(ТЕОРИЯ) Культура России в XVIII в. Основные тенденции

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Петровские реформы означали мощный прорыв прежде всего в культурной жизни. Стала формироваться культура в современном понимании этого термина.
1. Преобладающей тенденцией становится усиление западного влияния. Возникает проблема подражательства западной культуре, некритического заимствования ряда ее элементов.
2. Серьезной проблемой становится подчинение, в том числе и в культурном отношении, новых территорий. Начался процесс русификации Прибалтики, Польши, Украины, Кавказа, Средней Азии, но в отношении более отсталых восточных земель русификация имела естественный, добровольный и полезный характер.
3. Происходит обмирщение культуры, которая приобретает ярко выраженный светский характер. Сфера культурного влияния церкви постоянно сокращается.
4. В связи с созданием сети учебных заведений и возрастающими потребностями государства начинает формироваться слой российской интеллигенции, к которой применительно к XVIII в. можно (достаточно условно) отнести офицеров, государственных чиновников, профессиональных педагогов, ученых, инженеров, актеров.
В культурной сфере на первое место выдвигается просвещение. При Петре I наряду с церковными возникли светские (цифирные) школы, в которых изучали математику, навигацию и другие предметы.
Навигацкая, Артиллерийская и другие школы готовили специалистов для армии, флота, государственной службы. В 1725 г. был основан Петербургский университет, в 1755 г. – Московский, в 1783 г. появилось Горное училище (ныне Горный институт в Петербурге), первое высшее техническое учебное заведение России.
При Екатерине II впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. В 1763 г. Екатерина назначила своим главным советником по вопросам образования Ивана Ивановича Бецкого (1704 – 1795гг), который сыграл заметную роль в развитии просвещения в России. В итоге были созданы предпосылки для перехода к массовому образованию. Разработан закон о школьном образовании. Открылось Главное народное училище, которое готовило учителей. Был создан Устав, указывающий на цели и задачи образования. Уставом предписывалось разработка учебного плана и регулирование учебного процесса. Расширился контингент учащихся, открывались новые учебные заведения.
1692456559671.png
Иван Иванович Бецкой. Русский государственный деятель, видный представитель русского Просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II, президент Императорской Академии художеств, инициатор создания Смольного института и Воспитательных домов в Москве и Санкт-Петербурге с госпиталем для рожениц. При его содействии были открыты Императорское коммерческое училище, училище при Академии художеств, куда принимали мальчиков разных сословий, отделение для девочек-мещанок при Смольном институте. Возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве. Путём воспитания Бецкой стремился создать «новую породу людей» - дворян и представителей других сословий, способных гуманно обращаться с крестьянами и справедливо управлять государством
Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер. Только для дворян в 1730 г. был создан закрытый Кадетский корпус. Для дворян образование было обязательным. Обычным стало получение образования за границей или с помощью частных учителей – гувернеров, часто также иностранцев. Смольный институт давал образование преимущественно дворянским девочкам. Правда, для основной массы населения (крестьянства) получение образования было весьма проблематичным.
Параллельно с просвещением развивалась российская наука. В 1725 г. открылся главный научный центр страны – Академия наук (АН). Сначала ученые в ней были иностранные, приглашенные, но затем появились и свои. Изучались природные условия страны, ресурсы, полезные ископаемые, составлялись карты, атласы, описания. Появились профессиональные исторические сочинения. При АН возник первый естественно-исторический музей – Кунсткамера.
1692456613065.png
Михаил Васильевич Ломоносов. Первый крупный русский учёный-естествоиспытатель, известный также как полимат (человек, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, а также индивид, добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям). Будучи ярким примером «универсального человека», он проявил себя как энциклопедист, физик и химик: вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых - одно из начал термодинамики
Гениальным энциклопедистом XVIII в. был Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765 гг.), которому принадлежит ряд открытий в физике, математике, химии, а также осуществление ряда проектов. Ломоносов выдвинул идею Северного морского пути, написал «Древнюю Российскую историю» и первую научную грамматику русского языка, наладил производство мозаичных панно, русского фарфора, содействовал открытию университета в Москве.
1692456702630.png
1692456714625.png
1692456749676.png
Иван Иванович Ползунов. Русский изобретатель-теплотехник, создатель первой в России паросиловой установки. Его первая в России паровая машина была также первым в мире двухцилиндровым паровым двигателем, впервые в истории не требующим вспомогательного гидравлического привода
Иван Петрович Кулибин. Русский механик-изобретатель из мещан, прозванный «нижегородским Архимедом», член и механик Императорской академии наук. Современники называли его «нижегородский Архимед». Изобрел отечественную технологию производства оптических стекол, разработал новые мостовые конструкции.
Андрей Константинович Нартов. Русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук. Вместе с Ломоносовым он стоял у истоков Академии наук, сконструировал более 30 станков, а его токарно-винторезный станок с механическим суппортом на 80 лет предвосхитил изобретение англичанина Генри Модсли
В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских, особенно английских усилий. И. Ползунов изобрел паровую машину. И. Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые использовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А. Нартов. После Петра Великого, который сам владел 14 ремеслами, долгое время было некому по достоинству оценить и финансировать русские достижения. Более простым казалось закупить новинки за рубежом.
1692456833453.png
1692456842688.png
1692456851637.png
1692456859594.png
1692456869216.png
Гавриил Романович Державин. Русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник
Василий Кириллович Тредиаковский. Русский поэт, переводчик и филолог XVIII в. Ввёл гекзаметр в арсенал русских стихотворных размеров. Впервые в русском языке и литературе теоретически разделил поэзию и прозу и ввёл эти понятия в русскую культуру
Денис Иванович Фонвизин. Русский писатель, драматург, публицист, переводчик, представитель русского классицизма, создатель национальной бытовой комедии. Фонвизина называли «отцом русской комедии»
Николай Иванович Новиков. Русский просветитель, журналист, издатель, критик и общественный деятель, собиратель древностей, одна из крупнейших фигур эпохи Просвещения в России
Александр Николаевич Радищев. Русский прозаик, поэт, философ. Стал наиболее известен благодаря своему основному произведению «Путешествие из Петербурга в Москву»,
Печатное слово обретало все большую значимость. При Петре I появилась первая газета – «Ведомости», журнал, новые типографии. Во второй половине XVIII в. в поэзии заметный след оставили Г.Р. Державин, М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, в прозе – Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Публицистом и литератором была и сама Екатерина II. При ней Е.Р. Дашкова возглавила Российскую академию, которая специально занималась проблемами русского языка. Был составлен словарь русского языка.
1692456891318.png
Екатерина Романовна Дашкова. Русская аристократка, государственный деятель, писательница и педагог. Одна из самых заметных личностей российского Просвещения, многолетняя подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, сыгравшая значительную роль в восшествии последней на престол в 1762 году. Первая в истории России женщина неимператорского происхождения, занимавшая высокие государственные посты: директор Императорской Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге, инициатор учреждения и первый председатель Императорской Академии Российской; во главе последней - организатор и участница создания первого толкового словаря русского языка – «Словаря Академии Российской»
XVIII в. был благодатным временем для архитектуры. Многие объекты, украшающие обе российские столицы, были построены в эти сто лет.
Самого Петра Великого принято считать автором идеи генерального плана Санкт-Петербурга, проектов Петропавловской крепости, Адмиралтейства, типовых проектов застройки Санкт-Петербурга жилыми домами для знатных и для «подлых» людей. Детальная разработка первого плана «северной столицы» осуществлена П.М. Еропкиным. Он же перевел на русский язык первую книгу по архитектуре.
1692456956127.png
Пётр Михайлович Еропкин. Русский архитектор, руководитель Комиссии о Санкт-Петербургском строении, составившей первый генеральный план Санкт-Петербурга; разработал проекты планировки и застройки центральных районов, закрепив три главных лучевых проспекта, и наметил пути дальнейшего развития города
При Петре I Д. Трезини построил Петропавловскую крепость, здание Двенадцати коллегий (ныне Санкт-Петербургский государственный университет), Летний дворец.
В 1703 – 1760-х гг. в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вычурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером Ф.Б. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском селе и Большой дворец в Петергофе.
1692457022734.png
1692457033375.png
1692457042657.png
1692457051973.png
Доменико Андреа Трезини (Андрей Якимович Трезин, Андрей Петрович Трезин). Архитектор и инженер. С 1703 г. работал в России, стал первым архитектором Санкт-Петербурга
Летний дворец Петра I
Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли, один из величайших архитекторов России, один из основоположников стиля архитектуры, который стал известен как русское барокко
Екатерининский дворец в Царском селе
С 1760-х до 1840-х гг. преобладал классицизм. В.И. Баженов построил Пашков дом в Москве, Инженерный замок в Петербурге. М.Ф. Казаков в этом стиле выстроил старое здание Московского университета и Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Петербурге классик классицизма Д. Кваренги построил в Петербурге павильон «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском Селе, Ассигнационный банк (ныне Университет экономики и финансов), Эрмитажный театр, Смольный институт. А. Ринальди построил павильон «Катальная горка» и Китайский дворец в Ораниенбауме (Ломоносов), Мраморный дворец в Петербурге и дворец в Гатчине.
1692457079972.png
1692457091706.png
1692457100197.png
1692457111421.png
Василий Иванович Баженов. Русский архитектор, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики. Член Российской академии, вице-президент Академии художеств
Матвей Фёдорович Казаков. Русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в стиле классицизма. Работал как в стилистике раннего классицизма, так и в духе палладианства. Один из крупнейших представителей русской псевдоготики
Джакомо Антонио Доменико Кваренги. Архитектор, рисовальщик, акварелист итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре
Антонио Ринальди. Итальянский архитектор, работавший в России
1692457127365.png
1692457137633.png
1692457147634.png
1692457158724.png
Инженерный (Михайловский) замок
Московский университет
Фасад Смольного института
Павильон Катальной горки, Ораниенбаум
В живописи наибольшее развитие получил портрет. Галерею прекрасных образов создали художники И. Аргунов, Д. Левицкий, В. Боровиковский и др.
1692457214312.png
1692457225378.png
1692457240347.png
Иван Петрович Аргунов. портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи
Дмитрий Григорьевич Левицкий. Русский живописец, крупнейший портретист русского классицизма эпохи царствования Екатерины II. Академик, руководитель портретного класса, советник и член Совета Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге
Владимир Лукич Боровиковский. Русский художник украинского происхождения, мастер портрета, академик Императорской Санкт-Петербургской академии художеств
1692457292127.png
1692457307023.png
1692457319840.png
Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны
Портрет П.А. Демидова
Портрет великой княжны Елены Павловны
В середине XVIII в. Ф.Г. Волковым в правление Елизаветы Петровны был основан первый русский профессиональный театр в Ярославле. Было создано несколько десятков крепостных театров. Частыми гостями в России были зарубежные театральные группы.
1692457344790.png
Фёдор Григорьевич Волков. Русский актёр и театральный деятель, который создал первый постоянный русский театр. Считается основателем русского театра
В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества. Создателями, носителями культуры были по преимуществу дворяне, зачастую иностранцы. Участвуют и другие слои населения, даже выходцы из крепостных.
В XVIII в. российские правители сделали крупные приобретения, которые поныне составляют гордость страны: коллекция скульптур для Летнего сада, картины для Эрмитажа, редкости и уникальные вещи для Кунсткамеры, ювелирные изделия для Золотого и Алмазного фондов, Оружейной палаты. В качестве меценатов выступали члены царской семьи, крупные землевладельцы, церковь.
Многие авторы считают, что в результате реформ Петра I произошел социокультурный раскол российского общества. Дворянство ориентировалось в культурном отношении на запад. Большинство населения, податные сословия продолжали жить в условиях патриархального быта.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх