(ТЕОРИЯ) Захват советского танкера «Туапсе»

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Инцидент произошёл 25 июня 1954 г., когда военно-морские силы Китайской Республики (Тайвань) захватили гражданский танкер «Туапсе» в открытом море недалеко от территориальных вод Филиппин.
Это событие всколыхнуло весь мир. В Южно-Китайском море был захвачен огромный танкер, принадлежащий Советскому Союзу. И сделали это не морские пираты, а военные островного государства Тайвань. Посреди белого дня они атаковали советское судно и угрозами вынудили пришвартоваться его в своем порту. Груз конфисковали, экипаж арестовали, танкер отказывались выдавать. Эта история тянулась ни один десяток лет и закончилась только в 1993 г. ...

Танкер «Туапсе» с грузом керосина вышел из одесского порта в мае 1954 г. Назначение — порт Далянь Китая (с грузом авиационного керосина, предназначенного для ВВС НОАК). Заметим, что в то время Китайская Народная Республика, представляла собой далеко не такую грозную силу каковой является сейчас.
В 1949 г. последователи Чан Кайши были выбиты Народно-освободительной армией Китая (НОАК) с материка на остров Тайвань, но не смирились со своим поражением. Заручившись поддержкой своих американских союзников, гоминьдановцы пытались вести морскую блокаду Китайской народной республики и задерживали иностранные грузовые суда, следовавшие к китайским коммунистам. После конфискации грузов, те обычно отпускались.
Итак, в 1954 г. КНР противостояла Республика Китай — так называлось (и продолжает называться) государство на Тайване. Оно управлялось военными во главе с генералиссимусом Чан Кайши.
1712804512758.png
Чан Кайши в 1950 г.
Советский Союз всецело поддерживал КНР, а в противовес СССР США оказывали всяческую помощь Тайваню, в том числе и военную, держа у его берегов свой флот. Военные корабли Тайваня пытались блокировать берега КНР, и под видом проверки захватывали различные гражданские суда. Однако с Советским Союзом Тайвань предпочитал не связываться, и наши танкеры и сухогрузы проходили опасный участок более-менее благополучно.
То есть в тихоокеанском регионе, через который пролегал путь советского судна, было тогда неспокойно. Между Китаем и Тайванем шло активное противостояние. Островное государство, для пополнения своего бюджета на военные цели, нередко пользовалось своим выгодным географическим положением. Тайванцы часто грабили суда, проходящие в Малаккском проливе и ближайших к нему акваториях.
1712804557524.png
Для советских судов все было спокойно до 23 июня 1954 г. Тогда советское судно осмелились остановить. Сначала в нейтральных водах над танкером «Туапсе» появились истребители, затем его взяли в клещи два эсминца, а потом с тайваньского военного корабля поступил сигнал застопорить машины и лечь в дрейф. Капитан «Туапсе» Виталий Калинин дал команду продолжать движение, однако спустя 20 минут рядом с танкером разорвался снаряд, а потом еще один. Это означало, что тайваньцы настроены серьезно, и в случае неподчинения готовы потопить советское судно.
Вскоре после остановки на борт «Туапсе» высадился десант. Захватчики не церемонились — избив нескольких членов команды, «пираты» заперли моряков, арестовали капитана, сняли советские флаги и взяли танкер на буксир (наши моряки успели вывести из строя ходовую часть). В Тайваньском порту Гаосюн на борт «Туапсе» поднялось несколько американцев. Изъяв документацию, они внимательно стали изучать танкер.
Команду (49 человек) силой ссадили на берег и разбив группами по 10-15 человек, изолировали по небольшим помещениям.
Главной целью этой операции было склонить экипаж «Туапсе» к измене и раструбить потом об этом на весь мир. Доказать, что граждане СССР совсем не патриоты, и в обмен на сытую обеспеченную жизнь готовы предать Родину.
С первых же часов пребывания в плену началась «обработка» моряков. Их хорошо кормили, с ними были вежливы и внимательны. Взамен требовалось лишь одно — поставить подпись под заявлением с «решением не возвращаться в Советский Союз». Эта практика не принесла успеха. И тогда, через 5 дней начались провокации. То одному, то другому члену экипажа сообщалось, что его сослуживец уже подписал заявление и сейчас находится в США на собственной вилле. Так, старпому Кузнецову рассказали, что капитан Калинин женился на буфетчице Ольге Поповой и буквально час назад отбыл на самолете в Америку строить новую жизнь.
Бесполезно. Ни один из 49 моряков не поставил подпись под «заявлением». Тогда их начали пугать третьей мировой войной, говорить, что она уже началась и все моряки переводятся в статус военнопленных, с которыми будут обращаться по законам военного времени. Никаких шикарных обедов уже не было — арестантов стали держать на голодном пайке, который с каждым днем урезали. От этого рациона у моряков начались головные боли и обмороки. А потом их стали пытать ...
Моряков избивали кожаными плетями со свинцовым грузом в них и применяли электрический ток. Так продолжалось до весны 1955 г.
Все это время СССР протестовал мирными способами.
Поскольку дипломатических отношений с Тайванем не было, то ноту протеста вручили американскому послу, так как такая демонстративная акция не могла быть проведена без участия США. Но формально США были ни при чем, поэтому нота осталась без ответа. Одновременно с этим началось давление на Тайвань со стороны ООН. Подключились даже союзники США Австралия и Новая Зеландия, которые были уверены, что СССР из-за этого инцидента усилит свое присутствие в западной части Тихого океана ...
Лишь в мае 1955 г, после почти года плена, при содействии французского посольства на Тайване 29 советских моряков вместе с капитаном Калининым вернулись на Родину. Освобожденных встречали на родине как героев. Им выплатили компенсацию за пребывание в плену, вручили награды и обеспечили хорошими должностями на флоте.
Но гораздо печальней была судьба оставшихся 20 моряков. После серьезной психологической и физической обработки они все же подписали злосчастное «заявление», тем самым попросив политического убежища.
9 из них вывезли в США, 4 периодически выступали там на радио (в эфире «Радио Свобода» и «Голос Америки»), клеймя жизнь в Советском Союзе. 5 морякам потом удалось сбежать в советское посольство и в апреле 1956 г. они вернулись на родину. В СССР их встретили сдержано и долго держали на контроле, запретив выход в международные рейсы. Но репрессий к ним не применяли.
4 оставшихся в США в Советском Союзе заочно приговорили к смертной казни. Один из «избравших свободу», Михаил Иваньков-Николов, вскоре лишился рассудка. Его передали советской стороне в 1969 г. и остаток дней он провел в психиатрической лечебнице.
Еще 4 моряков смогли в 1957 г. выехать с Тайваня в Латинскую Америку, откуда тоже через советское посольство вернулись в СССР. На родине они были осуждены на 15 лет (стало известно об их крайне предательском и трусливом поведении в плену), однако в 1963 г. всех выпустили по амнистии.
Из оставшихся на Тайване 7 моряков 4 отказались от подписанного ими прошения о политическом убежище и запросили возврата в СССР. Однако вместо этого их приговорили к 10 годам заключения. После освобождения они продолжали жить на Тайване, не оставляя попыток вернуться домой. Лишь только после 34-летнего отсутствия в 1988 г. советскому консулу в Сингапуре удалось вернуть их домой. За все время мытарств двое умерли, а один покончил жизнь самоубийством.
1712804627833.png
Элеонора и Всеволод Лопатюки, 1995 г.
Последним вернулся в 1993 г. корабельный кок Всеволод Лопатюк. Он был тяжело болен и не мог ходить, но все это время дома его ждала жена. Их встреча произошла спустя 40 лет.
Танкер «Туапсе» так и не увидел родных берегов. После службы в составе военно-морского флота Китайской республики под именем «Куайцзи», он был отправлен на постоянную стоянку в порт Гаосюн.
К слову сказать, Советский Союз все же наказал Тайвань за эту дерзкую выходку. Большой десантный корабль ВМФ СССР был замаскирован под обычное торговое судно. На его борт погрузилось несколько сотен прекрасно обученных морских пехотинцев с оружием.
Перед выходом корабля из порта по всем дипломатическим каналам был сделан вброс дезинформации, о том, что судно перевозит несколько тонн золота и опия. Тайваньские пираты купились на уловку. Едва советский корабль вошел в Малаккский пролив, его окружила целая флотилия вооруженных пиратов на быстроходных катерах. Какого же было их удивление, когда вместо беззащитных моряков их встретила огнем из автоматов и гранатометов советская морская пехота. Схватка продлилась недолго. Все пираты были уничтожены полностью.
После этого случая и до самого распада СССР пираты в этом районе больше не нападали на советские суда.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх