[ТЕОРИЯ] Проектирование

Николай

Модератор
Команда форума
Проектирование

Проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Проектирование можно рассматривать как мотивацию, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
По мнению ученых социальное проектирование – способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Можно выделить следующие виды социальных проектов:
- прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
- информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
- ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
- исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
- проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Целями проектирования являются:
- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
- включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи проектирования:
- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
- формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
- закрепление навыков командной работы.

Признаками проекта являются:
1. Цель – изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового.
2. Установленные сроки начала и завершения.
3. Определенные ресурсы.
4. Измеряемый продукт или результат.

В соответствии с видом деятельности создается типология проектов:
Социальные:
- оборонные;
- научно-технические;
- технологические;
- космические;
- экономические;
- строительные;
- экологические;
- образовательные.
Процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения называется управление проектом.

Управление включает три основных вида деятельности:
- планирование;
- организация;
- управление;
- планирование.

Структура социального проектирования
Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).
Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.
Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач, средства — совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования – его социальная активность.
На сегодняшний день проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах. Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.
Объектами проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:
1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей
Основные задачиОжидаемые результаты
1Собрать проектную группу и увлечь предварительным замысломНаличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами.
2Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды.Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело.
3Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение).Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности
4Обучить членов команды основам проектной деятельностиПонимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков
Комментарий. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.
Шаг № 2. Изучение социальной ситуации
Основные задачиОжидаемые результаты
1.Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни регионаОбъективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона.
2.Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики«Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам).
3.Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации:
а) при сохранении существующих тенденций,
б) в случае воздействий на них с целью оптимизации.
Прогнозы развития ситуации.
4.Составить подробный отчет о проведенном исследованииСистематизированные материалы отчета
Комментарий. Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».
Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы
Основные задачиОжидаемые результаты
1Расставить проблемы по степени их значимостиВыделение приоритетной проблемы
2Определить «аудиторию» проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект.Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта.
3.Сформулировать социальную проблему (или проблемы).Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем)
4.Определить причины существования данной социальной проблемыПеречень причин появления проблемы
Комментарий. «Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.
Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта
Основные задачиОжидаемые результаты
1Сформулировать основную цель социального проектаЧеткая формулировка цели проекта.
2Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы.Проектное решение
3Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемыПеречень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели
Шаг № 5. Составление плана работы
Основные задачиОжидаемые результаты
1Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проектаПисьменно оформленный документ — план работы
2Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проектаТочный график выполнения плана
3Определить ответственных за каждый пункт планаСписок ответственных за реализацию каждого пункта плана
4Указать необходимые ресурсы и источники их полученияПеречень необходимых ресурсов и источников их получения.
Шаг № 6. Составление рабочего графика
Основные задачиОжидаемые результаты
1Составить график выполнения всех пунктов планаРабочий график
2Оформить график в виде таблицыПисьменно оформленный график работ
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде
Основные задачиОжидаемые результаты
1.Продумать обязанности, необходимые для реализации планаПеречень обязанностей
2.Описать основное содержание каждой обязанностиОписание обязанностей
3.Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проектаСписок членов команды с указанием обязанностей каждого
Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения
Основные задачиОжидаемые результаты
1.Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских)Список необходимых ресурсов
2.Составить список источников получения ресурсовСписок источников получения каждого вида ресурса
Шаг № 9. Составление бюджета
Основные задачиОжидаемые результаты
1Определить источники поступления денежных средств (доходов)Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них
2Составить список предстоящих расходовПеречень предполагаемых расходов с указанием их величины
3Определить разницу между доходами и расходамиРассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами)
Шаг № 10. Формирование общественного мнения
Основные задачиОжидаемые результаты
1.Создание благоприятной среды для реализации социального проектаПонимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Шаг № 11. Составление предложений по проекту
Основные задачиОжидаемые результаты
1Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуацииОкончательная редакция плана реализации проекта
2Составление краткого резюме проектаРезюме проекта
3Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациямВарианты предложений о совместной деятельности
4Составление текста договора о совместной деятельностиВарианты договора
Шаг № 12. Поиск деловых партнеров
Основные задачиОжидаемые результаты
1Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проектаСписок организаций и лиц
2Сбор информации о предполагаемых деловых партнерахИнформация о деловых партнерах
3Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоровПодробная информация
Шаг № 13. Проведение официальных переговоров
Основные задачиОжидаемые результаты
1.Определение долевого участия каждого партнера в реализации проектаТекст договора (устная договоренность)
2.Подписать договор о сотрудничествеПодписанный текст договора
Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов
Основные задачиОжидаемые результаты
1.Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсыНаличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время
Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий
Основные задачиОжидаемые результаты
1.Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проектаТочное и полное выполнение всех пунктов плана
Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта
Основные задачиОжидаемые результаты
1.Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта.Объективное представление о ходе реализации проекта и о социальной эффективности выбранных методов и средств.
2.Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами.Новая (откорректированная) версия проекта
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх