[ТЕОРИЯ] Как итальянцы воевали против СССР на Восточном фронте

Николай

Модератор
Команда форума
Как итальянцы воевали против СССР на Восточном фронте

image002.jpg
image004.png
image006.png
Начало и конец …
Ко времени нападения Германии на СССР итальянские войска были задействованы на Балканах, во Франции и в Северной Африке. Поэтому Муссолини не мог выделить слишком большие силы для отправки на восток – да Гитлер об этом и не просил. Но итальянский лидер хотел быть за столом победителей при разделе трофеев и сам настоял на участии Италии.
image008.jpg
Д. Мессе
Опытный генерал Джованни Мессе (10 декабря 1883, Мезанье — 18 декабря 1968, Рим) — итальянский военный и политический деятель, маршал Италии; Мессе родился 10 декабря в деревне Мезанье провинции Бриндизи в Апулии, в декабре 1901 г. начал военную карьеру, поступив добровольцем в армию, участвовал в итальянском завоевании Ливии 1913 г.; многие считают его лучшим итальянским генералом Вторая мировая войны; его выбрали командиром «Итальянского экспедиционного корпуса в России» (Corpo di Spedizione Italiano in Russia, или CSIR); CSIR был мобильным пехотным и кавалерийским подразделением итальянской армии, принимавшим участие в операции «Барбаросса») стал главой экспедиционных сил. Подчиненные ему силы составляли около 60000 человек. Под его руководством итальянцы одержали несколько побед – несмотря на малочисленность их войск. А итальянский флот довольно успешно действовал на Черном и Балтийском морях. Первоначально численность итальянских войск на юге России составляла около 60000 человек. Мессе никогда не думал, что эти силы были должным образом оснащены или снабжены для экстремальных условий «Русского фронта» (Восточного фронта).
Созданный 10 июля 1941 г. CSIR (ЧСИР/ЦСИР) прибыл на юг Советского Союза в период с июля по август 1941 г. Первоначально CSIR был подчинен 11-й армии немецкого генерала Ойгена Риттера фон Шоберта. Но уже 14 августа 1941 г. CSIR был передан под контроль 1-й танковой группы немецкого генерала Эвальда фон Клейста. 25 октября 1941 г. 1-я танковая группа была переименована в 1-ю танковую армию. CSIR оставался под командованием фон Клейста до 3 июня 1942 г. когда он был подчинен немецкому генералу Рихарду Руоффу (17-я армия).
Первый командир CSIR, итальянский генерал Франческо Зингалес, заболел в Вене и 14 июля 1941 г. и его сменил Джованни Мессе. CSIR имел три дивизии: 52-ю моторизованную дивизию «Торино», 9-ю моторизованную дивизию «Пасубио», а также 3-ю кавалерийскую дивизию «Амадео Дука д՚Аоста» («Челере») и авиагруппы, включавшей соединение транспортных самолетов и эскадрилью истребителей.
В августе 1941 г. в составе немецкой 11-й армии ЦСИР впервые вступила в соприкосновение с противником. ЧСИР преследовала отступающие советские войска между реками Буг и Днестр. Генерал Мессе рассчитывал, что немцы будут использовать его войска как самостоятельную боевую единицу, но командование 11-й полевой армии, которой был придан итальянский воинский контингент, не имело на этот счет никаких планов и склонялось к тому, чтобы распорядиться прибывающими итальянскими частями по своему усмотрению. Корпус Мессе сосредоточили на Днестре в районе Ямполя в качестве резерва 11-й армии. В то время как 11-я армия осаждала Одессу, CSIR был присоединен к 1-й танковой группе генерала фон Клейста. 20 августа 1941 г. три итальянские дивизии вышли в Днепру и заняли оборону на 150 км участке фронта, сменив немецкие части гарнизонной службы, которые нужны были командованию для выполнения боевых задач. Несмотря на заверения дуче о том, что он послал в Россию свои лучшие войска, корпус Мессе не имел достаточной экипировки для войны на этом театре военных действий, не говоря уже о соответствующей подготовке. Сам генерал писал: «С самого начала немцы показали, что они не желают учитывать реальные возможности нашего корпуса. Название «моторизованные» означало лишь то, что пехота этих соединений обучена передвижению на автомашинах, но она не имела автотранспорта. Я всячески убеждал немцев зачеркнуть на их картах колесики на условных знаках наших дивизий».
В конце августа 1941 г. дуче по приглашению Гитлера приехал на Восточный фронт. Посетив Брест, для располагался штаб Геринга, два диктатора прибыли в Умань в ставку фон Рундштедта. Там Джованни Мессе устроил для Муссолини и Гитлера смотр итальянских частей (дивизия «Торино»), оправлявшихся на фронт.
Спустя несколько недель итальянцам наконец-то удалось провести свою первую боевую операцию.
Настоящая война началась для итальянцев в сентябре 1941 г., это было сражение, которое в западной историографии называется «битвой при Петриковке». Войска Мессе успешно форсировали Днепр и атаковали советские войска (их было в три раза меньшие чем итальянцев), потеряв всего 200-300 человек они захватили до 10000 пленных. После этого Луганск (тогда он назывался Ворошиловградом) был оккупирован. Отношения с местным населением были вполне благостными – женщины стирали форму итальянских солдат, которые взамен угощали детей сладостями.
8 октября 1941 г. армия Клейста получила приказ двигаться в направлении Сталино, Таганрог и Ростов.

image010.png
Итальянские солдаты ведут бой на улицах Сталино
С 20 октября по 2 ноября 1941 г. Клейст участвовал в штурме города Сталино (ныне Донецк), важного центра сталелитейной промышленности на востоке Украины, а также в оккупации соседних городов Горловки и Риково. И хотя CSIR не участвовала в осаде Одессы, итальянские войска оказали помощь немцам в оккупации Одесской области после падения города 16 октября 1941 г.
image012.png
image014.png
image016.png
Генерал Мессе со своими офицерами в СССР
Мессе со своим штабом
Муссолини и Кейтель
Поскольку наступление в глубь СССР в начале войны развивалось стремительно, немцы потребовали послать итальянские войска вперед. Но Мессе располагал относительно небольшими механизированными силами. В результате большая часть его бойцов шла пешком в глубоком тылу. А те, кто находился на передовой, потеряли численное преимущество и начали терпеть поражения.
Генерал Мессе должен был прикрывать левый фланг 1-й танковой армии, наступая по Донбассу в сторону Павлограда и Сталино. Но, итальянская пехота не могла угнаться за танками вермахта, в результате чего северный фланг Клейста повис в воздухе. Однако, рассеченная немецким танковым клином пополам 12-я армия РККА стремительно откатывалась на восток, и Мессе впервые столкнулся со слабым сопротивлением противника только под Сталино. 21 октября итальянцы почти без боя заняли город и получили новое указание германского командования – теперь Мессе должен был выдвигать свои дивизии в район Горловка-Никитовка.
У этих населенных пунктов итальянские войска вступили в упорные бои с арьергардами Красной Армии, потеряв 150 человек убитыми и 800 – ранеными. Длительный пеший переход и несколько дней боя полностью истощили корпус, и генерал Мессе, учитывая плачевное состояние своих дивизий, отказался выполнить распоряжение фон Клейста, которым приказал ему наступать до Городища.
Отношения между итальянскими и германскими союзниками были далеки от идиллии не только во время ноябрьского демарша Мессе. Противоречия возникли сразу после прибытия дивизий CSIR на Восточный фронт. Ещё в октябре 1942 г. начальник генштаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер писал, что «ввиду низкой боеспособности итальянских дивизий их, к сожалению, можно использовать только для пассивного флангового прикрытия в тылу». Немцы фиксировали в итальянских подразделениях весьма грубое отношение офицеров к подчинённым, частые случаи воровства итальянскими солдатами продуктов питания.
Данные сведения подтверждались донесениями НКВД: в сентябре 1941 г. итальянцы, прибывшие под Днепропетровск, были «оборваны и совершенно не обеспечены питанием», крали у населения не только продовольствие, но и одежду, а многие итальянские солдаты были одеты в красноармейскую форму, которую снимали с убитых или отбирали у пленных.
Деморализация итальянских войск нарастала по мере продвижения вглубь советской территории. Непопулярность войны на Восточном фронте проявилась среди солдат ещё во время их отправки из Италии. Многие из них уже познали бесславные Албанскую и Греческую компании. По пути они неоднократно высказывались против новой войны, выражая протест в том числе порчей военного имущества. Как свидетельствовал один из офицеров дивизии «Торино», в октябре 1941 г. «дисциплина оставляла желать лучшего, а многие солдаты ходили неопрятными и имели страдальческий вид». По мере усиления ожесточённости боёв в итальянских подразделениях нарастало дезертирство.
В итоге 1-6 ноября под Дебальцево 296-я стрелковая дивизия Красной армии отбила все попытки «Челере» и «Торино» прорвать оборону. 2 ноября «Пасубио» была вынуждена вести ожесточённые уличные бои за Горловку. К северу от Горловки один из итальянских полков попал в окружение, потеряв на несколько дней связь с основными силами.
14 ноября 1941 г. экспедиционный корпус дошел до станицы Хацепетовка и остановился. Джованни Мессе приказал своим солдатам готовиться с зимовке, и никакие указания Эвальда фон Клейста не могли сдвинуть итальянцев с места. Правда, во второй половине ноября Мессе попытался выпрямить линию фронта и приказал дивизии «Торино» захватить станцию Трудовая. Но, потеряв более полутора тысяч человек, в том числе и заместителя командира, «Торино» не смогла справиться с поставленной задачей.
Однако и у итальянцев были некоторые успехи. Например, 24 августа 1942 г. в бою за хутор Избушенский в Сталинградской области была предпринята одна из последних серьезных конных атак в военной истории. Полк савойской кавалерии атаковал советский пехотный полк.
Кроме того, итальянцы тяжело переносили «русский климат» и позднее стали нести потери от морозов.
В ходе декабрьского наступления Южного фронта части 18-й армии в ночь перед Рождеством атаковали позиции дивизии «Челере». Передовые части итальянцев в панике разбежались или, попав в окружения, сдались в плен. Потеряв 1400 человек, дивизия оставила противнику три населенных пункта. После этого на итало-советском участке фронта наступило длительное затишье. Важным событием компании 1941 г. с точки зрения итальянской военной истории стала «Рождественская битва», разгоревшаяся 25 декабря на Донбассе. CSIR был вынужден вести тяжёлые оборонительные бои. Только дивизия «Челере» потеряла тогда у Новой Орловки 1400 человек.
Остаток зимы для итальянского корпуса на Донбассе прошёл относительно спокойно, в боях местного значения. В феврале CSIR был усилен подразделениями альпийских стрелков, считавшихся элитой вооружённых сил Апеннинского королевства. Дивизия «Челере» получила статус механизированной, была усилена техникой и артиллерией.
Уже в октябре 1941 г. Муссолини начал вести переговоры об отправке в Россию целой экспедиционной армии. Дуче считал, что, послав на Восточный фронт побольше солдат, при разделе завоеванного он сможет претендовать на часть Украины. Гитлер не собирался делить оккупированные территории на Востоке с Муссолини, но от помощи не отказался.

image018.jpgimage020.pngimage022.png
Итальянские войска на Восточном фронте
Берсальеры в СССР
Итальянские войска в России, июль 1942 г.
Вскоре численность итальянского корпуса увеличилась до 230000 человек. К июлю 1942 г. гораздо более многочисленная «Итальянская армия в России» (Armata Italiana in Russia, или ARMIR или итальянская 8-я армия) заменила CSIR. Но у вновь прибывших итальянских войск не было никакой техники, кроме той, которая была отправлена на фронт ранее. Командир итальянцев начал протестовать, и его заменил более послушный генерал Итало Гарибольди (20 апреля 1879 – 3 февраля 1970 гг.). 1 ноября 1942 г. Мессе покинул Россию (был отозван из-за своего особого мнения о положение на фронте).
image024.png
С 1942 по 1943 гг. генерал Итало Гарибольди (старший офицер Итальянской королевской армии (Regio Esercito)) командовал итальянской армией в России (Armata Italiana in Russia); он был награжден Рыцарским крестом Железного Креста Адольфом Гитлером за руководство итальянскими войсками в Сталинградской битве
ARMIR была подчинена группе армий «Б» германского генерала Максимилиана фон Вейхса.
image026.jpg
Итало Гарибольди на фотографии стоит за Роммелем, которого приветствуют итальянские офицеры
Муссолини послал в Россию семь новых дивизий, в общей сложности десять дивизий. Были направлены и включены четыре новые пехотные дивизии: 2-я пехотная дивизия Сфорцеска, 3-я пехотная дивизия Равенна, 5-я пехотная дивизия Коссерия и 156-я пехотная дивизия Виченца. В дополнение к пехотным дивизиям были отправлены три новые альпийские дивизии: 2-я альпийская дивизия «Трезубец» («Тридентина»), 3-я альпийская дивизия «Юлия» («Джулия») и 4-я альпийская дивизия «Кунеенсе» («Кунеэнсе»), а также четыре бригады чернорубашечников «Имени 3 января», «Имени 23 марта», «Валле Скривиа» и «Леонесса», похожие на немецкие Ваффен-СС. Общая численность 8-й итальянской армии превышала 220000 человек. Эти новые дивизии были добавлены к дивизиям: Турина, Пасубио и принца Амедео герцога Аосты, уже находившимся в России.
Итальянская армия (июль 1942 – ноябрь 1942 гг.) продвигалась к правому берегу Дона, который был достигнут к июлю 1942 г. В августе стрелки (берсальеры) дивизии принца Амедео герцога Аосты ликвидировали советский плацдарм у Серафимовича. В том же месяце при поддержке немецких танков берсальеры отразили советскую атаку во время первого оборонительного сражения на Дону.
К поздней осени 1942 г. АРМИР был помещен на левом фланге немецкой 6-й армии между венгерскими и румынскими войсками. Немецкая 6-я армия в то время атаковала 62-ю армию генерала Василия Чуйкова в Сталинграде. Итальянская оборонительная линия протянулась вдоль реки Дон более чем на 250 км от позиций венгерской 2-й армии в Калмыскове до позиций румынской 3-й армии в Вешенской, деревне в 270 км к северо-западу от Сталинграда. Итальянцы выставили вдоль реки небольшой заслон. Не было вырыто ни траншей, ни эффективных оборонительных позиций. В то же время сильный снегопад и сильный мороз затрудняли передвижение войск.
Положение немецких войск в Сталинграде оставалось стабильным до тех пор, пока 19 ноября 1942 г. советские войска не начали «Операцию Уран». Целью этой операции было полное окружение и изоляция немецкой 6-й армии. Для достижения этой цели войска РККА нанесли удары по румынским армиям к северу и югу от Сталинграда. Советский Генштаб планировал операцию «Уран» как двойной охват войск противника. Были атакованы и разбиты части румынских 3-й и 4-й армий и наступающие советские части успешно встретились в Калаче (через четыре дня после начала операции).
Положение итальянских войск вдоль Дона оставалось стабильным до тех пор, пока 11 декабря 1942 г. СССР не начал операцию «Сатурн». Целью ее было уничтожение итальянских, венгерских, румынских и немецких позиций вдоль Дона. Первый этап операции «Сатурн» известен как операция «Маленький Сатурн». Целью этой операции было полное уничтожение итальянской 8-й армии.
Советская 63-я армия при поддержке танков Т-34 и авиации атаковала слабо укрепленный итальянский сектор. Его справа удерживали пехотные дивизии Равенны и Коссерии. Итальянцы сопротивлялись до 19 декабря, когда штаб АРМИИ наконец приказал потрепанным дивизиям отступить. К концу декабря обе дивизии были отброшены назад и разбиты после кровопролитных боев.
Тем временем 17 декабря 1942 г. советская 21-я армия и 5-я танковая армия атаковали и разгромили то, что осталось от румын справа от итальянцев. Примерно в то же время советская 3-я танковая армия и части 40-й армии ударили по венграм слева от итальянцев. Затем советская 1-я гвардейская армия атаковала итальянский центр обороны, который удерживали 298-я немецкая дивизия и итальянские дивизии: «Пасубио», «Турино», «Принц Амедео герцог Аоста» и «Сфорцеска». После нескольких дней кровопролитных боев эти дивизии были окружены и разгромлены, а действия советской авиации привели к гибели генерала Паоло Тарнасси, командующего итальянскими бронетанковыми силами в России.
14 января 1943 г., после небольшой паузы, 6-я советская армия атаковала альпийские дивизии. Эти части были размещены на левом фланге итальянской армии и до долго оставались относительно незатронутыми развернувшимися боями. Однако положение альпийцев стало критическим после краха итальянского центра, краха итальянского правого фланга и одновременного разгрома венгерских войск слева от итальянских войск. Дивизия «Юлия» дивизия «Кунеенсе» были уничтожены. Бойцы 1-го альпийского полка, входившего в состав Кунейской дивизии, сожгли полковые знамена, чтобы их не взяли в плен. Части дивизии «Трезубец» и другим отходящим войскам удалось вырваться из окружения. 26 января 1943 г., после тяжелых боев в районе Николаева, остатки альпийцев прорвали кольцо окружения и вышли на новые оборонительные позиции, созданные немцами. Но к этому времени единственной оперативной боевой единицей была дивизия «Трезубец», и даже она не была полностью боеспособна. Дивизия «Трезубец» возглавила последний прорыв. Многие из тех, кому удалось спастись, были обморожены, тяжело больны и деморализованы.
И тут вермахт принял спорное решение. Немцы забрали у Гарибольди почти все автомобили (легковые и грузовые), в результате чего потери итальянцев оказались намного большими, чем могли были быть. И когда солдаты экспедиционного корпуса вернулись домой, они были больше готовы сражаться против немцев, чем с ними.

image028.png
image030.png
Пленные итальянские солдаты
8-я итальянская армия в снегах под Сталинградом
В целом советское наступление окружило около 130000 итальянцев. Согласно итальянским источникам, в боях погибло около 20800 солдат, 64000 попали в плен, а 45000 смогли отступить.
С начала итальянской кампании в России было убито около 30000 итальянцев и еще 54000 погибли в плену. К концу февраля 1943 г. разгром АРМИРА был завершен. Затем Муссолини вывел остатки своей 8-й армии с территории СССР.
Катастрофа в России стала жестоким ударом по власти и популярности Муссолини. Выжившие обвиняли фашистскую политическую элиту и армейских генералов. Оставшиеся в живых заявили, что военные и политики действовали безответственно, отправив плохо подготовленные, плохо оснащенные и неадекватно вооруженные силы на Русский фронт. По словам ветеранов, оружие на итальянской службе было ужасным: ручные гранаты редко взрывались, а винтовки и пулеметы приходилось долго держать на огне, чтобы нормально работать в экстремальных климатических условиях, поэтому они часто не могли стрелять в разгар боя. Немецкое командование обвинялось в том, что оно пожертвовало итальянскими дивизиями, вывод которых якобы был отложен после советского прорыва, ради спасения собственных войск.
В течение всего 1943 г. положение Италии ухудшалось. 25 июля 1943 г. Бенито Муссолини и его фашистское правительство были отстранены от власти королем Виктором Эммануилом III. 8 сентября новое итальянское правительство во главе с королем и маршалом Пьетро Бадальо подписало перемирие с англо-американскими союзниками.

image032.jpg
Виктор Эммануил III
Вскоре «соперничащие» итальянские войска приняли участие как для борьбы за союзников, так и против них. В южной Италии формировались силы роялистской Совместно воюющей армии (или ECI). В северной Италии формировались силы фашистской Национальной республиканской армии (или ENR). ECI была армией «правительства Бадольо». ENR была армией Итальянской социальной Республики Муссолини (или RSI).
Даже после эвакуации итальянских войск из России и даже после перемирия в 1943 г. некоторые подразделения ENR остались на Восточном (Русском) фронте. Для обороны балтийских портов действовало пять специализированных батальонов «дымового прикрытия». Кроме того, в СССР продолжал действовать 834-й полевой госпиталь, а также батальон «IX Settembre» – небольшое подразделение, которое сражалось в Восточной Пруссии.
 
Последнее редактирование модератором:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх