[ТЕОРИЯ] Камбоджа XIV в.

Николай

Модератор
Команда форума
Камбоджа в XIV в.

image002.jpg
В 1308 г. в Камбодже происходит смена власти – король Индраварман III передал власть в пользу принца Индраджаявармана и «удалился в леса». Похоже, что буддист Индравармана III был свергнут с престола шиваитским жречеством, возглавляемым Джая Мангаларатха.
Итак, новым королём-богом в соответствии с шиваитскими традициями был провозглашён Индраджаяварман (1308 – 1327 гг.) и в Камбодже развернулось преследование буддистов и разгром буддийских храмов.
После смерти Индравармане III жрицы объявили королём-богом Джаявармадипарамешвара. Новый король Камбоджи известен под именем Джаяварман IX (1327 – 1336 г.). Это последний кхмерский правитель, о котором сообщают камбоджийские надписи. Джаяварман IX пришлось усмирять собственное население, подстрекаемое буддистами. Страна была ввергнута в хаос гражданской войны.
Вскоре короля-шиваиста свергли буддисты, и королём стал буддист Чай (король-огородник Чай по другим источникам: Та Чей или Неай Трасак Паем; 1336 – 1340 гг.). При котором Камбоджа полностью потеряла влияние в центральном и южном Таиланде.

image004.jpg
Согласно легенде «слон победы», который должен был выбрать нового короля, после победы буддистов, остановился перед огородником, «приветствовал его, опустив хобот между ног, затем, обхватив огородника выращивающего огурцы хоботом, посадил себе на спину». По другой легенде огородник, выращивающий огурцы, убил копьем короля, который залез к нему в огород, приняв его за вора. Буддисты посчитали, что огородник был прав и сделали его королем.
«Король-огородник», будучи человеком простого происхождения, оставил королевский дворец в Ангкоре и переехал жить в Бантеай Самрэ, так как боялся быть убитым представителями кхмерской знати. Он женился на одной из принцесс и приказал обезглавить всех мужчин из королевского рода. Можно предположить, что были убиты и шиваитские жрицы, так как шиваисты больше не претендовали в Камбодже на власть. А новый король объявляет тхераваду государственной религией Камбоджи.
Чай стал основателем новой королевской династии. От брака с принцессой у «короля-огородника» было два сына. После смерти короля Чая на престол взошёл его сын Нипеан Бат (1340 – 1346 гг.). Ему удалось упорядочить государственное управление, древние тексты сообщают о спокойствии в Камбодже во время его правления.

image006.jpg
После смерти короля Нипеап Бата в 1346 – 1353 гг. правили (короли из династии Чай): сначала его младший брат – Си Тхеан Реачеа, а затем старший сын Ниапеап Бата – Лампонг Реачеа. В правление последнего возобновились набеги тайцев на Камбоджу.
В 1350 г. к власти в Чангмае пришёл новый (очень активный) правитель Рама Тхибоди (1350 – 1369 г.; Рама Тхибоди I). Он мирным путём присоединяет к своим владениям Сукхотхай, король которого Ли Тхаи, будучи ярым приверженцем буддизма, стремился к религиозному объединению всех тайцев, поэтому согласился на вассальную зависимость от Чангмая. Король посвящает свою жизнь наукам, и, обрядившись в жёлтые монашеские одежды, в 1363 г. он окончательно покинул трон, оставаясь монахом до своей смерти в 1370 г. Рама Тхибори подчиняет монские княжества Лаво, Супанбуре в центральном Таиланде и основывает на монских землях город Аюттхаю у слияния рек Менам и Пасак (100 км к северу от Бангкока). Аютхайю он объявляет столицей тайского государства, в которое вошли кроме Чангмая и Сукхотхайя и монских земель Лаво и Супанбуре завоёванные княжества на юге Таиланда и в Малайзии. Далее, расширяя свои владения, он совершает набеги на Тямпу и Камбоджу. В 1352 г. Рама Тхибоди предпринял поход для захвата Ангкора. Осада продолжалась шестнадцать месяцев. В 1353 г. тайцы захватили столицу Камбоджи – Ангкор. Правитель Камбоджи Лампонг Реачен был убит, его сыновья оставили Ангкор и бежали на север Камбоджи, а потом в Лаос. После оставления Ангкора (в 1353 г.), и 10000 кхмерская армия, возглавляемая кхмерскими принцами, отступила в Лаос.

image008.jpg
Расширяя границы своего государства на запад, Рама Тхибоди отвоевал у государства Пегу (Бага) часть побережье Андаманского моря.
В это время на севере Лаоса, на подвластных Камбоджи землях проживали исповедовавшие древние верования шаны, правил ими князь Фа Нгум (из города Сиенг Донг (современный Луангпхабан), который был женат на кхмерской принцессе Фангуни. Фа Нгум принял кхмерские войска и объявил об образовании государства Лангсан (страна миллиона слонов) со столицей в Сиенг Донг. Часть территории Камбоджи и весь Лаос (включая княжество Вьентьян) были включены в новое государство.
Фа Нгум, в 1354 г., опираясь на кхмерскую армию, вступает в сражение с войсками Рамы Тхибоди и присоединяет к своим владениям северо-восток Таиланда. Воина между Лангсан и Аютхаей продолжается до 1357 г. и закачивается освобождением от власти тайцев Камбоджи. И в 1357 г. во Вьентьяне на берегу Меконга была отпразднована победа над тайцами. Жена Фа Нгум, принцесса Фангуни, была буддисткой, она и ранее выражала недовольство тем, что шаны, согласно древним верованиям, устраивают жертвоприношение духам, принося в жертву божествам слонов и буйволов, потребовала ввести в стране буддизм.
Принц Фа Нгум обращается к кхмерам с просьбой прислать буддистских проповедников в Лангсан. И в 1357 г. король Фа Нгам провозглашает буддизм тхеравады государственной религией. Фангуни (её другое имя Нанг Кео) получат в подарок от кхмеров золотую статую Будды Пхабанг отлитую в Ланке в XI в., которую доставили в Сиенг Донг 20 видных буддийских монахов во главе с наставником Фа Нгума Пра Маха. Делегацию сопровождали ремесленники и музыканты и тысячи простых монахов. Так же монахами были привезены саженцы священного дерева бодхи и полный текст Трипитаки. Статую Будды Пхабанг доставили в столицу (Сиенг Донг) только в 1359 г. В честь этой статуи, несколько позже, столицу переименуют из Сиенг Донг в Луангпхабанг. В годы правления короля Фа Нгума (правил до 1373 г.) монахи «обнаруживают» на лаосской земле следы Будды и строят монастыри.
Тем временем в 1353 – 1357 гг. в Камбодже идёт жестокая борьба с захватчиками. Рама Тхибоди на кхмерский престол усадил своего сына, которого (правда) кхмеры убили через несколько месяцев. Его сменил другой сын Рамы Тхибоди, который так же был убит кхмерами-заговорщиками. Третий принц был посажен на кхмерский престол, но ему так же не пришлось долго править. А в 1357 г. тайские и лаосские войска, возглавляемые кхмерским принцем Срея Сориджотей, заняли Ангкор.
Кхмеры короновали принца-освободителя, он получил имя Сурьявамши Раджахираджи (правил 1357 – 1379 гг.).

image010.gif
Новому правителю Сурьявамши Раджадхираджи удалось организовать управление государством. Вновь были восстановлены прерванные в смутное время дипломатические отношения с Китаем, с которым активизировалась торговля. Камбоджа поставляла в Китай слонов, слоновую кость, ценные породы деревьев, благовонья, перья павлинов. Получала из Китая шёлк, фарфор … Им были установлены новые границы государства. С тайцами в этот период так же были установлены мирные отношения (так как в летописях не сообщается о военных действиях между кхмерами и тайцами).
После смерти короля Сурьявамши Раджадхираджи власть перешла к его племеннику Самдач Камбуджадхираджа, которому, так же как дяде, удалось обеспечить мирную жизнь камбоджийцам.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх