[ТЕОРИЯ] Восстание (в Перу) Тупак Амару II

Николай

Модератор
Команда форума
Восстание (в Перу) Тупак Амару II

Хотя испанцы и убили вождя Инку Атауальпа, тем не менее они не сумели сразу овладеть всей территорией гигантского индейского государства, а также покончить со всеми представителями ее господствующей династии.

image001.jpg
Инки сумели в после колумбовый период, в первой половине XVI в., в самом сердце Перу, в его самой плодородной части, в обширной долине Вилькамайо удержать независимую территорию. Только в 1572 г. испанцам удалось завоевать и эту часть Перу, а ее последнего властелина — инку Тупака Амару — казнить.
Но потомки последнего инки продолжали жить в Перу. Колониальное правительство позднее даже признало за ними определенные дворянские привилегии, а также право на ношение знака инки, напоминающего корону, которую индейцы называют «маскаипача», и инковской королевской мантии.
Правда индейцы не желали жить под властью захватчиков …

image002.png
Тупак Амару II был образованным человеком. Более образованным, чем, очевидно, любой из вождей индейских восстаний. Он учился в Куско в интернате для детей вождей. И владел не только своим родным языком — кечуа, но и испанским, и даже знал латынь. Он был также историком.
Он сам составил подробную и точную родословную, чтобы доказать, что действительно является прямым потомком последнего инки, имя которого он вновь принял (первое имя Тупака Амару II было Хосе Габриэль Кондорканки). В другом архивном документе, относящемся к периоду его жизни, говорится, что этот индеец с гор был даже доктором права и что это академическое звание он получил в высшем учебном заведении в столице вице-королевства Лиме.
Он знал также, что на севере Америки колониальная власть уже сломлена и там возникли независимые Соединенные, Штаты Америки. Но здесь, в Латинской Америке, в ее испанских колониях, время как будто остановилось. Индейцы, которых колониальные власти распределили между энкомендеро, страдали очень сильно.
В перуанском вице-королевстве появились и другие способы эксплуатации. Тяжелым бременем на плечи андинских индейцев ложилась «мита». Она устанавливала, что каждый индеец обязан определенное время трудиться на общественно полезных работах.
В соответствии с законом об этих принудительных работах индейцев направляли в создаваемые цеха и мануфактуры, на строительство дорог и мостов. Самым жестоким и, к сожалению, наиболее распространенным видом миты в Андах была принудительная работа на рудниках в Потоси (сегодняшняя Боливия), а также в перуанской Уанка-велике.
Новое государство Тупак Амару II (настоящее имя в переводе с языка кечуа «Сверкающая змея») должно было стать государством индейцев. Но оно открывало двери и для других народов, ставших в этом великом восстании угнетенных на сторону индейцев. И таких неиндейцев в восстании Тупака Амару II участвовало немало.
Перуанский индеец «Сверкающая змея» принял имя последнего инки не только затем, чтобы привлечь к себе массы индейцев — так, как это часто делали другие вожди. Он действительно был по линии своей матери Хуаны Пилчоуако прямым потомком последнего инки Тупака Амару I, казненного в XVI в. тогдашним управляющим перуанского вице-королевства. По другой линии «Сверкающая змея» был потомком еще одного из последних Инков — которого испанцы называли Диего, умершего в Юкайи в 1560 г.
Борьбу «Сверкающей змеи» поддержали также многие испанские и креольские католические священники. И, конечно, в индейском войске сражались американские негры. А петлю на шею ненавистного тинтайского губернатора надел перуанский негр.
Перед казнью Тупак Амару II заставил своего пленника (губернатора) подписать ряд заранее подготовленных губернаторских распоряжений. В первом содержалось указание кассиру и управляющему складами и арсеналами провинции выдать все деньги и, главное, все оружие, которое находилось в арсенале в Тинте. Второй «губернаторский» приказ касался всех мужчин тинтайской провинции. В соответствии с ним они должны были в течение двадцати четырех часов прибыть в Тунгасуку. В результате в течение одного дня в столице Тунгасуке собралось более 10000 человек. И не только индейцев. Пришли — до последнего — и все метисы, креолы и даже несколько белых неиспанского происхождения. Тупак Амару II тут же сформировал из них свои первые отряды.
Казнь Арриаги (губернатор провинции Пинта, где жил Тупак Амару II) была — так об этом сообщил Тупак Амару II своим людям — совершена по приказу самого короля Карлоса III. Одновременно Тупак Амару II торжественно провозгласил, что — опять-таки по воле Его Милости испанского короля — немедленно и навсегда отменяется большинство налогов, репарто (принудительное распределение товаров (индейцы должны были их выкупать)) и, главное, мита.
Палачом Арриаги стал его собственный чернокожий раб. Негр (или, возможно, «самбо» — сын негра и матери-индианки) Антонио Облитас надел петлю на шею тинтайского губернатора, но веревка порвалась, и казнь пришлось повторить … и Арриага был повешен.
Казнью тинтайского губернатора начал Тупак Амару II восстание индейцев. «Сверкающая змея» хотел не просто уничтожить это колониальное государство, заменить его новым государством, справедливым ко всем бедным и угнетенным.
Итак, казнью Антонио де Арриаги Тупак Амару II начал свою борьбу. В тот же день (4 ноября 1780 г.) он приступил к созданию нового социально справедливого индейского государства. Во главе зарождающегося государства встал «министерский совет» из пяти человек.
Вся южноамериканская территория, на огромных просторах которой вскоре не осталось ни одного колониального солдата, была затем, в соответствии с традиционным устройством, поделена на ряд «провинций» — областей, править которыми стали губернаторы и областные индейские правительства — испанцы называли их хунта привада.
Губернатор провинции назначал с ведома Тупака Амару II командиров (полководцев) индейских войск своей территории, а также служащих нового государственного аппарата — так называемых писарей. В отдельных индейских деревнях распоряжались местные вожди или индейские старосты. Главой государства был «Инка» — Тупак Амару II.
В манифесте, который испанцы нашли позднее в бумагах тунгасукского касика, — Тупак Амару II именуется Доном Хосе, божьею милостью Инкой, королем Перу, Санта-Фе, Кито, Чили, Буэнос-Айреса и других территорий. Из этого манифеста следовало также, что территория нового индейского государства должна была включать всю область Южной Америки за исключением сегодняшней Венесуэлы и восточной части Бразилии, управляемой тогда португальцами.

image003.jpg
Второй освобожденной провинцией Перу стала провинция Киспиканчи. Ее губернатор Фернандо Рабрера сумел скрыться. Тупак Амару II в столице провинции Кикихана, взятой им 12 ноября того же года, захватил казну и товары, которые губернатор на основе репартимиенто хотел продать своим индейцам. Эти товары Тупак Амару II раздал потом индейцам в Кикихане.
На обратном пути из Кикиханы индейцы заняли текстильную фабрику, где они вынуждены были раньше бесплатно трудиться на производстве сукна. Другую такую мануфактуру повстанцы захватили в деревне Паракипо.
Восставшим досталось большое количество шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Тупак Амару II получил также огнестрельное оружие. И здесь, в Паракипо, Тупак Амару II отдал всю свою добычу местным беднякам. Для нужд своей армии он оставил только огнестрельное оружие.
В других местах Тупак Амару II захватывал усадьбы испанских помещиков, предоставлял сельскохозяйственным рабочим свободу и всегда оставлял им часть имущества их бывших хозяев. Действия этого вождя ежедневно приводили к нему все новых и новых соратников.
Когда Тупак Амару II отправился из Тунгасуки в свою первую экспедицию в провинцию Киспиканчи, у него было 700 человек. Поход был успешным. Однако воины хотели сражаться дальше. А Тупак Амару II не торопился. Он занимался планами строительства государства, писал письма своим союзникам в Америке, готовил многочисленные прокламации.
Во время войны каждый день дорог. Жена Инка, прозорливая и решительная Микаэла Бастидас (Микаэла Бастидас Пайякауа), настойчиво советовала, как можно скорее выступить против Куско. Для андских индейцев Куско был главным символом потерянной ими свободы. И взятие Куско было бы, собственно, победой каждого из коренных жителей Анд. Микаэла советовала также, чтобы именно в Куско Тупак Амару II устроил коронацию. Немедленно наступать на Куско советовали многие другие сподвижники касика. Тупак Амару II колебался. Вместо Куско он предпринял еще несколько освободительных экспедиций в другие части Перу.
Этого наступления боялись и колониальные власти в Куско. Губернатор Вальдес создал специальный военный совет, который должен был мобилизовать все силы для обороны города. Вальдес решил опередить индейцев и направить против них большую карательную экспедицию под командованием Тибурция Ланды, губернатора провинции Таукар-Тамбо.
Эта экспедиция должна была истребить всех восставших до последнего, пока к армии Тупака Амару II не успели подойти другие индейские отряды.
Напуганные до смерти испанцы, а также часть местных креолов, даже внесли на вооружение карательной экспедиции Ланды значительную часть своих личных сбережений.
На деньги из государственной казны и на частные средства Тибурсио Ланде удалось создать значительную армию. Его возглавил испанский капитан Кабрерой, изгнанный губернатором провинции Киспиканчи.
17 ноября испанцы благополучно добрались до деревни Тупака Амару II — Сангарара. Но о приходе колониальных войск в Сангарара разведчики сообщили своему командиру. И главная часть индейской армии, которая в это время находилась примерно в 40 км от Сангарара, подошла к деревне. Индейцы неслышно спустились с гор, окружили главный штаб Ланды, другие здания, где расположились испанские солдаты, а затем обратились к их командиру с предложением сдаться. Он отказался. Тогда начался бой. Его исход был ужасным. В сообщении, которое сохранилось и в котором описываются судьбы части войска Ланды, говорится, что из всего испанского отряда после боя без увечья остались лишь два человека.
В сангарарском сражении погибли и сам командир карательной экспедиции капитан Ланда, и его заместитель. Священника экспедиции, пережившего бой и плененного индейцами, Тупак Амару II отпустил. Другому священнику, возглавлявшему сангарарский приход, вождь восставших даже подарил двести песо за убытки, которые причинили его храму испанцы, превратившие его в свой главный штаб.
Кусканскому епископу, однако, именно это «осквернение храма» послужило предлогом отлучить от церкви некоторых индейских вождей и, естественно, прежде всего — самого Тупака Амару II.
Сражение в Сангарара, в котором Тупак Амару II уничтожил все испанские силы в этой части Перуанского вице-королевства, открыли новому Инке двери в Куско.
Именно тогда Тупак Амару II допустил свою самую большую военную и политическую ошибку. Вместо того, чтобы триумфально войти в город и торжественно провозгласить возвращение власти в руки коренного населения, он вернулся в свою безопасную горную резиденцию Тунгасуку. Оттуда Тупак Амару II предпринял новую освободительную экспедицию в южные области Перу.
В конце ноября он перешел горную гряду Вилканота, потом вступил на территорию индейцев аймара и, в конце концов, дошел до легендарного озера Титикака на границе с сегодняшней Боливией.
И везде индейцы — кечуа, аймара и уру — приветствовали его как своего освободителя, как спасителя, прихода которого ждали целых 250 лет. И везде к его армии присоединялись все новые и новые воины.

image004.jpg
Провинции испанской Америки, населенные индейцами, восставали одна за другой, и, наконец, великое восстание охватило 24 южноамериканских провинции (уже не только в сегодняшнем Перу, но и в сегодняшней Боливии). К восстанию теперь присоединились и индейцы, населяющие сегодня Аргентину (восстание здесь разгорелось на территории между городами Жужуй и Мендоса); индейцы взбунтовались также в вице-королевстве Новая Гренада (сегодняшняя Колумбия) и даже в отдаленной Панаме.
Пока Тупак Амару II и его войско освобождали одну южноамериканскую провинцию за другой, испанцы спешили укрепить Куско. Из всех областей Перу, где власть еще была в их руках, стекались в бывшую столицу империи инков оружие и солдаты.
Наконец Тупак Амару приступил к осаде Куско, но древняя индейская столица была уже мощно укреплена колонизаторами. Десять дней боёв под Куско успеха повстанцам не принесли. И это было начало конца индейской революции. Арече (Хосе Антонио де Арече генеральным виситадором — инспектором вице-королевства Перу, Ла-Платы и провинций Чили) провозгласил амнистию всем участникам восстания, кроме главных вдохновителей. Виситадор пообещал также: тому, кто выдаст Тупак Амару и его сподвижников, будет выплачиваться пожизненная пенсия. Колониальные войска постепенно окружили восставшие районы. В ночь на 6 апреля 1781 г. между селениями Сангарара и Тинта, на холме Чекакупе, произошёл последний бой. Тупак Амару расположил своё 14000 войско в узкой лощине. Позиция была выбрана неудачно. И испанцы окружили повстанцев со всех сторон. Они атаковали повстанцев и индейцы запаниковали. Тупак Амару принял решение отступать в южные предгорья. Однако ему не удалось осуществить свой план. Его предали.
18 мулатов из пехотного ополчения захватили одного из «капитанов» Тупак Амару. «Тот обещал выдать Инку, — свидетельствует очевидец пленения Хосе Габриэля, — он предложил солдатам следовать за ним, пока он не догонит и не окликнет Инку, и тогда, услышав его голос, надо схватить мятежника. Так и сделали: капитан догнал Инку и, пока тот обсуждал вместе с ним отчаянное своё положение, мулаты напали на него и привели в наш лагерь». Имя предателя — Франсиско Санта-Крус (метис из Куско). В плен к испанцам попал не только Тупак Амару, но его жена и дети.
Колонизаторы сурово расправились (18 мая 1781 г.) с ближайшими соратниками Тупак Амару, его семьёй и самим Инкой. Их вывели из камер. Каждого посадили в мешок, привязанный к хвосту лошади, и таким образом выволокли на площадь. Первыми поднялись на эшафот Хосе Бердехо и Андреас Кастелло, креолы, командиры повстанцев, а также Антонио Бастидас, брат жены Тупак Амару. Их «просто повесили». Затем наступила очередь Франсиско Тупак Амару, 80-летнего старца, и 20-летнего Иполито — дяди и старшего сына Хосе Габриэля. Вначале палачи отрезали непокорным индейцам языки и только потом повесили. Палач попытался отрезать язык и Микаэле Бастидас. Но она так сильно сопротивлялась, что это удалось сделать только после её мученической смерти.

image005.jpg
Великого Инку вывели в центр площади, вырвали язык и затем бросили лицом в землю. Далее произошло нечто «совершенно невиданное». Руки и ноги Тупак Амару привязали верёвками к сёдлам четырёх лошадей. И всадники одновременно погнали их в разные стороны. Свидетель казни писал: «Не знаю, то ли лошади были слабые, то ли индеец действительно был сделан из железа, но разорвать его оказалось совершенно невозможным; долгое время его разрывали в противоположные стороны, и временами он повисал в воздухе подобно гигантскому пауку». Виситадор Арече (он наблюдал за расправой из окна иезуитской коллегии) «из сострадания, дабы прекратить мучения несчастного, повелел отрубить ему голову».
image006.jpg
Памятник Тупаку Амару II в Куско
После казни Инки индейцы не сложили оружия. Борьба продолжалась вплоть до 1783 г. Восстание Тупак Амару наметило для южноамериканских колоний путь к независимости. Впоследствии он стал символом революционный борьбы в Латинской Америке.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх