(ТЕОРИЯ) Несвятая Эвита, жена диктатора

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Эве Перон, известной как Эвита, удалось со дна общества попасть на самую вершину. До сих пор ее жизнь окружена множеством легенд и домыслов, потому что доказательства многих фактов так и не удалось отыскать. Не подлежит сомнению одно: биография Эвиты — это бесконечная череда взлетов и падений, и то, чего она в результате добилась, — заслуга стального характера этой хрупкой миловидной женщины.
Отрывок из академического журнала «Латинская Америка» гласит: «Несмотря на противоречивые оценки, жизнь и судьба Эвы Перон повлияли на возрастание роли женщины в общественной и политической жизни латиноамериканского региона. Впервые в Аргентине супругой президента стала женщина, не принадлежавшая к привилегированной элите, получившая власть и влияние благодаря личным качествам, а не происхождению. Впервые жена президента активно включилась в политику, общалась с рабочими, вовлекала трудящихся женщин в общественную жизнь. Именно поэтому богатство и высокое положение Эвы не вызывали зависти и неприязни в рабочей среде. Напротив, её личный успех олицетворял надежду на перемены к лучшему для всех простых аргентинцев. Эва обладала особой притягательностью, личным магнетизмом. Истоками её харизмы были молодость, красота, неукротимая энергия, огромная трудоспособность, помощь бедным, осуществляемая вне бюрократических рамок. Эва не была чиновником, поэтому душевный контакт с ней рабочих был ближе, теснее и лишён формализма. Авторитет Эвы заметно возрос, когда она отказалась от выдвижения её кандидатуры на пост вице-президента. Этот «исторический отказ» воспринимался как проявление личной скромности и готовности без всяких почестей продолжать трудную повседневную работу. Ранняя смерть в зените славы навсегда сохранила Эвиту в памяти аргентинцев молодой, как символ духовной силы, верности, любви и самопожертвования ради тех, кого любишь, и как пример, который невозможно повторить. Само имя Эвиты так глубоко вошло в память аргентинцев, что спустя столько лет её образ для многих людей, и не только в Аргентине, сохраняет ореол святости, является символом подвижничества и служения народу».
1660415821320.png
1660415800120.png
1660415789470.png
Эва Перон (Мария Эва Дуарте де Перон, также Эвита)
Мария Эва Ибаргурен родилась 7 мая 1919 г. в маленьком аргентинском городке Лос-Тольдос. Она стала пятым и последним внебрачным ребёнком фермера Хуана Дуарте и его служанки Хуаны Ибаргурен. Отец Марии Эвы вскоре вернулся к жене, оставив бывшую любовницу с детьми без средств к существованию. Хуана и дочери подрабатывали кухарками на фермах. Местные относились к «безмужней вдове» с презрением. Тем не менее она пристроила сына на военную службу в столицу и удачно выдала замуж троих дочерей. Но младшая избрала для себя иной путь — она мечтала стать актрисой.
Подросшая Эва всеми силами стремилась выбраться из крошечного городка в столицу Аргентины. И однажды просто сбежала из дома с заезжим актером, поверив его обещаниям посодействовать. Современники говорили, что она не была красавицей, не отличалась даже обаянием, зато в ней была несгибаемая твердость характера и потрясающая целеустремленность. Видимо, благодаря этим качествам Эве, ставшей впоследствии знаменитостью, удалось стереть почти все свидетельства того, каким путем ей пришлось идти в юности.
1660415879750.png
Мария Эва в возрасте 15 лет
Итак, в 15 лет Мария Эва переехала в Буэнос-Айрес, который тогда называли южноамериканским Парижем. Первый год в Буэнос-Айресе стал для Эвы самым тяжелым. Потом она сама признавалась, что много раз могла умереть от голода, а из одежды у нее имелись юбка и блузка. Незаконное происхождение, деревенский выговор, крестьянские манеры, отсутствие покровителей ... Скорее всего, покровители появились. Однако нет никаких доказательств, что в юности Эве приходилось зарабатывать на панели.
Она работала официанткой, затем — манекенщицей, пробовала сделать карьеру фотомодели эротических открыток, но из этого ничего не вышло — слишком унылой и скучной она выходила на снимках. Кроме того, Эва без устали предлагала себя в качестве актрисы — но ни театры, ни радиостудии ею не заинтересовались. А потом появился обеспеченный покровитель со связями, который, как рассказывали, «пробил» для Эвы крошечную роль в театре, фото на обложке журнала и работу на радио. Эва быстро поняла: если хочешь чего-то добиться — без богатых и влиятельных любовников не обойтись. Настоящей удачей для нее стал контракт с крупным производителем мыла — Мария Эва получила первую работу на радио.
1660415920001.png
Эва в молодости
В 1943 г. Эва чудом осталась жива после неудачного аборта. Пока она лечилась, закончились все ее контракты, и на горизонте вновь замаячил призрак нищеты. Однако ей удалось произвести впечатление на полковника Анибала Франсиско Имберта, который в результате государственного переворота возглавил почту и телеграф. Он сделал Эву звездой популярной радиопостановки «Героини в истории». Благодаря новому покровителю ей достался контракт на исполнении главных ролей в радиопостановке «Героини в истории». Королева Елизавета, Жозефина, Екатерина Великая, леди Гамильтон и другие великие женщины не только заговорили голосом Эвы Дуарте. Затем последовала ежедневная радиопередача «Пять минут для народа» – в ней Эва горячо говорила о тяжелой судьбе бедняков, об унижениях, которые им приходится терпеть от богатеев. Миллионы простых людей, вслушиваясь в хрипловатый проникновенный голос Эвы, то и дело переходящий в рыдания, поверили ей и полюбили ее — такую же простую женщину, стремящуюся защитить бедняков.
1944 г. Эва в мемуарах называла началом своей настоящей жизни. В январе этого года она посетила благотворительный вечер в пользу жертв землетрясения в Сан Хуане, самого страшного в истории Аргентины. Вечер организовывал бывший глава Секретариата труда полковник Хуан Перон (в 1943 г. в Аргентине произошел очередной военный переворот, одним из организаторов и идеологов которого был полковник Хуан Перон – ставший фактическим главой государства). Подойдя к полковнику Перону Эва ослепительно улыбнулась и проникновенным голосом произнесла: «Спасибо, что вы существуете, полковник».Вскоре после знакомства Эва Дуарте стала его любовницей.
Судьбоносная встреча произошла 22 января 1944 г. Эва подошла к Перону и произнесла всего лишь одну фразу: «Спасибо, полковник, за то, что вы есть». Сердце вдовца каудильо не выдержало ... День знакомства с 47-летний Хуаном она впоследствии назовет «волшебным» и началом «настоящей жизни».
1660416013954.png
1660415987517.png
1660415998964.png
Супруги Перон
Военная элита не одобряла связь Перона с молодой актрисой (связь Перона с молодой подругой из народа шокировала многих коллег-офицеров из правящей хунты). Популярность же Хуана среди рабочих (благодаря Эве) только росла, и напуганные этим офицеры отправили полковника под арест. 17 октября 1945 г. в Аргентине до сих пор помнят, как день освобождения Перона народом (и как начало перонистского движения (перонизм (исп. Peronismo) или хустисиализм — аргентинская политическая идеология, связанная с политикой президента Хуана Перона; в Аргентине перонизм рассматривался правящими кругами как альтернатива неолиберализму)). Тысячи аргентинцев вышли на улицы (собравшись на Майской площади перед президентским дворцом), требуя отпустить его. Выйдя из-под стражи, Перон женился на Эве и начал подготовку к президентским выборам.
22 октября 1945 г. полковник и его верная подруга поженились. Это был брак по взаимной искренней любви ...
Эва оставила карьеру актрисы и стала помогать мужу. Эва постепенно вошла в штаб ближайших помощников Перона. И рядом с кандидатом в президенты всегда находилась жена, олицетворяющая возросшую роль женщины в современном мире. С её помощью он намеревался включить аргентинских женщин в политическую жизнь страны, предоставить им право голоса. Эва была энергичной женщиной, обладавшей задатками организатора, действовала в соответствии с рекомендациями мужа, говорила его языком. Она ездила с ним по стране и выступала перед женщинами-работницами. Хуан Перон мечтал вовлечь женщин в политическую жизнь, получить их поддержку. Присутствие жены кандидата в президенты на встречах с избирателями стало новым явлением в Аргентине. Короткие речи Эвы были адресованы в основном женщинам-работницам, при этом она, обращалась, прежде всего, к чувствам слушателей, а не к их рассудку. Принимая во внимание низкий образовательный уровень простых аргентинцев, а также особую эмоциональность их характера, такой стиль выступлений оказался наиболее действенным. Выборы 1946 г. сделали Хуана Перона президентом, а Эву — первой леди.
1660416117413.png
1660416099989.png
Эвита Перон выступает с речью перед женщинами
Эвита в своём благотворительном фонде встречается с детьми
Постепенно сформировался новый имидж Эвы Перон: роскошные платья и шляпки сменились простыми костюмами и фирменной строгой причёской. Первая леди переняла ораторский стиль мужа — эмоциональный и театральный. Основную массу сторонников Перона составляли бедные рабочие, которых в Аргентине называли безрубашечниками. Обращаясь к ним, она говорила о самопожертвовании, светлом будущем, но больше всего — о своём супруге. Эва называла его героем, патриотом, а себя — мостом любви между «нашим дорогим президентом» и «его безрубашечниками». Первая леди даже отправилась вместо мужа в тур по Европе, где встретилась с президентами Франции, Италии, Португалии, Швеции, государственным секретарём США и папой Римским.
Портреты Эвы были на календарях, спичечных коробках, во всех школьных учебниках. Она выступала по радио и телевидению. «Безрубашечники» дали своей любимице уменьшительно-ласкательное прозвище Эвита. Перон стал единственными президентом Аргентины, который на официальном портрете изображён в паре с супругой.
1660416200498.png
Официальный портрет Хуана Перона и Евы Дуарте де Перон, 1948 г.
Важнейшую роль в формировании образа сыграл оформленный в 1948 г. фонд «Эва Перон» (Фонд социальной помощи Марии Эвы Дуарте де Перон). Он занимался строительством больниц и приютов, помогал малоимущим, сиротам, старикам и бездомным. Как его глава, первая леди лично встречалась с нуждающимися. Она не брезговала даже целовать больных сифилисом и лепрой, прикладывать руки к гнойным ранам бедняков. Это сильно повлияло на её известность в католической Аргентине. Некоторые стали почитать её как святую. За пять лет деятельности фона в аргентинской провинции было построено около 30 оборудованных больниц, 20 детских садов и интернатов. Велось широкое строительство начальных школ и жилья для рабочих. В работу спортивных секций было вовлечено полмиллиона детей. В дни рождественских праздников детям раздавалось несколько миллионов подарков. Хотя фонд располагал примерно 70000 штатных и внештатных работников, Эвита несколько раз в неделю вела личный приём граждан. Благотворительная деятельность фонда «Эва Перон» была отмечена специальной благодарностью Организацией Объединённых Наций и наградами Ватикана. По ее распоряжениям выполнялись все, даже самые несуразные, просьбы бедняков: согласно статистике, она подарила 2500 домов и квартир, 3500 стипендий, около восьми тысяч раз стала крестной матерью, а посаженной матерью на свадьбы ее приглашали 6000 раз. Ничего удивительного, что бедное население Аргентины буквально молилось на свою Эвиту, в каждом доме висел ее портрет.
Летом 1947 г. состоялась поездка Эвы в Европу. Инициатива исходила от правительства Испании, где режим Франко оказался после Второй мировой войны в дипломатическую изоляцию и нуждался в налаживании международных связей. Богатая Аргентина была готова оказать Испании помощь в виде крупного займа. Но аргентинский президент опасался покидать Аргентину из-за возможной активизации оппозиции. Поэтому было решено отправить в Европу первую леди Аргентины с неофициальным визитом, который должен был стать рекламой внутренней политики Хуана Перона и обеспечит международное признание режима. «Радужный тур» продолжался два с половиной месяца. Эва Перон представляла собой в Старом Свете новую богатую Аргентину. В Испании она была встречена с королевскими почестями, в Италии, Франции и особенно Швейцарии, Португалии, Ватикане и Монако, согласно дипломатическому протоколу, ей был оказан обычный приём как супруге главы государства.
В ходе визита Эва встретилась с известнейшими политическими, общественными и религиозными деятелями, в их числе были Салазар и Франко, папа Пий XII, государственный секретарь США Дж. Маршалл, президенты Франции, Италии, Португалии, Швейцарии, Бразилии, Уругвая и главы ряда правительств. Генерал Франко вручил ей орден, а Папа Римский удостоил ее длинной беседы.
Эва Перон с триумфом вернулась на родину с миллиардными контрактами на поставку мяса и зерна в разоренную войной Европу. Она вернулась с имиджем крупного государственного деятеля, лидером национального масштаба и до самой смерти занимала второе после Перона место в государстве.
Особую поддержку первой леди оказывали женщины. В 1947 г. Хуан Перон подписал указ (по рекомендации Эвы Перон) о наделении женщин Аргентины избирательными правами и на церемонии символически передал его в руки жене. И когда в 1951 г. Перон был вторично избран президентом, он получил на 10 % голосов больше, чем в 1946 г. Росту его электората способствовали и поддержка аргентинских женщин. Из 3,8 млн. впервые голосовавших женщин в поддержку Перона высказалось более 2,4 млн. Уже при жизни перонисты называли Эву Перон символом социальной справедливости (хустисиализма).
Деятельность Эвы Перон стала одной из важнейших опор перонистского режима. Это особенно сказалось, когда правительство столкнулось с ухудшением экономического положения и обострением социальных конфликтов. В преддверии президентских выборов 1951 г. она, несмотря на прогрессирующую болезнь, совершила агитационные поездки по стране. Её исключительно эмоциональные и страстные выступления транслировались по радио. Перон в них представлялся судьбоносным для Аргентины президентом. Её авторитет в перонистском движении был в то время исключительно высок.
В 1951 г. женская часть перонистской партии предложила сделать Эву вице-президентом. Но, зная о консервативных взглядах военной элиты, Перон отклонил её кандидатуру, а в утешение дал супруге титул «Духовного лидера нации». Через год Хуан был переизбран на второй срок. В том же году у Эвы Перон диагностировали рак. В последние годы первая леди не могла стоять без посторонней помощи и принимала сильнейшие обезболивающие, чтобы участвовать в предвыборной кампании мужа. Борьба с тяжёлой болезнью сделала образ Эвиты только привлекательнее в глазах народа. Последний раз Эвита появилась на публике на балконе президентского дворца 4 июня 1952 г. в день второй инаугурации Хуана Перона и незадолго до смерти. В своей последней публичной речи Эвита сказала: «Я никогда не перестану благодарить Перона за то, чем я являюсь и что имею. Моя жизнь принадлежит не мне, а Перону и моему народу, они — мои постоянные идеалы. Не плачь по мне, Аргентина, я ухожу, но оставляю тебе самое дорогое, что у меня есть, – Перона».
26 июля 1952 г. она скончалась в возрасте 33 лет. Вся Аргентина замерла у репродукторов. Диктор сквозь слезы объявил: «Духовный лидер нации, первая леди Аргентины Эва Перон ушла в бессмертие». Вся страна погрузилась в глубочайший траур. Очевидцы вспоминают, что простые аргентинцы были на грани безумия и ожидали конца света. С блистательной и несравненной Эвитой они связывали свое счастье и надежды на светлое будущее страны. В Ватикан поступило более 40000 писем с требованием канонизировать Эвиту Перон как святую, отдавшую силы и жизнь в борьбе с бедностью. В стране был объявлен тридцатидневный траур, на три дня была остановлена работа предприятий. 13 дней как бесконечная река шли аргентинцы к её гробу. Люди теряли сознание, были попытки самоубийства. По всей стране тысячи бедных аргентинцев видели её лицо на небе и писали письма в президентский дворец и … получали в ответ конверты с надписью: «Я целую тебя с неба».
1660416300463.png
1660416315902.png
Церемония похорон Эвиты Перон у Дворца Национального конгресса Аргентины
Тело «знаменосицы угнетённых масс» забальзамировали (оно было выставлено на всеобщее обозрение до 1955 г., когда её мужа свергла очередная хунта). Люди выстраивались в очереди, чтобы посмотреть на покойную. Через день после смерти Эвиты в магазинах Буэнос-Айреса закончились цветы, а в давке, образовавшейся во время похорон, погибли 8 человек и около 2000 получили травмы.
1660416353543.png
Похороны Эвиты Перон
Вплоть до свержения режима Перона, ежедневно на радио прерывалась любая передача и траурный голос сообщал: «Сейчас 8 часов 25 минут. Время, когда Эвита Перон стала бессмертной ...».
Образ Эвы воплощён в литературе, кино, песнях, даже молитвах. Культовым стал фильм 1996 г. «Эвита», где первую леди сыграла Мадонна. Но далеко не все говорили о ней с восхищением. Известнейший аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес посвятил Эве рассказ «Симулякр», где представил первую леди марионеткой в руках опытного кукловода Хуана Перона.
Многие считают, что в своих речах «Духовный лидер» только говорила словами мужа. Её благотворительный фонд получал государственную поддержку и отчисления от зарплат простых рабочих. Отсутствие какой-либо финансовой отчётности позволило противникам перонизма утверждать, что фонд использовали для отмывания денег.
Первая леди позаботилась, чтобы её родственники получили ключевые государственные должности: брат стал личным секретарём президента, мужья сестёр заняли посты сенатора, директора Центральной таможни и председателя Верховного суда.
И всё же она осталась важнейшим культурным символом. До Эвиты ни одна первая леди Аргентины так активно не участвовала в политической жизни страны. Исследователи подчёркивают, что Эвита Перон остаётся кумиром латиноамериканской левой молодёжи наравне с Че Геварой. Кристина Фернандес, первая избранная женщина-президент Аргентины, однажды сказала, что женщины её поколения в долгу перед Эвой Перон за показанный ею «пример страсти и воинственности». Аргентинцы говорят, что в ХХ в. в стране было два феномена: Борхес в литературе и Эвита Перон — в политике.
Новому военному режиму не нужен был культ Эвиты, а её бальзамированное тело не давало покоя, его дальнейшая судьба похожа на шпионский детектив и роман ужасов: пять лет его перевозили с места на место, и всюду оно сеяло несчастья. В ноябре 1956 г. тело пропало, и следы его потерялись. Эву Перон тайно вывезли в Италию и под именем Марии Маджи Маджистрис похоронили на кладбище в Милане. Изгнанный президент Перон нашел убежище в Испании, где женился на танцовщице Исабель Мартинес, которая делала все, чтобы стать похожей на свою великую предшественницу. Только в сентябре 1971 г. тело Эвы Перон было передано ее мужу и перезахоронено в Мадриде.
В начале 70-х гг. ХХ в. военный режим в Аргентине в очередной раз сменился. Хуан Перон в 1973 г. с триумфом вернулся из изгнания назад в Аргентину, вновь был избран президентом, вице-президентом стала его супруга Исабель Перон. 1 июля 1974 г. Перон скончался от сердечного приступа, и пост президента заняла его супруга.
1660416430635.png
Мария Эстела Мартинес де Перон, известна как Исабель — президент Аргентины в 1974 — 1976 гг., первая в мире женщина-президент
В ноябре 1974 г. она вернула останки Эвиты из Мадрида в Аргентину, чтобы похоронить ее рядом с Пероном. Но в 1976 г. в результате очередного путча Исабель свергли и арестовали за хищения и коррупцию. Новая власть перезахоронило Эвиту на кладбище Реколета в семейном склепе Дуарте (несмотря на её незаконное происхождение), а Хуана Перона — то же в фамильном склепе на кладбище Чакарита. Саркофаг с Эвитой погребен под двумя свинцовыми плитами за решеткой склепа, на стене которого имеется надпись «Не плачь по мне, Аргентина, я вернусь».
1660416528022.png
1660416491726.png
1660416502697.png
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх