(ТЕОРИЯ) Завоеватели и первые правители Индии из династии Великих Моголов

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Бабур (1483 – 1530 гг.)
Среднеазиатский полководец, поэт и государственный деятель. Падишах Индии и Афганистана. Основатель династии и Империи Бабуридов. Полная тронная титулатура: ас-Султан аль-Азам ва-л-Хакан аль-Мукаррам Захир ад-дин Мухаммад Джалал ад-дин Бабур, Падшах-и-Гази. Родился: в феврале 1483 г., умер: 26 декабря 1530 г. (47 лет), в Агре.
1652036758756.png
1652036788392.png
1652036809871.png
14 февраля 1483 г. в семье эмира Ферганы Омара (Умара)-Шейха Мирзы (правителя Ферганского эмирата) родился Захир ад-дин Мухаммад Бабур (слово Бабур означает «охотник на львов», по другой версии «тигр» или «лев» или «барс», считается, что он получил его за отвагу в битвах). Отец Бабура был из рода Тимуридов, прямым потомком знаменитого «Железного хромца» Тамерлана (его род восходил к Мираншаху, сыну Тамерлана). Мать, Кутлуг Нигорханым, была из рода Чингизидов, дочерью могулистанского правителя Юнусхана. Бабур вошёл в историю, как полководец-завоеватель (создатель мощной и долгое время непобедимой армии Великих Моголов, в состав которой входили отряды афганской и среднеазиатской кавалерии, профессиональной пехоты, вооруженной огнестрельным оружием, артиллерия и боевые слон), основатель крупнейшей в XVI – XVIII вв. державы на территории Индии и Афганистана – Могольской империи, а также как учёный, поэт и писатель. Это делает Бабура весьма интересной личностью, в истории можно найти немало успешных полководцев и завоевателей, но чтобы они были столько разносторонне одаренными людьми, это редкость. Он был человеком тонкого ума и вкуса, с хорошим чувством юмора — об этом свидетельствуют его написанные с блеском мемуары. «Бабур был одним из самых культурных и обаятельных людей, какие только существовали», — уверял премьер-министр (какое-то время находившийся в заключении) Индии Джавахарлал Неру свою юную дочь Индиру (будущего знаменитого политика), которой тоже было суждено стать премьер-министром этой страны, в одном из писем ей из тюрьмы, составивших знаменитую книгу «Взгляд на всемирную историю».
После его смерти в 1530 г. нашли рукописи мемуаров и множество стихов правителя, которые, по мнению современных искусствоведов, принадлежат к числу лучших поэтических творений того времени. Стихи Бабура (рубаи), написанные на языке, близком к разговорному, отличаются чеканностью образов и афористичностью. Главный его труд — автобиография «Бабур-наме», первый образец этого жанра в узбекской литературе, излагает события с 1493 по 1529 гг., живо воссоздает детали быта феодальной знати, нравы и обычаи эпохи.
Кроме поэзии первый из Великих Моголов очень любил цветы. И вино. Когда придворные врачи настоятельно посоветовали ему уменьшить вдвое количество выпиваемых им в день кубков вина, Бабур с легкостью согласился, но приказал слугам подавать ему вино в новых кубках, каждый из которых был вдвое больше прежнего. Однажды, когда ему угрожала военная опасность, его полководцы посоветовали ему отступить на север. Но он заявил, что сделан из более прочного материала и предпочитает встретить смерть, но не отступить. О силе его характера слагали легенды; так, несмотря на любовь к тонким винам, Бабур в критический момент своей жизни решил бросить пить и собственноручно разбил все свои винные кубки. И он сдержал свой обет впредь не пить вина.
В своей столице Агре падишах собрал вокруг себя немало талантливых писателей, поэтов, художников, музыкантов, исследователей, которым уделял большое внимание. Он старался лучше изучить местные обычаи, традиции, отличался наблюдательностью. Изучал историю и культуру народностей Средней Азии, Афганистана и Индии. Заслуги Бабура как историка, географа, этнографа в настоящее время признаны мировой востоковедческой наукой. Отметился как видный поэт и писатель, написавший исторический труд «Бабур-наме». В этом автобиографическом сочинении падишах оставил описание великих городов Средней Азии, Хорасана, Афганистана, Ирана и Индии. Для современно науки его сообщения о Самарканде, Бухаре, Кабуле, Газни, Балхе, Фергане, Бадахшане, Дели, Девалпуре, Лахоре и других городах и местах, бесценны. Он также описывал караванные пути, тропы ведущие из Кабула в Индию, и в Среднюю Азию. В труде нашли прекрасное отражение описания природы, флоры, фауны, географии Средней Азии, Афганистана, Индии. В книге есть и сведения о политической жизни Индии, отрывочные данные об истории этой страны. В «Бабур-наме» много данных и по индийской этнографии: рассказано о кастовой системе, обычаях, быте простого народа и феодальной знати.
Перу Бабура также принадлежат трактат по поэтике; изложение в стихотворной форме мусульманского права и собственная разработка алфавита – «Хатти Бабури» («Алфавит Бабура»). «Алфавит» был создан на базе древнетюркских письмен и отличался более упрощенным по начертанию, по сравнению со сложным арабским письмом.
Существует известный рассказ о его смерти. Сын Бабура Хумаюн был болен, и правитель из любви к сыну предложил Всевышнему свою жизнь взамен жизни Хумаюна. Рассказывают, что Хумаюн поправился, а Бабур умер через несколько дней после этого. Тело Бабура (позднее) доставили в Кабул и похоронили там в саду, который он любил.
1652036904719.png
Могила Бабура в Кабуле
Детство его прошло в Андижане, там он получил образование, и там у него проявилась любовь к поэзии. Уже в 11-летнем возрасте юноша был вынужден принять бразды правления Ферганским княжеством – его отец погиб 9 июня 1494 г. в возрасте 39 лет. «В месяце рамазане восемьсот девяносто девятого года, — пишет Бабур в автобиографии, — я стал государем области Ферганы на двенадцатом году жизни». С этого времени началась его взрослая жизнь, заполненная бесконечными войнами, далёкими походами и тяжёлой борьбой с многочисленными врагами. «Немногим правителям, — пишет Абу-л-Фазл, — довелось преодолевать такие трудности, какие выпали на его долю. Ему пришлось проявить сверхчеловеческую смелость, уверенность в своих силах, стойкость на поле битвы и в других опасностях».
С самого начала правления Бабуру пришлось вести борьбу за свой удел и за Мавераннахр – регион (современные территории Южного Узбекистана и Западного Таджикистана) между Амударьёй и Сырдарьёй (Согдиана), включает в себя такие известные города как Самарканд, Бухара, Хива. Положение его было шатким. В регионе шли постоянные усобицы. Здесь хватало феодальных владетелей, которые хотели отхватить что-нибудь у соседей, подчинить их, или просто пограбить. Против Бабура выступил даже родной брат, и ему пришлось поделить Ферганское княжество на два удела. Его главным противником был узбекский хан Мухаммед Шейбани (предводитель кочевых узбеков, основатель государства Шейбанидов).
Достигнув совершеннолетия, Захир-ад-Дин Мухаммед (Бабур) совершил ряд военных походов, возвратив себе Кашгар, Кунгуз и Кандагар. Считая себя законным потомком и наследником Тамерлана, он мечтал завладеть Мавераннахром. В 1497 г. Захир-ад-Дин Мухаммед сумел захватить Самарканд. Но очень скоро Шейбани-хан выбил ферганского правителя из города.
Усобицы среди Тимуридов привели к тому, что Шейбани-хан 1501 г. овладел Самаркандом (в битве при Сари-Пуле узбекское войско нанесло поражение малочисленному отряду Захир-ад-Дин Мухаммеда) и сделал его столицей своего государства. Бабур укрепился в Ташкенте, где пытался сколотить коалицию феодальных правителей против Шейбани. Однако из-за предательства нескольких князей, потерпел поражение. В 1500 — 1505 гг. Бабур был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где создал новое государство со столицей в Кабуле. До 1512 г. он безуспешно пытался отбить Бухару и Самарканд. Замысел покорить Индию родился еще в 1504 г., когда Бабуру был всего 21 год. Однако из-за недальновидности родственников и некоторых феодалов, эту идею пришлось отложить и пытаться отвоевать родной удел.
В Афганистане Бабур создал сильную армию, и после неудачи с Самаркандом, решил захватить Индию. Северная Индия к этому моменту уже была подчинена мусульманским правителям – в XIII в. был создан Делийский султанат. Однако к концу XIV в. султанат был уже ослаблен и после вторжения армии Тимура, распался. В XV в. пределы султаната ограничивались двуречьем Ганга и Джамны.
Тем временем в 1511 г. Бабур при поддержке персидского шаха Исмаила Сефеви повторил поход на Самарканд. Древний город был разорён Захир-ад-Дин Мухаммедом в третий раз. В 1512 г. узбекские беи собрали большое войско и при Газдиване остановили дальнейшее продвижение кабульских завоевателей. Бабуру в очередной раз пришлось удалиться из Мавераннахра. Поняв, что в Средней Азии ему на данный момент не утвердиться, «Тигр» начинает готовить поход против Делийского султаната (современная Северо-Западная Индия и Северный Пакистан). Свой первый разведывательный рейд в индийские владения Бабур совершил в 1519 году.
Индийский субконтинент делился несколько десятков мелких и крупных государственных образований, часто враждовавших друг с другом. В 1518 – 1524 гг. войска Бабура совершили несколько набегов на Пенджаб (северо-западная часть Индии), захватывая большую добычу.
Перелом в настроениях знати произошёл в следствии того, что могущественный враг Бабура Шейбани-хан затеял поход на Афганистан. К нему присоединились другие среднеазиатские правители. Устоять перед такой силой возможности не было (из-за постоянных усобиц афганских племен). «Я остался один в Кабуле, враг весьма силён, а мы очень слабы, – говорит эмир Кабула приближённым. – Имея столь сильного и могущественного противника, мы должны найти для себя какое-нибудь место; пока есть время и возможность, нам надо уйти подальше от такого мощного и грозного врага». На совете решили идти на Индию не разбойным набегом, а завоевательным походом.
Наместник Пенджаба Даулат-хан, который находился во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, решил поддерживать действия Бабура. Даулат-хан имел сторонников и в Дели, где были недовольны правлением султана Ибрахима Лоди. Среди заговорщиков был и князь Санграм Сингхом. Таким образом, заговор индийской политической элиты стал главной предпосылкой, которая предопределила падение Делийского султаната. Вместо встречи врага на дальних рубежах, высшие сановники султана пустили его внутрь страны, чтобы свергнуть султана руками Бабура.
Даулат-хан планировал сам занять престол в Дели, считая, что походы Бабура, подобно вторжению Тимура, имеют грабительский характер. И войска Бабура, гружённые богатой добычей и пресытившись насилиями, сами уйдут из Индии. Однако, он просчитался. Бабур в 1524 г. занял Лахор и не ушёл, а в следующем году предпринял новый поход (это был пятый самый удачный и известный поход Бабура в Индию). Пенджабский наместник выступил против него, но был разбит.
1652036991725.png
Бабур и его войско
21 апреля 1526 г. на равнине Панипата, на пути из Лахора в Дели, состоялась решительная битва 12000 армии Бабура с 40000 армией делийского султана. Победу войск Бабура предопределило использование артиллерии (во главе артиллерии встал опытный турецкий артиллерист Устад Али) и ружей, в которой правитель Кабула имел полное преимущество, и тактика охвата флангов противника конными отрядами. В Индии, огнестрельное оружие знали, но Ибрахим Лоди пренебрегал им и планировал смять отряд Бабура напором конницы. Бабур связал обозные повозки между собой, прикрыл их щитами. Между повозками были проёмы для пушек, отрядов мушкетёров и конницы. Фланги линии обороны были прикрыты рвами и засеками. Все атаки вражеской конницы войско Бабура отразило ружейно-пушечными залпами и конными контратаками. Когда делийская конница была расстроена, её опрокинули фланговыми ударами кавалерии. Делийский султан сложил голову в этом сражении, как и тысячи индийских воинов. Дорога на Дели была открыта.
30 апреля 1526 г. Бабур стал первым падишахом Дели, основавшим государство Великих Моголов. Разгром войска делийского султана при Панипати, весть о гибель султана стали шоком для Северной Индии. Бабур не мешкая, захватил два главных города султаната – Дели и Агру. Его воины заняли все правительственные здания, дворцы и сокровищницу. Сопротивления почти не было.
Его войска немедленно занялись восстановление порядка в стране. Бабур сразу издал указ запрещающий грабить и обижать семьи поверженных врагов, что склонило на его сторону многих людей и не вызвало ответной волны сопротивления, которую мог вызвать террор. Бабур также сразу наградил своих соратников и воинов. Из индийских сокровищниц военачальникам и простым воинам выдали денег, а также различные товары, оружие и коней. Кроме этих раздач велось распределение земельных участков, угодий и пастбищ. Щедрые подарки получили Кабул, Газна, Кандагар и даже Мекка (куда дары отправили через странников). Эта щедрость стала причиной множества слухов, которые дошли и до соседних стран. Согласно одному из них новый падишах раздал все захваченные им сокровища Индии и ничего не оставил себе, действуя как странствующий дервиш. Сам владыка Бабур отразил эту мысль в стихах: «Я не принадлежу к братству дервишей, но, как царь, я их брат по духу».
Надо отметить, что желание Бабура остаться в Индии и сделать её домом для всех потомков Чингисхана и Тимура, были приняты не всеми. В войсках было брожение. Появились дезертиры. Первым среди бежавших оказался первый советник падишаха Ходжа Калан. Бабуру пришлось собрать совет, где он убедил вождей остаться в Индии: «Сколько лет мы прилагали старания и терпели тяготы, ходили в далекие государства и водили войска, подвергая себя и людей опасностям сражений и войны! По милости божьей мы разгромили столь многочисленных врагов и захватили столь обширные земли. Какая же сила и какая необходимость заставляют нас теперь без причины бросить владения, завоеванные после стольких трудов, и снова вернуться в Кабул, чтобы подвергнуть себя испытаниям бедности и слабости? Пусть же всякий, кто хочет нам добра, впредь не говорит таких слов, а тот, кто не может больше проявить стойкости, если хочет уходить, – пусть уходит и не отказывается от этого».
Ему пришлось сломить и сопротивление раджпутских князей во главе с Санграм Сингхом, которые видя, что Бабур не собирается уходить, собрали большую армию. Соратники Бабура испугались и уговаривали его уйти из Индии. Однако Бабур не собирался отступать. Решающая битва раджпутов с армией Бабура состоялась при Кхануа (близ Сикри (Фатхпур-Сикри)) в марте (17 марта) 1527 г. И вновь превосходство войск Бабура в артиллерии и ручном огнестрельном оружии сыграло решающую роль. Раджпутские князья потерпели сокрушительное поражение. Их предводитель (правитель Мевара (современная индийская провинция Раджастхан)) Санграм Сингхом (Рана Санга) умер в этом же году. Ни один из его потомков не осмелился продолжить борьбу. Эта победа над конфедерацией Раджпута привела к окончательному установлению власти Бабура над Северной Индией. Добившись успеха, Бабур перенёс центр новой державы в Агру. До конца своей жизни – 1530 г., он расширил свою державу, присоединив к ней долину Ганга, до границ Бенгалии. В 1528 г. войско Бабура вторглось в Бихар, разорив его (битва при Гогре) и присоединив к владениям государства Захир-ад-Дин Мухаммеда. В 1529 г. Бабур подчинил своей власти Бенгалию (современный Бангладеш и индийский штат Западная Бенгалия), разгромив бенгальских вождей у Патны. Бабур хотел подчинить своей власти Центральную и Южную Индию ...
1652037082354.png
Захиреддин Мухаммед Бабур. Миниатюра из Бабур-наме. Конец XVI в.
Часть афганского войска Бабура вернулась на родину, гружёная богатой добычей. Другая часть осталась в Индии. Бабур проводил формирование налогово-административного аппарата и централизованной системы управления в новой державе, но не успел завершить эту работу. Эти задачи были решены уже его преемниками. Несмотря на очень краткое правление – 1526 – 1530 гг., Бабур смог заложить основы будущей великой державы, объединив значительную часть раздробленной Индии. Он упорядочил земельно-водные отношения, налоговую систему. По его указанию была начата большая строительная программа, сооружали мечети, бани, здания различного назначения, рылись колодцы. В крупнейших индийских городах - Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре, падишах заложил сады и парки с декоративными растениями. Видимо, первым подобным сооружением на территории Индии, стал большой сад, именуемый Кабул-бахтом, основанный в Панипате в честь победы над делийским султаном Ибрахимом Лоди. В садах, разбитых в Индии, падишах впервые применил опыт по выращиванию дынь и винограда из Средней Азии.
Бабур большое внимание уделял благоустройству подчиненных ему крупных индийских городов. Архитектура, планировка общественных и частных зданий, их внешние детали и внутренний интерьер, много взяли из стиля принятого в Средней Азии, в то же время смогли органично сочетаться с индийским стилем. В архитектуре произошёл синтез двух стилей. Этот процесс получил развитие и при наследниках Бабура.
Посмотреть вложение 9303
Бабур основал династию Великих Моголов, которая стала одной из трех крупнейших держав тогдашнего исламского Востока — наряду с персидскими Сефевидами и турецкими Османами.
Держава, созданная Захир-ад-Дин Мухаммедом, простиравшаяся от Зеравшанского хребта (современные территории Северо-Западного Таджикистана) до нынешней индо-бангладешской границы, была позже названа империей Великих Моголов; просуществовала она более двухсот лет, на пике могущества в неё входили нынешние территории Афганистана, Пакистана, Индии и Бангладеша
Основатель новой державы деятельно стремился укрепить торгово-экономические связи с Афганистаном, Ираном, Средней Азией. Был издан указ Бабура о благоустройстве караван-сараев, строительстве специальных колодцев на торговых путях, заготовке продовольствия и фуража для путников. Все эти мероприятия были направлены на рост товарооборота с соседними странами и нормализацию отношений с ними. Бабур нормализовал отношения с Шейбанидами. Падишах даже незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к московскому правителю Василию III Ивановичу.
Перед смертью Бабур назначил наследника – им стал старший сын Хумаюн. Остальные сыновья получили в уделы Пенджаб, Кабул и Кандагар, и были обязаны подчиняться старшему брату.

Шер-шах (1486 – 1545 гг.).
1652037313758.png
Этот пуштунский правитель свое недолгое правление провел в походах, войнах и битвах. Он подчинил себе всю Северную Индию и княжества Раджпутаны. Начав службу у правителя Бихара как рядовой солдат, дошёл до командных постов в могольской армии, а затем в 1540 г. изгнал Великих Моголов из индийских пределов и подчинил себе всю Северную Индию, основав последнюю династию Делийского султаната – Суридов. Один из крупнейших реформаторов в истории Индии.
Шер-шах Сур родился в 1486 г. в городе Сасарам. Его полное имя Фарид ад-дин Шер-шах Сури ибн Хасан-хан. Шер-шах – это почётный титул «Лев-повелитель» («Повелитель тигра»), который Фарид ад-дин Сури ибн Хасан-хан заслужил своими многочисленными победами.
Фарид принадлежал к патанскому (пуштунскому) роду Сур. Его отец Хасан-хан Сур (родная мать – неизвестна) был правителем «джагира» (феодального княжества) Сасарам в провинции Бихар (нынешний одноимённый штат на севере Индии). Мачеха ненавидела Фарида и сделала всё, чтобы выжить его из дома. В 1522 г. Фарид, поступил на службу к Бахар-хану Лохани – правителю Бихара. В апреле 1526 г. Фарид ад-дин Сури принимал участие в битве при Панипате в составе армии султана Ибрагима, разгромленного Бабуром.
Фарид ад-дин Сури был восхищён военной организацией моголов и стратегической мощью их войска. Вскоре он перешёл на сторону Бабура. Основатель империи Моголов охотно принял на службу отважного военачальника. В 1528 г. Фарид с разрешения Бабура изгнал своих сводных братьев из Сасарамы, завладев вотчиной умершего отца.
В следующем году Бабур назначил Фарида регентом малолетнего Джелал-хана – сына Бахар-хана Лохани. С той поры Фарид стал именоваться Шер-ханом. В 1530 г. он осадил и захватил неприступную крепость Чунар. Однако после смерти Бабура Шер-хану пришлось уступить её Хумаюну – сыну и наследнику Бабура.
В 1533 г. Джелал-хан вошёл в союз с Махмуд-шахом – правителем Бенгалии (нынешний Бангладеш и индийский район Калькутты), чтобы устранить регентство Шер-хана. После упорной борьбы в 1534 г. на берегах реки Киул бенгальская армия была разгромлена. Махмуд-шаху пришлось выплатить огромную дань, чтобы избежать разорения своих владений, а Шер-хан сделался полноправным правителем Бихара. В 1537 г. Шер-хан развязал войну против Махмуд-шаха, который был вынужден обратиться за помощью к Хумаюну. Великий Могол был весьма напуган ростом могущества афганского хана, поэтому повёл свои войска в Бенгалию. Хумаюн появился слишком поздно: в апреле 1538 г. Шер-хан взял бенгальскую столицу – город Гаур. Узнав о приближении Могола, Шер-хан разорил Бенгалию и удалился в свои владения.
1652037368285.png
Шер-шах
Хумаюн принял этот уход противника за слабость и вторгся в Бихар. Шер-шах предпочитал нарушать коммуникации Хумаюна, которые связывали войска Великого Могола со столицей и городом Дели. Такая тактика в войне уже вскоре дала Шер-хану желаемые результаты: противник изматывался и не получал подкреплений. Пока шла такая маневренная борьба, под знамена Шер-хана встало большое число североиндийских мусульман, недовольных правлением пришельцев из Кабула. Теперь его армия ни в чем не уступала могольской. И только тогда опытный в военном деле бихарский наместник согласился на битву в открытом поле. В решающей битве близ Буксара (у крепости Чуаншу (Чунар, Чауса)) 27 июня 1539 г. могольская армия была разгромлена. Хумаюн бежал, бросив свою жену и обоз на поле боя. Шер-хан же кроме богатых трофеев присоединил к своим владениям и Бенгалию, и Джаунпур (Восточная Индия). Великий Могол собрал новую армию и попытался взять реванш.
Военно-административные и полководческие таланты Шер-шаха лучше прочих биографов сформулировал историк А.В. Шишов: «Шер-шах всего за два года сумел серьезно реорганизовать доставшуюся ему в наследство могольскую армию и соединил ее с бихарской армией. Его хорошо обученные регулярные войска, в которых все больше становилось огнестрельного оружия, оказались самыми боеспособными в Индостане, который в ту эпоху представлял собой мозаичное полотно, некрепко сшитое из многочисленных государств. Вскоре Шер-шах начал свои завоевательные походы. По дошедшим до нас сведениям, Шер-шах, не считая его гвардию, имел армию из 150 тысяч конных воинов и 25 тысяч пехотинцев. Афганские феодалы Бихара и Бенгалии, владельцы земельных уделов – джагиров, по первому зову властелина приходили под его знамена со своими конными отрядами».
17 мая 1540 г. в битве при Канаудже/Канасудже (у берегов Ганга) Хумаюн со своей 40000 армией был разгромлен окончательно. Низложенному Моголу пришлось бежать сначала в западные провинции Индии, а оттуда в Персию. Шер-хан после своего триумфа торжественно вступил в Дели и короновался под именем Шер-шаха Сура.
1652037452094.png
Султанат Суридов при Шер-шахе (территория обозначена зелёным цветом)
Шер-шах сумел серьезно реорганизовать доставшуюся ему в наследство могольскую армию и соединил ее с бихарской армией. Его хорошо обученные регулярные войска, в которых все больше становилось огнестрельного оружия, оказались самыми боеспособными в Индостане, который в ту эпоху представлял собой мозаичное полотно, некрепко сшитое из многочисленных государств. Вскоре Шер-шах начал свои завоевательные походы.
В 1541 г. Шер-шах завоевал Пенджаб, Синд и Мультан – нынешние территории Пакистана. На следующий год Шер-шаху пришлось подавлять восстание в Бенгалии, а затем он начал вторжение в Центральную Индию. Завоевав княжества Марвар и Мальву, Шер-шах вероломно нарушил обещание пощадить всех сдавшихся добровольно в плен. Афганские и могольские войска учинили расправу и бойню в Райзине. В 1544 г. Шер-шах с 80000 армией приступил к завоеванию Раджпутаны (нынешний западный индийский штат Раджастхан). Важнейшие города Аджмир, Джоджпур и Читор были захвачены афганцами, так же как и главные районы Раджпутаны. 22 мая 1545 г. при осаде крепости Каланджар Шер-шах погиб от взрыва пушки, рядом с которой он находился в момент неудачного выстрела.
За пятилетнее правление Шер-шах объединил под своей властью территории от нынешней афганско-пакистанской границы до современной Мьянмы и от южных предгорий Памира до Хайдарабада.
Самый ёмкий, многогранный и полный итог правления Фарид ад-дин Шер-шах Сури ибн Хасан-хана подвел историк К. В. Рыжов: «… Шер-шах являлся достойным противником моголов. Он был искусным полководцем и мудрым правителем, проявлял терпимость к индуизму и широко использовал индусов для создания и укрепления своей империи. Несмотря на то что все его короткое правление было заполнено тяжелыми войнами, Шер-шах успел удивительно много сделать для своих подданных. Так, по указу султана начался обмер пахотных земель, были установлены твердые ставки поземельного налога и начался выпуск полновесных серебряных рупий. Под руководством его талантливого советника Ахмад-хан Таги была проведена налоговая реформа. ... При Шер-шахе оформилась система джагирдарских владений, при которой владелец бенефиция был обязан содержать наемный отряд конников. Размер отряда контролировали на смотрах с помощью клеймения лошадей. Шер-шах покровительствовал торговле, упорядочил взимание пошлин и уделял большое внимание строительству дорог и караван-сараев для путешественников (было устроено около 1700 караван-сараев вдоль торговых путей и иных дорог)».
Он передал власть своему второму сыну Джалал Хану, который стал Ислам Шах Сури. Шер-шах был похоронен в родовом доме в Сасараме, где приказал построить мавзолеи для себя и своего отца.
1652037548875.png
Мавзолей Шер-шаха
Когда Ислам Шах умер в 1553 г., его сын Фируз был убит своим дядей, который захватил власть и правил как Мухаммад Адил Шах. Государство разделилось на три части, и борьба между соперниками позволила вернуться Хумаюну, который, используя персидскую помощь, восстановил свое наследие в Афганистане и оттуда, без особого сопротивления, завоевал Пенджаб и Дели в 1555 г. Возвращение Великих Моголов ознаменовало конец афганского правления. И хотя после смерти Хумаюна 26 января 1556 г. моголы снова потеряли власть в Дели, через несколько месяцев туда вошел Акбар – самый выдающийся правитель этой династии и фактический основатель новой империи.
1652037602041.png
Серебряные рупии Шер-шаха
Шер Шах был одаренным правителем. Помимо побед на полях сражений, он записался на должность реформатора управления и экономики. Некоторые мусульманские историки считали его узурпатором, тем более что Шер Шах не был ревностным суннитом и терпимо относился к индуистам. Он ввел новое административное деление в Бенгалии, а затем и по всей стране. Налоги зависели от количества урожая, они были установлены на довольно низком уровне, но их сбор неукоснительно соблюдался. В течение нескольких лет это улучшило ситуацию в сельском хозяйстве, которое к концу существования Делийского султаната пришло в упадок. Шер Шах также боролся с коррупцией, государственных чиновников переезжали с места на место, а некоторые дела, включая судебные, передавались самим деревенским общинам. Самой прочной реформой Шер-шаха было введение новой серебряной рупии. Эта монета оставалась под властью Великих Моголов и Великобритании до 1835 г.
Он впервые ввел в Северной Индии регулярное административное деление. Основой его стала паргана — небольшой округ, по сути, территория крупной общины. Во главе парганы стояли три чиновника — амин, шикдар и казначей, а также два писца, один из которых вел документацию на хинди, а другой — на персидском (персидский язык был в то время официальным придворным и литературным языком, языком культуры по всему Среднему Востоку, таким он стал и в Индии после ее мусульманского завоевания, несмотря на то что родным языком большинства пришлых мусульман был тюркский) Парганы объединялись в более крупные округа (саркары) во главе с военным администратором (шикдар-и-шикдаран) и гражданским чиновником (мунсиф-и-мунсифан). Саркары объединялись в провинции (суба).
Шер-шах сократил выдачу джагиров (земельных владений военачальникам) и вакфов (дарений духовным лицам). Он стремился сосредоточить сбор налогов в руках правительства и упорядочить их сбор. Был проведен кадастр земель — каждый участок должен был быть измерен и его продуктивность определена. Правительству полагалась треть урожая, которая должна была уплачиваться по выбору налогоплательщика либо в натуре, либо в деньгах. Налогоплательщик должен был подписать документ (кабулият), в котором указывались все его налоговые обязательства, и в свою очередь получить от чиновника документ на право владения (патта). Насколько эти реформы действительно были проведены в жизнь, сказать трудно, но они продолжились позже, в правление Акбара.
Шер-шах стал предтечей Акбара еще в одном отношении: он начал проводить политику религиозной терпимости и широко привлекать индусов на службу. Можно сказать, что именно Шер-шах заложил основы централизованной державы, которая затем просуществовала полтора столетия.

Акбар Великий (1542 – 1605 гг.)
1652037726703.png
1652037741135.png
1652037757986.png
1652037780459.png
Акбар Джелаль-ад-дин (Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар или Джалалуддин Мохаммед, впоследствии прославившийся под именем Акбар Великий (точнее, в переводе с арабского Акбар и означает «Великий»), – третий падишах из династии Великих Моголов (правитель Могольской империи в Индии с 1556 г), ведших свое происхождение от грозного Тамерлана (1336 – 1405 гг.)) родился в 1542 г., когда его отец Хумаюн (Акбар родился (в раджпутской крепости Умеркот в Синде (в настоящее время это территория Пакистана)) в семье могольского императора Хумаюна и Хамиды Бану Бегум), проиграв борьбу Шер-шаху надолго покинул Индостан. Лишь в 1555 г. власть в Индии вновь перешла к Хумаюну, сыну Бабура, одолевшему наследников Шер-шаха.
«По действиям и движениям он не был похож на людей этого мира, и величие Бога проявлялось в нем», – писал его наследник Джахангир. Интерес к культуре, искусству и склонность к авантюризму в той или иной мере были унаследованы многими из преемников основателя династии Бабура, но ярче всего они проявились у Акбара, правившего почти полвека. Кстати, наставники так и не смогли научить Акбара чтению и письму, на протяжении всей жизни он оставался неграмотным (некоторые исследователи сомневаются в этом, считая, что либо Джахангир намеренно оклеветал отца, либо имел в виду недостаток его классического образования и неспособность к каллиграфии; другие предполагают у Акбара дислексию, третьи полагают, что версия о «неграмотности» Акбара возникла в соответствии с его фольклорным образом царя — святого и мудреца, постигающего истину не из книг, а мистическим путем). Но днем и ночью он заставлял читать себе книги и жадно расспрашивал окружающих обо всем, что его интересовало.
Тем не менее, еще в Кабуле он начал проявлять интерес к поэзии, с лучшими образцами которой его постоянно знакомили, и вместе с отцом прилежно учился также и искусству живописи. Акбара все без исключения историки и исследователи по праву считают одним из величайших правителей мира.
1652037840992.png
Три Великих Могола. Бабур, Акбар, Джахангир
Неординарность этой личности не ограничивалась склонностью к изящным искусствам и авантюрам, он обладал и великолепным политическим чутьем. Трон перешел к принцу, когда он был еще подростком. Поначалу он царствовал, но не правил, в гораздо большей степени власть имел его наставник Байрам-хан (Байрам Кхан). Туркмен, бывший персидскоподданный, он воевал еще в армии Бабура, был одним из полководцев в армии Хумаюна и не изменил ему ни разу. После смерти Хумаюна решительность и мужество Байрам-хана вели к власти Акбара. Однако Байрам-хан был шиитом, и это рано или поздно должно было погубить его карьеру в суннитском государстве. В 1559 г. он назначает на высшую духовную должность шиита, чем настраивает всех против себя. Из-за чего Байрам-хан был отправлен в почетную ссылку в Мекку, по дороге его убили (в 1561 г.).
1652037927516.png
Охота Акбара на львов, миниатюра XVI в.
За высылкой Байрам-хана последовал так называемый «период дурного правления» (1560 – 1562 гг.). Иначе его называют «периодом правления юбок». Реальная власть находилась у клики родственников кормилицы Акбара. Однако эта сила не была слишком велика, когда в 1562 г. период учения Акбара закончился, он отстранил клику от власти и сам стал управлять государством. К этому времени ему исполнилось 18 лет. Это был умный, сильный, смелый юноша, любивший охоту (однажды врукопашную убил раненую тигрицу), спортивные состязания (его личное изобретение – ночной поло, в который играли горящим мячом) и рискованную езду на лошадях, верблюдах и слонах (однажды укротил взбесившегося слона, только что убившего своего погонщика), обладавший феноменальной памятью (помнил клички всех своих боевых слонов, а их в его войске насчитывалось несколько тысяч).
1652038008142.png
Акбар на слоне. Индийская миниатюра
Уже в раннем возрасте Акбар понял, что править Индией можно, лишь опираясь как на мусульман, так и на индусов. Он понимал: чтобы империя была стабильной, ей нужно укорениться на местах, поэтому он искал поддержки у местных феодалов, наиболее могущественными из которых были раджпуты из Раджастхана. Первым делом он решил заручиться поддержкой воинственных раджпутов и заключил с ними союзы, скрепленные его браком с раджпутскими княжнами. Раджастхан — резиденция индийских раджей — во время правления Акбара стал процветать. В могольскую армию влилась раджпутская конница, возглавляемая Ман Сингхом. Раджпуты стали самыми преданными воинами падишаха. Треть могольской конницы набиралась среди раджпутов. Акбар — первый правитель, кому удалось сокрушить независимость раджпутов.
1652038075651.png
Акбар в молодые годы
Первоначально империя Великих Моголов ограничивалась междуречьем Ганга и Джанмы, но уже при Акбаре была завоевана вся Северная и Центральная Индия и Афганистан. С помощью союзников-раджпутов Акбар покорил сопротивляющиеся раджпутские княжества (1568 – 1569 гг.). В 1572 г. был завоеван Гуджарат. Под власть Акбара перешли Мальва и Хандеш, а в 1576 г. и Бенгалия. Заняв Кабул и Кандагар, Моголы обезопасили свою северо-западную границу. Власть Акбара признали и правители Декана. Походы принесли ему ошеломляющий успех: держава, которую удалось собрать воедино, стала крупнейшей в средневековом мире. Охватив Пенджаб, Афганистан, Кашмир, она заняла большую часть полуострова Индостан.
Чтобы торговать с Азией, Африкой и Европой через Аравийское море, этот правитель совершил набег на Ахмадабад, Сурат и другие города в 1573 г., таким образом, ознаменовав свою решительную победу над Гуджаратом. В этом же году был подписан договор с португальцами, в соответствии с которым они имели власть на западном побережье в Индийском океане, в то время как Моголам было разрешено отправлять паломнические корабли для хаджа в Мекку и Медину.
Теперь на первый план выдвинулись вопросы внутреннего устройства огромной империи. Население, вошедшее в состав Могольской империи, принадлежало к многочисленным племенам и народам, говорило на разных языках, находилось на разных уровнях общественного развития и было разделено кастовыми перегородками и религиозными воззрениями. Однако большинство жило в узком мирке сельской общины, крестьяне платили ренту государству в виде налога с земли. Правительство было заинтересовано в бесперебойном поступлении этой ренты-налога, но в хозяйственную деятельность крестьян ни государство, ни феодалы не вмешивались. Встав во главе огромного государства, Акбар решил, что настало время упорядочить всю систему управления. Мероприятия Акбара были направлены на то, чтобы укрепить господство его династии и мусульман-феодалов в Индии. При этом он хотел заручиться поддержкой индусского населения, ослабив религиозный гнет. С этой целью он с помощью Абу-л-Фазла провозгласил политику «всеобщего мира» – отказ от преследования инаковерующих. Такая политика резко отличалась от издавна сложившейся в мусульманских государствах Индии политики религиозной нетерпимости, когда единственно верным считалось то направление, которого придерживался двор (суннизм или шиизм), а все другие верования следовало активно искоренять как ложные, преследуя их приверженцев.
1652038140639.png
Абу-л-Фазл преподносит императору Акбару книгу Акбарнаме. Миниатюра. Акбариаме 1596–1597 гг.
Правящий слой империи составляли мусульмане — иранцы, афганцы и тюрки. Все представители правящего слоя (даже жены падишаха) имели военные чины — от 1 до 33. Чин соответствовал количеству коней, которых данный человек должен был содержать (от 10 до 5000). Чину соответствовал доход — жалованье из казны или сумма налога с выделенной территории.
При внешнем либерализме политика религиозной терпимости была жестоким ударом по правам правящего класса. Именно при Акбаре владетельные джагирдары были ограничены в своих правах. Юридически джагирдару жаловалась не конкретная земля и не крестьяне, а лишь право сбора в свою пользу государственного земельного налога-ренты с определенной территории. Доходы джагирдаров были огромны, но собственности у них не было. После смерти джагирдара все, чем он владел: деньги, дома, слоны, предметы роскоши, даже книги — все отбиралось в казну. Родственники важного сановника на другой день после его кончины оказывались без всяких средств к существованию и могли рассчитывать лишь на то, что его сыновьям дадут какую-нибудь службу и соответственное пожалование. Кроме того, у джагирдара могли отобрать одно владение и предоставить ему взамен другое, причем в другой части страны. При Акбаре для борьбы с сепаратизмом такие перемещения были довольно часты, поэтому джагирдар владел одной и той же землей в среднем не более 10 лет.
Не будучи в состоянии передать свои богатства сыновьям, джагирдары щедро тратили средства на роскошь, на постройки мечетей, гробниц, мостов, каналов, раздавали поэтам десятки тысяч дамов (денежная единица), украшали драгоценными камнями свою одежду, оружие, сбрую своих слонов и коней. На пирах джагирдары любили цитировать стихи о бренности всего земного, о необходимости пользоваться сейчас всеми благами жизни, а не собирать про запас, а иначе всем этим воспользуются другие.
Очень важной особенностью этой системы было отсутствие иерархии. Каждый джагирдар, крупный или мелкий, был подчинен непосредственно центральной власти, от нее получал свое земельное пожалование и только ей был обязан военной службой. Таким образом, высший класс до поры до времени был разобщен, лишен классовой солидарности, классового мышления, горизонтальных связей.
Политика Акбара во всех областях управления была устремлена к одной цели: централизации и усилению правительственной власти. Вторым мероприятием Акбара (кроме переброски джагира из одного конца империи в другой) в этом направлении было требование пребывания более влиятельных джагирдаров при дворе. Джагирдарам приходилось спрашивать у Акбара разрешения на временное поселение в своих джагирах, и Акбар давал такие разрешения неохотно, сроком не более чем на полгода.
Также политика Акбара нивелировала религиозный фактор: мусульмане постепенно утрачивали монополию на власть. Индусам правитель предоставлял должности, ранее доступные только правоверным мусульманам.
В итоге Акбар разделил свою державу на 16 областей, где местная иерархическая власть подчинялась хорошо отлаженной столичной администрации. Эта новая по тем временам структура была настолько стабильной, что держава, созданная Акбаром, несмотря на многократные войны и распри между наследниками престола, выстояла под напором времён и продержалась многие столетия. Своим полководцам и воинам он перестал раздавать земли, а начал платить жалованье. В городах он организовал суды и полицию, которая следила за порядком. О богатстве Великих Моголов стали слагать легенды. А Индия славилась в мире тогда, как, впрочем, и сейчас, своими месторождениями золота и драгоценных камней.
1652038232082.png
Акбар с женой Джодх, миниатюра XVI в.
В 1562 г. Акбар, в возрасте 20 лет, женился на раджпутской княжне (Рани Джодх Бай/Джодх-бай – принцессе из семьи Каччваха), дочери раджи Амбера. Невеста не была мусульманкой, и ей, вопреки общепринятому обычаю, Акбар разрешил сохранить свое вероисповедание — индуизм. В последующем он обзавелся множеством жен, среди которых было много индийских девушек, и всем им дозволялось сохранять свое вероисповедание. Эти браки, поддерживаемые индийской знатью, в политическом отношении обеспечили Акбару большое стратегическое преимущество.
С именем Акбара связана одна из удивительных теологических загадок — вероисповедание Великих Моголов. Он сделал смелую попытку создать новую религию — «дин-и-илахи» («божественная вера») — на основе ислама, индуизма и некоторых элементов других религий — парсизма и джайнизма. Для мусульманского правителя — шаг неординарный. Новая, вводимая сверху религия безмерно повышала власть и авторитет Акбара как всеиндийского гуру — духовного руководителя всех подданных его огромной империи. От сикхов он взял учение о беспрекословной покорности учеников своему гуру, от движения бхакти — призыв к примирению индусов и мусульман, от ортодоксального индуизма — ношение брахманских знаков и запрещение есть говядину, от парсов — поклонение солнцу и огню, от джайнов — установление лечебниц для животных, от махдистов — учение о праведном правителе. От евреев и христиан не взял ничего, потому что у иудаизм и христианство было мало сторонников.
1652038296455.png
Мавзолей падишаха (императора) Акбара
Несмотря на это, Акбар никогда не порывал с исламом. Его «указ о непогрешимости» (1579 г.), оскорбивший чувства мусульман, был лишь попыткой избавиться от притязаний халифов. «До конца своих дней, каковы бы ни были его личные убеждения, Акбар придерживался догматов ислама», — пишет К. Пеникар. Друг Акбара и главный идеолог Абу-л-Фазл выдвинул тезис о «совершенном человеке», которым объявлял того, кто «создавал людям условия для мирной жизни и исполнения религиозных предписаний, а именно: указаний императора Акбара. Преданность ему рассматривалась как религиозный долг каждого — знатного и простого. Могольская аристократия, обращаясь к падишаху, называла его «муршид-и камил» (совершенный руководитель) и «пир-и дастгир» (святой наставник)».
Новая религия должна была сплотить общество и навсегда избавить его от религиозной розни. Однако подданные оказались консервативнее императора — религия не привилась. Тем не менее, в такой толерантной атмосфере шел процесс культурного сближения разных народов — так называемый «индо-мусульманский синтез». Переводились на персидский язык индусские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», а также труды арабских и тюркских мыслителей. Развивалась поэзия на языках хинди, урду, бенгали. Излюбленным жанром живописи стала миниатюра.
1652038371886.png
Индийская миниатюра
Первой женой Акбара стала его двоюродная сестра Рукийа Султан-бегум в 1551 г. Преемником Акбара стал его старший сын Салим (от первой (старшей) жены), которому исполнилось 36 лет в момент восшествия во власть.
1652038450627.png
Рождения сына Акбара – Салима
Со старшим сыном и наследником султан часто ссорился, обвиняя его в излишней жестокости и нежелании выполнять его приказы. Салим не мог дождаться, когда он по праву займет место отца. В 1591 г. Акбар заподозрил сына в попытке отравить его, а в 1600 г. Салим предпринял попытку вооруженного восстания. Салим (в будущем Джахангир) несколько раз пытался бунтовать против отца и даже убил его фаворита Абу-ль-Фазла, но в итоге получил прощение: других сыновей у Акбара не было (его второй сын, Мурад, был горьким пьяницей и умер от белой горячки, а младший, Данияль, пил еще больше и скончался от передозировки алкоголя). Акбар заболел в сентябре 1605 г. Около полуночи 25 октября он умер. Акбара похоронили в мавзолее, который он сам построил под Агрой. Салим стал правителем под именем Джахангир.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх