(ТЕОРИЯ) Чжу Юаньчжан (Хунъу или Гаоди или Тайцзу) – первый император Мин и его первые наследники

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1675220165046.png
Чжу Юаньчжан (21 октября 1328 — 24 июня 1398 гг.) — первый император (Хуньу; Гаоди – посмертное имя) китайской империи Мин с 1368 по 1398 гг. Кончено Чжу был неоднозначной, но, безусловно, великой фигурой. Он присоединился к восстанию Красных повязок, и со временем стал предводителем повстанцев и, несмотря на низкое происхождение, возглавил руководство страной со столицей в Нанкине. После самопровоглашения объявил о начале династии Мин. Историками был охарактеризован как реформатор, успешный политик и борец с влиянием монголов. Ряд исследователей сравнивал Чжу Юаньчжана c Мао Цзэдуном. Минские историографы не скупились на преувеличение и восхваление личных качеств Чжу Юаньчжана. Однако нельзя отрицать того, что все признают в нём незаурядный ум, волю, личную храбрость и честолюбие. Судя по портретному описанию в «Истории Мин» первый император династии Мин обладал характерной внешностью — коренастый, широкоплечий, темнокожий, с выступающей вперёд нижней челюстью, придававшей лицу упрямое и волевое выражение, которое усиливали большие глаза. Он оказался вторым в истории Китая выходцем из крестьянской семьи, занявшим престол «Сына Неба» (первым был Лю Бан, основатель Ханьской династии). От жены и многочисленных наложниц он оставил 24 сына и 16 дочерей.
1675220236084.png
Чжу Юаньчжан родился в 1328 г. в крестьянской семье, он был младшим из четырёх сыновей. Его отец жил в Нанкине, но под гнётом налогов бежал в провинцию Аньхой. В 1344 г. родители и братья Чжу Юаньчжана умерли, и он вынужден был пойти в буддийский монастырь, чтобы не умереть с голода. Там он получил начальное образование. Монастырь закрылся из-за нехватки средств (или был сожжён восставшими); какое-то время Чжу Юаньчжан попрошайничал, чтобы не умереть от голода, и поэтому позже прослыл как «император-попрошайка».
1675220274806.png
Монголы громят китайский город
Голод, разливы Хуанхэ, принудительные работы по «укрощению» разливов реки и неумелая имперская политика (например, разделение всего населения на 4 не равных разряда) привели к серьёзному недовольству населения иноземной властью. Идея восстановления китайского конфуцианского государства стала особенно популярной в стране. Эту же идею поддерживали буддийские и даосские круги, а также тайные общества и секты (секта Минцзяо (проникшее в Китай в VIII в. манихейство), секта Будды Майтреи и другие), в том числе «Общество Белого лотоса». Среди бедствующих крестьян появились предсказания о приходе Будды Майтреи и установлении власти легендарного Мин-вана — нового китайского правителя, который наведёт в государстве порядок.
На волне всеобщего недовольства в 1351 г., в междуречье рек Хуанхэ и Янцзы началось «восстание Красных повязок». Чжу Юаньчжан принял активное участие в восстании. Благодаря личным качествам он быстро завоевал расположение одного из вождей восставших, Го Цзысина, который отдал Чжу Юаньчжану в жёны свою приёмную дочь Ма (будущую императрицу). Через некоторое время Го Цзысин умер, и командование досталось Юаньчжану.
Войска Чжу Юаньчжана в 1356 г. взяли Нанкин, который он сделал своей ставкой, оставаясь, впрочем, в формальном подчинении у главного руководителя восстания, Хань Линьэру, почитавшегося как наследник сунского императорского дома. Чжу Юаньчжан в 1360-е гг. пригласил к себе на должности советников и гражданских администраторов недовольных монгольским правлением учёных-конфуцианцев Сун Ляня, Лю Цзи (1311 — 1375), Чжан И (1311 (?) — 1368 гг.) и Е Чэня (? — 1362 гг.). От них он воспринял идеи конфуцианского государства, которые повлияли на него в дальнейшем. Одной из главных проблем стоящих перед армией был голод и нехватка зерна. У населения зерна тоже было мало и реквизиции не помогали, а только настраивали против восставших местное население, либо оно разбегалось со всем добром. Тогда Чжу Юаньчжан придумал стратегическое нововведение – военные поселения, где солдаты сами пахали поле и собирали урожай, пополняли запасы, а затем выступали в поход. Также эти же армии восстанавливали ирригационные сооружения и в целом способствовали росту популярности армии среди сельского населения.
В 1363 г. состоялась «битва на озере Поян», которая стала одной из крупнейших морских баталий в истории Китая. Чжу Юаньчжан победил своего противника Чэнь Юляна. Вскоре весь Южный Китай контролировался восставшими. Чжу Юаньчжану удалось собрать талантливых соратников и сформировать современную (по тем временам) армию, хорошо оснащённую огнестрельным оружием и боевыми кораблями. В 1367 г. номинальный руководитель восстания Хань Линьэр, находясь в почётном плену у Юаньчжана, утонул, его лодка перевернулась (что могло быть подстроено Чжу Юаньчжаном). В том же году после серии побед войска Чжу Юаньчжана взяли Сучжоу — столицу другого повстанческого государства — а тамошнего правителя Чжан Шичэна отвезли в Нанкин и, убили.
На китайский новый год 1368 г. (23 января 1368 г.) Чжу Юаньчжан объявил себя императором новой династии Мин, а Нанкин — своей столицей. После падения монгольской столицы Даду (Пекина) Китай вновь стал независимым государством. Война, однако, продолжалась. Каракорум – столица монгольской империи Северная Юань был взят (и сожжён) в 1380 г.
Однако, по мере роста могущества Чжу Юаньчжана, происходит смена его политической позиции и его опоры в стране. Постепенно он перерождается и начинает выражать интересы землевладельцев. Меняется и его риторика, так он выпускает публичный манифест, где его враги критикуются за предательство династии Юань, а также где он провозглашает своих недавних союзников из секты Майтреи «колдунами» и «смутьянами».
Провозгласив этот манифест, Чжу Юаньчжан переправляет армию через Янцзы и идет карательным походом на Север, постепенно захватывает и его и объявляет новую династию Мин (весь путь Чжу Юанчжана от рядового солдата, до императора объединенного Китая занял почти 20 лет).
Итак, Чжу подавил крестьянское движение, провёл преобразования с целью укрепления феодального государства, нанёс поражения монголам и напавшим на страну японцам. Корея и Тонкин признали себя вассалами династии Мин, а территория империи простиралась от Южной Маньчжурии до Тибета и Индокитая.
После провозглашения себя императором Чжу Юаньчжан начал реализовывать свои идеи об идеальном устройстве государства. На первых порах Чжу Юаньчжан активно использовал антимонгольские настроения и антимонгольскую же риторику. Так, он запретил носить навязанные монголами одежды и причёски; были восстановлены китайские имена и фамилии (ранее многие чиновники меняли их на монгольские) и так далее. Всё это не могло не встретить одобрение народа. Чжу Юаньчжан, став императором под девизом правления «Хунъу» («Воинственный» / «Разлив Воинственности») провозгласил, что намерен, как и при предыдущих династиях, править при опоре на конфуцианские ценности и добродетели – а, следовательно, и на обширный класс «шэньши», конфуцианских ученых-чиновников.
Император Хунъу немедленно занялся восстановлением экономики страны. Им начато строительство 48-км оборонительной стены вокруг Нанкина, а также новых дворцов и правительственных зданий. Согласно «Минши» («История Мин») начиная с 1367 г. составлялся новый конфуцианский свод законов, известный как «Да Мин Люй», законченный в 1397 г. Частично он повторял старый Танский свод 653 г. В целом, в первые годы после провозглашения империи Мин её административный аппарат копировал танско-сунские образцы VII — XII вв., а также некоторые юаньские порядки. Однако эта структура не устраивала Чжу Юаньчжана, который был человеком активным, деятельным, самоуверенным (вплоть до осознания собственного мессианства), но при этом крайне подозрительным и с весьма скверным характером, поэтому он вскоре приступил к радикальным преобразованиям управленческого аппарата, основная цель которых сводилась к всемерному усилению централизации и личной власти государя. Ибо, с некоторыми оговорками, он мог опереться на «своих людей»: родственников и «нанкинских» (выходцев из южной столицы империи – Нанкина, центра державы Чжу Юаньчжана). Первой была реформирована местная администрация, затем — центральное управление (императорский / дворцовый секретариат – Чжуншушэн – координирующую деятельность «шести министерств» и возглавляемый двумя канцлерами / первыми министрами был ликвидирован), а также высшее военное командование. Одним из главных принципов новой династии была максимальная централизация власти. Чжу Юаньчжан считал главной ошибкой Юань то, что они давали слишком много свободы на местах, что в итоге привело к развалу страны и хаосу.
В 1380 г. по подозрению в участии в заговоре против императора был казнён первый министр Ху Вэйюн, после чего посты канцлеров и весь подчинявшийся им секретариат были упразднены («хуайская клика»), а вся полнота исполнительной власти перешла к императору. Всем дворцовым евнухам не разрешалось учиться и быть грамотными. Им не разрешалось занимать гражданские и военные должности. Императрице и другим императорским женам не разрешалось участвовать в делах управления. Постоянно ожидая злоумышления против себя со стороны подданных, император учредил Цзиньи-вэй — службу тайной полиции, состоявшую из воинов его дворцовой охраны. В течение 30 лет правления проводились чистки среди чиновников и населения страны, в результате чего погибли 100000 человек; вина за это не в последнюю очередь лежит на тайной полиции императора.
Хунъу перестроил армию по образцу вэйсо, взяв за образец, военную систему фубин династии Тан. Была реорганизована вся армейская система. Вместо одного Военного совета, как это было у монголов, учредили пять независимых друг от друга, но подчинённых непосредственно императору Военных командований. Основной упор делался на то, чтобы солдаты, получив земельные наделы, могли сами себя обеспечивать продовольствием, в то время, когда императору не требовалась их служба. Эта система, впрочем, потерпела со временем полный крах, снабжение так и не удалось наладить.
Будучи конфуцианцем, император Чжу Юаньчжан, тем не менее, не питал доверия к чиновничьему классу, и охотно подвергал чиновников разным наказаниям. В 1377 г. он отменил конфуцианские экзамены (кэцзюй) на соискание чиновничьего звания после того, как 120 чиновников, ранее получившие степень цзиньши или шэньши, оказались плохими министрами. Когда же экзамены возобновились в 1384 г. (по упрощенному образцу и с квотами для представителей отдельных регионов), он казнил главного экзаменатора, после того, как было доказано, что тот разрешал получать степень «цзиньши» только соискателям из южного Китая. В итоге была упрощена чиновничья переписка. Чжу Юаньчжан не выносил официального вычурного стиля. По его приказу все записки отныне должны были быть написаны простым языком. Чжу Юанчжаном и его советниками была разработана система, которая максимально давила всю самостоятельную мысль в чиновниках. Темы для сочинения брались только из «Четверокнижия» и «Пятикнижия». Сочинения по стилю должны были подражать экзаменационным статьям эпохи Сун, автор мог только подражать древним авторам и разрешённым комментариям нескольких писателей. Любые собственные мысли запрещались.
Считается, что в некоторые дни Юаньчжану приходилось рассматривать более тысячи документов. Чжу Юаньчжан представляет собой редкий в истории Китая пример императора, которые принимал деятельное участие в делах государства, однако очевидно, что возможности человека не безграничны; в одиночку управлять огромным государством невозможно. Это привело к созданию «института» специальных секретарей дасюэши, которые отбирались из членов столичной конфуцианской Академии. Потом из них было сформировано особое ведомство – Внутридворцовый секретариат (нэйгэ) – эдакая «Администрация императора», которая уже при наследниках Чжу Юаньчжана превратилась в центр принятия всех ключевых решений в жизни государства.
Император, похоже, был искренен в стремлении посвятить всего себя заботам о государстве. В истории Китая, пожалуй, не было другого правителя, который бы так много работал и настолько сильно верил в свою миссию, даже ценой личного счастья. Императрица Ма, которая знала его ещё нищим монахом и женитьбе, на которой он был обязан своему лидерству среди повстанцев, после возвышения мужа стала ему не мила. Император имел всего 38 наложниц, что, по тогдашним меркам, было свидетельством его необыкновенного аскетизма. Да и к ним он относился «ровно» – во всяком случае, истории неизвестны случаи «роковых» влюбленностей императора, что вообще-то было обычным для его предшественников и последователей.
Проблема в том, что из всех способов управления деятельный император выбрал самый неблагодарный – он управлял Поднебесной в ручную. Ни одно решение – от кадровых назначений до вопросов строительства оборонительных сооружений на окраинах империи – не могло вступить в силу без оттиска императорской печати. Десятки, сотни и даже тысячи вопросов не могли быть решены годами, дожидаясь личной санкции государя.
Радикальные методы Чжу Юаньчжан использовал для преобразования общества в соответствии со своими представлениями. Его идеалом было стабильное управляемое общество, в котором была незыблемой власть императора – «отца народа». По мнению историка Тимоти Брука, император Чжу Юаньчжан, достигнув стабильности в китайском обществе, стремился укрепить её помимо прочего и за счёт иммобилизации граждан, как физической (разрешались поездки не далее 12 км от места проживания), так и социальной (сын военного должен был стать военным, сын ремесленника становился ремесленником). Император старался регламентировать все стороны жизни своих подданных (по аналогии с Цинь Шихуаном!) включая ношение единых для всей империи чиновничьих и военных халатов с нагрудными нашивками-буфанами, соответствующими рангу владельца. Чиновникам (и только им!) было положено носить характерную чёрную шапочку с ушками позади затылка (ушаомао). Он ввёл стандарты для устной речи и письма, которые не позволяли бы образованным людям проявлять своё превосходство над необразованными.
Существовали многочисленные запреты. Например, Чжу Юаньчжан был буддийским монахом; особая примета буддийского монаха — бритая голова; поэтому он запретил пользоваться иероглифами «гуан» («голый, блестящий») и «ту» («лысый, голый»), способными напомнить о том, что и он был когда-то монахом. Иероглиф «сан» («буддийский монах») очень колол ему глаза, даже иероглиф «шэн» («живой, ученик»), сходный по звучанию с «сэн» («монах»), также не нравились ему. Или ещё: в юности он был воином «красных войск», а правители Юань, помещики и чиновники устно и письменно именовали «красные войска» «хуап коу» («красный разбойник») или «хун цзэй» («красный бандит»). Чжу Юаньчжан сердился, даже читая иероглиф «цзэ» («правило, параграф»), похожий по форме и произношению на «цзэй». Запреты на пользование некоторыми иероглифами показывают, что Чжу Юаньчжан не хотел, чтобы люди вспоминали о его низком происхождении. В то же время он иногда кичился своим происхождением из простого народа. Он частенько щеголял словами: «Я сам — простолюдин с правобережья Хуайхэ» или «простолюдин с левобережья Янцзы» вплоть до «мужик, возвысившийся от земли», «выходец из униженных». И таким образом, самоуничижение превращалось в самовозвеличивание и в сравнение себя с ханьским Гаоцзу. Ведь он, что называется, голыми руками, не имея и пяди земли, «приобрёл» Поднебесную.
1675220400640.png
Наказание чиновника
Чжу Юаньчжан впадал в бешенство от невозможности искоренить коррупцию, на место каждого казненного коррупционера приходило два новых. Император пошёл путем ужесточения казней. Людей четвертовали, обезглавливали, вырезали не только самих чиновников, но и весь их род. Постепенное увеличение жестокости казни дошло до своей крайней точки. Одной из мер наказания против коррупционеров стало сдирание кожи заживо. Содранную кожу набивали соломой и ставили на рабочем месте коррупционера. Чтобы новый чиновник, пришедший на его место, каждый день работал по правую руку от чучела его предшественника. Но это не помогало. Всё равно воровали.
Массовость казней тоже не спасала. Чиновников казнили десятками тысяч. Мало кто из чиновников умер своей смертью при правлении Чжу Юаньчжана. Когда чиновник уходил утром на работу, вся семья прощалась с ним как в последний раз, он давал наставления жене и детям на случай если он не вернётся домой, если же он возвращался, то все радовались. Постепенно чиновников было казнено столь много, что начался кадровый голод. Тогда смертную казнь стали заменять телесными увечьями. Чиновников били батогами, вырывали коленные чашечки, заковывали в колодки, клеймили, оскопляли. Но они все равно воровали.
Чжу Юаньчжан закрепил все земли, захваченные крестьянами во время войны, за теми, кто их обрабатывал. Пахотной земли не хватало, поэтому земледельцы, которые поднимали целину, на три года освобождались от налогов, что позволило уже в 3 год правления императора Мин заселить целинные земли вокруг городов в северных областях. В дальнейшем правительство также поощряло беженцев и население из густонаселённых областей к переселению на целинные земли, предоставляя им всяческие льготы.
1675220446963.png
Чтобы увеличить количество рабочих рук и налогоплательщиков, освободили всех рабов, крепостных крестьян и крепостных ремесленников (они были переведены в категорию миньху, хотя в условиях феодального строя говорить о свободе крестьян можно весьма относительно) и сократили численность монахов. Рабы в минском обществе продолжали существовать, хотя простолюдинам их иметь запрещалось. За аристократами и членами императорской фамилии сохранялось право владеть рабами, но с некоторыми ограничениями. Закон запрещал также куплю-продажу свободных людей, в том числе приём в заклад жён, детей, наложниц; не допускалась также купля-продажа рабов.
Вместе с расширением государственного фонда земли и стимулированием роста рабочих рук Чжу Юаньчжан стремился вести строгий учёт земли и подданных. Уже на следующий год после основания династии был издан императорский указ, повелевавший всем подданным зарегистрироваться при составлении новых подушных реестров (которые назвались «книгами рыбочешуйчатых карт» из-за того, что изображенные схематические рисунки полей напоминали рыбью чешую). В 1370 г. была проведена первая перепись населения, имевшая целью не только учесть всех подданных, но и определить размеры имущества каждого двора. Анкеты, в которых содержались эти сведения, отсылались в центральное ведомство налогов, а копии оставались у главы домохозяйства и в местных административных органах. В зависимости от имущественного положения дворы облагались земельным налогом и трудовыми повинностями так, что их размер зависел от количества земли, работников и имущества в отдельном хозяйстве.
В 1381 г. в эту систему были внесены изменения, позволившие упорядочить процедуру сбора налогов и отбывания повинностей. Эта система в своих основных чертах сохранилась вплоть до конца императорского периода в истории Китая. Она основывалась на объединении дворов в группы, связанные круговой порукой в выполнении в срок и полностью государственных налоговых и повинностных обязательств. В соответствии с новыми принципами каждые 10 дворов объединялись в цзя, а каждые 10 цзя составляли ли. Цель этого мероприятия состояла в том, чтобы заставить чиновников и помещиков также платить поземельный налог (в начале правления Минской династии было установлено, что чиновники и служилые пользуются лишь привилегией не отбывать трудовых повинностей, но должны платить налоги).
К 26-му году Хунъу в результате интенсивной распашки целинных земель крестьянами было поднято более 8500000 цин (мера площади, равная 5,166 га) целины, то есть, освоена большая часть таких земель. Одновременно с этим в результате восстановления хозяйства значительно выросла и численность населения. По данным на тот же год, в сельском хозяйстве Китая имелось более 16050000 дворов или свыше 60540000 человек, что в сравнении с периодом наибольшего расцвета Юаньской империи означает рост на 7 млн. человек.
Помимо освоения целинных земель, в начале правления Минской династии были приняты меры по восстановлению ирригационной системы. Чжу Юаньчжан приказал всем местным властям доводить до сведения двора все просьбы и претензии населения относительно ремонта или строительства оросительных сооружений. В 27-й год Хунъу (1394 г.) Чжу Юаньчжан специальным указом обязал министерство общественных работ привести в порядок пруды и водохранилища на случай засух или проливных дождей, а также разослал по всей стране учащихся Государственного училища и технических специалистов для наблюдения за ирригационными работами. Зимой 1395 г. в стране было открыто 40987 запруд и водоотводов.
Его недоверие к чиновничьей элите дополнялось также презрительным отношением к верхушке торгового класса; её влияние он всячески пытался ослабить, вводя неоправданно высокие налоги в Сучжоу и его окрестностях (юго-восточное Цзянсу). Несколько тысяч зажиточных семейств были в принудительном порядке перемещены с юго-востока страны в окрестности Нанкина с запретом, в дальнейшем выбирать себе другое место жительства. Для того, чтобы пресечь возможность несанкционированной торговли, император приказал им ежемесячно представлять полную опись своего имущества. Одну из своих важнейших задач Чжу Юаньчжан видел в том, чтобы сломить могущество купеческого и землевладельческого классов, в то время, как с точки зрения объективной реальности, некоторые из декретов его правительства позволяли им найти лазейки для дальнейшего обогащения.
Результатом массовых переселений и попыток населения избежать налогового бремени явился рост количества бродячих торговцев, разносчиков, батраков, кочующих с места на место в попытках найти землевладельцев, которые могли бы сдать им в аренду ферму и дать постоянную работу. В середине Минской эры императорам пришлось отказаться от системы принудительных переселений, и вместо неё вменить в обязанность местным властям регистрацию кочующего населения и его обложение налогом. По сути дела, Хунъу получил ещё более мощный класс богатых землевладельцев и купцов, доминирующий над арендаторами земли, батраками, домашними слугами, получающими вознаграждение за свой труд, что вряд ли входило в его намерения.
На момент прихода Чжу Юаньчжана во власть, когда-то хлебные края были разорены и безлюдны. Целые области были пусты, города и деревни заброшены. Поля заросли. Для исправления ситуации Чжу Юаньчжаном были организованны массовые переселения крестьян из густонаселённых областей в разорённые и безлюдные земли. Организовывалось массовое строительство новых дамб и ремонт старых. Был произведён передел земли. Переселенцы, осваивавшие заброшенные земли получали их в свою собственность. Помещики, которые владели необрабатываемой землей, были вынуждены отдать её государству, чтобы оно отдало её переселенцам.
Чжу Юаньчжан обращал большое внимание на разведение технических культур – хлопка, тутовых деревьев, грецких орехов, ююбы и хурмы. Был издан ряд распоряжений, по которым не менее половины всех земель отводились под разведение этих культур.
При династии Юань большое распространение имело рабство. Это было плохо для сельскохозяйственного производства, поэтому в 1376 г. был издан указ, запрещающий простолюдинам иметь в хозяйстве рабов. Их рабы сами становились простолюдинами. Также государство выкупало тех, кто ранее от голода продал себя в рабство с правом выкупа.
Все эти меры по развитию сельского хозяйства дали свои плоды. Вот немного статистики по приросту площади обработанных земель с 1368 по 1380 гг. Он составлял:
1368 г. — 770 с лишним цинов1375 г. — 62 308 цинов
1369 г. — 898 цинов1376 г. — 27 564 цина
1370 г. — 2135 цинов (данные по Шаньдуну, Хэнани и Цзянси)1377 г. — 1513 цинов
1371 г. — 106 662 цина1379 г. — 273104 цина
1373 г. — 353 980 цинов1380 г. — 53 931 цин
1374 г. — 921124 цина
За 13 лет прирост обработанных земель составил 1803171 цин. К 14-му году Хунъу (1381 г.) общая площадь казённых и частных земель по всей стране составляла 3667715 цинов. Прирост площади за счёт поднятой целины за 13 лет составил половину площади казённых и частных земель по всей империи.
Хунъу считал, что право путешествовать по стране принадлежит лишь правительственным курьерам и торговцам мелочным товаром, остальные жители не имели право покидать родные места. Но, несмотря на все усилия в этом направлении, само создание системы передачи сообщений для правительственных и военных нужд создавало в свою очередь возможность развития и укрепления соответствующей коммерческой системы, существующей параллельно с официальной. Выброшенный в 1488 г. кораблекрушением на китайское побережье кореец Чо Бу (1454 — 1504 гг.) отмечал, что чиновники восточной области не могли с точностью назвать расстояние между конкретными пунктами побережья; подобная информация составляла строгую монополию военного министерства и правительственных курьеров. В эпоху поздней Мин мы уже не увидим ничего подобного, в это время купцы путешествуют на значительно большие расстояния и даже подкупают правительственных курьеров, чтобы использовать их маршруты в торговых целях и издают географические справочники с указаниями коммерческих дорог, представляющие собой точную копию правительственных карт.
В 1381 г. Минская империя сумела отвоевать у королевства Дали (средневековое царство народа бай с центром в современной провинции Юньнань в Китае; оно было основано в 937 г. и управлялось династией из 22 монархов до захвата монголами в 1253 г.) обширные земли на юго-западе. К концу XIV в. для 200000 военных поселенцев было выделено около 2 млн му (130000 га) земли в будущих провинциях Юньнань и Гуйчжоу. Ещё около полумиллиона китайцев присоединилось к первым поселенцам позднее, эти миграции значительно изменили этнический облик региона, так как ранее около половины местного населения (1,5 млн человек) не были ханьцами. В этих районах Минская империя осуществляла политику двойной администрации. Области, где китайское население преобладало, управлялись по минским законам и обычаям, области, где большинство населения принадлежало по крови к местным племенам, управлялось по местным обычаям, в то время как племенные вожди клялись соблюдать порядок и выплачивать дань, в обмен, на что их снабжали китайскими товарами. В 1464 г. племена мяо и яо подняли восстание против китайского владычества, но минский двор направил против них 30000 армию из центра (в которой было среди прочего воинства 1000 монголов) и 160000 войск, мобилизованных на месте (в провинции Гуанси), и два года спустя восстание было подавлено. Позднее новое восстание было подавлено армией под руководством чиновника и философа Ван Янмина (1472 — 1529 гг.), по его настоянию учреждено было совместное правление для китайцев и местных племен, для того, чтобы местные обычаи также брались в расчёт при каждом принимаемом решении.
Вместе с тем основной задачей империи Мин в то время было предотвращение нового монгольского завоевания. Достаточно успешные бои с монголами почти беспрерывно велись вплоть до 1374 г., а затем в 1378 — 1381 и 1387 — 1388 гг.
Частная инициатива, предприимчивость, образованность, внешние контакты – во всём этом Чжу Юаньчжан видел угрозу основам созданного им порядка. Относительно внешней торговли, то эта сфера была прерогативой исключительно государства. Однако поскольку в конфуцианском обществе торговля не поощрялась в целом как недостойное занятие, правительство Чжу Юаньчжана стремилось свести внешнюю торговлю к обмену дарами с послами государств.
В отличие от другого великого тирана на китайском троне – Цинь Шихуана – Чжу Юаньчжан правил долго, и ещё при жизни видел результаты своего «труда» и наверняка умер счастливым человеком (если только мог быть счастливым человеком, тот, кто подозревал всех и каждого во враждебности к себе и своей империи). Чжу Юаньчжан умер в 1398 г., в возрасте 70 лет, оставив после себя огромную империю, которая простояла ещё почти 250 лет до 1644 г., до вторжения маньчжуров.
Пока Чжу Юаньчжан правил не было в стране силы, способной поколебать его власть. Однако после смерти могущественного императора в 1398 г. в Китае тут же вспыхнула междоусобная война. На несколько лет страна вновь погрузилась в хаос, из которого вышла благодаря победе одного из сыновей Чжу Юаньчжана – будущего императора Юнлэ.

Чжу Юньвэнь (Жан-хуанди)
1675220574780.png
Второй император династии Мин, правивший с 1398 по 1402 гг. Был сыном наследного принца Чжу Бяо, который преждевременно умер в 1392 г. Как внук императора Чжу Юаньчжана, стал наследником престола. Заняв престол правил, следуя советам конфуцианских учёных. На протяжении своего правления конфликтовал с дядей Чжу Ди, который был военачальником и с армией находился в Пекине, вёл борьбу против монголов.
Чжу Юньвэнь не допустил его даже на похороны и на поклонение могиле его брата Чжу Юаньчжана. Попытки императора поставить во главе войск новых генералов и ослабить Чжу Ди привели к недовольству последнего, и мятежу.
Чжу Ди (Юнлэ) захватил власть в свои руки, а Чжу Юньвэнь со своей женой (предположительно) погибли в огне, когда во время штурма загорелся дворец. Версия его гибели при пожаре, хотя и вероятна, но не получила подтверждения. В народе ходили слухи, что ему удалось бежать, и он нашёл прибежище в буддийском монастыре. Став императором, Чжу Ди в 1402 г. убил всех сторонников Чжу Юньвэня, и не дал предшественнику храмового имени.

Чжу Ди (Юнлэ или Чэн-цзу или Вэнь-хуанди)
1675220619700.png
Третий император династии Мин, правивший с 1402 по 1424 гг. Был сыном императора Чжу Юаньчжана. Он получил хорошее образование и титул Янь-вана («властителя Янь»). Возглавлял армию. Совместно со своим тестем, генералом Сюй Да, добился больших успехов в боях против монголов и в восстановлении нормальной жизни Пекина. После того, как его брат, наследный принц Чжу Бяо, умер, на престол взошёл его сын Чжу Юньвэнь. Он вёл себя враждебно по отношению к полководцу и даже не допустил Чжу Ди на похороны отца. При поддержке войска и населения он захватил власть в свои руки.
Несмотря на узурпацию власти и жесткий террор в самом начале правления, в целом историки рассматривают период его правления как успешный. После жестокого устранения людей, которые были верны или близки исчезнувшему молодому императору, немедленно приступил к восстановлению экономики, разрушенной гражданской войной. Внедрял программу армейского сельского хозяйства, возвращая солдат обратно к крестьянской работе, чтобы они могли обеспечивать себя. Он сохранил низкий земельный налог и отдал приказ о реконструкции «Большого канала».
Император относился спокойно к даосизму, конфуцианству и буддизму, предоставил равные условия для всех религий. Старался восстановить китайскую традицию и подавить монгольское влияние в культуре, оставшееся со времен династии Юань. Издал указ, предписывающий собрать множество древних классических текстов в книгу под названием «Юнлэ дадьень» («Великий канон эры Юнлэ» или «Энциклопедия Юнлэ»). В сборник вошли и были отредактированы все книги за последние 500 лет.
Одержав верх над монголами в начале своей военной карьеры, позже стал использовать другой подход. Он поддерживал мир с монголами и другими кочевыми племенами на северной границе. В 1407 г. захватил Вьетнам и присоединил его к Минской империи (провинция Цзяочжи). Шесть раз отправлял евнухов эмиссарами в другие страны, от Юго-Восточной Азии до Восточной Африки. При нём свыше 30 стран регулярно платили Китаю дань. 1 апреля 1424 г. начал свою последнюю военную кампанию в пустыне Гоби для преследования монголов. Кампанию провалил. Впал в глубокую депрессию, пережил несколько инсультов, и вскоре скончался. Его преемником стал его сын Чжу Гаочи.

Чжу Гаочи (Хунси или Жэнь-цзун)
1675220667275.png
Четвёртый император династии Мин, правивший с 7 сентября 1424 по 29 мая 1425 гг. Был старшим сыном Чжу Ди. В детстве отличался слабым физическим развитием и плохим здоровьем, занятиям военной подготовкой предпочитал изучение классической литературы. Получил хорошее конфуцианское образование, хорошо разбирался в военном искусстве. Во время борьбы за власть между его отцом и императором Чжу Юньвэнем, умело организовал оборону Пекина от войск посланного императором генерала Ли Цзинлуна. После того, как Чжу Ди занял императорский престол, нередко выступал в качестве регента в Нанкине или Пекине во время походов отца в Монголию. Именно ему было поручено организовывать шестую морскую экспедицию в 1421 г. под руководством адмирала Чжэн Хэ.
Вступив на престол, приступил к масштабным реформам. Жестоко ограничил государственные расходы, улучшил финансовое положение империи, снизил налоги, реорганизовал государственный аппарат (отправляя в отставку коррумпированных чиновников и, наоборот, продвигая способных, отдавая предпочтение конфуцианским ученым из Академии Ханьлинь). В отличие от политики, проводимой отцом, ввёл запрет на заморские экспедиции и приказал сжечь флот. Прекратил меновую торговлю с монголами (у которых ранее китайцы приобретали лошадей в обмен на чай) и государственные закупки золота и жемчуга в провинциях Юньнань и Цзяочжи. Главной проблемой империи оставалось положение в Цзяочжи, где в октябре 1424 г. начались бои с повстанческой армии Ле Лоя. В апреле 1425 г. он распорядился о возвращении столицы империи из Пекина в Нанкин (бывший столицей до 1421). Скончался в своём пекинском дворце, предположительно, от сердечного приступа. Его преемником стал его сын Чжу Чжаньцзи.

Чжу Чжаньцзи (Сюаньдэ или Сюань-цзун)
1675220721572.png
Пятый император династии Мин, правивший с июня 1425 по январь 1435 гг. Был сыном императора Чжу Гаочи. После внезапной смерти отца, стал его преемником. Отказался от планов отца о переносе столицы империи Мин из Пекина в Нанкин. В 1426 г. столкнулся с мятежом, возглавляемым дядей Чжу Гаосюем. Мятеж удалось быстро подавить, своего дядю император сначала разжаловал в простолюдины, а потом за оскорбительные слова он был сожжён. Также были казнены дети Чжу Гаосюя вместе с 600 чиновниками из удела Хань, а ещё 2200 человек были высланы в пограничные районы.
Во внутренней политике способствовал дальнейшей централизации власти. В противовес растущему влиянию евнухов сформировал правительство из членов Академии Ханьлинь. Это позволило эффективно бороться с коррупцией, снизить налоги (1430 г.), улучшить экономическое состояние сельских районов, содействовать развитию городов. Освобождал от налогов районы, пострадавшие от стихийных бедствий. В 1428 г. во время великой засухи правительство продавало по низким ценам хлеб. В 1425 г. император инициировал пересмотр уголовных дел, заведённых в правление предыдущих императоров, в итоге несколько тысяч человек было оправдано. Во внешней политике новый император пытался развивать страну, не участвовал в военных походах. В 1427 г. послал во Вьетнам 100000 армию генерала Лю Шэня, потерпевшую разгром. Был вынужден вывести все китайские войска из Индокитая и признать независимость Вьетнама. Ле Лой, предводитель восставших, был провозглашен императором Дайвьета. В 1428 г. вёл бои против монголов, в 1431 и 1434 гг. с переменным успехом воевал против ойратов, позже ему удалось установить мир. Пытался развивать внешнеэкономические отношения, возобновил морские экспедиции.
В свободное от руководства страной время занимался изобразительным искусством. Особенно известен как художник-анималист. Его «кисти» принадлежат картины, изображающие императорских борзых собак (салюки) и гиббонов. Его преемником стал его сын Чжу Цичжэнь.

Чжу Цичжэнь (Чжэнтун или Тяньшунь или Ин-цзун)
1675220788402.png
Шестой (1435 – 1449 гг.) и восьмой (1457 – 1464 гг.) император династии Мин. Был старшим сыном императора Чжу Чжаньцзи. Занял престол после смерти своего отца, из-за малолетства императора был сформирован регентский совет, состоящий из евнухов. Фактически полнотой власти обладал евнух Ван Чжэнь, действия которого способствовали росту внутреннего напряжения. Правительство не смогло справиться с последствиями засухи (1435 – 1448 гг.) и большого наводнения реки Хуанхэ (1448 г.). Всё это вызвало восстания на востоке и в центре страны. В это же время Ван Цзинь начал неудачную войну против бирманского племени шан.
В 1449 г. император Чжу Цичжэнь потерпел сокрушительное поражение от монгольской армии под командованием хана Тайсун-хана и Эсэн-тайши в местности Туму в провинции Хубэй (1 сентября 1449 г. китайская армия потерпела полное поражение, а император и его придворные попали в плен).
Обороной Пекина занялся полководец Юй Цянь, который возвёл на престол нового императора, младшего брата Чжу Цичжэня – Чжу Циюя. Эсэн-тайши потребовал выкуп за императора Чжу Цичжэня, однако Юй Цянь заявил, что страна важнее жизни императора. Военачальник и военный министр нового императора Юй Цянь, возглавивший китайские войска, сумел нанести монголам серьёзное поражение. В 1450 г. был выпущен из плена и вернулся в Китай, за время пребывания в плену стал хорошим другом Тайсун-хана и его великого наставника Эсэн-тайши. По приказу своего брата Чжу Цичжэнь был заключён под домашний арест, в котором находился семь лет. Его сын Чжу Цзяньшэнь был также взят под стражу и лишён титула наследного принца.
В феврале 1457 г. поднял восстание против младшего брата и вернул себе престол. Брата понизил до титула князя Чэн и заключил под домашний арест. Спустя месяц был убит евнухами по его приказу. 7 августа 1461 г. китайский генерал Цао Цинь и подчинённые ему монгольские части подняли мятеж против Тяньшуня, опасаясь расправы за поддержку его свергнутого брата. Проводились репрессии монголов, те в свою очередь поднимали мятежи. Частые набеги монголов способствовали дальнейшему строительству одной из монументальных достопримечательностей Китая – Великой Китайской стены. Около 1445 г. был напечатан сборник «Чжэнтун Дао цзан» («Сокровищница дао эры Чжэнтун»), содержащий 1432 сочинения (480 папок). Его преемником стал его сын Чжу Цзяньшэнь.

Чжу Циюй (Цзинтай)
1675220848884.png
Чжу Циюй – седьмой император династии Мин, правивший с 1449 по февраль 1457 гг. Был младшим сыном императора Чжу Чжаньцзи. В 1449 г. китайский император Чжу Цичжэнь, старший брат Чжу Циюя, был разбит в бою под Тумой и захвачен монголами в плен. Монгольские войска под командованием Эсэн-тайши осадили Пекин.
Китайский военачальник Юй Цянь, руководивший обороной столицы, провозгласил новым императором Чжу Циюя и смог нанести монголам поражение. В 1450 г. пленённый Чжу Цичжэнь был отпущен Эсэн-тайшой из плена и вернулся в Китай. Чжу Циюй, опасаясь своего брата, приказал заключить его и его сына-наследника Чжу Цзяньшэня под домашний арест.
Новый император провозгласил наследником престола своего сына Чжу Чжанье, который вскоре скончался. В феврале 1457 г. пленный император Чжу Цичжэнь организовал заговор против своего младшего брата Чжу Циюя, чтобы вернуть себе императорский престол. Бывший император был свергнут с престола и заключён под домашний арест. Он был убит евнухами по приказу старшего брата.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх