(ТЕОРИЯ) Виды знаний. Особенности социального познания

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Ощущение. Исходная форма чувственного познания, которая передаёт отдельные свойства предмета при его контакте с органами чувств.

Восприятие. Форма чувственного познания, формирование целостного образа предмета при его контакте с органами чувств.

Представление. Форма чувственного познания, образы, которые сохраняются в памяти человека на основе его прошлых ощущений и восприятий.

Понятие. Исходная форма рационального познания, мысль, которая фиксирует существенные общие признаки группы объектов.

Суждение (высказывание). Форма рационального познания, в которой на основе связи понятий утверждается или отрицается наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков.

Умозаключение. Форма рационального познания, в которой из нескольких логически связанных суждений выводится новая мысль.

Обыденное познание (обыденно-практическое, житейский опыт). Форма познания, которая опирается на житейскую практику людей.

Знание. Воспринятая информация, результат познавательной деятельности человека, обоснованный в процессе практики.

Познание или познание истины – вид деятельности, активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им новых фактов, явлений, законов вселенной.
Познание (учение) считается одним из четырёх основных видов человеческой деятельности. Результатом познавательной деятельности являются знания.
Знания можно классифицировать по видам познания, с помощью которых они получены (научные и ненаучные). Знания могут быть представлены в виде суждений, гипотез, теорий и т.д. Эти же пункты надо называть, когда спрашивают «формы представления истины».
Этапы (ступени) познания
Познание делят на два этапа – чувственное и рациональное. Оба этапа тесно связаны и не могут существовать по-отдельности.
Чувственное познание
1710298554992.png
Рациональное познание​
§ ощущение
§ восприятие
§ представление
§ понятие
§ суждение
§ умозаключение​
Чувственное познание
С помощью чувственного познания мы можем судить только о внешних свойствах отдельных предметов: их форме, величине, цвете и др. Для постижения сущности предметов и явлений, выяснения общих законов их существования чувственной информации недостаточно. Задачу обобщения и анализа информации, полученной с помощью органов чувств, выполняет рациональное (от лат. ratio – разум) познание.
Рациональное познание
Мышление (рациональное познание) – способность человека рассуждать, познавать недоступные органам чувств существенные свойства и связи объектов с помощью понятий, суждений и умозаключений.
Рациональное (логическое) познание отвлекается от частных, несущественных свойств отдельных предметов, соотносит их существенные свойства и далее оперирует общими признаками групп однотипных объектов. Общие существенные признаки познаваемых объектов фиксируются в понятиях. Понятия выражаются в виде отдельных слов или словосочетаний. На основе понятий строятся суждения. В суждении человек утверждает или отрицает наличие у познаваемого предмета определённых свойств. Суждение – это высказывание, содержащее определённую мысль. Если из нескольких логически связанных суждений можно вывести новую мысль, то это – умозаключение.

Особенности этапов (ступеней) познания
Чувственное познание
- предметность (непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом)
- наглядность информации
- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Рациональное познание
- присуще только человеку
- содержит логические операции
- опора на результаты чувственного познания
- абстрактность и обобщенность (оперирует общими группами признаков однотипных объектов)
- выявление существенных признаков, связей, закономерностей, законов

Формы этапов (ступеней) познания
Формы чувственного познания
Формы рационального познания
- Ощущение – исходная форма чувственного познания, которая передаёт отдельные свойства предмета при его контакте с органами чувств (Свет отразился от предмета и попал в мой глаз, я увидел предмет).
- Восприятие – формирование целостного образа предмета при его контакте с органами чувств (Я обратил внимание на этот предмет – он большой круглый и красный).
- Представление – образы, которые сохраняются в памяти человека на основе его прошлых ощущений и восприятий (Образ предмета врезался мне в память. Я закрыл глаза и всё равно могу представить эту большую круглую красную штуку)
- Понятие – исходная форма рационального познания, мысль, которая фиксирует существенные общие признаки группы объектов. То же, что и «термин», «имя нарицательное» (Диван).
- Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте познания (Диван мягкий).
- Умозаключение – форма рационального познания, в которой из нескольких логически связанных суждений выводится новая мысль (Все диваны предназначены для того, чтобы на них сидели. Этот предмет – диван. Значит, на нём можно сидеть).
Формы познания
v Научноеv Ненаучное
• практическое (обыденное/житейское)
• мифологическое
• религиозное
• художественное
• лженаучное (паранаука/псевдонаука)
- Практическое (обыденное/житейское) знание человек получает в своей повседневной жизни. Синонимами являются «здравый смысл» и, в какой-то мере, «народная мудрость. Такое знание нередко носит поверхностный и противоречивый характер. Выражается в афоризмах, пословицах, поговорках, полезных советах и т.д. Например, «нет худа без добра».
- Паранаука (псевдонаука, лженаука) – это собирательное понятие, обозначающее множество различных форм познавательной деятельности. Главным критерием отнесения конкретной формы познавательной активности к области паранауки служит отсутствие реально существующего объекта познания, несоответствие общепринятым в системе науки критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать рациональное (разумное, логичное) истолкование изучаемых явлений. К паранауке относят уфологию, криптозоологию, астрологию, гомеопатию и т.д.
- Мифология до сих пор не утратила своего значения, только на место сказаний о богах и героях пришли рассказы о популярных людях нашего времени. Мы получаем всё те же образные, яркие истории, вызывающие различные чувства и упрощённо объясняющие на понятном нам языке какие-либо факты реальной жизни. Мифология, как правило, не отличается достоверностью, логичностью объяснений. Млечный путь – это разлитое в небе молоко богини. Вышки мобильной связи вызывают ковид и т.д.

Причины разнообразия форм познания
Существование ненаучного знания обусловлено многосторонностью человека, разнообразием его интересов, необходимостью изучать и обобщать опыт и явления повседневной жизни. Наука не всесильна, но именно благодаря науке человек получает объективные знания о мире. Но ненаучные формы познания тоже имеют право на существование. Почему?
- Наука достаточно громоздка, чтобы постоянно использовать её в решении обычных бытовых вопросов.
- Наука не изучает бога и мистический опыт человека, а они важны для миллионов людей.
- Наука пока не в состоянии выступать единственным авторитетом в вопросах этики и морали. В ситуации тяжелого выбора человек обращается к религии, искусству или опыту предков.

Проблемы познаваемости мира
В философии есть разные мнения о познаваемости мира. Кто-то считает постижение истины принципиально невозможным, а кто-то уверен, что получение исчерпывающего знания – лишь вопрос времени. Большинство современных учёных разделяют мнение, что объективная истина достижима, но само познание – бесконечный процесс.

Причины, по которым полное познание (достижение абсолютной истины) невозможно:
- безграничность мира (бесконечность вселенной «в ширину»)
- несовершенство органов чувств и инструментов познания (протоны и нейтроны не видны в микроскоп)
- динамичность мира (галактики продолжаются разлетаться в стороны относительно Земли)

Социальное познание
Понятие социального познания
Процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе называется социальным познанием.
Оно бывает не только научным, но и обыденным, религиозным, художественным. Главное – что человек изучает человека, общество познаёт общество.
Социальное знание не менее ценно, чем информация о природе. Ведь с помощью него мы можем принимать более рациональные экономические решения, выбрать наиболее востребованную профессию, конструктивно разрешить внутренние и межличностные конфликты.
Ученый, изучающий общество, обычно, использует общенаучные методы и средства (наблюдение, классификацию, моделирование). Но у социального познания есть ряд особенностей.

Признаки социального познания
- субъект и объект познания совпадают (общество познаёт само себя)
- получаемое социальное знание всегда связано с интересами субъектов познания (людей, организаций)
- сложность объекта познания (общество имеет сложную структуру и находится в постоянном развитии)
- ограниченная возможность применения такого метода научного познания как эксперимент (общество как объект постоянно изменяется, поэтому эксперименты невоспроизводимы; кроме того, эксперимент не должен вредить людям)
- социальное знание имеет ценностный характер (люди рассматривают общественные явления через призму собственных жизненных принципов).

Причины субъективности познания
Действительно, считается, что социальное познание не может быть свободным от ценностей по следующим причинам:
- учёный-социолог не может полностью отрешиться от собственного отношения к конкретным социальным явлениям, проблемам, что может отражаться даже в выборе определённых объектов исследования, формулировании вопросов для анкет и интервью;
- учёные-социологи изучают ценностно окрашенное общественное мнение, которое также влияет на выводы исследований;
- социологи действуют в рамках принятой в обществе системы ценностей и норм и не должны демонстрировать девиантное поведение.

Несмотря на эти особенности, получение объективного знания возможно и в социальном познании:
- общество – реально существующий объект, значит, о нём можно узнать объективные сведения;
- истинность результатов социального познания может быть подтверждена социальной практикой.

Особые методы познания
Особыми эмпирическими методами социального познания являются социологический опрос, анкетирование и интервью. Обычно, в исследовании принимают участие множество людей, но всё равно намного меньше, чем все жители города или страны. Поэтому учёному важно сделать «репрезентативную выборку» – проследить, чтобы в число опрошенных попали представители основных социальных групп. Обычно социологи делят участников по таким критериям, как пол, возраст, доход, уровень образования и т.д.

Социально-гуманитарные науки (отраслями науки)
- Социология – наука об общих закономерностях развития и функционирования общества как системы.
- Экономика изучает хозяйственную деятельность людей, направленную на удовлетворение базовых потребностей в условиях ограниченности ресурсов.
- Педагогика ищет наиболее оптимальные способы социализации и обучения.
- История и археология изучают прошлое человеческого общества на всём протяжении его существования.
- Этика – учение о морали и нравственности.
- Эстетика – наука о выразительных формах реальности, законах и проявлениях прекрасного.
- Политология – политическую сферу общества: государственную организацию, политические институты, взаимоотношения граждан и институтов власти.
- Правоведение (юриспруденция) – исследует право, как систему социальных норм и конкретных способов регулирования деятельности человека в обществе.
- Этнография – изучает народы и культуры мира.

Практическое применение результатов социальных и гуманитарных наук
- Социология. Маркетологами и политиками активно используются результаты соцопросов, данные о социальной структуре на той или иной территории. Производители смартфонов устроили соцопрос; так они узнали, какие функции востребованы и выпустили более полезные телефоны.
- Экономика. Современная экономическая система очень сложна, поэтому над предотвращением кризисов и разработке программ развития трудятся сотни экспертов, опирающихся на экономическую теорию. Экономисты рассчитали для компании Газпром оптимальную стратегию освоения новых месторождений газа.
- Психология. Данные психологии помогают специалистам сглаживать или предотвращать межличностные конфликты, вести реформы так, чтобы увеличивалось не только объективное благосостояние граждан, но и их субъективное ощущение счастья. Благодаря усилиям приглашенных психологов среди сотрудников компании МТС стало меньше конфликтов, производительность их труда повысилась.
Благодаря социально-гуманитарным наукам человек получает новое достоверное знание об обществе, в котором живёт. И чем больше у него знаний – тем меньше предрассудков по отношению к другим людям, другим социальным слоям и другим народам. Знания помогают без агрессии принимать чужие обычаи, создавать людям комфортные условия, решать конфликты без насилия, ко взаимной выгоде. Так изучение общества и его результаты делают людей гуманнее.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх