(ТЕОРИЯ) Шестидневная война (часть VI)

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Сирия имела все шансы выйти из Шестидневной войны с минимальными потерями – военными и территориальными. В ходе проведения операции «Мокед» сирийская сторона пострадала гораздо меньше своих союзников, лишившись не всей авиации, подобно Египту и Иордании. ВВС Сирии утратили до 60 % боевых самолётов, перебазировав оставшиеся на дальние – восточные аэродромы.
Сирийские вооруженные силы не только частично сохранили свою боевую авиацию, но и избежали массированного удара со стороны сухопутных частей АОИ и морских атак со стороны ВМС Израиля. Ещё в первый день войны – 5 июня между Тель-Авивом и Дамасском было достигнуто негласное соглашение о соблюдении взаимного нейтралитета. Обе стороны неофициально обязались не обстреливать территории друг друга и не пересекать общую границу.
Израильская сторона свои обязательства не нарушала, а вот сирийская артиллерия 5 июня обстреляла с позиций на Голанских высотах один из израильских кибуцев. На следующий день сирийские орудия и миномёты ударили по пограничному посту и двум близлежащим еврейским поселениям в районе так называемого «Галилейского выступа». Израильские войска нанесли ответный артиллерийский удар по сирийским позициям, расположенным на Голанских высотах, подвергнув их нескольким налётам боевой авиации.
1686969657071.png
Голанские высоты
Если бы сирийское политическое руководство и высшее командование знало правду о том, что египетские войска на Синае и иорданская армия на западном берегу реки Иордан терпят жесточайшее поражение, то дальнейших провокаций не последовало. Но, пребывая в неведении об истинном положении дел, сирийские военные продолжали нагнетать обстановку.
7 июня сирийская артиллерия подвергла интенсивному обстрелу еврейские поселения, расположенные на юго-восточном побережье озера Кинерет. Затем кибуцы Хулата и Дан были атакованы сирийской пехотой при поддержке роты танков. Эти нападения были отражены подразделениями 3-й территориальной пехотной бригады АОИ.
1686969696285.png
Давид «Дадо» Элазар — израильский полководец, начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля с 1972 по 1974 гг.
8 июня израильский Генеральный штаб начал спешно стягивать на сирийское направление войска, высвободившиеся в результате успешных действий АОИ на Иорданском и Синайском фронтах. Таким образом, в распоряжении генерал-майора Давида Элазара – командующего Северным военным округом к исходу дня были сосредоточены семь бригад – три пехотные, две механизированные, одна танковая и одна парашютно-десантная. Личный состав этих частей превышал 50000 человек. На Дамасском направлении были сосредоточены до 200 танков и САУ, 330 орудий и тяжёлых миномётов. С воздуха части Северного (Сирийского) фронта поддерживали 70 боевых самолётов.
О том, что представляло собой Сирийское государство как военный противник, подробно комментирует израильский военно-политический обозреватель Дов Конторер: «Сирия стояла на третьем месте в списке угроз, поскольку угрожать самому существованию Израиля и/или безопасности его стратегических объектов она не могла из-за относительной слабости своей армии и удаленности сирийской границы от жизненно важных центров еврейского государства. Кроме того, топографические условия на севере Израиля облегчали задачу обороняющейся стороны, позволяя ей опираться на естественные препятствия, и затрудняли действия наступающих войск».
Тем не менее, недооценивать угрозу, исходившую от Дамаска, было опасно. Сирийские войска, стянутые к границам Израиля, насчитывали в общей сложности 11 бригад под общим командованием генерал-майора Ахмеда Суидани (один из самых видных баасистов в сирийской арабской армии и близким доверенным лицом сирийских президентов Амина аль-Хафиза и Салаха Джадида; после сирийского государственного переворота 1963 г. Суидани был назначен главой сирийского разведывательного управления при президенте аль-Хафизе). В его распоряжении имелось до 60000 человек, 362 танка и 315 орудий.
К исходу 8 июня Генеральный штаб АОИ был готов к осуществлению оперативного плана «Маккевет» («Молот»). Предусматривалось нанесение ударов по сирийским позициям на Голанских высотах силами четырёх бригад: 8-й и 45-й механизированных, 37-й бронетанковой и 1-й пехотной «Голани».
Сирийские войска, оборонявшие Голанские высоты были представлены 12-й и 35-й пехотными дивизиями, а также 11-й отдельной пехотной бригадой. В этих соединениях насчитывалось более 200 танков и 204 артиллерийских орудия. Остальные сирийские войска, (в том числе две танковые бригады), прикрывали Дамаск и одновременно являлись оперативно-маневренным резервом.
Операция «Молот» началась ранним утром 9 июня 1967 г. с мощной артиллерийской подготовки. На левом фланге вдоль рубежа Заура – Кала в наступление перешли ударные подразделения сразу трёх бригад – 8-й и 45-й механизированных, а также 1-й пехотной. На центральном направлении (с территории накануне захваченного западного берега реки Иордан) линию Равия – Алеква – мост Бнот Яков атаковала 37-я бронетанковая бригада. На правом фланге к штурму Голанских высот, примыкавших к северо-восточному берегу Тивериадского озера, приступили две пехотные бригады – 2-я и 3-я. Несколькими часами позже в помощь им из-под Иерусалима были переброшены несколько батальонов из состава 55-й парашютно-десантной бригады.
Для того, чтобы лишить боеспособности девять сирийских бригад, отбросив их занимаемых оборонительных рубежей, а также взять штурмом позиции, считавшиеся практически неприступными, израильским частям потребовался всего 31 час. К полудню 10 июня на левом фланге части АОИ разгромили две сирийские бригады – 11-ю пехотную и 14-ю бронетанковую, заняв города Заура, Кала, Масада, а также стратегически важную высоту – гору Хермон. Ещё до полудня 10 июня город Эль-Кунейтра был захвачен подразделениями 8-й механизированной бригады практически без боя. Прямой путь на Дамаск израильским войскам был открыт. Обороняли сирийскую столицу на тот момент всего две бригады
37-я бронетанковая бригада прорвала боевые порядки 123-й сирийской пехотной бригады, захватив города Равия, Алеква и Нафах. После этого в ночь на 10 июня израильские танки вышли на оперативный простор, имея возможность одновременно двигаться на Эль-Кунейтру, Кушнию и Бутмию. На правом фланге сразу четыре сирийские бригады – 8-я, 19-я и 80-я пехотные, а также 17-я механизированная не сумели удержать свои позиции на восточном побережье озера Кинерет, откатившись в беспорядке и с большими потерями к городу Бутмия.
Всего за сутки с небольшим сирийская армия фактически полностью лишилась боеспособности. Высшее командование пребывало в растерянности. Правительство в панике готовилось к эвакуации из Дамаска. Положение спасло вмешательство ООН. 10 июня Совет Безопасности ООН принял уже четвёртую по счёту резолюцию о немедленном прекращении огня и всех боевых действий со стороны Израиля.
СССР и ряд союзных ему стран разорвали дипломатические отношения с Тель-Авивом, пригрозив суровыми военными и экономическими санкциями. Тель-Авив, добившийся выполнения всех главных задач в этой скоротечной и победоносной кампании, выразил готовность к заключению перемирия.
10 июня в 19:30 по местному времени соглашение о прекращении огня между Израилем и Сирией вступило в силу. Сирийское государство лишь благодаря вмешательству извне избежало полного разгрома и значительных территориальных потерь.
При штурме Голанских высот израильские войска (по данным Тель-Авива) потеряли 577 солдат и офицеров (141 убитыми и 436 ранеными). По другим оценкам иностранных наблюдателей и военных специалистов потери АОИ в личном составе были несколько больше – 752 человека (127 погибшими и 625 ранеными). В боях против сирийской армии израильские войска потеряли в два раза больше собственных танков, нежели выбили из строя и уничтожили вражеских бронированных машин. Бронетанковые и механизированные бригады израильского Сирийского фронта лишились 160 танков.
Сирийское военное ведомство и официальные политические источники Дамаска никогда не публиковали данные о своих потерях в Шестидневной войне. Основываясь на оценке интенсивности боевых действий израильский Генеральный штаб оценивает потери сирийской армии приблизительно в 3315 человек (450 погибшими, 2500 ранеными и 365 пленными). Кроме того, сирийские войска потеряли 73 танка и 10 устаревших САУ. Безвозвратный урон ВВС Сирии за всё время войны составил 58 боевых и транспортных самолётов, а также 3 вертолёта.
С окончанием боевых действий между Израилем и Сирией вечером 10 июня 1937 г. завершилась Шестидневная война. За короткий срок коалиция, состоявшая из трёх влиятельных арабских стран (вооруженные силы Ирака в расчёт можно не принимать, поскольку они практически не участвовали в боях), была наголову разгромлена Израилем по всем фронтам и направлениям.
Фактически АОИ для разгрома каждого противника в отдельности потребовалось 2-3 дня. Имея значительное количественное превосходство во всех родах войск и основных видах вооружения, ближневосточная коалиция арабских стран потерпела унизительное и во многом позорное поражение.
1686969784952.png
1686969793533.png
1686969803388.png
Разбитая сирийская техника
Салах Джадид. Сирийский военный, государственный деятель, фактический руководитель страны в 1966 – 1970 гг.
Разбитая сирийская техника
Причин у этой катастрофы много. Прежде всего, арабские лидеры, как политические, так и военные, были напрочь лишены каких-либо полководческих дарований, а также задатков современного стратегического мышления и оперативного руководства. Ни у Каира, ни у Аммана, ни у Дамаска не имелось конкретных планов (как наступательных, так и оборонительных) ведения боевых действий. Вся «стратегия» Насера, Хусейна бен Талала и сирийского руководства, возглавляемого генералом Салахом Джадидом, заключалась в нагнетании страстей, громогласной воинственной риторике, полной пустых угроз и честолюбивого бахвальства, а также стремлением как можно скорее «сбросить сионистов в море», и провокационными призывами уничтожить Израиль как самостоятельное государство.
Единого плана действий у арабов не было ни до начала войны, ни после её начала. Уже в первый день противостояния, когда ВВС Израиля практически полностью уничтожили боевую авиацию своих противников, коалиция распалась, поскольку с утра 5 июня Египет, Иордания и Сирия действовали (или выжидали) поодиночке, лишь изредка обмениваясь сообщениями траурно-панического содержания о том, как всё плохо и катастрофично складывается для их вооружённых сил.
В то время, когда лучшие и наиболее боеспособные дивизии АОИ наступали на Синайском полуострове, войска Иордании и Сирии могли нанести удар по восточным территориям Израиля. Однако вместо этого король Хусейн и генерал Джадид сделали ставку на обстрелы приграничных израильских поселений и выжидательную тактику.
Израильские генералы, напротив, применив концепцию блицкрига, били своих многочисленных противников поодиночке, пока те не объединились. Били, используя глубокие фронтальные удары и фланговые охваты, концентрируя силы, а не распыляя их по второстепенным направлениям. Армия обороны Израиля удачно сочетала скоростные и маневренные качества бронетанковых и механизированных соединений, поддерживаемых своей авиацией, воюя «не числом, а умением».
1686969830967.png
Территориальные изменения государства Израиль после завершения Шестидневной войны
Какие геополитические выгоды приобрёл Израиль в результате своей знаменательной и скоротечной победы подробно описал обозреватель Дов Конторер: «В результате Шестидневной войны под контролем Израиля оказалась обширная территория, общая площадь которой составляла около 68,5 тысяч квадратных километров и превышала площадь собственной довоенной территории Израиля в 3,3 раза. Основные территориальные потери пришлись на долю Египта: Синайский полуостров (около 61 тыс. кв. км) и сектор Газы (365 кв. км). Площадь утраченных Сирией Голанских высот составляла около 1250 кв. км. Иордания потеряла в Шестидневную войну Иудею, Самарию и Восточный Иерусалим – территории площадью 5860 кв. км».
За столь впечатляющие достижения вооруженные силы Израиля заплатили высокую цену. По официальным данным, озвученным израильским МИД и военным ведомством, в ходе Шестидневной войны АОИ потеряла 776 человек погибшими: 338 на Синайском фронте, 300 – на иорданском (в том числе 183 во время штурма Иерусалима) и 141 – на сирийском. Потери среди гражданского населения Израиля составили 170 человек (20 погибли и 150 получили серьёзные ранения).
По данным американских и западных военных специалистов и наблюдателей вооруженные силы Израиля в период с 5 по 10 июля 1967 г. потеряли 3260 солдат и офицеров (904 погибшими, 2338 ранеными, 18 пленными и пропавшими без вести). Израильская пресса и неофициальные источники в Тель-Авиве спустя три месяца после завершения боевых действий оценивали свои безвозвратные потери в 800 человек.
Открытым остаётся вопрос о том, сколько танков потеряла АОИ в боях против арабских стран. По данным Стивена Залоги – известного американского специалиста в области бронетехники и военных технологий в Шестидневной войне Израиль задействовал фактически все свои наличные исправные танки – 1093 единицы. Из этого количества в ходе боевых действий были уничтожены, подбиты или вышли из строя 394 танка.
По данным Михаила Барятинского – российского военного историка, также специализирующегося на бронетанковой технике, израильская армия в ходе Шестидневной войны лишилась 404 танков (112 потеряно на Синайском фронте, 132 – на Иорданском и 160 – на Сирийском). При этом практически все источники сходятся во мнении, что безвозвратно АОИ потеряла порядка 100-150 танков. Безвозвратный урон ВВС Израиля в ходе Шестидневной войны подсчитан практически «поштучно» и составил 47 (по другим сведениям – 48) боевых, транспортных и разведывательных самолётов.
Наиболее полный и подробный общий обзор потерь противников Израиля выглядит следующим образом: «Арабские потери, по данным Британского института стратегических исследований, составили: 40000 человек убитыми, ранеными и пленными, около 900 танков, более 1000 стволов артиллерии, более 400 боевых самолетов. Наибольшие потери понес Египет – 80 % от всего имевшегося у него военного снаряжения и боевой техники. Только на Синайском полуострове в результате эффективного применения израильтянами бригадных тактических групп египтяне потеряли около 17000 человек личного состава и 709 танков, из которых 100 были захвачены в полной исправности и с неизрасходованным боекомплектом и около 200 – с незначительными повреждениями. Безвозвратные потери Египта составили 11500 человек, в плен попало 5500 египетских военнослужащих. Потери Сирии – 50 самолетов и 50 танков, Иордании – более 20 самолетов и 150 танков, Ирака – 2 самолета, не считая 18 самолетов, поврежденных на аэродромах».
По последним уточненным и дополненным данным, в ходе Шестидневной войны наибольшие потери понесли вооруженные силы Египта. Их урон в личном составе достиг 32000 человек (11500 погибшими, 15000 ранеными, 5500 пленными и пропавшими без вести). Бронетанковый парк египетской армии лишился порядка 820 танков (2/3 их них были брошены при отступлении). Также египетские части потеряли свыше 10000 автомобилей различных классов, более 200 бронетранспортёров и бронеавтомобилей, 430 полевых и гаубичных орудий, а также тяжёлых миномётов. ВВС Египта лишились 232 истребителей, 59 бомбардировщиков, 32 транспортных самолётов и 11 вертолётов.
1686969890042.png
В ходе боевых действий Иордания потеряла 3700 солдат и офицеров убитыми, ранеными и пленными, а также 179 танков, 53 бронетранспортёра, 1062 орудия и миномёта, 3166 автомашин различных классов. Иорданские ВВС лишились 29 боевых и транспортных самолётов, а также двух вертолётов.
Легче всех арабских участников Шестидневной войны «отделался» Ирак. 8-я механизированная иракская дивизия, в боевых действиях фактически не участвовала, поскольку прикрывала иорданскую столицу Амман. В результате авиационных ударов израильских ВВС пострадали 40 иракских военнослужащих (10 погибли, а 30 получили ранения). В рамках операции «Мокед» и в последующие дни израильская авиация уничтожила и повредила 20 иракских боевых и транспортных самолётов.
Перед началом боевых действий израильское командование не ожидало, что за столь короткий промежуток времени в плен к частям АОИ попадёт более 7000 вражеских солдат и офицеров. Военнопленных, захваченных израильтянами, могло быть гораздо больше. Не имея возможности организовать пункты временного содержания для всех пленных, захваченных во время боёв на Синайском полуострове, израильское командование отпустило значительную часть рядовых бойцов египетской армии (из числа больных, раненых и совсем юных).
22 ноября 1967 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 242, главной целью которой являлось «установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке». Суть резолюции заключалась в исполнении всеми сторонами Шестидневной войны двух основополагающих принципов:
1. Вывод израильских вооружённых сил с территорий, оккупированных во время недавнего конфликта;
2. Прекращение всех претензий или состояний войны, а также уважение и признание суверенитета, территориальной целостности и политической независимости каждого государства в данном районе и их права жить в мире в безопасных и признанных границах, не подвергаясь угрозам силой или её применению.

В ответ на данные требования, выдвинутые мировым сообществом, Абба Эвен – министр иностранных дел Израиля заявил, что даже в случае вероятного глобального конфликта со всеми государствами ООН подразделения АОИ не оставят своих нынешних позиций. В свою очередь израильский премьер-министр Леви Эшколь обещал, что Израиль никогда не согласится вернуться к прежним границам, которые существовали на Ближнем Востоке до 5 июня 1967 г., а правительство Израиля будет впредь добиваться всеми силами и средствами признания границ нынешних.
1686969943809.png
Абба Эбан. Израильский государственный и политический деятель, министр иностранных дел Израиля, министр образования Израиля, посол Израиля в ООН и в США; уйдя из политики он посвятил всю свою оставшуюся жизнь написанию книг и преподаванию, в том числе выступая в качестве приглашенного научного сотрудника в Принстонском университете, Колумбийском университете и Университете Джорджа Вашингтона
1686969977048.png
Леви Эшколь
Стоит отметить, что ещё 20 июня 1967 г. (через десять дней после завершения боевых действий) израильское правительство создало специальный комитет по развитию и освоению новых территорий, захваченных у Сирии, Египта и Иордании. Подобная однозначная и неуступчивая принципиальная позиция Тель-Авива стала прологом к новой – четвёртой по счёту Арабо-израильской войне, разразившейся в октябре 1973 г.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх