвилл. Однако на этом дело не кончилось. Репутация полковника Барретта была подмочена в его единственном бою, и он решил выдвинуть обвинения против полковника Моррисона, пытаясь свалить всю вину за катастрофу.
Военный трибунал рассматривал это дело в конце июля и большую часть августа, слушая противоречивые истории. Даже победитель при Пальмито полковник Форд выступил в защиту бывшего врага Моррисона, заявив, что Барретт бежал перед в двое меньшими силами. Суд отказался осудить Моррисона.
Очевидно, что из-за чрезмерного честолюбия полковник Барретт затеял совершенно ненужную битву. Из-за своей некомпетентности и трусости он доставил уже сдавшейся Конфедерации удовольствие заявить о своей победе в последней битве гражданской войны.
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх