(ТЕОРИЯ) Судебная реформа Александра II 1864 г.

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
До судебной реформы 1864 г. суд в Российской империи был сословным и полностью зависел от местной власти: губернатор имел право приостановить исполнение судебного решения. Предварительное следствие велось полицией, дела решались в закрытых судебных заседаниях без прений сторон. При нехватке улик подсудимый мог быть «оставлен в подозрении» и ограничен в правах. Судьи зачастую не имели ни юридического, ни вообще какого-либо образования.
В конце 1850-х гг. на имя Александра II стали поступать записки с предложениями реформировать судебную систему.
В 1862 г. император утвердил основные начала судебной реформы, подготовленные крупнейшими юристами во главе со статс-секретарем Государственного совета С.И. Зарудным при поддержке министра юстиции Д.Н. Замятнина.
1708137999639.png
В 1864 г. были утверждены Судебные уставы — четыре нормативных акта, определившие основные черты новой судебной системы Российской империи. В соответствии с ними в России создавались две судебные структуры, практически не зависимые друг от друга, — мировой суд и коронный (или государственный) суд.
I. Мировой суд создавался, прежде всего для того, чтобы разгрузить «главный», коронный суд от дел, связанных с мелкими правонарушениями и гражданскими исками (до 500 руб.). Этот суд имел максимально упрощённую процедуру рассмотрения дел, судебные пошлины не взимались.
Уезд делился на участки, каждый из которых находился в ведении определённого мирового судьи (I инстанция). Судьи выбирались на три года на уездных земских собраниях на основе образовательного (как минимум, среднее образование), возрастного (от 25 лет) и имущественного (от 15000 руб.) цензов. Сама судебная процедура проходила гласно, была открыта для посетителей. После того, как мировой судья заслушивал участников судебного процесса, он тут же выносил приговор: штраф (до 300 руб.) или арест (до 6 месяцев). Мировой суд был прост и скор.
Обжаловать решения мирового судьи можно было в уездном съезде мировых судей (II инстанция).
1708138042065.png
«Семейное дело у мирового судьи». В. Маковский, 1884 г.
II. Коронный суд действовал от лица государства, являлся частью государственной системы. Россия делилась на судебные округа, границы которых не совпадали с границами губерний. Такое деление было создано сознательно, чтобы затруднить влияние губернской администрации на судебные органы.
Через окружные суды (I инстанция) проходило подавляющее большинство гражданских и уголовных дел. Высшей инстанцией для окружных судов являлись судебные палаты (II инстанция), каждая из которых контролировала несколько судебных округов. В судебную палату можно было подать апелляцию (жалобу) на приговор, вынесенный окружным судом, и добиться там пересмотра дела. Окружных судей и членов судебных палат назначал император по представлению министра юстиции. При этом судьи становились несменяемыми, что обеспечивало их независимость от начальства.
1708138080406.png
Имея цель обезопасить новый суд от давления со стороны администрации, реформаторы в то же время стремились поставить судебные органы под строгий контроль в отношении соблюдения ими законности. Такой контроль над окружными судами и судебными палатами осуществлял Сенат, рассматривавший кассации, т.е. жалобы на нарушения закона, допущенные в ходе судебного процесса (в отличие от апелляции, в которой выражается несогласие с приговором по существу). Кроме того, был организован прокурорский надзор, подчинённый непосредственно министру юстиции: за каждым окружным судом, за каждой судебной палатой наблюдал особый прокурор, оповещавший начальство обо всех нарушениях законности.
Помимо изменения системы судоустройства, «судебные уставы» существенно изменили судопроизводство. Так, следствие раньше вели представители полицейских структур. Теперь оно перешло в руки судебных следователей, которые, как и судьи, были несменяемыми.
Сам процесс судопроизводства становился гласным, открытым и состязательным. В соответствии с Уставами судебное разбирательство должно было проходить при открытых дверях, представители прессы имели право подробно освещать его в печати. Весь процесс (допросы обвиняемого, истца, свидетелей, предъявление улик) был построен по принципу своеобразного состязания между двумя сторонами: прокурором, представлявшим обвинение, и адвокатом (присяжным поверенным), защищавшим обвиняемого. Председатель окружного суда и два его товарища (заместителя) являлись арбитрами этого гласного состязания, следившими за тем, чтобы оно проходило в рамках закона.
1708138115753.png
«В ожидании приговора суда». К. Савицкий, 1895 г.
Исход суда по уголовным делам определялся 12 присяжными заседателями, представлявшими собой ещё одно принципиальное новшество для судебной системы России. Судьба обвиняемого отдавалась в руки его сограждан, не имевших юридического, а нередко и вообще никакого, образования. Присяжные выносили вердикты, а судья определял меру наказания в соответствии с законом. В суде присяжных, где вердикт выносили не профессиональные юристы, роль адвоката была огромна. Знаменитые адвокаты К.К. Арсеньев, Н.П. Карабчевский, А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович и другие были выдающимися ораторами, настоящими кумирами публики.
Судебная реформа Александра II была проведена весьма последовательно. Судебная система стала построена на принципах буржуазного права: гласность судебных процессов, равенство всех сословий перед законом, независимость судей от чиновников, состязательность обвинения и защиты.
Однако сохранился и ряд сословных пережитков: волостные суды для крестьян, особые суды для духовенства, военных и высших чиновников.
Новые суды вводились постепенно: к 1870 г. они действовали в 23 губерниях, к 1896 г. — в 44. В Польше, Прибалтике, Сибири, Средней Азии, на Европейском Севере России судебная реформа не проводилась.
Новый, независимый суд сразу же стал раздражать правящую бюрократию, которая постаралась поставить его под свой контроль. Особенно серьёзные потрясения судебная система испытала в 1870-х гг., когда непрерывной чередой пошли процессы по политическим делам. Не доверяя «непокорным судейским», а тем более присяжным заседателям, правительство постаралось передать эти дела под контроль более «надёжных» структур.
1708138174719.png
Процесс над первомартовцами
С 1871 г. дознание по политическим делам стали вести жандармские офицеры, а сами эти дела всё в большей степени изымались из ведения нового суда и передавались в Особое присутствие Сената, созданное в 1872 г. специально для ведения политических процессов. Здесь в роли присяжных выступали сенаторы. С конца 1870-х гг. большинство политических дел рассматривалось военными судами, где присяжными были офицеры. В обоих случаях приговор можно было предсказать заранее: он был такой, какой требовался верховной власти.
Таким образом, судебная реформа Александра II оказала огромное влияние на всю последующую систему судоустройства и судопроизводства в России.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх