(ТЕОРИЯ) Маргиана (или Маргианна)

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Маргиана (Маргуш) – страна, затерянная в песках Каракумы. Место, где зародилась первая мировая религия – зороастризм. Это древнее государство, которое располагалось на территории современного Туркменистана в V – III вв. до н.э.
Маргиана процветала во времена классической Древней Греции. Персы называли эту страну Маргуш, по имени полноводной реки, протекавшей на юге современного Туркменистана.
Первые упоминания об этой стране встречаются в Авесте — священной книге зороастрийцев, и в тексте Бехистунской надписи: «Страна Маргуш стала мятежной». Тогда Маргуш была частью империи Ахеменидов.

1689068691834.png
Виктор Иванович Сарианиди
С тезисом о существовании такой цивилизации выступил в 1976 г. советский археолог (профессор) В.И. Сарианиди. По его мнению, основными центрами цивилизации были Гонур-Депе, Намазга-Тепе и Алтын-Депе в современном Туркменистане. Он не исключал, что ядро цивилизации было расположено на территории Афганистана, либо Белуджистана, вследствие чего название этой археологической культуры в научных публикациях колеблется — среди прочих предлагаются термины «оксианская цивилизация», «цивилизация оазисов» и «бактрийско-маргианская культура».
1689068733175.png
Бехистунская надпись (составлена во времена Дария I)
Маргиана получила название по имени главного города — Мерва. Восточнее Маргианы находились сатрапии Согдиана и Бактрия. В 521 г. до н.э. возглавляемые Фрадой (мятежник, поднявший восстание против Ахеменидов в Маргиане в VI в. до н э.) маргианцы подняли неудачное восстание против Дария Гидаспа.
В 53 г. до н.э. после битвы при Каррах (Харран) остатки побеждённых римских легионов Красса были перевезены в Маргиану. А спустя несколько лет в соседнем регионе Таласа произошёл, вероятно, первый случай контакта римлян и греков с китайцами — Таласская битва (36 г. до н.э.).

Отталкиваясь от слова «Маргуш», востоковед академик Василий Струве еще в 1946 г. определил в общих чертах расположение загадочной страны. Название реки Мургаб также подсказывало ученому, что Маргуш находился поблизости. По его рекомендации Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция под руководством профессора Михаила Массона начала вести раскопки здесь, недалеко от реки, сильно южнее Гонура, хотя старики чабаны говорили, что керамика попадается на севере.
В 1950-х гг. были найдены первые поселения в древней дельте реки Мургаб: Тахирбай и Тоголок.
В 1970-х гг. археологи вели раскопки в древней дельте реки Мургаб, где когда-то располагался самый большой город Маргианы — Гонур-Депе. С того времени и до 2013 г. совместной российско-туркменской экспедицией руководил археолог Виктор Сарианиди. За 30 лет раскопок в Каракумах исследователям удалось обнаружить 300 населенных пунктов страны Маргуш.
С 2014 г. экспедицию возглавила доктор исторических наук Надежда Дубова.
1689068875543.png
1689068889210.png
Гонур-Депе
Раскопки Маргианы, Каракумы
Самым крупным городом Маргианской цивилизации был Гонур-Депе. Его площадь составляла 25 га. Вокруг резиденции правителя располагались храмы. Городские стены и здания были выстроены из необожженного глиняного кирпича. На территории «города» находилась площадь для общественных трапез. ученые нашли остатки пережженного угля, который использовали для приготовления еды и жертвенных подношений. Мясо баранов готовили в двухкамерных печах, чтобы чистая стихия огня не соприкасалась с плотью животного. Пили напиток хаому, приготовленную из конопли и мака.
Гонур-Депе располагался в оазисе, в дельте реки Мургаб. Его жители разводили скот, выращивали плодовые деревья, злаки, виноград, дыни. Когда русло реки стало пересыхать, людям пришлось покинуть это место и поселиться южнее, где воды было достаточно.
Археологи обнаружили парадные залы, храмовые постройки, инженерные сооружения. Ученые также обнаружили и законсервировали центральную часть комплекса, в том числе тронный зал, где правители государства Маргуш проводили важные встречи.
Гонур-Депе был не только столицей Маргианы, но и ее религиозным центром и местом для погребений. Всего археологи обнаружили здесь около 5000 захоронений. Одиннадцать из них составляют царский некрополь, который предназначался для правителей, жрецов и самых знатных людей города. Эти усыпальницы выглядели как подземные дома с обеденными столами, специальными хранилищами для посуды, одежды и украшений. Вместе с умершим хоронили все, что считалось необходимым в загробном мире: керамические сосуды, еду, скот, ритуальные жезлы, золотые и серебряные изделия, иногда даже целые повозки.
Большую часть гробниц на Гонур-депе разграбили еще в древности, однако некоторые ценности сохранились до наших дней.
1689068911208.png
1689068920936.png
1689068929394.png
Амулеты из Гонур-депе. Эти глиняные фигурки были необходимой частью многих ритуалов. Как правило, их надевали на шею. На снимке: три женских амулета и один — без признаков пола
Серебряный сосуд с изображением верблюдов — одна из самых интересных находок. Верблюд входил в число тотемных животных, которых почитали древние жители Маргуша
Ожерелье из лазуритовых, сердоликовых и золотых бусин тончайшей работы, найденное в царской гробнице
В некрополе археологи обнаружили несколько сосудов из золота, серебра и бронзы. В их числе был небольшой кубок высотой около 15 см, стенки которого украшал рельефный орнамент. На нем была изображена сложная композиция с разными животными — горными козлами, зайцами, львами, рыбами.
Другой серебряный сосуд имел форму цилиндра высотой около 40 см. На нем неизвестный маргианский мастер изобразил шагающих двугорбых верблюдов.
Одной из самых ценных находок в Гонур-Депе стали фрагменты мозаик из царского некрополя. Мастера изображали на стенах мавзолеев и дарохранительницах фантастических зверей, людей с птичьими головами, геометрические и растительные орнаменты.
Мозаики создавались в смешанной технике, которая не встречалась в других культурах. Изображение вначале рисовали на поверхности черной, красной и белой красками. Затем отдельные его фрагменты — головы людей и животных, конечности, птичьи перья — заполняли мелкими элементами из камня, которые придавали картине объем и выразительность.
Обнаруженные маргианские фрески и мазаика представляют собой необычайный синтез культур – древнеегипетской, минойской, месопотамской.
В Маргиане прекрасно обрабатывали железо, золото. Керамику обжигали в высокотемпературных печах, что позволило ей уцелеть до наших дней.
Жители Маргианы пользовались каменными или металлическими печатями, на которых изображали сложные композиции. Ими заверяли документы, опечатывали двери домов или складов с товарами, помечали глиняные пломбы на мешках и крупных сосудах. Также печати служили амулетами: их рисунки, по древним маргианским верованиям, оберегали от болезней, несчастных случаев и злых духов.
На раскопках в Гонур-Депе обнаружили фрагменты ритуальных керамических сосудов, украшенных печатными оттисками. Чтобы получить рисунок, штамп прижимали к сырой глиняной поверхности перед обжигом. Таким способом на сосудах изображали людей, насекомых, змей, фантастических животных и разные узоры.
Чаще всего печати вырезали из стеатита, который иначе называли мыльным камнем, — мягкого и простого в обработке материала. Также мастера изготавливали штампы из алебастра или агата.
1689068950367.png
1689068976919.png
1689068985467.png
Серебряная булавка с навершием в виде верблюда; золотое украшение с бусинами из бирюзы и сердолика и головами змей из золота
Составная фигурка из мрамора и стеатита, найденная на Гонуре, возможно, была привезена из Бактрии
Мужской и женский образы древних жителей Гонура, воссозданные по черепам из гробниц по методу Герасимова. Автор реконструкций — уфимский антрополог Алексей Нечвалода
Маргианские составные статуэтки изображали сидящих людей без признаков пола. Мастера изготавливали их из двух видов камня: туловище вырезали из серого стеатита, а голову и руки — из белого мрамора или гипса. Затем готовые детали соединяли.
Всего в мире обнаружено около 70 составных статуэток маргианской цивилизации. Три из них нашли в усыпальницах Гонур-Депе. Точное назначение таких фигурок неизвестно. Археолог Надежда Дубова предположила, что в таком виде жители государства Маргуш символически изображали души умерших людей.
Для этой цивилизации характерны нерасписная гончарная посуда, двухъярусные гончарные горны, медные и бронзовые литые изделия (ножи, кинжалы, зеркала), глиняные модели повозок. Открыты остатки многокомнатных домов, разделённых узкими улочками. Высоко развитые керамика и ювелирное дело указывают на наличие в городах большого числа ремесленников. Печати и прочие артефакты, обнаруженные в ареале существования предполагаемой цивилизации, принадлежат к художественной системе, в корне отличной от цивилизаций Междуречья и долины Инда. Кроме того, пиктограммы на одной из печатей могут свидетельствовать о наличии в поселениях Маргианской цивилизации особой системы письменности.
Загадочны погребальные обряды в Гонур-депе. Кроме царских захоронений и захоронений обычных горожан в некрополе города были обнаружены весьма странные погребения.
Как и многие другие древние народы, жители Маргуша снабжали своих умерших всем необходимым для безбедного существования в потустороннем мире: посудой, одеждой, едой, домашним скотом, драгоценностями; вместе с хозяином в царство мертвых, как известно, отправлялись и слуги; в некоторых могилах были найдены повозки.
1689069009436.png
Погребение жеребенка — одно из немногих, оставленных в качестве музейного экспоната на раскопках в пустыне. Были найдены и другие захоронения животных
Примечательно, что большинство предметов намеренно портили: повозки скидывали в погребальную яму так, чтобы они сломались, посуду били, а ножи гнули.
По-видимому, древние люди считали, что в перевернутом мире смерть есть жизнь, а сломанная вещь — новая. Зачастую бедняки клали в могилы родственников необходимые в хозяйстве предметы, считая, что на том свете они нужнее — например, бытовую керамику, которую использовали сами. Наряду с керамическими изделиями в могилах оказались так называемые каменные колонки и посохи. Одна из версий использования каменных колонок — ритуальные возлияния: на верхнюю поверхность наливали жидкость, которая текла по боковым желобкам. Эту гипотезу подтверждают, в частности, рисунки из дворца Мари в Сирии, где жрецы что-то льют на нечто напоминающее колонки.
Но самыми необычными оказались могилы, где покоились собаки, ослы и бараны.
Животные были захоронены с большими почестями, по обряду, которого обычно удостаивались знатные особы. Чем эти животные заслужили такую честь — загадка.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх