(ТЕОРИЯ) Восстание желтых повязок

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1675341792754.png
Крестьянское восстание (в нем принимало участие около 2 млн. человек) в Китае в 184 — 204 гг. Возглавлял восстание проповедник одной из даосских сект Чжан Цзяо (или Чжан Цзюэ или Чжан Цзио), который призывал к свержению власти династии Хань. Он планомерно готовил своих приверженцев к «силовому решению» экономических и социальных проблем в государстве, выстраивая простейшие, но убедительные логические конструкции. Великий учитель (так он себя нарек) призывал к свержению существующей власти.
Основными движущими силами восстаний конца II — начала III вв. были зависимые земледельцы, мелкие свободные производители и рабы, к повстанцам присоединялись также мелкие чиновники и небогатые землевладельцы. Несмотря на огромный размах восстания «Жёлтых повязок» и его длительную подготовку, движение в целом носило стихийный и малоорганизованный характер. Отряды повстанцев, как правило, действовали разобщённо и не были спаяны крепкой военной дисциплиной. Восставшие не имели перед собой ясной цели, они убивали чиновников и представителей знати, сжигали дворцы, разрушали плотины, захватывали имущество богачей и на этом останавливались; в отдельных случаях вожди повстанцев, захватив власть, объявляли себя императорами. Не имея достаточного военного опыта и знаний, повстанцы не могли надолго закрепить свои победы. Всё это определило слабость и конечное поражение движения. Но значение этих восстаний и их влияние на дальнейший ход истории были огромны.

1675341829150.png
Три брата, руководители восстания Жёлтых повязок
Помимо проповедей, в задачи адептов Чжан Цзяо входила вербовка и подготовка боеспособного ополчения в каждой провинции. За десять лет работы сообщество Чжан Цзяо выросло в организацию, построенную по военному принципу. Во главе организации стоял сам Великий учитель, принявший титул «Генерал небес» и два его брата Чжан Бао («Генерал земли») и Чжан Лян («Генерал людей»). Братья Чжан сформировали 36 отрядов (фан)– от 10000 до 6000 человек каждый. В столице, областных и уездных городах — повсюду люди писали белой глиной на воротах и стенах иероглифы «цзя-цзы» как символ, призывающий к восстанию.
1675341865045.png
Начало своей истории, Империя Хань, или Ранняя (Старая, Западная) Хань берет с 206 г. до н.э. когда крестьянин Лю Бан смог «расшатать» империю Цинь. Лю Бан занимался стройкой Великой Китайской стены. Так случилось, что 900 рабочих, включая Бана, опаздывали на работы из-за сильных дождей. А опоздание в империи Цинь за это полагалась казнь. И тогда эти 900 рабочих решила образовать повстанческий отряд, и выступить против циньских вельмож. Отряд быстро вырос до 30000 человек, а многие знатные вельможи Циньской империи использовали действия повстанцев для отторжения различных земель империи для создания «собственного государства».
1675341894952.png
Лю Бан, то есть Гао-цзу — первый император империи Хань. Родом из зажиточной крестьянской семьи. Известен по личному имени Лю Бан, второе имя — Цзи. В 209 г. до н.э. во время антициньского восстания был провозглашён военным вождём уезда Пэй с неофициальным титулом Пэй-гун. В 208 г. до н.э. получил от чуского Хуай-вана официальный титул Уань-хоу
Одним словом, Циньская империя переживала агонию, которую прекратил Лю Бан. Он смог разбить и правительственные войска, и усмирить бунтующих вельмож. Так появилась империя Хань, по имени которой даже была названа самая крупная этническая китайская группа, известная до сих пор под именем – хань.
1675341943062.png
Империя росла и крепла. На поздних этапах своего существования, империя Хань испытала ряд крестьянских волнений. Чтобы прекратить их, придворные посоветовали императору Лин-ди ввести должности «губернаторов», естественно с расширенными полномочиями. Так губернаторы сами могли собирать для себя налоги и армии, что дало возможность недобросовестным чиновникам обдирать простой народ. Естественно, такая тенденция не прибавило лояльности у жителей к императорскому дому. Выступления и восстания продолжались.
Итак, Лю Бану, свергнувшему (в 207 г. до н.э.) династию Цинь, удалось создать достаточно сильное централизованное государство, решив попутно ряд важных проблем социального характера. Он освободил многих рабов-должников, отменил тяжелые налоги и повинности, передал управление местными делами в руки выборных старост. Но об изменении политического строя говорить, конечно, не приходится. Выходец из низов все же действовал традиционно, как император: раздавал земли соратникам, затем подтверждал привилегии старой знати, видел в ней свою опору, хотя и заботился об укреплении центральной власти. Наиболее сильные правители государства Хань и впоследствии действовали так же. Рабовладельческий строй в Китае постепенно расшатывался как снизу, так и сверху. Естественно, реформы прогрессивно мыслящих императоров казались населению неполными и недостаточно решительными. Активная завоевательная политика, которую вели императоры, требовала больших расходов и влекла за собой увеличение налогов, аристократы выходили из подчинения и устанавливали на своих территориях собственные порядки, и это тоже плохо отражалось на положении подневольного фактически и формально населения. Таким образом, народные волнения в Китае не прекращались, и их зачастую поддерживали те или иные обделенные центральной властью аристократы. Так, в 18 г. вспыхнуло так называемое «Восстание краснобровых». Оно было стихийным и начались в связи с недовольством крестьян и ремесленников повышением цен. Однако возглавили его представители самой династии Хань, незадолго до этого отстраненные от власти узурпатором Ван Маном. Повстанцы овладели столицей, а династия Хань вновь оказалась на троне (начался период Поздней, или Восточной, Хань).
Императоры Восточной Хань приняли ряд постановлений, направленных на дальнейшее преодоление рабовладельческих порядков, но одновременно возобновили и захватнические войны. Так, полководец Бань Чао в конце I в. до н.э. разгромил гуннов, затем нанес удар Кушанской империи в Средней Азии. Расширяются международные связи Китая. По Великому шелковому пути китайские товары через Среднюю Азию и Парфию попадали в Рим, а взамен Китай получал товары из Европы и Западной Азии; на юге купцы проникли в Индию, были установлены тесные отношения с Японией.
В первые века нашей эры в Китае наблюдался новый подъем производства. Появились довольно сложные механизмы: водоподъемные сооружения, водяные мельницы, кузнечные мехи и другие. Спрос на рабский труд уменьшился, на смену подобным отношениям приходят отношения аренды.
Объективные перемены в социальном строе вступали в противоречия со старыми рабовладельческими порядками, в народе начали распространяться новые политические идеи, зачастую носившие революционный характер. Крестьянство по большей части оставалось обездоленным, и бороться ему было за что. Чаще всего политические идеи облекались в религиозную форму, как это бывает в переходные периоды в истории государств и цивилизаций. Одним из самых популярных религиозных течений был даосизм.
Даосизм возник как философское учение в V – IV вв. до н.э. Его основателем считается мыслитель Лао Цзы. В противовес учению Конфуция даосизм противопоставлял природу обществу и призывал человека стряхнуть оковы обязанностей и долга и вернуться к простой жизни, близкой к природе, воплощающей дао. Это понятие выражало целостность и первопричину жизни Вселенной, присутствующую во всем, но не исчерпывающуюся ничем единичным, не познаваемую разумом и не выразимую в словах. Для философии раннего даосизма характерно разочарование в возможностях политического и социального действия и анархический индивидуализм, а также мистицизм. Находясь под постоянным гнетом многочисленных обязанностей, крестьяне делали даосизм знаменем своей революционности, выводили из даосских положений необходимость тотального уничтожения культуры — в данном случае социальной, государственной структуры, «раздавившей» простого человека. Впрочем, в трактате «Дао-дэ-цзин» нет абсолютного отрицания политики и морали, там скорее присутствует призыв к недеянию, самоустранению, отказу от борьбы. Но эти положения революционеры, конечно, забывали. Во II в. даосизм из философии превращается в религию. Религиозную организацию на даосских началах основал Чжан Дао-лин.
В конце II в. династия Хань уже утратила в значительной степени контроль за происходящим в государстве. Политический кризис был усугублен стихийным бедствием — эпидемией, которая усилила беспокойство и брожение в народе.
Примерно в 173 – 174 гг. на территории Шаньдуна или Сычуани Чжан Цзяо – основатель одной из тайных даосских сект начал проповедовать среди местных крестьян. Новое учение стало противником устоявшихся, старых порядков. Даосы Чжан Цзяо проповедовали интересы самых низших слоев населения, чем нашли отклик в сердцах. Если конфуцианство было религией правящей элиты, то вариант религии Чжан Цзяо сделал свой упор на крестьянство. Курс был выбран отнюдь не миролюбивый, Чжан призывал к свержению нынешнего господствующего порядка, называя его несправедливым порядком – «Синим небом». «Синее небо», как предрекал Чжан Цзяо скоро погибнет, и на его месте образуется новая жизнь – «Желтое небо».
Таким образом, восстание «Желтых повязок» имело несомненно религиозную форму. И вспыхнуло оно в ответ на усиление эксплуатации крестьян и горожан крайне коррумпированной властью Восточно-ханьской империи и крупными земельными собственниками. В условиях непрекращающихся стихийных бедствий положение крестьянства стало еще в большей степени невыносимым. Многие из них уходили из деревень, становясь бродягами и бездомными, занимались разбоем.
В среде заговорщиков распространилось «еретическое» даосское учение — «Путь всеобщего благоденствия» (Тайпин дао), которое проповедовал Чжан Цзяо (он предсказывал появление Лао-цзюня – мессии-избавителя, который принесёт мир и благоденствие). Он со временем пришел к мысли, что ему предстоит быть основателем новой династии. Для чего он вербовал последователей и сторонников, обещая скорейшее наступление счастливой «Эры Великого спокойствия».
Прежде чем начать восстание, Чжан Цзяо решил наладить связи в столице и найти сторонников, которые были бы готовы сотрудничать с ним. Он направил своего помощника Ма Юаньи в Лоян (столица империи Хань), чтобы наладить отношения с евнухами, игравшими важную при дворе императора.
Чжан Цзяо тем временем организовывал из своих сторонников отряды и определил (при помощи гадания) дату восстания (3 апреля 184 г.), для свержения династии Хань. Незадолго до условленной даты восстания предатель проинформировал императорский двор о деталях готовящегося заговора. Ма Юаньи оказался первой жертвой доноса, его схватили и казнили. Император велел заняться расследованием этого «дела». В результате чего сотни потенциальных повстанцев были схвачены и казнены.
1675342067303.png
Чжан Цзяо был вынужден выступить раньше назначенного срока, что отрицательно сказалось на согласованности действий повстанцев. Тем не менее концу марта 184 г., количество вооруженных сторонников Великого учителя по всей империи насчитывало около 360000 человек. Отряды повстанцев нападали на правительственные здания, занимали деревни и захватывали командные пункты имперских войск. Восстание охватило весь Восточный Китай — от провинции Хэбэй и до среднего и нижнего течения Янцзы (провинции Хэнань, Шаньдун, Хубэй, Сычуань и Хэбэй). По подсчетам императорских сановников, в восстании участвовало около 2000000 человек.
1675342103832.png
Повстанцами занимались города, изгонялись или убивались чиновники, сжигались административные здания. Хэ Цзинь, сводный брат императрицы, принял в звании «да цзянцзюня» командование армией и дворцовой стражей. Южнее столицы были образованы 8 новых округов и создана линия обороны. Против восставших из Лояна были двинуты отборные войска (40000 человек) под началом Лу Чжи и дополнительные, под командованием Хуанфу Сун и Ван Юнь. Одна армия выступила на север и две другие — на юг. Спешно собранное правительством войско, в том числе и ополчения, сколоченные крупными землевладельцами, за год смогли разгромить значительную часть повстанцев.
Обладая знанием военного искусства, ханьские военачальники действовали расчётливо и осторожно. Они прекрасно сознавали, что имеют дело с людьми, доведенными до отчаяния и готовыми биться до последней капли крови. «Если 10000 человек, решивших дорого продать свою жизнь, непобедимы, то тем более непобедимы 100000», — говорил один из усмирителей восстания. Поэтому они всеми силами старались не допускать объединения повстанческих отрядов в большие армии, понимая, что сила повстанцев заключается в их числе, а не в умении воевать. Сражаясь не на жизнь, а на смерть в открытых боях, повстанцы с трудом выдерживали длительную осаду и оборону и, несмотря на героическую борьбу, не могли устоять перед несравненно более опытным в военном отношении противником.
Первая армия во главе с Лу Чжи направилась прямо в командный центр жёлтых повязок – провинцию Цзи. В ожесточенном сражении, императорская армия одолела повстанцев, вынудив Великого учителя отступить к уезду Гуанцзун. Осадив предводителя восстания, Лу Чжи не решался атаковать, так как неприятель основательно укрепился. Полководцу не суждено было вновь встретиться с Чжан Цзяо на поле боя. Лу Чжи оказался жертвой придворных интриг, один из евнухов обвинил его в измене. Император, во всем полагавшийся на своих «помощников», велел арестовать военачальника и доставить в столицу. На смену Лу Чжи пришел генерал Дун Чжоу, решивший в кратчайшие сроки разгромить повстанцев. Но до конца выполнить обещанного не смог ...
1675342145995.png
Генерал Дун Чжоу
Тем временем, страсти при дворе не утихали, инспектор одной из провинций (и полководец) – Ван Юй, донес императору сведения о тайных сношениях Совета евнухов и повстанцев.
Пока генерал Лу Чжи находился под арестом, вторая армия во главе с Хуанфу Сун после длительного преследования, наконец, настигла армию Чжан Бао и сошлась с ней в сражении при Кантинге. В результате, повстанцы были разгромлены. В конце концов, генерал Хуанфу Сун объединил все три армии и привел их вновь к Гуанцзуну.
1675342193537.png
Хуанфу Сун
Потеряв двух братьев-генералов (Чжан Цзяо (умер от неизвестной болезни) и Чжан Лян (погиб в бою)), Генерал земли (Чжан Бао, младший из братьев Чжан) возглавил движение желтых повязок и собирал остатки деморализованных повстанцев. Когда войска Хуанфу Суна достигли Гуанцзуна состоялось последнее сражение, где 80000 повстанцев выступили против 30000 имперских солдат. Итогом сражения стало окончательное поражение восставших (и гибель Чжан Бао), после победы Хуанфу Сун приказал выкопать из земли тело Великого учителя и обезглавить. Голову он отвез в Лоян, показав императору, что его главный противник повержен. После возвращения Хуанфу Суна в столицу, император постановил провести масштабные празднества по всему Китаю, объявив, что умиротворение в Поднебесной достигнуто.
Гибель трёх основных руководителей восстания ослабила силы повстанцев, но не сломила их сопротивления. Повстанцы выдвигали новых вождей и продолжали упорно бороться ...
Итак, в марте 184 г. восстание началось, а уже в феврале 185 г. было в целом подавлено. Но отдельные выступления, продолжались. Некоторые из их участники все еще называли себя «Желтыми повязками», они объединились с повстанцами «Черных гор» (по названию местности — Хэй-шань, там действовала другая мощная даосская секта, Удоумидао, во главе с Чжан Лу, внуком знаменитого даосского мага Чжан Дао-лина).
Волнения в различных концах государства не прекращались, и в ноябре 188 г., принимая парад войск, император объявил себя ушан цзянцзюнем (генералиссимусом).
В 188 г. крупное восстание произошло в Сычуани. Предводитель относил себя и своих сторонников к «Желтым повязкам» и объявил себя Сыном Неба. Борьбу с ними велась «независимыми военачальниками», вышедшими из назначенных в том же году по совету Лю Яня новых губернаторов округов (чжоу му). В их числе были Юань Шао, Юань Шу и Цао Цао.
Пока восстание вновь набирало силу, прежняя столица Чанъань два раза (в 185 и 187 гг.) оказывалась под угрозой оккупации. В марте 189 г. правительственная армия одержала победу над объединенными силами повстанцев.
Войска, которые были собраны знатью и «сильными домами», начали одерживать верх над отрядами повстанцев. После чего они крайне жестоко расправлялись со всеми, кто попадался им на пути. Пленников также истребляли. Одним из самых кровавых военных начальников армии знати был Хуанфу Сун (истребившем будто бы более 2 млн. повстанцев).
Восстание было окончательно подавлено только к 205 г.
Кровавое дело подавления восстания завершил известный своей беспримерной жестокостью крупнейший представитель «сильных домов» Цао Цао, разгромивший в Шаньдуне одного из последних вождей «Жёлтых повязок» — Юань Таня. Отдельные небольшие отряды «Жёлтых повязок» продолжали разрозненные действия в ряде областей вплоть до 208 г.
Подавившие восстание ханьские полководцы, такие как Дун Чжо и Цао Цао, не стали распускать свои отряды и вступили друг с другом в затяжную и кровопролитную борьбу за гегемонию в Поднебесной. Началась вооруженная борьба между ними и императором, в этой кровавой схватке остались в живых только три полководца Сунь Цзянь, Лю Бэй и Цао Цао.
В 220 г. династия Хань пала. Сунь Цзянь укрепился на юго-востоке Китая, основав государство У, Лю Бэй в Сычуани – с государством Шу. Цао Цао завладел Северным Китаем, убил ханьского императора и основал государство Вэй. В историю Китая этот период вошел под названием – Троецарствие.
По большому счету, восстание жёлтых повязок наглядно продемонстрировало неспособность Империи Хань к эффективному управлению страной, а последующее делегирование власти от центра – местным властям спровоцировало стихийное возникновение новых «центров силы» под контролем военачальников. Поднебесная вновь превратилась в пороховую бочку, которая взорвалась после смерти императора. В итоге, восстание желтых повязок поспособствовало падению династии Хань и привело к временному ослаблению эксплуатации крестьян.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх