(ТЕОРИЯ) Как Япония проиграла США в битве флотов на Тихом океане

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
В начале Второй мировой войны японский Императорский флот имел все шансы на победу, но ряд роковых случайностей привел его к краху.
Для Соединенных Штатов Америки Вторая мировая война началась 7 декабря 1941 г. В воскресное утро 353 самолета, поднявшихся с авианосцев японского Императорского флота, нанесли мощнейший удар по американской военно-морской базе Перл-Харбор, расположенной на острове Оаху (Гавайские острова).
1649296111104.png
Мицуо Футида
Первой волной самолетов (183 машины), командовал опытный летчик, командир авиагруппы «Акаги» Мицуо Футида ((1902 – 1976 гг.) капитан Военно-воздушной службы Императорского флота Японии и летчик-бомбардировщик в Императорском флоте Японии до и во время Второй мировой войны; он наиболее известен тем, что возглавил первую волну воздушных атак на Перл-Харбор (7 декабря 1941 г.); Мицуо служил под командованием вице-адмирала Императорского флота Японии Тюити Нагумо и отвечал за координацию всей воздушной атаки). Когда его самолеты вышли на цель, Футида передал по радио «Тора! Тора! Тора!» («тигр»), что означало «внезапная атака удалась!».
1649296225452.png
Японская атака
А за несколько дней до этого события, 26 ноября, 6 японских авианосцев — ударное соединение под командованием вице-адмирала Нагумо Тюити (в 1939 — 1944 гг. был вице-адмиралом императорского флота Японии и в 1941 — 1942 гг. (во время бомбардировки Дарвина (Австралия), атака на Перл-Харбор, японский рейд в Индийском океане) командующим 1-м Авианосным флотом императорского флота Японии; он также был членом Флотской фракции, желавшей неограниченного роста мощи флота для создания самого сильного ВМФ в мире; Тюити потерпел поражение под Мидуэем, командовал гарнизоном защитников Сайпана; проиграв сражение за Сайпан, адмирал застрелился; в полные адмиралы произведён посмертно) — покинули бухту Хитокаппу и вышли в море.
1649296292355.png
Тюити Нагумо (1887 – 1944 гг.)
В течение этого перехода соблюдалось строжайшее радиомолчание, а степень секретности проводимой операции доходила до того, что даже мусор, накопившийся на кораблях за время перехода, не выбрасывался, как обычно, за борт, а хранился в мешках вплоть до возвращения на базу. Что же касается тех кораблей, которые оставались на базе, то они вели интенсивный радиообмен, призванный создать у противника впечатление, что японский флот вообще не покидал пределы своих вод.
1649296367185.png
Исороку Ямамото
Разрабатывал операцию нападения на Перл-Харбор, получившую название Гавайской, командующий японским Императорским флотом адмирал Ямамото Исороку ((4 апреля 1884 — 18 апреля 1943 гг.) — маршал/адмирал флота Японии (18 апреля 1943 г., посмертно), главнокомандующий Объединенным флотом Японии во время Второй мировой войны, выпускник Академии военно-морского флота Японии, Военно-морского колледжа (США) и Гарвардского университета (1919 — 1921 гг.)). Он, как и многие другие офицеры японского флота, долгое время учившийся в Англии, прекрасно понимал, что Япония в условиях затяжной войны не сможет долгое время противостоять Британии и США с их колоссальным промышленным потенциалом. А потому, как только на Тихом океане началась подготовка к войне, Ямамото заявил, что возглавляемый им флот готов в течение полугода обеспечить ряд побед, но за дальнейшее развитие событий адмирал поручиться не брался. Даже притом, что Япония обладала самым большим в мире авианосцем «Синано», вдвое большим, чем у американских «Эссексов». Однако Генштаб придерживался своей точки зрения, и в результате Ямамото вместе с начальником оперативного отдела штаба Воздушного флота капитаном II ранга Минору Генда разработал план, согласно которому одним ударом должен был быть уничтожен практически весь Тихоокеанский флот США и тем самым обеспечена высадка японского десанта на Филиппинские острова и в восточную часть голландской Индии.
В то время как ударное соединение на предельной скорости шло через Тихий океан, дипломатические переговоры в Вашингтоне закончились полным провалом — в случае их успеха японские корабли были бы отозваны обратно. А потому Ямамото радировал на флагманский авианосец соединения «Акаги»: «Начинайте восхождение на гору Ниитака!», что означало принятие окончательного решения о начале войны с Америкой.
1649296491143.png
Японская атака
Беспечность личного состава американской армии на Гавайских островах (война бушевала далеко от них) дошла до такой степени, что система ПВО практически бездействовала. Японские самолеты с авианосцев, правда, были обнаружены одной из радиолокационных станций еще на подлете к Оаху, но оператор, решив, что это свои самолеты, не передал на базу никакого сообщения. Аэростаты заграждения над стоянкой флота выставлены не были, а местоположение кораблей не менялось настолько долго, что японская разведка без особых хлопот получила в свое распоряжение полную картину неприятельской военно-морской базы. При этом американцы, принимая во внимание малую глубину якорной стоянки флота, надеялись, что авиационные торпеды, сброшенные с самолетов противников, просто зароются в донный ил. Но японцы учли и это обстоятельство, установив на хвостовой части своих торпед деревянные стабилизаторы, не позволявшие им уходить глубоко в воду. В итоге во время этого налета были или потоплены, или очень серьезно повреждены все 8 американских линкоров, уничтожено 188 самолетов и убито около 3000 человек. Потери самих японцев ограничились 29 самолетами.
1649296588173.png
Франклин Рузвельт обращается к Конгрессу США, 8 декабря 1941 г.
Жестокое поражение президент Соединенных Штатов Франклин Рузвельт в своем выступлении, состоявшимся на следующий после «внезапной и преднамеренной» японской атаки, охарактеризовал как «день позора» в историю США.
Пережитое американцами потрясение заставило задуматься о том, что необходимо поднять дух нации, сделать что-то неординарное, способное доказать всему миру, что Америка не только может, но и будет сражаться. И такой ход был найден — им стало решение о нанесении удара по столице японской империи — Токио.
1649297873675.png
Гарольд Джеймс Дулиттл
В самом конце зимы 1942 г. на авианосец «Хорнет» было погружено 2 армейских бомбардировщика В-25 «Митчелл» и американские морские летчики произвели ряд опытов, призванных доказать, что эти самолеты, совершенно не предназначенные для использования с авианосцев, все-таки смогут взлететь с палубы. После успешного завершения испытаний на «Хорнет» было доставлено уже 16 самолетов этого типа с экипажами под общим командованием подполковника Джеймса Дулиттла ((1896 – 1993 гг.) американский лётчик, герой США, генерал-майор. Служил в ВВС США в 1917 – 1930 гг. и 1940 – 1945 г.; он принимал участие во многих авиашоу; Дулиттл возглавил налёт на японские города Токио, Кобе, Йокогаму и Нагою, получивший известность как «Рейд Дулиттла» 18 апреля 1942 г. (эпизод Второй мировой войны, в котором 16 средних бомбардировщиков наземного базирования B-25 «Митчелл» 18 апреля 1942 г. под командованием подполковника Джеймса Дулиттла, взлетев с американского авианосца «Хорнет», впервые в этой войне атаковали территорию Японии., этот рейд был нанесён в ответ на нападение японцев на Пёрл-Харбор)).
1649296878072.png
Бомбардировщики на палубе «Хорнета»
Согласно разработанному плану «Митчеллы» предполагалось выпустить в 400 милях от японского побережья, а после выполнения задания вернуть их на аэродромы, располагавшиеся на неоккупированной японцами части Китая. Однако утром 18 апреля, когда до Японии оставалось еще около 700 миль, соединение американских кораблей было замечено с японских рыболовных судов. И хотя все они незамедлительно были потоплены атаковавшими их самолетами с сопровождающего «Хорнет» авианосца «Энтерпрайз», существовали вполне обоснованные подозрения, что кто-то из них все-таки успел сообщить по радио о положении американских судов, а потому американским командованием было решено произвести запуск бомбардировщиков прямо в этой точке, несмотря на слишком большое расстояние, отделявшее их от китайских баз.
1649296966690.png
Взлет самолета с палубы Авианосца «Хорнет»
Первым взлетал подполковник Дулиттл. Вслед за ним благополучно взлетели и остальные. После полудня бомбардировщики достигли Токио. Вопреки опасениям японская система ПВО не была заблаговременно предупреждена и не сумела оказать должного сопротивления, и потому американские самолеты свободно провели все атаки по намеченным целям. Кстати, летчики получили специальную инструкцию ни в коем случае не атаковать императорский дворец, чтобы не сделать японского императора жертвой-мучеником в глазах японцев.
1649297185220.png
Джеймс Дулиттл (впереди, слева) с экипажами бомбардировщиков B-25
После завершения налета бомбардировщики направились к Китаю. Один из них (экипаж капитана Эдварда Йорка) приземлился недалеко от Хабаровска (и американцам пришлось пережить в СССР целое приключение …), при этом ни одна из американских машин так и не сумела дотянуть до китайских баз.
СССР и США в тот момент действительно поддерживали союзнические отношения, однако они распространялись исключительно на войну против нацистской Германии в Европе. Заключив 13 апреля 1941 г. с Токио пакт о нейтралитете, Москва находилась вне вооруженного конфликта на Тихом океане и была обязана незамедлительно интернировать все войска сражающихся в этом регионе государств, так или иначе оказавшиеся на ее территории.
Пройдя вдоль советской береговой линии и минуя Владивосток, B-25 Йорка устремился вглубь Советского Союза в районе мыса Сысоева, где и был обнаружен силами ПВО Тихоокеанского флота. Военнослужащие, однако, не подняли тревоги, приняв американский самолет за возвращающийся советский бомбардировщик Як-4.
Лишь в половине шестого вечера, когда американский самолет появился над военным аэродромом «Унаши» в нескольких десятках километров от порта Находка, ему наперерез направились два истребителя И-15, готовые к атаке. Впрочем, они не стали препятствовать бомбардировщику с почти пустыми баками совершить посадку.
Советские военнослужащие были крайне удивлены увидеть пятерых американцев (двух пилотов, штурмана, бортинженера и стрелка), но, тем не менее, встретили их приветливо, разместили у себя и накормили. Вскоре на аэродром прибыл заместитель командующего авиацией Тихоокеанского флота полковник Губанов с переводчиком. Первоначально американцы заявили, что прилетели с Аляски. Но Губанов был осведомлен о бомбежках Токио, и летчикам пришлось признать свое участие в рейде.
СССР не мог отпустить пилотов, бомбивших Токио, и не вызвать ответную жесткую реакцию Японии, чьи позиции на Дальнем Востоке были в то время сильны как никогда. С другой стороны, Москва не хотела ссориться и со своим новым союзником, который только-только приступил к поставкам в Советский Союз вооружения и сырья по программе ленд-лиза. В итоге B-25 был реквизирован, его экипаж интернировали, а послу США в СССР адмиралу Уильяму Стэндли вручили формальный протест. В то же время на неформальном уровне Москва заверила Вашингтон, что постарается найти подходящий для всех выход из сложившейся ситуации. Тем временем американские военнослужащие должны были находиться в достойных и комфортных условиях.
Экипаж направили в Хабаровск, где они встретились с командующим Дальневосточным фронтом генералом Иосифом Апанасенко, сообщившим им об интернировании. С тех пор и началась одиссея американцев, которых на поездах, самолетах и паромах возили через всю Сибирь до Урала и берегов Волги, оставляя их неделями жить в разных городах и маленьких деревнях. Посольство США регулярно получало информацию обо всех перемещениях задержанных.
1649297283026.png
Генерал Иосиф Апанасенко
Целых восемь месяцев военнослужащие провели в небольшом городе Оханск на берегу реки Кама, изнывая от безделья. «Через четыре месяца, как мы там оказались, последние из наших конвоиров уехали, и мы жили в доме сами по себе. Нам разрешалось свободно гулять по городу. К этому времени мы немного изучили русский, так что, если нас останавливали и спрашивали документы, мы могли им объяснить, кем являемся. Ну конечно, они знали сами. Большинство жителей города знали», — вспоминал Йорк.
Несколько раз на встречу с экипажем допустили американских дипломатов. В сентябре 1942 г. им удалось переговорить с генералом Омаром Брэдли, курировавшем в тот момент в СССР вопросы воздушной трассы Алсиб (Аляска-Сибирь), по которой из США в Союз поступали военные самолеты. Узнав, что летчики замышляют побег, Брэдли настоятельно рекомендовал отказаться от этой идеи и не нарушать условия интернирования. Побег в конечном итоге все-таки состоялся, вот только организовали его не американцы, а советские спецслужбы.
1649297400372.png
Эдвард Йорк
Ситуация с интернированным экипажем B-25 стала меняться в начале 1943 г. С ходатайством об освобождении экипажа к президенту Рузвельту обратилась жена капитана Йорка, а тот в свою очередь высказал личную просьбу Сталину. Да и само советское руководство стало относиться к проблеме менее напряженно, в первую очередь, из-за наметившегося перелома в войне, связанного с поражением немцев под Сталинградом и японцев в битве за Гуадалканал. Тем не менее, просто так отпустить летчиков было по-прежнему невозможно, и органам НКВД поручили организовать для них побег через советско-иранскую границу. При этом сами американцы должны были считать, что действуют по собственной инициативе. В марте экипаж отправили на юг СССР, где им предстояло работать на одном из аэродромов в Ашхабаде. В поезде до столицы Туркменской ССР майор НКВД Владимир Боярский, выдававший себя за майора Красной Армии Александра Якименко, сумел подружиться с летчиками, а затем поддерживал с ними связь уже на месте. Вскоре он убедил американцев, что вошел в их тяжелое положение и хочет помочь им вернуться на родину.
1649297484192.png
Пристань в Оханске
«С первых дней пребывания в Туркмении совместно с пограничниками я готовил переход границы американцами», — вспоминал Боярский: «Главным при этом было то, чтобы они поверили, что сами подготовили свой побег из СССР. Для этого примерно в 20 км на юго-восток от Ашхабада, ближе к Ирану, нами была оборудована ложная контрольно-следовая полоса, якобы обозначавшая советско-иранскую границу».
Боярский познакомил американцев с другим сотрудником НКВД, игравшим роль контрабандиста. Тот за 250 долларов должен был доставить их на грузовике до «границы», которую им предстояло скрытно пересечь самим, а затем подобрать их уже на другой стороне.
Подобрав американцев на «иранской» стороне, «контрабандист» свободно провез их уже через настоящие пограничные КПП, что было сделать совсем не сложно: после совместного с Великобританией вторжения в прогерманский Иран в августе 1941 г. в северной части страны находились советские войска и контроль на границе почти полностью отсутствовал. Добравшись до города Мешхед, ничего не заметившие члены экипажа обратились в британское консульство, а уже 24 мая 1943 г. оказались в Вашингтоне.
Пятнадцать самолетов достигли территории Китая, а один совершил посадку на территории СССР вблизи Владивостока. Три человека, входивших в состав экипажей, участвовавших в налётах, погибли, восемь членов экипажей попали в плен, экипаж приземлившегося на советской территории был интернирован. Некоторые самолеты упали в море, другим суждено было приземлиться на оккупированных японцами территориях. 64 пилота, в том числе и Дулиттл, вернулись на родину только после того, как прошли сражения в составе воинских подразделений китайских партизан.
Месть за Перл-Харбор была осуществлена … Хотя материальный ущерб от «Рейда Дулиттла» был небольшим, он имел важное моральное и политическое значение. После обнародования информации о налете американских бомбардировщиков на Японию, боевой дух американцев сильно поднялся. США продемонстрировали решимость сражаться и то, что Перл-Харбор и другие победы Японии не сломили страну. В самой Японии данный налет назвали бесчеловечным, обвинив США в бомбардировке гражданских объектов.
1649297621535.png
Такэо Такаги
Весной 1942 г. Императорским флотом Японии была запланирована наступательная кампания на Соломоновых островах и в юго-восточной части Новой Гвинеи. Главной ее целью являлся Порт-Морсби — британская авиабаза, с которой бомбардировщики противника могли угрожать наступающим японским войскам. Для массированной поддержки этой операции в Коралловом море было сосредоточено ударное авианосное соединение под командованием вице-адмирала флота Такаги Такео/Такэо ((25 января 1892 — 8 июля 1944 гг.) — адмирал японского Императорского флота во время Второй мировой войны; участник и командующий ряда сражений начального периода войны; погиб во время авианалёта на острове Сайпан, где находился с инспекцией), в состав которого входили тяжелые авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку», а также легкий — «Сёхо». Операция началась 3 мая захватом Тулаги (населенный пункт в юго-восточной части Соломоновых островов). А уже на следующий день по месту высадки японского десанта был нанесен мощный удар самолетами с американского авианосца «Йорктаун». И тем не менее в тот же день из Рабаула вышли японские транспорты с десантом для захвата намеченного объекта — базы Порт-Морсби.
1649297706902.png
Горящий авианосец «Сёхо»
Поднятая ранним утром 7 мая большая группа японских самолетов-разведчиков вскоре обнаружила большой авианосец и крейсер противника, для атаки которых было выслано 78 самолетов. Крейсер был потоплен, а авианосец серьезно поврежден. Казалось, японцам и на этот раз удалось разгромить противника. Но неприятность заключалась в том, что наблюдатель самолета-разведчика ошибся, приняв за вражеский авианосец — танкер-заправщик «Неошо», а за крейсер — эсминец «Симс», в то время как американцам действительно удалось обнаружить японский авианосец «Сёхо», осуществлявший ближнее прикрытие соединения и одновременно являвшийся приманкой, призванной отвлекать возможный удар главных сил противника от тяжелых авианосцев. Американские авианосцы подняли в воздух 90 самолетов, которые моментально разделались со своей жертвой. И тем не менее главные силы обеих сторон все еще были целы. Разведывательные полеты в этот день так и не внесли никакой ясности в сложившуюся обстановку.
На следующее утро в воздух вновь поднялись разведчики. Старшина Канно Кэндзо обнаружил авианосцы «Йорктаун» и «Лексингтон» и, используя в качестве укрытия облачность, следовал за ними, передавая сведения об их местонахождении на «Сёкаку». Когда топливо его самолета начало подходить к концу, он повернул назад, но вскоре увидел японские самолеты, идущие к месту атаки. Канно, побоявшийся, что, несмотря на его подробные донесения, машины могут сбиться с курса и не обнаружить противника, как истинный самурай, принял решение показать им путь к противнику, невзирая на то, что у него самого топлива на обратную дорогу уже не остается …
1649297801243.png
Экипаж покидает авианосец «Лексингтон»
И вскоре японские торпедоносцы устремились в атаку, и две торпеды попали в левый борт «Лексингтона». Одновременно с торпедоносцами бомбардировщики положили одну бомбу на палубу «Йорктауна», и две — на «Лексингтон». Первый из них пострадал очень серьезно (от взрыва 250-кг бомбы, пробившей 3 палубы и вызвавшей пожар), но остался на плаву, с «Лексингтоном» же дело обстояло гораздо хуже, и вскоре корабль потряс страшный взрыв.
Тем временем самолеты «Йорктауна» и «Лексингтона» обнаружили японские авианосцы. В ходе атаки серьезно пострадал «Сёкаку», что же касается «Дзуйкаку», то он полностью оправдал свое имя — «Счастливый журавль»: во время атаки находившийся всего в паре километров от «Сёкаку», он оказался скрытым дождевым шквалом и попросту не был замечен …
В ходе войны, особенно на Тихом океане, американская палубная авиация не раз принимала участие в уничтожении вражеских береговых баз. Особенно авианосцы оказались эффективными в ходе боев за атоллы и небольшие острова при использовании тактики под названием «лягушачьи прыжки». В ее основе лежало подавляющее превосходство (в 5-8 раз) в живой силе и технике над обороняющимися войсками. Перед непосредственной высадкой десанта атолл обрабатывался артиллерией кораблей поддержки и огромным количеством бомбардировщиков. После этого японский гарнизон изолировался силами морской пехоты, а десантное соединение направлялось к следующему острову. Так американцам удавалось избежать больших потерь в собственных войсках.
1649297981947.png
Честер Уильям Нимиц
Казалось, что перевес сил был на стороне Японии. Но затем произошла трагическая для японцев — битва за небольшой атолл Мидуэй, расположенный северо-западнее Гавайских островов. В случае его захвата и создания на нем военно-морской базы к Японии переходил контроль над значительной частью Тихого океана. Главное же состояло в том, что с него можно было осуществлять блокаду Перл-Харбора, который продолжал оставаться главной базой американского флота. Для захвата атолла адмиралом Ямамото было собрано около 350 кораблей всех типов и более 1000 самолетов. Японскому флоту противостояли всего 3 авианосца, 8 крейсеров и эсминцев, и командование Императорского флота было полностью уверено в успехе. Существовало только одно «но»: американцам удалось расшифровать японские коды и командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Честеру Нимицу ((24 февраля 1885 — 20 февраля 1966 гг.) — адмирал флота, главнокомандующий Тихоокеанским флотом США во время Второй мировой войны (с середины декабря 1941 г.); был одним из наиболее авторитетных специалистов по подводным лодкам в Соединённых Штатах, а также начальником Бюро навигации Военно-морских сил США в 1939 г.) был известен практически каждый шаг японцев. В море вышли 16-й и 17-й оперативные соединения под командованием контр-адмиралов Спрюэнса и Флэтчера.
1649298063584.png
Американские самолеты во время сражения за Мидуэй
Операция по захвату Мидуэя началась с того, что на рассвете 4 июня 1942 г. 108 самолетов, ведомых лейтенантом Томонага Ёити с авианосца «Хирю», атаковали береговые сооружения атолла. На их перехват с острова вылетело всего 24 истребителя. В основном это были устаревшие самолеты «Баффало», о них среди американских летчиков бытовала такая невеселая шутка: «Если вы отправляете своего пилота в бой на «Баффало», можете вычеркнуть его из списков раньше, чем он оторвется от полосы». В это же время оставшиеся на авианосцах самолеты готовились к атаке кораблей противника. Правда, американские авианосцы на тот момент еще не были обнаружены, и на японских кораблях с нетерпением ожидали сообщений от самолетов-разведчиков, высланных еще на рассвете. И тут произошла беда — из-за неисправности катапульты седьмой гидросамолет с крейсера «Тоне» вылетел на 30 минут позже основной группы.
Возвратившийся с атаки на атолл лейтенант Томонага передал сообщение о необходимости его повторной атаки для уничтожения уцелевших базовых самолетов противника. Последовал приказ о срочном перевооружении фугасными бомбами готовых к удару по кораблям японских самолетов. Машины в спешном порядке опускали в ангары, палубные команды сбивались с ног, но вскоре все было готово к новому вылету. И тут гидросамолет с крейсера «Тоне», тот самый, вылетевший на полчаса позже остальных, обнаружил американские корабли. Необходимо было срочно их атаковать, а для этого — снова снимать с самолетов фугасные бомбы и опять подвешивать торпеды. На палубах авианосцев начался аврал. Снятые бомбы ради экономии времени не опускались в погреба боезапаса, а складывались тут же, на ангарной палубе. А тем временем подходящий момент для атаки американских кораблей уже был упущен …
1649298157407.png
Авианосец Йорктаун после сражения за Мидуэй
Как только американцами было получено сообщение о предположительном местоположении японских авианосцев, авиагруппы с «Энтерпрайза» и «Хорнета» направились в указанное место, но никого там не обнаружили, и все же поиск продолжался. А когда найти японцев все же удалось, американские торпедоносцы ринулись в атаку, оказавшуюся самоубийственной — десятки японских истребителей расстреляли их еще до выхода на цель. Из состава эскадрильи уцелел всего один человек. Вскоре на место боя прибыли торпедоносцы с «Энтерпрайза». Маневрируя среди пылающих самолетов и разрывов шрапнели, некоторые самолеты все-таки смогли сбросить торпеды, правда, безрезультатно. Бесконечные отчаянные атаки американских самолетов по-прежнему закончилась полным провалом. Однако торпедоносцы этой волны отвлекли на себя внимание японских истребителей.
Тем временем на палубах японских авианосцев скопилось огромное количество самолетов, вернувшихся из боевого патрулирования и из атак по Мидуэю. Они спешно заправлялись топливом и вооружались для новых ударов. Неожиданно из-за облаков вынырнули пикирующие бомбардировщики с «Энтерпрайза» и «Йорктауна». Большая часть японских истребителей в этот момент находилась внизу, отражая атаки торпедоносцев, и американские пикировщики не встретили практически никакого сопротивления. Когда атака закончилась, «Акаги», «Кага» и «Сорю» были охвачены пламенем — на их палубах взрывались самолеты, бомбы и торпеды, пылало разлившееся топливо. «Хирю», располагавшийся севернее основной группы, был еще цел, и взлетевшие с него две волны самолетов сумели поджечь «Йорктаун». Но «Хирю» вскоре был обнаружен, самолеты с «Энтерпрайза» положили на его палубу 4 бомбы, и он, так же, как и три других авианосца, был объят пламенем.
Попытка захвата Мидуэя провалилась, а инициатива на Тихом океане полностью перешла к американскому флоту. Такое положение вещей сохранялось практически до конца войны.
Предсказания Ямамото начали оправдываться …
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх