Проектирование
Проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Проектирование можно рассматривать как мотивацию, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.
По мнению ученых социальное проектирование – способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.
Проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;
б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.
Можно выделить следующие виды социальных проектов:
- прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
- информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
- ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
- исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
- проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Целями проектирования являются:
- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;- включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи проектирования:
- повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;
- формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;
- закрепление навыков командной работы.
Признаками проекта являются:
1. Цель – изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового.2. Установленные сроки начала и завершения.
3. Определенные ресурсы.
4. Измеряемый продукт или результат.
В соответствии с видом деятельности создается типология проектов:
Социальные:- оборонные;
- научно-технические;
- технологические;
- космические;
- экономические;
- строительные;
- экологические;
- образовательные.
Процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения называется управление проектом.
Управление включает три основных вида деятельности:
- планирование;- организация;
- управление;
- планирование.
Структура социального проектирования
Аудитория проекта — носитель социально-культурных и личностных проблем, т.е. социальная категория или группа населения, характеризующаяся специфическими социальными и культурными особенностями и отличающаяся от других групп (последние включают как те элементы, которые общность воспроизводит и стремится сохранить, так и те, которые людям хотелось бы изменить).Инструментальная, содержательная часть проектирования, которая представляет собой развертывающуюся навстречу целевому блоку предполагаемую систему действий, состоит в выявлении необходимых для решения задач ресурсов (средств), определении методов достижения целей (которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности), а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта.
Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач, средства — совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий.
Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей и аудитории проекта.
Практические мероприятия служат основным инструментов реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта; определяют направления, виды, формы и содержание деятельности; привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей и задач каждого этапа.
Практические мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут обеспечивать дополнительные средства осуществления проекта. Например, в содержании проекта предусматриваются виды деятельности, напрямую не связанные с целями и задачами проекта, но необходимые для его финансового обеспечения (благотворительные вечера, аукционы, платные услуги и т.д.), формирования благоприятного общественного мнения населения и средств массовой информации по отношению к проекту (презентации, пресс конференции и др.). Для корректировки содержания проекта по ходу его реализации, активизации участия населения могут планироваться опросы общественного мнения.
Субъектами социального проектирования (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п. Необходимая черта субъекта проектирования – его социальная активность.
На сегодняшний день проектирование выступает как один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Идея участия населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений властей, администраций всех уровней или частных лиц стала одной из общепринятых основ практики социального проектирования во многих странах. Включение общественности в различных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов существенно повышает гражданскую активность населения и эффективность проблем местного значения.
Объектами проектирования (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть:
1) человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей
Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Собрать проектную группу и увлечь предварительным замыслом | Наличие группы людей, готовых заниматься социальными проектами. |
2 | Провести тренинг, направленный на сплочение и формирование творческого командного духа. Изучение возможностей каждого члена команды. | Наличие творческой команды, нацеленной на позитивные социальные преобразования. Понимание каждым участником своих возможностей и своего вклада в общее дело. |
3 | Сформировать нормы и правила общения и взаимодействия в команде (далее в любой командной деятельности тренировать их соблюдение). | Навыки взаимодействия в процессе общей деятельности |
4 | Обучить членов команды основам проектной деятельности | Понимание специфики социального проектирования. Наличие необходимых знаний и сформированных навыков |
Шаг № 2. Изучение социальной ситуации
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Собрать информацию о социальной, политической и культурной жизни региона | Объективное представление о социальной ситуации в местном сообществе, о реальных проблемах, о ресурсах для развития региона. |
2. | Проанализировать полученную информацию с точки зрения проблематики | «Проблемное поле» региона (перечень проблем и нереализованных потребностей, присущих разным социальным группам). |
3. | Сделать прогнозы различных вариантов развития ситуации: а) при сохранении существующих тенденций, б) в случае воздействий на них с целью оптимизации. | Прогнозы развития ситуации. |
4. | Составить подробный отчет о проведенном исследовании | Систематизированные материалы отчета |
Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Расставить проблемы по степени их значимости | Выделение приоритетной проблемы |
2 | Определить «аудиторию» проекта, т.е. ту социальную группу, которая является носителем приоритетной социальной проблемы и на которую будет направлен социальный проект. | Список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта. |
3. | Сформулировать социальную проблему (или проблемы). | Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем) |
4. | Определить причины существования данной социальной проблемы | Перечень причин появления проблемы |
Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Сформулировать основную цель социального проекта | Четкая формулировка цели проекта. |
2 | Провести процесс поиска методов и средств решения социальной проблемы. | Проектное решение |
3 | Сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы | Перечень конкретных задач, решение которых приведет к достижению поставленной цели |
Шаг № 5. Составление плана работы
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта | Письменно оформленный документ — план работы |
2 | Установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта | Точный график выполнения плана |
3 | Определить ответственных за каждый пункт плана | Список ответственных за реализацию каждого пункта плана |
4 | Указать необходимые ресурсы и источники их получения | Перечень необходимых ресурсов и источников их получения. |
Шаг № 6. Составление рабочего графика
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Составить график выполнения всех пунктов плана | Рабочий график |
2 | Оформить график в виде таблицы | Письменно оформленный график работ |
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Продумать обязанности, необходимые для реализации плана | Перечень обязанностей |
2. | Описать основное содержание каждой обязанности | Описание обязанностей |
3. | Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта | Список членов команды с указанием обязанностей каждого |
Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых и людских) | Список необходимых ресурсов |
2. | Составить список источников получения ресурсов | Список источников получения каждого вида ресурса |
Шаг № 9. Составление бюджета
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определить источники поступления денежных средств (доходов) | Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них |
2 | Составить список предстоящих расходов | Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины |
3 | Определить разницу между доходами и расходами | Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами) |
Шаг № 10. Формирование общественного мнения
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Создание благоприятной среды для реализации социального проекта | Понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Шаг № 11. Составление предложений по проекту
Шаг № 11. Составление предложений по проекту
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Пересмотр составленного плана с учетом социальной ситуации | Окончательная редакция плана реализации проекта |
2 | Составление краткого резюме проекта | Резюме проекта |
3 | Составление предложений по совместной реализации проекта различным организациям | Варианты предложений о совместной деятельности |
4 | Составление текста договора о совместной деятельности | Варианты договора |
Шаг № 12. Поиск деловых партнеров
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1 | Определение списка организаций и лиц, способных помочь в реализации проекта | Список организаций и лиц |
2 | Сбор информации о предполагаемых деловых партнерах | Информация о деловых партнерах |
3 | Установление адресов, телефонов, предполагаемой даты переговоров | Подробная информация |
Шаг № 13. Проведение официальных переговоров
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Определение долевого участия каждого партнера в реализации проекта | Текст договора (устная договоренность) |
2. | Подписать договор о сотрудничестве | Подписанный текст договора |
Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Своевременно получить необходимые для реализации проекта ресурсы | Наличие необходимых ресурсов в нужном количестве и указанное в плане время |
Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Проведение указанных в рабочем плане мероприятий по реализации проекта | Точное и полное выполнение всех пунктов плана |
Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта
№ | Основные задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Собрать и проанализировать информацию о тех социальных изменениях, которые произошли в результате реализации проекта. | Объективное представление о ходе реализации проекта и о социальной эффективности выбранных методов и средств. |
2. | Скорректировать проектное решение и план работы в соответствии с обнаружившимися просчетами. | Новая (откорректированная) версия проекта |