(ТЕОРИЯ ) Пикты Британии

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Пикты всегда были загадочными фигурами. Они считались кем угодно – от диких воинов до полумифической расы лесных жителей, но о том, кем они были, как жили и во что верили, сохранилось очень мало свидетельств. Пикты – обитатели Шотландии, которых застали еще римляне, но которым довелось биться с викингами.
Даже те исторические записи, которые сохранились, были написаны с предвзятой точки зрения, в частности, древнеримские писатели подчеркивали дикость пиктов перед лицом ряда неудачных вторжений на их территорию.
Мы знаем, что это было сообщество разнообразных людей железного века, живших в северной и восточной частях Шотландии, и что они процветали примерно с 300 до 900 гг. Сегодня от пиктов остались каменная резьба, брохи, могильные курганы ...
Пикты, как народ, прослеживаются в истории Британии вплоть до 843 г., а затем сообщения о них пропадают, а сами они полностью исчезают с исторической арены. Пикты с течением времени постепенно ассимилировались со скоттами и бриттами. Исчезнувшие в этом «кельтском котле», они в настоящее время считаются одним из самых загадочных племён «варварской» Европы.

1669259177660.png
Фрагмент камня-символа пиктов, изображающий сцену битвы (возможно, при Нехтансмере)
Нортумбрианская конница (справа) одета в шлемы, похожие на шлем из Коппергейта. Изображение на одном из камней в Аберлемно, которое предположительно изображает битву при Нехтансмере. (церковный двор в приходской церкви Аберлемно (камень иногда называют Аберлемно II))
Слово «пикт» происходит от римского названия «picti», что означает «раскрашенные». Этот термин, который впервые был использован около 1700 лет назад, традиционно считается относящимся к практике татуировки или росписи тела, и был разработан для проведения различия между римскими и неримскими бриттами во времена оккупации Британских островов.
Самое раннее сохранившееся упоминание о пиктах датируется 297 г., когда Евмений писал, что бритты уже были знакомы с частично обнаженными «пиктами и хиберни (ирландцами) как своими врагами». При этом слово «пикты» использовалось для обозначения любого человека, жившего на территории современной Шотландии в тот период. Скорее всего, римляне использовали этот термин уничижительно по отношению к жителям Шотландии, однако примерно к 600 или 700 гг. стало ясно, что племена стали называть себя «пиктами». Несмотря на свое название, существует мало свидетельств того, что пикты действительно наносили себе татуировки.
1669259267325.png
1669259278272.png
Пиктские камни с толком нерасшифрованными загадочными письменами
«Змеиный камень» с рисунками пиктов из Аберлемно
Пикты, вероятно, сочинили собственную историю происхождения, в которой говорится, что они приплыли в Шотландию из древней Сиктии (современной Центральной Азии и части Восточной Европы), поскольку в историях, написанных такими авторами, как Геродот (знаменитый древнегреческий автор), описывается, что там жил рисованный народ. Однако это маловероятно: миф, скорее всего, был попыткой пиктов указать на свое происхождение, что было частью тенденции развития королевств в то время, поскольку это позволяло королям и элите закрепить свои претензии на власть.
Вместо этого пикты, вероятно, происходили от коренных жителей Шотландии, таких как каледоны или вакомаги, которые жили на севере и востоке Шотландии около 1800 лет назад.
Римляне достаточно легко покорили территорию нынешней Англии, уже в I в. подчинив жившие там кельтские племена. А на землях современной Шотландией вышла заминка. Римляне столкнулись там с мощнейшим сопротивлением, преодолеть которое так никогда и не смогли.
1669259356552.png
Таким образом, после завоевания римлянами большей части Британии в 43 г. кельтские народы к югу от современной Шотландии в значительной степени романизировались (передача нелатинской письменности средствами расширенного латинского алфавита, с применением диакритических знаков и буквосочетаний). В отличие от них, пикты считались дикими, варварскими, отсталыми. Они (пикты) были рослыми и статными воинами, покрывавшими перед боем свои тела красочными росписями (отсюда и собственно их латинское название «раскрашенные»).
Пикты умудрились не только успешно отбиться от римских легионеров. Но и совершали набеги внутрь римской территории – вплоть до Лондиниума (Лондона). Римлянам пришлось срочно возводить два защитных вала на границе современных Англии и Шотландии – Антонина, а затем – Адриана, которые были построены для того, чтобы не пустить раздражающих пиктов на юг.
1669259497506.png
1669259486819.png
1669259459287.png
Адрианов вал на севере Британии
Остатки римского вала
Фрагмент римских оборонительных укреплений в Лондоне
По одной из версий, около 120 г. пикты умудрились вырезать целый римский легион – IX Испанский (все данные об этом расквартированном в Британии подразделении пропадают из списков).
Посмотреть вложение 13889
Нападение воинов-пиктов на римский форт. Рис. Вайна Рейнольдса
До прихода римлян в Британию северные народы, вероятно, были разрозненными племенами, которые проводили большую часть времени в войне друг с другом. Однако римская угроза с юга, вероятно, заставила их объединиться в зачаточное пиктское государство, что позволило племенам лучше сопротивляться захватчикам и грабить их запасы.
Посмотреть вложение 13893
Римские воины на территории Британии, около 400 г. И пикты, и бритты, и саксы, все они имели перед глазами образцы римской военной культуры последних веков Империи. Выучка и дисциплина оказались сильнее неистовства варваров, а сами римляне увидели, что подвижность и коллективная защита более эффективны, чем даже строй одетых в латы легионеров. Рис. Ангуса МакБрайда
Под угрозой римского владычества пикты позже создали два мощных в политическом и военном отношении королевства, которые доминировали над значительной частью Шотландии. К тому времени, когда римляне покинули Британию в V в., северные племена более универсально трансформировались в то, что стало пиктским королевством.
Уже в VI в. пикты перешли в христианство и создали Пиктское королевство. Пикты смогли доказать свою грозную силу – остановили продвижение на север Британии англо-саксов. Которых, кстати, оставшиеся в V в. бритты позвали как раз на защиту от набегов пиктов.
Трон у пиктов передавался по женской линии. То есть, доставался потомкам пиктских принцесс, даже если они вышли замуж куда-то в иное государство. Сей факт и сыграл с пиктами нехорошую шутку. В 843 г. правителем пиктов стал Кеннет I из соседнего королевства Дал Риады, сын гэльского короля и пиктской принцессы. Гэлы (скотты) и пикты с его подачи объединились в одно государство – королевство Альба, со временем ставшее Шотландией.
Сами пикты в Шотландии постепенно были ассимилированы гэлами и уже к X в. полностью перешли на их кельтский язык. Так что ныне от пиктов и следа не осталось. Однако в жилах шотландцев еще течет их родная кровь, ратующая за полную независимость Шотландии.
Действительно, к VII в. существовала «страна пиктов», а в 843 г. Кеннет I Макалпин, король шотландцев, стал также королем пиктов, объединив народы в королевство Альба, которое позже превратилось в Шотландию.
1669259712126.png
Основываясь на археологических находках, существовании пиктских камней-символов и письменных источников, археологи и историки долгое время спорили об образе жизни пиктов. Неизвестно толком даже самоназвание пиков. Есть мнение, что оно звучало как prit-tan или prit-ten, в конечном итоге и дало название всей Британии. Есть мнение, что пикты могли быть просто особой веткой кельтов. Есть версия, что кельты являлись особыми индоевропейцами, пришедшими в Британию еще задолго до самих кельтов. Есть и гипотеза, что пикты могли быть реликтом некоего доиндоевропейского народа. Возможно, родней тем же баскам. В пользу этой версии говорят загадочные имена пиктских вождей – Бутхут, Канутулачама, Усконбутс, – которые вообще невозможно перевести ни с одного известного языка мира. Юлий Цезарь утверждал, что пикты – родня иберам, хорошо знакомым ему по войнам в Испании – однако есть мнение, что Цезаря не так поняли, он имел в виду неиндоевропейских басков. И самое удивительное, что жили-то ведь они уже в эпоху письменности, и даже ее имели. Но … кроме списка своих королей, с указанием продолжительности их правления, ничего письменного от них до нашего времени не сохранилось. У нас нет пиктских законов, летописей, никто не написал житий местных святых, не озаботился собранием их легенд, стихов и преданий. Нет ни единого целого предложения, которое было бы написано на пиктском языке. Конечно, о них писали авторы других народов, даже Юлий Цезарь. Но только это особо ничего не дает, кроме разве что самого знания о том, что они были и имели обыкновение краситься в синий цвет. Или покрывать свое тело татуировкой … До нас дошли лишь работы пиктских камнерезов, то есть – изображения на камнях, но и они … не содержат мелких деталей. Рядом с ними нет надписей, и о чем они повествуют можно лишь только гадать …
О происхождении пиктов до сих пор идут споры в академической среде. Учёные выдвигают несколько гипотез этногенеза этого древнего шотландского народа. Самую раннюю выдвинули ещё древние римляне, впервые столкнувшиеся с каледонцами — по всей видимости, под этим названием стоит говорить о пиктах и бежавших из-под римского владычества бриттах, не сложивших оружие в борьбе за свою независимость. Считалось, прежде всего из-за определённой внешней схожести, что народ Северной Британии родственен иберийцам. В наше время сосуществуют две гипотезы. Согласно первой, пикты — это кельтское племя, довольно рано отделившееся от основной массы сородичей. Поэтому они так сильно отличаются от тех же гэллов или соседей-бриттов. Согласно второй, менее популярной, пикты — автохтонное население Британии, пришедшее сюда ещё в ранний бронзовый век. Таким образом, их можно считать представителями первой волны индоевропейских народов, оказавшихся в Европе.
Сами римляне не сразу стали называть народ северной Британии пиктами. Впервые это слово встречается в III в. у Евмения. Племя было закрытым, резко негативно относилось к пришельцам и не подпускало их к себе. Поэтому античные авторы знали об этом племени довольно мало — иногда историки и писатели говорили даже о явно противоположных вещах. Так, пикты то являли собой статных и светловолосых, то невысоких и тёмных. Тем не менее некоторые особенности их жизни можно проследить по трудам, которые оставили римские учёные. Известно, что племя не было однородным: по хребту Грампианских гор оно делилось на две группы, каждая из которых имела своего вождя. Примечательно, что верховная власть у пиктов передавалась согласно принципу матримониального наследования — новых государей выбирали из наследников по женской линии.
Мало что знали римляне и о внутренней жизни племени. Однако Дион Кассий описывает знакомство жены римского императора Луция Септимия Севера с пиктской женщиной. При встрече венценосная особа пыталась застыдить варварку её развратностью. На это пиктка ответила, что, в отличие от римлянок, которые вынуждены скрывать от общества свои отношения с любовниками, варварские женщины сами выбирают себе мужчин, притом самых лучших.
Пиктам часто приходилось воевать …
Соседство римлян с пиктами нельзя назвать мирным. Укрепившиеся в Британии легионы вплоть до ухода Римской империи из региона в начале V в. постоянно воевали с северными племенами, причём не всегда успешно. Первые столкновения с каледонцами произошли ещё в I в. и связаны с именем Юлия Агриколы, назначенного командующим римскими легионами в отдалённой провинции. Он подавил выступления бриттов, которые оказались под владычеством Рима, а затем отправился на север Британии, в Каледонию, поскольку мятежники имели там базы.
По итогам битвы у Граупийских (Грампианских) гор в 83 г. римляне смогли сломить сопротивление и продвинуться на север. Территории, завоёванные Агриколой, были отгорожены от варваров валом Антонина. Несмотря на успех Агриколы, пикты и не думали сложить оружие. Наоборот, всё чаще варвары прорывались через построенные римлянами укрепления, из-за чего император Адриан был вынужден начать строительство нового вала.
Следующее крупное столкновение римлян и пиктов приходится на эпоху правления императора Луция Септимия Севера в начале III в. Опасаясь удара усилившихся варваров, он нанес по ним упреждающий удар. Однако ожесточённое сопротивление пиктов и смерть самого императора не позволили завоевать север Британии — римляне ограничились укреплением фортов и Адрианова вала, который периодически прорывался пиктами.
Наиболее крупный «прорыв» случился уже в эпоху упадка Рима, в 367 г. Пикты и поддержавшие их скотты, ирландские кельты, прорвали оборонительные укрепления римлян. Пострадал и центр римской Британии, город Лондиниум. Империя уже не могла оперативно реагировать на такие походы варваров — в 410 г. император Гонорий предоставил Британии независимость и увёл оттуда последние легионы.
На пиктских резных изображениях нельзя, например, различить доспехи, кроме одной или двух фигур, на которых может быть изображена стеганая кожаная туника. Однако археологи нашли фрагмент железной чешуйчатой брони из Карпова в Пертшире, а также маленькие пластины в форме ромба для римского доспеха lorica squamata. Однако обе эти находки носят спорный характер. Вероятно, это были римские доспехи, случайно попавшие на пиктскую территорию. Даже шлемы и те редки; на Аберлемском камне изображены всадники в довольно типичных шлемах с длинными носовыми пластинами и нащечниками, похожие на находки в Коппергейте и Бенти-Грандже, но изображены на них явно не пикты. Во всяком случае таково мнение исследователя Поля Вагнера. Камень Мордаха показывает нам странную фигуру, которая, кажется, носит шлем с гребнем, но археологи нашли только лишь один фрагмент подобного шлема, и кому он принадлежал опять же неизвестно. Тем не менее можно считать, что пиктская знать все же имела шлемы, а может быть и доспехи из металлических пластинок.
Посмотреть вложение 13895
Римско-британский всадник V – VI вв. – эпохи, когда сами римляне из Британии ушли, но многие их традиции и комплекс вооружения там сохранялись. Рис. Ричарда Хука
Оружием ближнего боя у пиктов был меч с прямым клинком, ромбическим либо с долом и небольшим перекрестием. Было найдено лишь несколько фрагментов пиктских мечей, стиля Ла-Тене, и схожие с англосаксонскими. На пиктских изображениях видны параллельные, широкие клинки с отчетливо закругленными остриями, хотя о длине их судить сложно.
1669259856399.png
Воин племени каледонцев (одного из племен докельсткого населения Шотландии), около 200 г. с характерным для них, а также пиктов, вооружением, включая щит-баклер.
Рис. Вайна Рейнольдса
Копья, безусловно были, причем изображены они с большими наконечниками. Кроме того, известно, что у них были одноручные и двуручные боевые топоры. Для большинства кельтских обществ дротики являлись основным наступательным оружием. Иногда их бросали при помощи ремня, прикрепленного к древку.
1669259957094.png
Оружие и доспехи пиктов, включая их щиты-баклеры необычной формы. Цифрой 7 обозначен римский арбалет соленарион. Рис. Вайна Рейнольдса
На обратной стороне «Креста из Дупплина» и «Камня Суэно» изображены пикты, вооруженные луками, что указывает на то, что стрельба из лука была им известна. И не только из лука. До нас дошло также изображение римского арбалета соленарион, использование которого подтверждается также находкой арбалетных болтов VII – VIII вв. Есть мнение, что пикты использовали также специально выведенных и дрессированных военных собак (встречается изображения таких псов), которые бросались на противника и кусали его за ноги и прочие, не прикрытые доспехами части тела.
1669260003761.png
Пиктские воины 690 г. Всадник и пехотинец, всадник вооружен тяжелым копьем с листовидным наконечником и колчаном с тремя дротиками. Рис. Вайна Рейнольдса
У пиктских всадников были круглые щиты с полусферическими умбонами, позади которых находилась рукоятка, в то время как пиктская пехота использовала небольшие круглые или квадратные щиты. Последние были двух видов: квадратный щит с умбоном и квадратный с выемками вверху и внизу, так сказать Н-образный. Интересно, что такие щиты больше нигде, кроме как у пиктов не встречались. На некоторых пиктских резных изображениях мы видим украшенные щиты, и вполне возможно, что на таких щитах было покрытие из тисненой кожи, кроме того, они могли украшаться медными заклепками и оковками.
1669260040935.png
Охотник-пикт (2), пиктский военный вождь с квадратным щитом баклером (3), всадник (1) – VII – IX вв. Рис. Ангуса МакБрайда
Пикты создали известный щит, называемый баклер (его следовало бы называть «пиктским щитом»). Интересно, что в одном из ирландских сказаний вооружение пиктов описывается следующим образом: «У них были три черных огромных меча, и три черных щита, и три черных широколистных копья с толстыми, как вертел, древками». Можно сделать вывод: клинки мечей и наконечники копий у пиктов были … вороненными, видимо для того, чтобы защитить металл от особенностей шотландского климата.
Известно, что пикты построили большое количество горных фортов. Примером таких укреплений служит «королевская крепость» в Бургхеде. В них были колодцы и церкви, что предполагает достаточно большое количество людей в них находившихся. Большинство фортов, однако, были относительно небольшими, но построенными на скалистых участках, так, чтобы каменная стена следовала за контуром скал, чтобы их основание сделало бы ее по-настоящему неуязвимой. Овладение такими укреплениями играло важную роль в войнах пиктов, хотя мы ничего не знаем о том, как это происходило на самом деле.
Сражались ли пикты голыми или нет? Широко распространено мнение, что такой обычай имел место, хотя многие современные исследователи и смотрят на это скептически. Конечно, есть много римских сообщений о кельтах и британцах, сражающихся обнаженными. Например, о каледонцах, которые изображены обнаженными на нескольких резных римских плитах, и о которых историк Иродиан писал: «Они не знают, как использовать одежду ... они татуируют свои тела не только изображениями животных всех видов, но самыми разными рисунками. И именно поэтому они не носят одежду, чтобы не прятать эти рисунки на своих телах».
Насколько все это связано с пиктами точно неизвестно, но есть изображения обнаженных пиктов на нескольких камнях. Кстати, римляне писали о галатах (кельтах, населявших Южную Турцию), что «их раны были хорошо видны, потому что они сражаются обнаженными, а их тела пухлые и белые, поскольку они никогда не обнажаются, кроме как в битве». Пикты тоже могли следовать этому обычаю и раздевались перед боем, но одежду, безусловно, использовали (все таки зима в Шотландии бывает …).
1669260100105.png
1669260110952.png
1669260121115.png
Изображение воина-пикта, покрытого татуировкой.
Рис. из книги 1590 г. (Нью-Йоркская публичная библиотека)
Пиктская женщина в представлении художника XVI в.
Каледонийский воин
К тому же, обнажаясь перед боем воин обращался с призывом к божественной защите, возможно, связанной с магическими символами, нарисованными на его теле. Существовали также и некоторые практические причины не обременять себя одеждой, поскольку обнаженное тело труднее схватить в ближнем бою, а рана на голой коже менее подвержена заражению, чем рана, о которую трется грязная ткань. Именно по этой причине по всему миру существовали традиции драться на дуэли обнаженными, причем даже римские гладиаторы сражались, имея лишь на голове шлем, наруч и набедренную повязку. Важен здесь и чисто психологический момент. Вполне возможно, что армия обнаженных, татуированных пиктов для цивилизованных римлян являлась просто внушающим ужас зрелищем.
Нам известно, что кельтские воины были гордыми, хвастливыми и просто до чрезвычайности озабоченными внешними проявлениями своей мужественности и доблести. Об этом как раз и говорят их татуировки и серебряные украшения, то есть то, что выставлялось на показ. Как пример Пол Вагнер приводит дошедшее до нас похвальбу одного пиктского «героя»: «Когда я слаб, то могу выйти против двадцати один. Трети моей силы достаточно против тридцати ... Воины избегают битвы из-за страха передо мной, и целые армии бегут от меня», на что другой небрежно отвечает: «Неплохо для мальчика».
1669260207598.png
Серебряная цепь пиктов, изготовленная между 400 и 800 гг. (Национальный музей Шотландии, Эдинбург)
Казалось бы, пикты могли бы делать доспехи из кожи, поскольку и кожи, и шерсти они имели в изобилии. Были они и способными металлургами. Во всяком случае из серебра они делали превосходные вещицы. Но … при этом они предпочитали сражаться обнаженными, демонстрируя противнику свою спесь. Другие кельтские воины также были склонны к этому. Например, в сражении у Каратака в 50 г. бритты отказались от доспехов и шлемов, полагая, что их щиты являются для них достаточной защитой. В битве при Стандарте в 1138 г. воинов из Галлоуэй сначала поместили в тылу шотландской армии, поскольку у них не было доспехов. Но их вождь посчитал это уроном их воинской доблести и потребовал поставить их вперед, а доспехи пусть носят трусы …
Кельтский фольклор изобилует примерами того, как герои, на которых нападают многочисленные противники, по-рыцарски сражаются с ними по очереди, поскольку не было никакой славы или чести просто убить врага, навалившись на него кучей. Возможно, пиктский выбор небольших щитов-баклеров и широких рубящих мечей как раз и указывает на то, что единоборство играло очень большую роль в военных столкновениях пиктов, поскольку именно эта комбинация средств нападения и защиты дает значительные преимущества в поединках один на один, но не идеальна в большом сражении.
1669260269348.png
«Шлем из Коппергейта». Йорк, Англия. Вторая половина VIII в. Шлем напоминает шлемы нортумбрийских всадников, изображенных на оставленных пиктами изображениях, вырезанных на камнях в Аберлемно, которые предположительно изображают битву при Нехтансмере. (Музей Йоркшира)
В то же время перехитрить более сильного врага считалось вполне нормальным делом, и ни коим образом не осуждалось. Так, например, легендарный герой Кухулин («сосед» пиктов) победил богатыршу Айфе (заранее узнав о ее слабостях и обманув ее в бою (хитростью он отвлек ее внимание)).
Посмотреть вложение 13905
Тактика пихтов в боях против конницы предусматривала использование «стены из щитов», что впоследствии использовали и шотландцы в битве при Баннокбэрне в 1314 г.
Рис. Вайна Рейнольдса
Одновременно пиктский воин был частью сплоченного отряда, в котором клановость была важна: воины жили, ели, спали, сражались, убивали и умирали все вместе. Уважение, которое воин завоевывал своей славной смертью, в некоторой степени смягчало их скорбь по поводу его утраты, ведь слава павшего в определенной степени касалась и остальных его товарищей. Но особенно было принято горевать о вождях, причем вождях победоносных, щедрых и отважных.
Я голову несу в плаще:
Это голова Уриена, щедрого правителя своего двора.
На его белую грудь слетелись вороны.
А голову его я несу в руке:
Опора Британии пала.
Моя рука онемела.
Моя грудь дрожит.
Мое сердце разбито.
Так в стихах воспевалась гибель подобных вождей, что по крайней мере на словах свидетельствует о глубоком почтении, которое к ним питали рядовые воины.
После ухода римлян Британия оказалась беззащитна, пикты не стремились овладеть всей бывшей римской провинцией. С одной стороны, это было вызвано тем, что бритты довольно успешно обороняли свои земли на севере, не давая соседям захватить земли к югу от Адрианова вала. С другой стороны, пикты сами столкнулись с натиском ирландского племени скоттов. В IV в. они успешно проникли на западное побережье современной Шотландии и основали королевство Дал Риада. Некоторые исследователи предполагают, что походы скоттов были предприняты при деятельном участии бриттов, заинтересованных в том, чтобы пикты отвлекали часть своих сил на оборону западных рубежей.
Так или иначе, но именно после ухода римлян начинается «золотой век» пиктов. Разрозненные племенные союзы наконец объединились в королевство, а первым монархом, жизнь которого подтверждена историческими источниками, был Бруде (примерно середина VI в.). В этот момент в северной Британии оформляются 4 государства, которые будут бесконечно соперничать между собой вплоть до появления в регионе викингов: это пикты, скоттская Дал Риада, бриттское королевство Старклайд и Нортумбрия англов.
1669260398073.png
Территория Шотландии в Тёмные века
Мы знаем, что пикты были преимущественно земледельческим обществом, которое вначале придерживалось религиозной системы кельтского политеизма, а позднее пиктская элита приняла христианство.
Его появление связано с деятельностью ирландского монаха Колумбы. Он основал на острове Айона монастырь, который стал духовным центром Шотландии. С его же именем связано укрепление позиций католичества в Дал Риаде и крещение пиктского короля Бруде.
1669260449706.png
Крещение Бруде миссионером Колумбой
Приобщение пиктов к католическому миру не помогло избежать конфликта со скоттами. Главной же проблемой для потомков Бруде стала Нортумбрия — в VII в. благодаря серии походов ее воины на несколько десятилетий смогли захватить пограничные территории на юге государства пиктов. Одной из причин такого успеха англов стала внутренняя политическая нестабильность пиктов — бесконечные конфликты за престол привели к фактическому развалу страны.
Однако пикты смогли воспрянуть после череды поражений и нанести англам ответный удар. Этот успех связан с именем другого короля Бруде, историчность которого можно подтвердить по ирландским источникам. В 685 г. состоялась битва при Нехтансмере, в которой пикты дали бой англам и наголову разгромили их. Погиб и король Нортумбрии Эгфрит. Бруде смог вернуть утраченные земли на юге — пикты вновь объединились, но лишь на короткое время.
Появление в регионе викингов кардинально изменило политическое положение на всех британских островах. Завоевания скандинавов и их постоянное давление на пиктов стали причиной постепенного угасания королевства. Впервые морские разбойники напали на земли пиктов в VIII в. — именно тогда пикты утратили контроль над островами в Северном море.
Одновременно, пользуясь ослаблением своего восточного соседа, наступление на него повело королевство Дал Риада. В 843 г. король скоттов Кеннет объявил о создании единого королевства Альба, в которое вошли и пикты. Именно эту дату обыкновенно считают точкой отсчёта истории современной Шотландии.
1669260532330.png
Король Кеннет, изображение XVII в.
Современным исследователям неясно, когда пиктское королевство прекратило свое существование. Мы знаем, что к началу X в. регион стали называть Королевством Альба, а не Королевством пиктов; однако неясно, было ли это связано с созданием нового королевства или Альба была более близким названием пиктов.
Аналогичным образом, пиктский язык (который в настоящее время полностью вымер) не исчез внезапно, а был заменен процессом «гэлизации». К XI в. все жители северной Альбы были полностью гэльскими шотландцами.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх