(ТЕОРИЯ) Христианский Египет (на рубеже эпох). Борьба Александрии и Константинополя

Вадим Маркарьян

Модератор
Команда форума
Развитие христианства в ранние века империи было не совсем гладким. В Риме существовали соперничающие религии: официальный культ империи, тайные религии Греции, египетские обряды поклонения Серапису и Исиде, распространен был митраизм (культ поклонения солнцу; его приверженцы появились в Риме во времена Августа и Тиберия) — религия, возникшая в Персии. Существовало также соперничество со стороны особых версий древнегреческих философий, и здесь важная роль принадлежит египтянину – Плотину Цезарю (он родился в 205 г. в Ликополе, учился в Александрии и развил философскую систему, основанную на учениях афинского философа Платона), его учение – симбиоз греческой философии и мистических верований Востока (неоплатонизм).
Из всех религий и философий империи христианство было самым обособленным (если не учитывать иудаизм). Христианство отказалось от любых компромиссов и считало себя единственно верной религией, имеющей дело с лживыми учениями, спровоцированными дьяволом. Нехристиан очень раздражало, что, несмотря на свою враждебность, христиане часто заимствовали идеи из других религий. Например, митраизм праздновал 25 декабря как день рождения солнца, христиане переняли праздник, как день рождения Сына, и стали называть Рождеством.
Кроме того, христианство во времена ранней империи было исключительно миролюбивым. Христиане отказались воевать за императоров-язычников, так как считали, что, как только империя станет христианской, война закончится, и в стране возникнет идеальное общество. Такое поведение христиан вызывало неприятие у приверженцев всех остальных религий («язычников»).
Известны ранние периоды преследования христиан, особенно во время правления Нерона (54 – 68 гг.) и Домициана (81 – 96 гг.). Однако это было относительно недолго. После убийства Александра Севера (19 марта 235 г.), когда империя испытывала трудности, гнев властей снова обрушился на христиан.
Приблизительно в 250г. по этой причине император Деций (249 – 251 гг.) начал первые широкомасштабные преследования христиан. Но христиане все выдержали …
Во-первых, они были так фанатично уверены в исключительности своей религии, что не задумываясь отдали бы жизнь за нее, убежденные, что получат вечное счастье на небесах за свою мученическую смерть на земле. Стойкое упорство столь большого числа христиан, несмотря на гонения, наверняка привлекло на их сторону достаточно много людей.
Во-вторых, преследования никогда не продолжались достаточно долго и методично, чтобы окончательно уничтожить христиан.
В 259 г. императором стал Галлиен (253 – 268 гг.). Он был последователем Плотина, который в то время преподавал в Риме, а неоплатонизм проповедовал терпимость и давление на христианство временно ослабело. Хотя десятилетие преследований не прошло бесследно. Многие епископы христиан были убиты, а в Александрии Ориген ((185 – 253 гг.) александрийский философ, филолог и богослов, один из выдающихся представителей раннехристианского богословия и библейской филологии) был подвергнут жестоким мучениям.
1666120257034.png
Ориген (основатель библейской филологии, автор термина «Богочеловек»)
Кроме того, после некоторого послабления вновь наступал период гонений ... В Египте гонения способствовали принятию христианского образа жизни и появлению первых отшельников (пустынников).
Первым таким известным затворником стал египтянин по имени Антоний (Антоний Великий). Он родился в 250 (или в 251 г.) г. в Гераклеополе и, когда ему исполнилось двадцать лет, решил принять аскетизм. К 285 г. Антоний пришел к заключению, что отшельничество — это единственный способ избежать мирских соблазнов, и ушел в пустыню. Слава о его благочестии и святости разнеслась далеко, и многие решили последовать его примеру. Но никому не удалось достичь славы Антония, и распространились легенды относительно соблазнов, которым его подвергал дьявол и которые он успешно преодолел. Считалось, что он достиг преклонного возраста в 105 лет. Антония можно назвать первым христианским монахом (от греческого слова, означающего «одинокий» или «отшельник»), можно сказать, что Антоний помог основать институт «монашества», который сыграл важную роль в поздней истории христианства.
1666120298354.png
Икона Святого Антония Великого (XVI в.)
Римская империя оказалась на новом витке развития, когда императором в 284 г. стал Диоклетиан. Он иэменил государственный аппарат империи, уничтожил последние следы старой республиканской системы и установил абсолютную монархию. С его правления начинается период в римской истории, называемый доминатом.
1666120331377.png
Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (правил в 284 – 305 гг.)
Кроме того, он назначил соимператора, и теперь оба назначили двух «цезарей» как помощников. В итоге четыре человека исполняли административные и военные обязанности в империи. Диоклетиан, намеренный встретить опасность из Персии, держал азиатские провинции и Египет под своим личным контролем и сделал своей столицей Никомедию — город на северо-западе Малой Азии.
В это время в Египте, полководец по имени Ахилл, провозгласил себя императором в 295 г. Диоклетиана повел армию в Египет. Александрию осаждали 8 месяцев, прежде чем покорили, и Ахилл был казнен.
В 303 г. Диоклетиан начал последнее и наиболее суровое преследование христиан. Его продолжил преемник Диоклетиана на востоке Галерий (император в 293 – 311 гг.) и в меньшей степени его преемник Лициний (император в 308 — 324 гг.).
Правители в западной части империи в основном симпатизировали христианству. В 306 г. Константин I захватил власть над западными областями. Его власть постепенно росла, пока в 312 г. он не получил полный контроль над всей западной половиной империи. Константин был искусным политиком, который понимал, что, если получит поддержку христиан (теперь образующих сильное меньшинство населения и, безусловно, самую активную и авторитетную его часть), то добьется и верховной власти. Поэтому он вынудил Лициния, владевшего восточной частью империи, поддержать свой «Эдикт терпимости», где были объявлены равные права для всех религий.
1666120379370.png
Флавий Валерий Аврелий Константин (Константин I Великий)
Лициний отнесся к этому эдикту пренебрежительно, но в 324 г. был разбит Константином I, который, как и планировал, получил единодушную поддержку христиан империи. Еще оставалось полвека до того, как христиане одержали полную победу, но период гонений закончился (13 лет спустя на смертном одре Константин I был крещен и стал первым христианским императором)
Но хотя период преследований безбожниками для христиан миновал, остались внутренние распри. Среди христиан всегда существовали различия во взглядах. Даже послания Павла, написанные в самом начале распространения христианства, испытывали давление таких противоречий. Однако в тот период, когда христианство в целом подвергалось постоянной опасности преследований, различия могли привести к резким словам, но не более. Но когда римский император стал христианином, христиане разделились на противоборствующие группировки ...
Александрия как основной центр христианской мысли сыграла важную роль в развитии внутренних противоречий. Это касалось, например, времен Константина I, когда велись ожесточенные споры об Иисусе. Вопрос был в том, имел ли Иисус божественную сущность или нет. Одна точка зрения основывалась на том, что Иисус совсем не был божественным. Ее приверженцы утверждали, что существует только один Бог — Бог Ветхого Завета. Иисус был созданным существом, как и все во вселенной. Он мог быть самым великим и лучшим из людей, самым святым из пророков, самым божественно одаренным учителем, но, несмотря на это, он не был Богом. Главным защитником этой точки зрения был александрийский священник по имени Арий, а его приверженцев называют арианами. Арий – ливийский пресвитер и аскет, священник в Баукалисе в Александрии, Египет. Один из ранних ересиархов, основоположник и эпоним арианства. Его учение о природе Божества в христианстве, в котором подчёркивается единство Бога-Отца и подчинение Христа Отцу, и его противодействие тому, что станет доминирующей христологией, христологией гомоусиана, сделали его главной темой Первого Никейского Собора, созванного императором Константином Великим в 325 г. Несмотря на защиту этой точки зрения александрийцем, самый важный оплот арианства во времена Константина I находился в Малой Азии.
1666120434057.png
Арий
Другие считали, что Бог имеет три ипостаси, каждая из которых равноправна во всех отношениях и что все три вечны (Троица). Это были Отец — ипостась, которая проявила себя особенно в Творении; Сын — ипостась, которая проявилась как телесная форма Иисуса; и Святой Дух, который являлся в разные времена простым людям, побуждая их к действиям, к которым они не были способны без божественной помощи.
1666120474394.png
Икона Святого Александра Александрийского
Большинство священников Александрии были тринитариями, и Александра — епископа Александрии — постоянно подталкивали к принятию строгих мер против мятежного священника (Ария). В 323 г. Александр созвал собрание епископов (синод), который официально осудил арианскую точку зрения, но Арий не согласился с этим решением. События происходили в то время, когда Константин добивался власти над всей империей, и решили обратиться к нему. Константин ничего не знал о теологических моментах спора, но понял политическую опасность. Он зависел от христиан империи, нуждался в их поддержке. И если между ними начнутся распри, она (поддержка) ослабнет. Его соперники в борьбе за трон всегда могли добиться поддержки одной из групп, обещав подавить другую.
Поэтому в 325 г. Константин созвал большое собрание епископов в городе Никее (расположенном приблизительно в 40 км к югу от его столицы Никомедии). Это был Первый Вселенский собор — его посетили епископы со всей империи. Спор был улажен, по крайней мере на бумаге. Совет проголосовал за принятие формулы веры (Никейское Кредо), которой должны придерживаться все христиане, и поддержал тринитарную точку зрения. Ария и нескольких закоренелых ариан отправили в ссылку. Теоретически тринитарная точка зрения была принята всей церковью, Вселенской церковью, или, используя греческое обозначение Католическая церковь. Поэтому тех, кто поддерживал тринитарную точку зрения, обычно называют католиками.
Полувековой период анархии, предшествовавший приходу Диоклетиана на трон, привел к ослаблению Рима. В 271 г. Аврелию пришлось построить вокруг Рима стены — признание того, что город больше не находится в безопасности от врагов. Когда Диоклетиан перенес столицу в Никомедию, Рим стал утрачивать свой престиж, поскольку в нем больше не жил император. Все это ставило Александрию вне конкуренции. Она была мегаполисом, «лидером» христианской теологии, силой, стоявшей за победой тринитариев в Никее …
И тут Константин I предпринял действия, нанесшие сокрушительный удар по позиции Александрии. Он решил учредить новую столицу – город Византий (он находился на европейской части Босфора — узкого пролива, отделяющего Европу от Малой Азии). Константин потратил 5 лет на строительство своей новой столицы, вывозя из других городов империи произведения искусства для новой столицы; подстегивая чиновников и аристократию Рима приезжать в «новый Рим». В 330 г. новый город был освящен и назван Константинополем. Александрия оказалась второй ...
Многие из религиозных споров, последовавших за этим, были египтян намного горше из-за соперничества между городами Константинополем и Александрией. Особенно существенными были расхождения из-за позиции Ария.
Ариане были разгромлены в Никее, но не уничтожены. Некоторые епископы в Малой Азии продолжали проповедовать доктрину Ария. Самым известным среди них был Евсебий (Евсевий) — епископ Никомедии, где двор Константина находился до установления Константинополя как столицы. К нему прислушивались при дворе, и его влияние на Константина и других членов царской семьи постоянно росло. Константин скоро стал жалеть, что отдал епископам свободное правление в Никее. Большинство христиан в Малой Азии остались арианами, и Константин не хотел быть в оппозиции к этому большинству.
Поэтому в 335 г. он собрал синод епископов (не Вселенский собор) в Тире и побудил их изменить решение по поводу Никеи. Арий был восстановлен на своем посту (но умер до того, как решение было выполнено), и арианство неожиданно получило силу.
Но католицизм не исчез после решения группы епископов. Он остался в Александрии ...
1666120540843.png
Афанасий Великий. Известен как один из наиболее ярых противников арианства. К 350 г. он остался единственным епископом неарианского толка в восточной половине Римской империи. Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз изгоняемый с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как «Athanasius contra mundum» («Афанасий против всего мира»)
На заседании в Никее в качестве личного секретаря епископа Александра Александрийского присутствовал молодой священник Афанасий. В 328 г. он стал преемником епископа Александра и вскоре прославился как ревностный защитник тринитрианской доктрины католицизма. В результате решения синода Тира Афанасия отправили в изгнание, но он пользовался авторитетом, подкрепленным влиянием Александрии и Египта, стоявших за ним.
1666120587378.png
Флавий Клавдий Константин (Константин II)
Когда в 337 г. Константин I умер, власть унаследовали трое его сыновей, правивших тремя различными регионами империи (Констанций II, Констант и Константин II). Константин II, средний сын, правил на востоке. Он был убежденным и радикальным арианином и в 339 г. сделал Евсебия епископом Константинополя. Конечно, Евсебий и его преемники на этом посту думали, что, являясь епископами столицы христианского мира, они имели все права рассматривать себя главой церкви. (того же мнения на тех же основаниях придерживался епископ Рима, и спор между ними в конце концов привел к расколу среди христиан, продолжающемуся по сей день).
Поэтому Евсебий и Афанасий (он вернулся в Александрию (по разрешению Константина II), которая находилась во владениях Констанция (а он был против этого)) были разделены не только религиозными спорами, но и борьбой за власть. В период правления Константина II Афанасий оставался по большей части в изгнании. В 353 г., когда братья Константина были мертвы и остальные претенденты на корону повержены или убиты, Константин II один правил всей империей, и казалось, арианство победит окончательно.
Но Константин умер в 361 г., и трон перешел к его кузену Юлиану (сыну Констанция), который (несмотря на христианское воспитание в детстве) объявил себя язычником (Юлиан Отступник). Он установил полную свободу вероисповедания в империи, частично из идеализма, частично предполагая, что лучший способ похоронить христианство — это позволить различным сектам всячески терзать друг друга.
1666120645368.png
Флавий Клавдий Юлиан (Юлиан Отступник)
Юлиан правил менее двух лет и погиб в битве с персами в 363 г. Затем различные христианские секты, потрясенные возрождением язычества, оставили свои раздоры и объединились против общего врага.
При этом по эдикту Юлиана католические священники могли вернуться из изгнания и снова получить свои посты. Когда католиков восстановили в правах, их стало труднее нейтрализовать, поскольку последующие императоры не были уже (как Константин II) арианами.
И, когда умер Афанасий, в 373 г., католическая доктрина стала явно брать верх. Победа пришла в 379 г., когда императором стал Феодосий I. Он был убежденным католиком и в 381 г. созвал Второй Вселенский собор в Константинополе.
1666120683562.png
Флавий Феодосий (Феодосий I Великий (379 – 395 гг.))
Арианство было снова разгромлено ... Арианство и все другие ереси запретили, а церкви отобрали. Больше не существовало никакой свободы религии для христиан, кроме тех, кто присоединился к официальной позиции католической церкви.
ФеодосийI был настроен против уцелевших язычников и христианских еретиков. В 382 г. император, правивший вместе с Феодосием на западе, Грациан приказал убрать языческий алтарь победы из сената, запретил институт дев-весталок, поддерживавших свой священный огонь 1000 лет, и отказался от языческого высшего титула Великого понтифика. В 394 г. Феодосий запретил Олимпийские игры. И уже в 396 г. вторгшиеся варвары (которые были христианами-арианами) разрушили храм Цереры недалеко от Афин и положили конец элевсинским таинствам в Греции.
Не спаслись и древние религии Египта. Мало-помалу население Египта перешло от Осириса к Иисусу, от Исиды к Марии, от многочисленных богов к многочисленным святым. Старые храмы были преданы забвению или перестроены в церкви.
Александрии пришлось очень тяжело. Последним значительным языческим ученым в Александрии была Ипатия — женщина-математик и астроном. Кирилл, ставший епископом Александрии в 412 г., считал ее опасным соперником. Предполагается, что по наущению Кирилла толпа христиан-фанатиков зверски убила Ипатию в 415 г. а затем принялась разрушать Александрийскую библиотеку.
Но Александрия продолжала оставаться религиозным соперником Константинополя, и религиозный спор между ними продолжался.
1666120734082.png
Иоанн Златоуст
В 398 г., к примеру, Иоанн Хрисостом был назначен епископом Константинополя. Его второе имя, по-гречески «Златоуст», было дано ему вскоре после смерти в память о его красноречии. Епископ порицал стремление к роскоши и безнравственность и не щадил никого, даже императрицу Евдоксию (жену императора Аркадия). Раздраженная императрица решила отправить Хрисостома в изгнание и нашла себе союзника в Теофиле, который был тогда епископом Александрии и предшественником Кирилла. Несмотря на некоторые трудности, они добились своей цели, и Хрисостом (Иоанн Златоуст) умер в изгнании. Александрия снова победила.
1666120782951.png
1666120796381.png
1666120809865.png
Элия Евдоксия супруга императора Аркадия
Иоанн Златоуст и императрица Евдоксия (Жан-Поль Лоран, 1880-е гг.)
Гробница Иоанна Златоуста
На этом борьба не прекратилась ...
В 428 г. Нестор (Несторий), священник сирийского происхождения, стал епископом Константинополя в период правления императора Феодосия II. В это время ариане и другие еретики прошлого подлежали смертной казни.
1666120856748.png
1666120869450.png
1666120884212.png
1666120894947.png
Несторий, известный церковный деятель, представитель Антиохийской богословской школы; архиепископ Константино-польский в 428 – 431 гг.
Феодосий II
Кирилл Александ-рийский
Маркиан
Несторий начал новую дискуссию о природе Иисуса. Было уже общепринято, что Иисус имеет божественную сущность, теперь, когда арианство было полностью подавлено, но стоял вопрос о его человеческой сущности, и возник спор о том, как соотносятся между собой эти два аспекта.
Епископ Несторий полагал, что Христос был человеком, который преодолел человеческую слабость и стал Мессией. На этом основании он считал Деву Марию не Богородицей, а человекородицей. Ее можно называть матерью Христа, но не Бога. Согласно этой точке зрения, которую назвали несторианством, в Иисусе человеческое и божественное начала пребывают лишь в относительном соединении, никогда полностью не сливаясь.
Это был по меньшей мере частичный шаг в сторону арианства, и снова Александрия вела борьбу ... Епископ Кирилл Александрийский был опасным врагом. Феодосий II созвал Третий Вселенский собор в 431 г. в Эфесе — городе на побережье Малой Азии, сопровождавшийся ожесточенными спорами епископов. Собор осудил несторианство и принял Деву Марию Богородицей. Сам Нестор был отстранен от своего поста и отправлен в изгнание в Верхний Египет.
Несмотря на это, несторианство продолжало существовать в Малой Азии и Сирии, и в конце концов несторианцы отправились в изгнание на восток, в Персию. Благодаря им греческая культура достигла даже Китая.
Но затем константинопольский архимандрит Евтихий (ересиарх) принял противоположную точку зрения. Он утверждал, что Иисусу присуща одна природа — божественная, а не две — божественная и человеческая. Так возникло учение монофизитов (с греческого «одна природа»), получивших поддержку в Египте, но отвергнутых в Константинополе.
Кирилл Александрийский умер в 444 г., а его преемник был убежденным монофизитом. Спор стал серьезным и опасным, так же как и арианский вопрос 100 лет назад, и Феодосий II не знал, как справиться с этим.
Император Феодосий II в 450 г. умер, его преемник Маркиан твердо придерживался убеждений о двойной природе Иисуса. Он созвал Четвертый Вселенский собор в 451 г. в Халкедоне — пригороде Константинополя, и здесь Александрия проиграла. Доктрина о двойной сущности, принятая и в Константинополе, и в Риме, стала частью католических догм, и учение монофизитов было объявлено ересью. Евтихия отправили в изгнание.
Религиозный раскол в империи (продолжавшийся, несмотря на очередные вселенские соборы) стал еще опаснее из-за военных неудач, постигших империю после смерти Феодосия I.
В этот период на трон взошли два его юных сына — один на востоке, другой на западе, и после этого империя больше никогда не была полностью единой. Появились две половины, обычно обозначаемые как Восточная Римская империя и Западная Римская империя. Феодосий и Марциан, главенствовавшие на Третьем и Четвертом Вселенских соборах, в таком же порядке были императорами Восточной Римской империи, а Египет тоже был частью Восточной Римской империи.
Больше всего пострадала Западная Римская империя. За столетие после смерти Феодосия I гунны и германские племена проходили по европейским провинциям империи. Вандалы даже пересекли пролив к югу от Испании, перешли в Африку и создали царство с центром около Карфагена. Некоторые провинции Восточной Римской империи были также временно захвачены. Но Египет не пострадал.
В 476 г. Западная Римская империя прекратила существование ...
Но оставалась Восточная Римская империя, и на некоторое время показалось, что она сможет вернуть утраченное. Император Юстиниан взошел на трон в 527 г. и отправил свои армии на запад, чтобы освободить провинции, оккупированные варварами. Его армиям удалось разрушить царство вандалов в Северной Африке и объединить этот регион с Восточной Римской империей. Италия, таким образом, была отвоевана, а также часть Испании. Казалось, угроза от варваров будет ликвидирована.
1666121054662.png
Юстиниан Великий (527 – 565 гг.)
А пока завоевания на западе обострили проблемы Юстиниана в отношении религии. Юстиниан был пылким католиком, и во время его правления о язычестве уже никто не вспоминал. В 529 г. он закрыл Академию в Афинах (после почти девятивекового существования) философы отправились в изгнание в Персию. Был разрушен храм Исиды на острове Филе, и древняя египетская религия умерла ... Юстиниан также сурово обошелся с иудеями и другими ересями прошлого.
А что же с монофизитами? Влияние монофизитства усиливалось в Египте и Сирии, жена императора Феодора была убежденной монофизиткой. Кроме того, его новые завоевания на западе были явно антимонофизитскими, и общество требовало строгих мер против этой ереси. Юстиниан ничего не хотел делать, чтобы отчуждать западные провинции, отвоеванные с такими трудностями, но и не желал ослаблять свою власть над важными и богатыми провинциями — Египтом и Сирией.
В 553 г. Юстиниан созвал Пятый Вселенский собор, состоявшийся в Константинополе, где попытался успокоить монофизитов и добиться единения. Власть императора была употреблена на то, чтобы убедить епископов Александрии и Рима согласиться с решениями собора, но это не удалось. Большинство христиан на западе, как и большинство христиан в Египте и Сирии, сопротивлялись всякому компромиссу.
На самом деле усилия Юстиниана способствовали продвижению монофизитства как национального движения в Египте и Сирии. Например, в Египте, где греки Александрии и других мест под давлением императора стали склоняться к позиции Константинополя, египтяне активно настаивали на монофизитстве. Они даже начали использовать собственный язык (с буквами, заимствованными из греческого) в своих богослужениях, с презрением отвергая греков Константинополя и Александрии.
Национальный язык стал называться коптским (искаженное «египетский»), и таким образом Египетскую церковь монофизитов иногда называют Коптской церковью.
В какой-то степени Коптская церковь была свидетельством возрождения Египта. Несмотря на века чужеземного господства, Египет упрямо настаивал на своей особенности, сохраняя свою культуру и религию.
Только с приходом христианства Египет уступил и принял новый образ жизни, принесенный извне. И даже тогда Египет стремился придать христианству свои национальные особенности. А коптская церковь стала национальной для Египта.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх