[ТЕОРИЯ] Монголия в XVI — начале XVII вв.

zhuhray fg

.
Команда форума
Монголия в XVI – начале XVII вв.

В Новое время Монголия потеряла былое могущество и к началу XVI в. представляла собой раздробленные, враждовавшие друг с другом земли, протянувшиеся от юга Сибири до Великой китайской стены, а также от Хинганского хребта до предгорий Тянь-Шаня. Основным занятием населения являлось экстенсивное кочевое скотоводство. Земледелие, в силу климатических условий и бедных почв, было развито слабо. Во главе государства формально находился великий «всемонгольский» хан. Символом его власти являлась печать юаньской династии Китая. Всемонгольский Даян-хан провозгласил себя в конце XV в. «Да Юань Да Кэхань» («Великим ханом Великой Юаньской империи»), – фактическим преемником китайской династии.
Территории, на которых жили монголы, делились на отоки (роды) и аймаки (племена). Это деление, характерное ещё для дочингисхановской эпохи, вновь закрепилось в годы правления Бату-Мункэ-хана (Даян-хана) в первой половине XVI в. Аймаки превратились в период децентрализации Монголии в самостоятельные уделы с абсолютной властью наследственных правителей. Ещё одной административной единицей являлся хошун, представлявший из себя военное формирование, создававшееся отдельным отоком. Командиры хошунов составляли военное сословие, на которое опирался монгольский хан. При Даян-хане эти военачальники использовались для борьбы с сепаратистскими устремлениями местных правителей, но они не имели права владеть уделами, а могли лишь кочевать по своему усмотрению и не платить налоги.
Монгольское общество начала XVI в. можно условно разделить на две части — господствующую элиту, представленную прямыми потомками «золотого рода» Чингиза (Чингисхана / Чингиз-хана) и рода Борджагин, являвшегося боковой ветвью чингизидов, а также подчинённую им служилую знать, происходившую от потомков бывших темников и тысячников войска Чингиз-хана. Прямые потомки Чингиз-хана в Южной и Северной Монголии выступали как владетельные князья, распоряжавшиеся пастбищными и другими землями. Потомки других родственников Чингиза кочевали на их землях.
При Даян-хане Восточная Монголия была разделена на «правое и левое крыло». Верховный хан лично управлял левым крылом, а правое было передано под контроль князя-соправителя, являвшегося наследником престола. В течение второй половины XVI в., когда усилилась раздробленность страны, титул хана имели уже девять высших сановников.
Самым многочисленным слоем монгольской элиты были тайджи, происходившие от различных ветвей рода Чингисхана и имевшие право владеть зависимыми людьми — аратами, которых тогда называли албату (обязанные выполнять повинности). Аратам выделялась пастбищная земля, и они имели возможность организовать индивидуальное хозяйства, выполняя две основных повинности — отработочную и продуктовую (как в пользу государства, так и на отдельных представителей элиты). Аратство, в свою очередь, делилось на несколько категорий. Самой привилегированной считались дарханы, имевшие право свободной кочевки, а также чиновники — выходцы из аратства. Следующую категорию составляли зажиточные араты, не имевшие особых привилегий и званий. И внизу этой социальной категории находились беднейшие араты (простолюдины). Одним из эффективных средств воздействия аратов на своих эксплуататоров в Новое время являлась самовольная откочевка из тех районов, где им предписывалось отбывать повинности. Случаи открытого вооружённого неповиновения были достаточно редким явлением.
Смерть в 1543 г. Даян-хана стала своеобразным рубежом в политической истории Монголии, после которой процесс раздробленности страны стал усиливаться. От Монголии постепенно стала отделяться её южная часть, где власть унаследовали старшие сыновья Даян-хана. Эти территории имели, в отличие от северных, более тесные связи с минским Китаем. На севере Монголии установилась власть младшего сына Даян-хана — Герсэндзэ, при котором эта территория также обособилась и стала называться Халха. Районы к югу от пустыни Гоби оказались под контролем Алтан-хана, правившего там до 1582 г. Он отказывался признавать власть других наследников Даян-хана и стал расширять свои владения за счёт западно-монгольских земель, где проживали монголы-ойраты. Их главное отличие от других монгольских племён состояло в том, что ойратские правители являлись выходцами из родов, насильственно подчинённых Чингисханом и ставших его вассалами. Поэтому в глазах правителей Южной и Северной Монголии, прямых потомков Чингисхана, ойраты выглядели как менее значимая, «младшая» ветвь, с чём последние никак не могли смириться и в конце XIV в. на какое-то время даже смогли доминировать, объединив монгольские земли. Их правитель Эсень являлся в середине XV в. всемонгольским ханом, но после его смерти номинальная верховная власть вновь перешла к потомкам Чингисхана, которых китайцы называли «татарами».
При Алтан-хане велась взаимовыгодная торговля с Китаем, и его владения отличались достаточно стабильным развитием. Кроме скотоводства, там стали возникать оседлые поселения и ремесленные производства. В середине XVI в. Алтан-хан построил г. Хух-Хото, ставший впоследствии его ставкой и главным городом юга Монголии, в котором он вынашивал планы подчинить своей власти все другие монгольские земли. Однако осуществить эти планы полностью он так и не смог.
Ещё до установления господства над Китаем в середине XVII в., маньчжуры предпринимали попытки завоевания юго-восточной части Монголии, где во г лаве Чахарского ханства находился правнук Даян-хана Лигдан-хан, вступивший в антиманьчжурский союз с Минами. В 1634 г. сторонники Лигдан-хана потерпели поражение в войне с маньчжурами, а спустя два года маньчжурский император Абахай был объявлен ханом Южной Монголии. Халха по прежнему оставалась независимой, что не устраивало маньчжур. В 1640 г. халхасцы перед лицом маньчжурской опасности пошли на вынужденный союз с ойратами, разработав на совместном съезде общий для двух территорий свод законов. Кроме того, халхасские князья отправили к Абахаю своих представителей с дарами и предложением союза. Тем самым они попытались уклониться от прямого военного столкновения с маньчжурами, к которому тогда они были явно не готовы.
К началу XVII в. условно можно выделить три основных территории расселения монгольских племён — Южная (Чахар), Северная (Халха) и Западная (Ойратия), в свою очередь, распадавшиеся на более мелкие.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх