(ТЕОРИЯ) Мышление и деятельность. Познание и практика

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Мышление – это способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.
Мышление – продукт деятельности нашего мозга, высшая форма познания. Мышление часто фактически отождествляют с рациональным познанием. Формами мышления называют понятие, суждение и умозаключение.
Основные характеристики мышления – обобщённость и опосредованность. Опосредованный характер мышления состоит в том, что общие и существенные характеристики предметов нельзя воспринять непосредственно, поэтому мышление познаёт одни свойства через другие, новые – через уже известные, опираясь на данные чувственного опыта и предшествующие теоретические знания.

Основные приемы мышления (логические приемы):
1) сравнение – поиск сходства и различия предметов по какому-либо признаку (сравнение должно проводиться по одному основанию, и это основание должно быть существенным)
2) анализ – мысленное расчленение предмета на отдельные части, свойства
3) синтез – мысленное соединение в одно целое расчлененных в анализе частей, свойств предмета (анализ и синтез неразрывно связаны; синтез невозможен, если предмет не проанализирован, а любой анализ должен производиться на основе знания предмета как целого)
4) абстрагирование – выделение существенных свойств предметов, явлений и отвлечение от несущественных, второстепенных свойств
5) обобщение – мысленное объединение общих свойств однородных предметов
6) моделирование – исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях

Логика – наука о законах и формах мышления. Создателем традиционной логики считается греческий философ Аристотель. Символическая (математическая) логика начала развиваться в XIX веке, она использует язык символов, подобный языку математики.

Деятельность – это специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.

От активности животных деятельность человека отличается:​
1) осознанным целеполаганием, то есть способностью самостоятельно формировать цель и модель предстоящих действий (инстинктивные и случайные действия человека деятельностью не являются; Карл Маркс: «пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове»)
2) творческим характером (в отличие от репродуктивной деятельности или создания однотипных объектов; очевидно, что не всякая деятельность человека продуктивна, но человек создает новые объекты принципиально чаще)
3) преобразовательным характером (масштабом своего преобразовательного значения (А) для окружающей среды – сравните плотину бобра и плотины крупных гидроэлектростанций, и (В) для самого человека – мы единственный биологический вид, чьи способности преобразовывать для своих нужд окружающую среду практически нивелировали воздействие естественного отбора)
4) орудийным характером (очень немногие животные в принципе способны использовать дополнительные орудия и тем более как-то их дополнительно дорабатывать; только человека создает орудия труда с помощью других орудий труда, т.е. так называемые сложные орудия труда, только человек хранит эти орудия специально для последующего использования)
5) общественным характером (человек не «добывает» свою пищу сам, он выполняет определенную часть задач, стоящих перед обществом, участвует в общественном разделении труда; животные таким образом решают только ограниченный круг повторяющихся или заданных инстинктом задач внутри ограниченной группы особей – совместная охота многих хищников, строительство сот, муравейников и т.п.).

Виды деятельности:​
1) материальная или практика (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательно и ценностно-ориентированная)
2) творческая и репродуктивная
3) по сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая и духовная)
4) труд, игра, общение, учение (выделяются в психологии в зависимости от цели деятельности)

Элементы (структура) деятельности:​
- мотив
- цель
- средства
- продукт (результат).
Часто в число элементов дополнительно включают:​
- субъект
- объект и
- сам процесс деятельности.
Деятельность может быть внешней и внутренней. В этом смысле мышление – тоже вид деятельности. Поэтому обычно говорят о соотношении мышления (или познания в целом) и практики (то есть деятельности людей по преобразованию окружающего их материального мира).
Можно указать следующие их связи:​
1) практика – источник и цель познания (существенную часть задач перед познанием ставит практика; человек познает окружающий мир, чтобы использовать результаты в практической деятельности – например, устойчивые формы антибиотиков активно разрабатывались в годы Второй мировой войны).
2) практика – основа познания (практика дает как новую информацию, так и новые методы и инструменты познания; например, свойства основных металлов – меди, бронзы, железа, золота и серебра, были получены в попытках изготовить из этих металлов оружие или украшения; с другой стороны, многие достижения современной экспериментальной науки были бы невозможны без технологически сложного оборудования, производство которого возможно благодаря развитию промышленности).
3) практика – критерий истины (знание остается предположением, пока не проверено на практике; например, до опытов Лавуазье считалось, что тела при горении выделяют газ флогистон, Лавуазье показал, что масса сгоревшего тела увеличивается – то есть идет соединение с новым веществом, окисление).
4) познание – источник информации об окружающем мире, на которой основана практика (например, само строительство современных зданий, мостов и пр., их долговечность невозможны без знаний, долгое время накапливавшихся естественными науками).
5) познание позволяет ставить цели, предвидеть результаты деятельности, контролировать их достижение (образование, по крайней мере, должно строиться на основе научных данных о процессах усвоения человеком новых знаний).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх