(ТЕОРИЯ) Главный фортификатор – генерал Тотлебен

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Эдуард Иванович Тотлебен родился 20 мая 1818 г. в Митаве (ныне латвийский город Елгава) в семье обедневшего немецкого дворянина, ставшего в России купцом 3-й гильдии. С детства мальчик проявлял интерес к чертёжному делу, архитектуре и строительству, самостоятельно изготовляя макеты крепостей, военных укреплений и зданий.
Видя серьёзность увлечения сына, отец в 1832 г. отдал Эдуарда в Главное инженерное училище Петербурга. После его завершения поручик Тотлебен был зачислен в Рижскую инженерную команду, а затем в 1842 г. переведён в учебный сапёрный батальон.
Талантливый офицер быстро обратил на себя внимание военного инженера генерал-адъютанта Карла Андреевича Шильдера, который приобщил Эдуарда Ивановича к разработкам в сфере подземной минной войны. За создание принципиально новой трубной контрминной системы, направленной на борьбу с подземными минными галереями противника, Тотлебен был удостоен ордена Святого Станислава 3-й степени.
1708651975253.png
1708652049538.png
1708652059471.png
1708652069848.png
Тотлебен Эдуард Иванович
В 1847 г. Эдуард Иванович отправился на свою первую военную кампанию – в горные районы Дагестана и Чечни. За неполные три года участия в боевых действиях капитан Тотлебен своими профессиональными действиями обеспечил успешные штурмы хорошо укрепленных горных аулов Салты, Гергебиля и Ахты. Благодаря минным галереям, брешь-батареям и передовым параллелям, установленным военным инженером, передовые позиции и специальные оборонительные сооружения горцев были приведены в полную негодность или полностью разрушены.
Эдуард Иванович за весомый вклад в победу над отрядами Шамиля в 1847 – 1849 гг. был пожалован орденами Святой Анны 3-й степени и Святого Владимира 2-й степени. По возвращении в Петербург Тотлебен до 1851 г. служил адъютантом у генерала Шильдера, после чего был назначен начальником инженеров Гвардейского и Гренадерского корпусов.
С началом Крымской (Восточной) войны (1853 – 1856 гг.) подполковник Тотлебен был направлен в главную квартиру Дунайской армии. Главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Крыму – под командование генерала А.С. Меншиков, который сразу не оценил военного инженера и даже хотел отослать его. Однако уже в первую половину 1854 г. Эдуард Иванович доказал свою профессиональную пригодность, составив блестящий план осады и разрушений укреплений крепости Калафат, а затем почти полностью уничтожив форт Араб-Табия – ключевую цитадель системы укреплений Силистрии.
С началом осады Севастополя Эдуард Иванович был направлен в город для приведения в порядок береговых укреплений. Прибыв на место, Тотлебен сразу же убедился, что главная база Черноморского флота практически не готова к длительной осаде и бомбардировке. Сразу же инженер-полковник приступил к срочным мероприятиям по повышению обороноспособности Севастополя. Тотлебен в срочном порядке расширил фронтальную позицию Северного сектора и заново воссоздал оборонительную линию на южной стороне. Поскольку на возведение мощных и правильных укреплений времени и средств было недостаточно, Эдуард Иванович создал сеть опорных оборонительных пунктов, защищаемых полевыми и береговыми артиллерийскими батареями. Все эти пункты соединялись между собой при помощи траншей. Таким способом все подступы к городу оказались перекрыты сетью фронтальных и фланговых оборонительных позиций и укреплений.
Англичане, французы, турки и сардинцы не спеша готовились к «правильной осаде», намереваясь взять «беззащитный» город за пару недель. Когда же союзники пошли на первые штурмы, то неожиданно для себя наткнулись на отлично подготовленную и хорошо укрепленную русскую оборону.
1708652093128.png
Общая схема осады Севастополя в период с 17 октября по конец декабря 1854 г.
В кратчайшие сроки Тотлебен привёл полный порядок бастионы № 1-7, траншеи и батареи Малахова кургана. По его приказу были возведены дополнительные редуты и укреплены Кладбищенские высоты. Адмирал Владимир Алексеевич Корнилов с восхищением оценил кипучую деятельность главного инженера: «В неделю Вы сделали больше, чем прежде иные делали за год». Прославленный адмирал Павел Степанович Нахимов часто повторял фразу: «Без Тотлебена мы давно бы уже пропали-с!».
1708652187373.png
4-й бастион Севастополя
Не имея возможности взять Севастополь приступом, противник был вынужден приступить к длительной осаде и бомбардировке. Городские укрепления выдержали все прицельные и рассеянные бомбометания врага. Пришлось осаждающим попытать счастья в подземной войне. Однако предусмотрительный Эдуард Иванович был готов к такому повороту событий и заранее подготовил сеть контрминных галерей.
В июне 1855 г. Тотлебен был ранен в ногу, но до последней возможности оставался в Севастополе, лично руководя восстановлением разрушенных укреплений и возведением новых. Однако состояние здоровья инженера скоро ухудшилось, и его пришлось эвакуировать. За свою профессиональную деятельность и отличия при обороне Севастополя Эдуард Иванович был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени и произведен в чин генерал-майора.
Не долечившись до конца, Тотлебен отправился в Николаев для усиления его обороноспособности на случай возможного нападения вражеского флота и десанта. За два месяца инженер укрепил береговые линии, заложил новые траншеи и батареи для защиты верфей, адмиралтейства и портовых складов. Эдуард Иванович предложил возвести принципиально новую систему фортов с промежуточными артиллерийскими позициями, к которым должны подходить железные дороги. Но, прогрессивные идеи Тотлебена не нашли одобрения и понимания у военных чиновников.
За участие в Крымской кампании и вклад в оборону Севастополя Тотлебен в 1855 г. получил орден Святого Георгия 3-й степени и чин генерал-адъютанта. В 1856 г. ему был пожалован орден Святого Станислава 1-й степени. Король Нидерландов наградил русского генерала-инженера Военным орденом Вильгельма.
После завершения Крымской войны Эдуард Иванович два года находился за границей. Он ознакомился с организацией военно-инженерного дела во Франции, Бельгии, Голландии, Пруссии. В 1859 г. Тотлебен был назначен директором Инженерного департамента Военного министерства.
Вскоре в России началась военная реформа, проводимая по инициативе военного министра Д.А. Милютина. В преобразованиях, касающихся повышения обороноспособности своей державы, активно участие принял и Эдуард Тотлебен. Он, занимая должность председателя артиллерийской инженерной комиссии занимался перевооружением российских крепостей и фортов нарезными орудиями. Тотлебен также усилено работал над реорганизацией инженерных частей. С 1863 по 1869 гг. он активно занимался мероприятиями, направленными на усиление оборонительных возможностей крепостей, имевших стратегическое значение – Кронштадта, Свеаборга, Выборга, Динабурга, Киева (Лысогорского форта). В 1868 г. Тотлебену был присвоен чин инженер-генерала, что соответствовало званию полного генерала других родов войск.
В 1871 – 1975 гг. инженер-генерал Тотлебен занимался разработкой новой системы оборонительной линии вдоль Западной границы Российской империи. Ключевыми опорными пунктами этой линии стали крепости Брест-Литовск, Ковно, Белосток, Гродно, Дубно, Проскуров, Новогеоргиевск, Ивангород, Варшава, Осовец, Рига, Ямполь, Очаков.
За свои военно-инженерные достижения и высокий вклад в укрепление обороноспособности Российской империи Эдуард Иванович был достойно награждён. За 20 лет, прошедших со дня окончания Крымской войны, Тотлебен стал кавалером сразу нескольких высоких российских орденов – Святого Александра Невского с алмазными знаками, Святой Анны 1-й степени и Святого Владимира 1-й степени, Белого Орла.
В свете обострений противоречий с Турцией в 1876 г. Э.И. Тотлебен был назначен главным распорядителем по обороне Черноморского побережья. В кратчайшие сроки оборона Керчи, Очакова, Одессы и Севастополя была приведена в полную боеготовность.
Тотлебен стал одним из героев русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. Благодаря осадным мероприятиям, осуществленных генералом-инженером, главный оплот турецкой обороны в Болгарии – крепость Плевна (сегодня город Плевен), считавшаяся неприступной, была взята в крайне малые сроки. Трижды русские войска штурмовали вражескую твердыню, всякий раз отступая с потерями. Эдуард Иванович прибыл под стены Плевны в конце сентября 1877 г. Он решил добиться капитуляции крепости, организовав её полную блокады с разрушением оборонительной системы. Осадное кольцо было разбито на шесть секторов, каждый из которых включал в себя сеть окопов, траншей, ходов сообщений, дорог и телеграфных линий. По-новому расставленная артиллерия начала крушить редуты и бастионы Плевны. 10 декабря крепость капитулировала. В плену оказались 10 турецких генералов (пашей, в том числе – командующий Осман-паша), 128 штабных и 2000 старших офицеров, 41200 солдат и нижних чинов. В руки россиян попали 88 орудий, 7 знамён и весь арсенал.
1708652290072.png
1708652313703.png
1708652339998.png
За решающий вклад в захват Плевны генерал Тотлебен был пожалован орденом Святого Георгия 2-й степени, а по случаю полной победы над Турцией – орденом Святого Андрея Первозванного и титулом графа. По окончании войны Эдуард Иванович командовал русскими войсками, расквартированными в Болгарии. В 1880 г. он стал военным губернатором Вильно, Гродно и Ковно с прилегающими областями.
Осенью 1882 г. Тотлебен вышел в отпуск по состоянию здоровья, которое стало резко ухудшаться. 1 июля 1884 г. в курортном городке Зоден близ Франкфурта-на-Майне 66-летний Эдуард Иванович Тотлебен скончался в результате повторного инсульта. Останки его были перезахоронены на Братском кладбище в Севастополе.
Российские и зарубежные военные специалисты считали Тотлебена лучшим военным инженером своей эпохи, часто сравнивая его со знаменитым французским маршалом де Вобаном. За свою длительную карьеру Эдуард Иванович стал кавалером 15 почётных и высших иностранных орденов и медалей, полученных от Голландии, Пруссии, Бразилии, Испании, Бельгии, Персии, Австрии, Германии, Сербии, Черногории и Дании.
«Тотлебен не обладал умом теоретика, это был по преимуществу ум-практик. Все соображения его подчинялись строгому расчету. При таком складе ума и дарований Тотлебен не сделал новых шагов и открытий в инженерной науке, но он умел только с необыкновенным искусством пользоваться обстоятельствами и применяться к ним», – так охарактеризовал Эдуарда Ивановича его биограф Николай Карлович Шильдер.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх