(ТЕОРИЯ) Восстание атамана Булавина

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
В начале XVIII в. последний российский царь и первый император Петр I воевал со Швецией. И в разгар войны, атаман Кондратий Булавин поднял на Дону восстание ...
На происходившее после этого взгляды разнятся. В словаре Брокгауза и Эфрона, изданного в 1891 г., говорится, что Булавин был сообщником гетмана Мазепы, который перешёл на сторону шведского короля Карла XII: «В надежде стать независимым владетелем, Мазепа искал возможности к привлечению на свою сторону донских казаков. Не осмеливаясь еще действовать открыто, он тайно избрал в сообщники Кондрата Булавина».
В советское время восстание называли крестьянской войной. Например, историк Елена Подъяпольская в 1966 г. писала, что Булавинское восстание было «подлинным народным движением, в котором, помимо крестьян, приняли активное участие и другие угнетенные слои феодального общества, в том числе городская беднота и мелкий посадский люд».

1690011163170.png
1690011172030.png
1690011180104.png
Лубок с изображением донского казака в бою с петровскими войсками, XVIII в.
Верховой донской казак. Рисунок Александра Ригельмана из книги «История или повествование о донских казаках», 1778 г.
Одежда и регалии войскового атамана. Рисунок Александра Ригельмана из книги «История или повествование о донских казаках», 1778 г.
О жизни Кондратия Афанасьевича Булавина до восстания сохранилось довольно немного сведений. Известно, что он появился на свет в станице Трехизбянской и что отец его был станичным атаманом. Афанасий Булавин, в середине XVII в. бежал из центральной России на юг, к казакам, и довольно быстро выбился в казацкие предводители. Есть версия, что и сама фамилия «Булавин» — всего лишь прозвище, полученное Афанасием, который якобы был хранителем походной булавы Стеньки Разина, с которым не раз ходил в походы. Но скорее всего, это лишь романтическая легенда: в бумагах Поместного и Разрядного приказов фигурирует известное с середины XVI в. семейство Булавиных, жителей Ливенского уезда (ныне Орловская область).
Вершиной карьеры Афанасия Булавина стал пост станичного атамана в станице Трехизбянской, которая к концу XVII в. стала именоваться Трехизбянским городком. Возможно, именно здесь и появился на свет будущий предводитель казачьего восстания, хотя утверждать это наверняка трудно. На допросе после смерти своего атамана один из его сподвижников, бахмутец Семен Кульбака, говорил, что он слышал от единомышленника Булавина, что «Булавин истинно салтовец, из русских людей». «Салтовец» в данном случае означает — «родом из сотенного городка Салтов Харьковского слободского казацкого полка», который основали в 1659 г. на месте известного с древних времен Салтовского городища казаки, пришедшие туда из Черкасска.
Такой же загадкой, как точное место рождения Кондратия Булавина, остается и дата его появления на свет. Согласно наиболее распространенной версии, он родился в 1660-х гг. Но зачастую вместе с этой датой указывается и еще одна: 16 июня 1671 г.
В Трехизбянском городке Кондратий Булавин, третий из четверых сыновей станичного атамана, жил подростком и юношей, о чем говорят многочисленные свидетели его ранних лет. Здесь он впервые женился — на Любови Провоторовой, которая подарила ему двоих детей: дочь Галину и сына Никифора. И отсюда ушел вместе с отряженными донскими казаками в свои первые походы против крымских татар, потом — в поход на Азов в 1696 г. Видимо, Кондратий унаследовал от отца склонность к воинскому делу и умение командовать людьми, потому что довольно быстро стал походным атаманом, а в начале 1700-х гг. — сотником Бахмутской казачьей сотни.
1690011195727.png
1690011207669.png
Памятник Кондратию Булавину в центре с. Трехизбенка (бывшей станице Трехизбенной) на территории нынешней ЛНР в 1998 г.
Памятник Кондратию Булавину в Бахмуте — городе, где он впервые выступил против центральной власти
1690011230480.png
Самая яркая часть биографии Булавина связана с казацким восстанием 1707 − 1708 гг. Причин для бунта было несколько. Во-первых, правительство в 1705 г. наложило запрет на добычу соли, что не могло не вызвать гнев казаков: соль была главным источником заработка войска Донского. Царь отдал солеварни Изюмскому полку (слобожанским казакам Изюмского полка под командованием полковника Федора Шидловского), а Булавин и его отряд «бахмутовцев» налетели на солеварни, все сожгли, избили работников и забрали с собой всю соль. Изюмские казаки пожаловались в Москву, оттуда приехали с расследованием. Но Булавин арестовал незваных гостей, а казачье руководство в Черкасске такой подход самоуверенного атамана поддержало. В 1706 г. после расследования генерала Федора Апраксина царь снова принял сторону изюмцев. Были и другие санкции: казакам запрещали рубить деревья, ловить в Дону рыбу. Во-вторых, в июле 1707 г. Петр I подписал указ о розыске беглых крестьян на Дону (около 3000 человек) и их беспрекословной выдаче (нарушив обычай: «С Дона выдачи нет»). Это казакам также не понравилось, именно беглые крепостные пополняли казачье войско ...
Ответственным за выполнение распоряжений был назначен полковник Юрий Владимирович Долгоруков. По свидетельству К. Булавина, московский отряд на Дону вёл себя крайне жестоко. «А нашу братью казаков многих пытали и кнутом, били и носы и губы резали напрасно, и жён, и девиц брали на постели насильно и чинили над ними всякое ругательство, а детей наших младенцев по деревьям вешали за ноги», — писал он.
Все это привело к тому, что недовольство казаков вылилось в восстание в 1707 г. Соратниками Булавина, оказавшегося идейным вдохновителем бунта, стали Лукьян Хохлач, известный под прозвищем Хохол, и Игнат Некрасов, он же Некрас. Вместе с примкнувшими к ним несколькими сотнями казаков бунтовщики устроили у реки Айдар засаду, в которую попал отряд Долгорукова. Отряд был разбит наголову, князя и офицеров казнили.
Казалось, что восстание постепенно сходит на нет, однако к весне 1708 г. оно разразилось с новой силой.
Усмирять земляков должен был донской атаман Лукьян Максимов во главе отряда из лояльных царю казаков и калмыков. Булавин со своими сторонниками ушел в Запорожскую Сечь. К мятежникам примкнули и те казаки, которые до этого предпочитали оставаться в стороне. Среди них были и запорожцы.
Из Запорожья Булавин вместе с одним из тамошних атаманов Щукой выдвинулся на Дон, со временем достиг Черкасска и там расправился с бывшими собратьями — действовавший атаман Лукьян Максимов и его сторонники были казнены. Казаки избрали атаманом самого Булавина. Такой выбор царя не устроил ...
Правительство поспешило принять ответные меры: на Дон была направлена 20000 армия, которую возглавил Василий Владимирович Долгоруков, брат убитого князя.
Булавин занялся составлением так называемых «прелестных» писем, с помощью которых хотел поднять народ на выступление против изменников. «Сын за отца, брат за брата, друг за друга, и умирать за одно, а им великим начальным добрым людям и всяким чёрным людям всем также с ними стоять вкупе за одно и от них они обиды никакой ни в чём не опасались бы, а которым худым людем и князем и боярам и прибыльщиком и немцом, за их злое дело отнюдь бы не молчать», — излагал свою позицию Булавин.
Повстанцы предприняли попытки наступления по трем направлениям — на Волжское (отдельные отряды булавинцев дошли до Царицына), Северское (на Северный Донец) и на крепость Азов (туда с небольшим отрядом в 2000 человек отправился сам Булавин). Провал последнего наступления, как считают историки, и стал мотивом для части черкасских казаков убить атамана.
1690011294331.png
Г. Курочкин. «Смерть Кондратия Булавина»
18 июля 1708 г. Кондратия Булавина попытались арестовать и передать правительству. Согласно официальной версии, Булавин покончил с собой, дабы избежать плена. «Булавин думал приобрести славу войску Донскому, но дал ему только бесславие и позор. Он был хуже Разина ... Булавин восстал против царя! Этого на Дону никогда не бывало. Из-за мелкой, личной обиды он поверг войско Донское в великий позор. 17 тысяч казненных помощников его лягут на его совесть. И умер он подлой смертью — смертью самоубийцы», — так писал о нем бывший атаманом Всевеликого войска Донского Петр Краснов.
1690011328797.png
Считается, что в этом доме (в ст. Старочеркасской) встретил свою смерть атаман Булавин
Но есть мнение, что Кондратия убил один из старшин – Илья Зерщиков. Как пишет историк Михаил Астапенко, о самоубийстве стало известно со слов предводителя заговорщиков Ильи Зерщикова: «Об убийстве Кондрата Булавина говорили многие, не связанные между собой люди. Атаман Сухаревской станицы Иван Наумов, например, писал, что «в Черкасске ... вора Булавина самого убили». Отставной солдат Макар Терентьев, участвовавший в булавинском восстании, тоже говорит об убийстве Булавина казаками ... Командующий карательной армии на Дону Василий Долгорукий в секретном письме Петру I сообщал, что Кондрата Булавина убил есаул Степан Ананьин, обласканный потом карателями».
1690012855573.png
«Смерть атамана донских казаков Булавина под Азовом в 1708 году». Гравюра из журнала «Нива» по рисунку художника Рудольфа Штерна, 1880-е гг.

Что касается Ильи Зерщикова, после гибели Кондрата казаки выбрали его следующим атаманом. Правда, несмотря на усилия по усмирению мятежника Булавина, Петр I казнил Зерщикова вместе с соратниками Булавина. Для этого он лично прибыл в Черкасск. «Предавший единожды, не заслуживает доверия, он предаст и многажды!» – так пояснил свои действия царь.
Для донского казачества наступили тяжелые времена. М. Астапенко даже называет происходившее геноцидом: «Треть казачьих городков была сожжена, и одна треть уничтожена. Причём, уничтожали поголовно. Археологи рассказывали, что во время раскопок в сожжённых в те времена станицах находили примерно полутораметровый слой захоронений: женщины, дети, старики, изредка мужчины …».
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх