(ТЕОРИЯ) Познание. Процесс познания человеком мира

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире. Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Познание – процесс получения знаний. Совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях действительности. Познание - основной предмет гносеологии.
1683041202622.png
1683041218474.png
Познание – это деятельность людей, целью которой является получение новых достоверных знаний об окружающем мире, действительности, человеке и обществе, основанная на чувственном и рациональном его постижении.
Изучением теории познания занимается гносеология – это раздел философии, в котором анализируется природа и возможности познания, его границы и условия достоверности.
По отношению к процессу познания выделяются следующие философские направления:
Гностицизм – философское учение, основная идея которого заключается в том, что познавательная деятельность для человека является жизненной необходимостью («познание – это необходимость»).
Оптимизм – философское направление, которое считает мир целиком поддающимся познанию («мир познать возможно»).
Агностицизм – философское учение, утверждающее то, что мир познать невозможно. Обоснование данного факта заключается в следующем: человек может познать объект только с помощью своих ощущений и внутренних переживаний, но стать самим объектом и «увидеть мир» с его стороны невозможно, что искажает факты о познаваемом. А такие понятия как «бог», «душа», «вселенная» в принципе непознаваемы, так как существуют вне возможных пределов человеческого разума. («мир познать невозможно»).
Релятивизм – философское учение, смысл которого заключается в том, что все истины могут быть только относительными, те. способными измениться в зависимости от условий («все в мире относительно»).
Скептицизм – направление в философии, подвергающее сомнению возможность познания реальности («сомнения по отношению к возможности познания»).
Процесс познания
1683041268468.png
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.
Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)
Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)
Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков
Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Эмпирический уровень познания
Эмпиризм: единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Эмпирический уровень познания (чувственное познание) – начальная ступень познания, формирующаяся в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами, происходит посредством органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).
При чувственном познании человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств.
Органы чувств в процессе познания выполняют особую роль:​
- они являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним миром;
- они отражают преимущественно внешние стороны и связи объекта;
- без них человек не способен ни познавать, ни мыслить;
- они дают минимум информации, необходимой для познания объектов.
Формы чувственного познания:
1) Ощущение – это отражение отдельных свойств познаваемого объекта, которые возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения могут быть зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, которые человек испытывает, когда сталкивается с каким-либо предметом, объектом или явлением впервые.
2) Восприятие – это мысленное воссоздание целостного образа познаваемого объекта при его непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие складывается из ощущений и позволяет человеку идентифицировать какой- либо предмет, объект или явление, с которым ранее уже сталкивался.
3) Представление – это мысленное воспроизведение образа исследуемого объекта, без его непосредственного воздействия на органы чувств. Память человека делает возможным запоминать объекты и при необходимости воспроизводить в мыслях тогда, когда данного объекта нет поблизости.
Рациональное познание (теоретический уровень познания)
Чувственное познание имеет некоторые существенные недостатки, важнейшим из которых является известная физиологическая ограниченность органов чувств человека: многие объективно существующие предметы (например, атомы) не могут непосредственно отражаться в органах чувств. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира. Поэтому второй ступенью познавательной деятельности является рациональное познание (от лат. «ratio» – «разум»).
Рационализм: наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Теоретический уровень познания (рациональное познание) – это высшая ступень познания, которая осуществляется при помощи мышления и разума в форме понятий, суждений и умозаключений.
Формы рационального познания:
1) Понятие – это слово, которое включает в себя основные признаки и характеристики материального или нематериального объекта. Например, к понятию «шар» мы можем отнести воздушный шар, стеклянный шар, земной шар, шар для игры в бильярд, шар для боулинга и т п. Другими словами, понятие – это перевод многообразия признаков, качеств и свойств какого-либо объекта в знаковую систему языка, т.е. слово, которое позволит выделить и отличить данный объект из ряда других.
2) Суждение – это высказывание, смысл которого заключается в утверждении или отрицании какого-либо факта о познаваемом объекте. Например, «Луна оказывает большое влияние на многие процессы, происходящие на Земле» или «Луна не является планетой».
3) Умозаключение – это мыслительный процесс, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.
Умозаключение состоит из суждений (посылок) и вывода. Вывод – это результат умозаключения. Например:
- Все адвокаты – юристы (посылка).
- Петров – адвокат (посылка).
- Следовательно, Петров – юрист (вывод).
Умозаключение может быть:
Индуктивным (от частного к общему).
Дедуктивным (от общего к частному).
Получаемым по аналогии.
Интуиция
Познание не может сводиться только лишь к ощущениям и мышлению. Важное место в процессе познания, так же, как и в творчестве занимает интуиция.
Интуиция – непосредственное постижение истины в результате «озарения», внезапного понимания без прямой опоры на логическое доказательство, рациональное мышление.
Интуиции в познании большое значение придавали, как и ученые-мыслители древнего мира (Платон, Аристотель), так и настоящего времени. Интуиция использует данные чувственного познания, но им не является. Интуиция – это и не рациональное познание, поскольку непосредственно логику, разум не задействует.
Характеристика основных видов познания
Критерии сравнения
Чувственное познание
Рациональное познание
Интуиция
средстваорганы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание)мышление«озарение», «наитие», «прозрение»
формыОщущение — это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса.
Восприятие — чувственный целостный образ предмета.
Представление — чувственный образ объекта познания, запечатлённый в памяти человека
Понятие — это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса.
Суждение — это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе.
Умозаключение (вывод) — мысль, которая сформирована на основе нескольких суждений
Мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциями.
Интеллектуальная — связана с умственной деятельностью
особенностинепосредственность; наглядность и предметность; воспроизведение внешних свойств и сторонопора на результаты чувственного познания; абстрактность и обобщённость; воспроизведение внутренних закономерных связей и отношенийвнезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх