(ТЕОРИЯ) Томас (Фома) Бекет – соратник и противник короля Англии

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1675456154000.png
1675456172777.png
Томас Бекет и Генрих II
Томас (или Фома (Фома Кентерберийский; иногда встречается написание фамилии Беккет)); 21 декабря 1118 — 29 декабря 1170 гг.) родился в Лондоне в семье влиятельного купца Гильберта Бекета и его жены Матильды 21 декабря 1118 г. Первоначальное воспитание в рыцарском духе Томас Бекет получил под руководством друга своего отца Ришара де л’Эгль. Потом отец выбрал для сына местом обучения монастырь Мертон. Окончив обучение в монастыре, Томас направляется в Парижский университет (Сорбонну) для изучения гражданского и канонического права.
1675456192693.png
Томас Бекет
По возвращении из Франции, Томас поступает на службу к кентерберийскому архиепископу Теобальду и становится его доверенным помощником. В 1148 г. он сопровождает Теобальда на собор в Реймсе, а уже через четыре года отправляется в Рим как полномочный представитель архиепископа. При дворе папы римского Бекет добивается запрета на коронацию наследника Стефана Блуасского правителем Англии. Такой запрет был очень важен для Генриха II (сына королевы Мод (Матильды), противницы Стефана), так как несмотря на заключенные договоренности со Стефаном, о том, что именно Генрих Плантагенет наследует английскую корону, многие бароны поддерживали сына Евстафия (Эстеша) проигравшего короля (Стефана). Теперь, когда запрет был издан, любые толкования заключенных договоренностей исключались.
1675456224881.png
Стефан Блуасский
После выполнения поручения архиепископа, Томас смог на несколько лет остаться в Италии в течение которых он в знаменитом Болонском университете изучал каноническое право и риторику.
Вернувшись в Англию в конце 1154 г., Томас был рукоположен архидиаконом Кентербери (данная должность не требовала пострига, и Бекет остался мирянином). После лоббирования интересов Генриха при дворе папы, Бекет пользуется благосклонностью короля, а благодаря эффективным действиям в должности представителя архиепископа он заручается поддержкой Теобальда, который рекомендует новому королю назначить Томаса своим канцлером.
Взошедший на английский престол в возрасте 21 лет Генрих II — человек очень интересный. Практически все свое время он тратил на государственные дела, обычным делом были поездки по Западной Франции (здесь находились его основные владения (Анжу)) и Англии, в ходе которых он лично проверял состояние дел в провинциях. По воспоминаниям современников, Генрих был непритязателен к одежде и пище, в путешествии мог совершенно спокойно переночевать в крестьянской хижине, а то и в конюшне. Характерной его чертой следует признать здоровый прагматизм, к людям незнатного происхождения он относился без предубеждения и пост мэра Лондона при нем на протяжении 24-х лет занимал бывший суконщик, да ещё и англосакс (а не нормандец) Фитц-Алвин. При этом Генрих II был весьма образованным человеком, знал 6 языков. К тому же он обладал и таким весьма редким во все времена качеством, как здравомыслие. На современников очень большое впечатление произвело поведение короля в Ирландии в 1172 г. И в Англии, и в Ирландии всем было известно пророчество Мерлина, согласно которому английский король-завоеватель непременно должен погибнуть на реально существующем камне под названием Лехлавар. Этот камень находился на середине реки, по сторонам которой встали армии ирландцев и англичан. Вопреки советам приближенных, Генриху вошел в реку, и, взобравшись на «волшебный» камень, обратился к ирландцам: «Ну, кто еще верит басням этого Мерлина?». Ирландцы предпочли уклониться от боя и отступить.
Став первым лицом королевства после монарха, Бекет выстраивает дружеские отношения с королем, порывая с церковью. В конфликтах своего бывшего покровителя Теобальда и Генриха II Плантагенета канцлер неизменно встает на сторону правителя. Томас Бекет добивается высочайшего расположения короля, когда тот отправляет ему своего старшего наследника – Генриха Молодого (Генрих Молодой Король (28 февраля 1155 — 11 июня 1183 гг.) — герцог Нормандский, граф Анжуйский, номинальный король Англии с 1170 г.; второй из пяти сыновей Генриха II и Алиеоноры Аквитанской) на воспитание. Как потом отзывался о канцлере его воспитанник: «Томас Бекет за день мне выказывал больше уважения, заботы и любви, нежели мой отец за всю жизнь».
1675456268039.png
Генрих Молодой Король
Первоначально в распоряжении нового канцлера было всего два писца, но через несколько недель число его подчиненных достигло 52 человек. Канцелярия Бекета на глазах у всех превратилась в важнейшую часть государственной машины Англии, именно в ней оказались все нити управления страной, а сам канцлер стал ключевой фигурой в правительстве страны: он работал, не покладая рук, целыми днями принимал посетителей, подписывал документы и утверждал судебные решения. Влияние и авторитет Бекета непрерывно росли. В это время короля и канцлера связывала самая настоящая дружба, Генрих полностью доверял Бекету.
На посту канцлера Бекет проводит успешные переговоры с королем Франции Людовиком VII о браке наследника английской короны (Генриха молодого короля) с французской принцессой Маргаритой. Наряду с этим, Томас показывает себя как успешный полководец, командуя отрядом (700 воинов) при захвате Тулузы.
1675456325913.png
1675494134496.png
1675456349397.png
Генрих II
Генрих II Плантагенет
Алиенора Аквитанская
Генрих Плантагенет ценил талант и общество Бекета, звал его с собой в походы и всячески одаривал. Когда архиепископ Теобальд умер, король способствовал избранию Бекета настоятелем Кентерберийского собора. 23 мая 1162 г. на собрании английских епископов Томас Бекет был избран архиепископом Кентерберийским и принял постриг 3 июня того же года.
На момент рукоположения, Томас в среде английского духовенства считался человеком короля. Да и Генрих, выдвинув Бекета на пост архиепископа, рассчитывал на всестороннюю поддержку Бекета. С помощью нового архиепископа, Генрих планировал прибрать к рукам доходы духовенства и снизить влияние римского папы на Англию. К удивлению английского короля, у Бекета на этот счет были другие мысли.
1675456378727.png
Собор в Кентербери
Став архиепископом Кентерберри, Томас отказывается от должности канцлера. Генрих поддержал это решение, оно помогало архиепископу формально отдалиться от тесной связи с королем и завоевать доверие в среде духовенства. Следующим шагом Бекета в сане архиепископа был ряд громких судебных процессов против баронов, незаконно завладевших землями духовенства в период гражданской войны в Англии (в ходе которой Генрих захватил власть). Это помогло Томасу заручиться поддержкой клириков (священнослужителей), в особенности тех, чьи земли были захвачены. Король хоть и отнесся к судебным процессам скептически, но препятствовать не стал, так как все еще считал Бекета своим человеком.
Церковь в Англии в те времена являлась государством в государстве. Монастыри владели огромными участками земли, на которых трудились десятки тысяч крестьян. Образ жизни монахов трудно было назвать благочестивым. Монах из Клюни Петр в середине XII в. публично призывал своих собратьев не принимать пищу более 3-х раз в день, не носить золотых украшений и драгоценных камней, не иметь более 2-х слуг и не держать при себе женщин. Монастыри обладали правом убежища и в них скрывались тысячи преступников, которые периодически покидали их стены с целью грабежа жителей окрестных городов и деревень и проезжающих купцов. Часть доходов от этого промысла шла в казну обителей. Духовные суды оспаривали решения королевских судов, а в случае конфликта с государственными чиновниками апеллировали к римским папам, которые, как правило, становились на их сторону. И эту, мощную, практически неподвластную королю и светским властям структуру возглавил чрезвычайно способный человек, который ни с кем не собирался делиться обретенной властью.
Хуже всего было то, что Бекет становился кумиром народа, который увидел в нем защитника от алчных баронов и продажных королевских судей. Слухи об аскетической жизни и святости нового архиепископа распространились по всей стране, и это обстоятельство связывало руки всем противникам Бекета.
В 1163 г. (или 1164 г.) король собрал видных английских клириков в Вестминстерском соборе и сообщил им, что собирается ввести новую подать для церковных земель, а также передать все судебные дела духовенства в ведение светских судов. Бекет раскритиковал инициативы короля прямо во время собрания. Буквально через три месяца король стал воплощать свои инициативы в жизнь. Пригласив священнослужителей в Кларендонский дворец, Генрих предъявил им для подписания документ («Кларендонские конституции»), согласно которому привилегии церкви в Англии ограничивались. Ограничения духовенства сводились даже к передвижениям, к примеру, покидать королевство без специального разрешения от монарха.
Так называемые Кларендонские конституции — 16 статей, существенно ограничивавшие привилегии Церкви. Так, 3-я статья обязывала клириков, обвинённых в уголовных преступлениях, предстать и перед светским, и перед духовным судами. 4-я статья запрещала епископам и клирикам покидать Англию без разрешения короля, а, в случае получения такого разрешения, обязывала их письменно гарантировать монарху, что во время пребывания за границей они не будут наносить ущерб короне. 7-я статья запрещала предавать анафеме или интердикту королевских вассалов и чиновников без разрешения монарха. Статьей 11-й на епископов, аббатов и клириков, держащих фьефы (феоды) от короны, налагались все обязанности вассала; 12-я статья передавала королю доходы от вакантных епархий и аббатств, ею же определялось, что замещение вакантных церковных постов может происходить только по согласию короля, а кандидаты обязывались приносить клятву верности монарху.
Присутствовавшие на собрании клирики под давлением монарха выразили согласие с содержанием конституций и подписали их, а Бекет подписывать не стал. Когда весть о Кларендонских конституциях дошла до папы, тот обрушился с критикой на такую инициативу короля. Бекет встал на сторону понтифика.
Тем временем королевские чиновники принялись арестовывать людей, скрывавшихся в монастырях, а также ранее оправданных духовными судами. При этом отмечались массовые злоупотребления, когда вместо успевших дать взятку настоящих преступников на скамье подсудимых оказывались невинные люди, чем-то не угодившие местному барону или шерифу. Народное недовольство ширилось и авторитет Бекета вырос ещё больше. Окрыленный первыми успехами, Генрих приказал архиепископу явиться на королевский суд в Нортхемптонский замок. Чтобы унизить соперника, король приказал своим придворным занять все дома в округе, так что архиепископу пришлось ночевать на соломе в сарае. В дальнейшем он поселился в находившемся поблизости монастыре. Надеясь спровоцировать Бекета на открытое неповиновение королю, судьи в первый же день приговорили его к штрафу в 300 фунтов «за неуважение к суду». Бекет безропотно выплатил требуемую сумму. Затем его обвинили в растрате денег, выделенных когда-то для выполнения закончившейся его триумфом дипломатической миссии во Франции, и потребовали вернуть все выделенные средства. Такой суммы у Бекета не оказалось, но он выдал на нее вексель. И тогда взбешенные его покорностью судьи потребовали лично возместить государству суммы за всех епископов и аббатов, чьи места в последние годы пустовали. Требуемая сумма превышала годовой доход всей Англии.
В итоге Томас заявил, что неподсуден королевскому суду и бежал во Францию.
Во Франции мятежный архиепископ проведет шесть лет. Там его с радостью примут в монахи цистерцианского аббатства Понтиньи. Будучи за границей Бекет, не терял времени даром, активно переписывался с папой и французским королем. Томас убеждал понтифика буллой отменить Кларендонские конституции, но папа Александр III, находясь в сложном политическом положении, не хотел усугублять конфликт с английским королем.
1675456447715.png
Папа римский Александр III
Для Генриха Томас Бекет был страшен даже в эмиграции. Гонимый архиепископ стал «знаменем оппозиции» и кумиром всех англичан. На сторону архиепископа встали даже жена и дети Генриха II, а воспитанные Бекетом наследный принц и его супруга буквально боготворили своего бывшего наставника.
В июне 1170 г. монарх Англии, исполняя свой план по разделению земель между своими сыновьями (Генрихом (Молодым королем), Ричардом (Львиное сердце), Джеффри (Жофрруа), Иоанном (Джоном Безземельным)), короновал Генриха Молодого короля в Йорке. Согласно устоявшейся традиции, коронацию мог проводить лишь архиепископ Кентербери, поэтому Томас Бекет выразил протест, который поддержал папа. Александр III угрожал Генриху интердиктом, если тот не примирится с Бекетом. Королю пришлось пойти на уступки, встретившись с архиепископом в Нормандии, он предложил ему вернуться, гарантируя безопасность. В качестве политического доказательства примирения, Бекет потребовал от короля опубликовать папские послания, в которых осуждались Кларендонские конституции.
Через месяц после встречи с Генрихом, архиепископ вернулся в Англию. На тот момент, в среде духовенства и простых горожан, Бекет добился огромной популярности как поборник церкви.
На пути к Кентербери архиепископа приветствовали тысячи людей, многие из которых были вооружены. Резиденция была переполнена людьми, пришедшими с жалобами на шерифов, судей, аббатов и епископов. Помимо купцов, крестьян и ремесленников, среди них было немало рыцарей. Посещение Бекетом Лондона превратилось в настоящую демонстрацию силы: у городских ворот его встречали мэр, главы гильдий и около трех тысяч горожан, опустившихся перед ним на колени. Напуганные королевские чиновники и епископы дружно доносили королю, который в это время находился в Нормандии, что он потеряет страну, если Бекет останется в Англии.
Сразу же после возвращения, Томас отлучил от церкви трех епископов, короновавших Генриха Молодого короля, намереваясь собственноручно помазать на царствование своего протеже. Когда вести об отлучении дошли до короля, он разозлился. Генрих допускал возможность, что Кентерберийский архиепископ обязательно выставит условие об отмене Кларендонских конституций в обмен на каноничную коронацию наследника. Пребывая в ярости, король во всеуслышание воскликнул: «Неужели никто не избавит меня от этого мятежного попа?».
1675456561850.png
1675456572579.png
1675456582253.png
1675456592745.png
Смерть архиепископа
Убийство Томаса Бекета
Томас Бекет, портрет кисти неизвестного художника, XVII в.
Мученичество Томаса Бекета
Слова Генриха имели ошеломительный эффект. Несколько рыцарей (бароны Реджинальд Фитц-Урс, Хью де Моревиль, Ричард де Бретон и Уильям де Треси, потом к ним присоединились шериф Кента Рандольф де Бро и его брат Роберт) восприняли слова короля буквально и тут же отправились в Кентербери ... Сначала они попытались вытащить Бекета из собора, чтобы отвезти королю, но архиепископ оказал сопротивление. Раздосадованные рыцари ушли, но вскоре вернулись обратно, вооруженные мечами, и после недолгой перепалки, они зарубили Томаса Бекета прямо у алтаря, после удалились.
Убийцы Бекета немедленно уехали из страны: вначале в Рим, а затем они отправились в «покаянный крестовый поход» в Палестину.
Между тем враги Бекета торжествовали. Отрешенный им от должности епископ Йоркский с амвона провозгласил, что архиепископ поражен рукой самого Господа. Поддержавшие его высшие иерархи английской церкви запретили поминать Бекета в молитвах, угрожая нарушившими этот приказ священникам розгами. Более того, было решено бросить его тело собакам, но монахи успели спрятать его в нише церкви, заложив ее кирпичной кладкой. И все же противники Бекета оказались бессильны. Уже в первые недели после убийства стали распространяться слухи о чудесных исцелениях на месте гибели архиепископа.
1675456612215.png
1675456626269.png
1675456635023.png
Собор в Кентербери: свеча на месте убийства Бекета
Убийство Бекет
«Свидетели» убийства архиепископа
Убийство архиепископа в храме потрясло всю Европу, папа сразу же неодобрительно высказался о короле и его рыцарях и в короткие сроки (через 2 года) причислил Бекета к лику святых. Генрих в результате убийства бывшего друга больше потерял, нежели получил, престиж короны стремительно падал по мере того, как в общественном сознании укоренялся феномен святости бывшего канцлера.
По всей Англии священники произносили проповеди в честь Бекета, а пилигримы нескончаемым потоком шли в Кентербери. Наследник престола публично заявил, что не простит отцу смерти своего наставника, а молодая королева открыто обвинила в его смерти королевских министров и епископа Йоркского. Убийство Бекета осудила и жена Генриха II Алиенора Аквитанская. Зять Генриха, король Сицилии Вильгельм, распорядился поставить Бекету памятник. Жена короля Кастилии Альфонсо VIII – дочь Генриха, Алиенора Английская, приказала изобразить убийство Томаса Бекета на стене церкви в городе Сориа.
Смерть Бекета была чрезвычайно выгодна многочисленным врагам Генриха II за рубежом. И уж, конечно, своего шанса не упустил злейший враг Англии французский король Людовик VII, объявивший в своей стране траур «по безвинно убитому святому». Через год он демонстративно посетил могилу Бекета, пожертвовал золотую чашу и большой бриллиант для украшения надгробия. Морально сломленный Генрих II не смог и не посмел воспрепятствовать этому, унизительному для него, паломничеству.
Понимающий, что в глазах всего мира он стал убийцей святого человека, и что отныне любая его неудача будет рассматриваться как Божья кара за совершенное им преступление, король укрылся в замке, отказываясь встречаться с приближенными и принимать пищу. И вскоре осознал, что не слышит звона колоколов. Оказалось, что архиепископ Нормандии, пребывающий в полной уверенности, что папа римский отлучит Генриха от церкви, не стал ожидать официальных бумаг и сам наложил интердикт на все его французские владения. Но папа римский не спешил, предпочитая шантажировать Генриха и добиваясь от него все новых и новых уступок.
Генрих II признал свою ответственность за смерть Бекета. Убийцы и гонители архиепископа не были им наказаны, но сам Генрих, с целью искупления вины, на свершение благих дел внес в кассу ордена храмовников 42000 марок. Незадолго до смерти, разочарованный и преданный даже своими детьми, король Генрих вдруг прервал военную кампанию во Франции, чтобы отправиться в Кентербери. Здесь, босой и одетый во власяницу король, на глазах у всех (12 июля 1174 г.), покаялся у могилы архиепископа за свои слова, ставшие причиной смерти «святого» человека.
1675456655469.png
Надгробие Томаса Бекета
А потом приказал бичевать себя: каждый придворный нанес ему пять ударов плетью, каждый монах – три. Безропотно выдержав несколько сотен ударов …
7 июля 1220 г. мощи святого, хранившиеся в крипте собора, были перенесены в роскошную раку в капелле Святой Троицы Кентерберийского собора.
Томас Бекет стал одним из самых почитаемых в Англии и всей Европе святых, но злоключения его на этом не кончились. Новую борьбу с мёртвым архиепископом развязал в XVI в. Генрих VIII, по приказу которого (в 1538 г.) состоялся новый суд, обвинивший мятежного архиепископа в государственной измене и незаконном присвоении звания святого.
1675456690148.png
Ганс Гольбейн-младший. Портрет Генриха VIII
Все изображения Бекета были уничтожены, из церковных книг изъяты упоминания о нём, мощи – сожжены. И Генрих VIII проиграл эту «войну»: Томас Бекет был реабилитирован и даже наравне со святым Павлом признан покровителем Лондона. А с XIX в. он почитается и Церковью Англии.
1675456741604.png
Памятник Томасу Бекету возле собора Святого Павла, Лондон
И каждое 29 декабря в английских церквях звучит молитва: «Боже, ты даровал святому мученику Фоме Бекету такое величие души, что он отдал жизнь свою за правду; помоги и нам по его ходатайству полагать на земле жизнь нашу за Христа, чтобы обрести её на небесах» …
 
Последнее редактирование:

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх