Тезаурус (история Османской империи) III часть

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Санджак (на турецком sancak, буквально «знамя», «флаг») — административная единица в Османской империи, средняя между вилайетом и каза. Во главе санджака стоял мутессариф (губернатор). Санджак делился на несколько уездов, или каза, в свою очередь несколько санждаков образовывали провинцию, или вилайет.

Сельджуки (на туркменском Seljuklar, на азербайджанском Səlcuqlar, на персидском سلجوقیان – Saljükiyan, на курдском Selçûqî, на турецком Selçuklular, на арабском سلاجقة‎‎ – Saljük, el Salajika) — ветвь огузов, из племени кынык, которые, подобно туркменам, османам, гагаузам и азербайджанцам принадлежат к западным тюркам. Первоначально они жили на берегах Сырдарьи. Имя получили от главного вождя своей орды, Сельждука, поселившегося, по преданию, в 955 г. в Дженде на Сырдарье; его внуками были завоеватели Торгул-бек и Чагрыл-бек. Единовластными султанами Сельджуков были Торгул-бек (1035 г., 1058 — 1063 гг.), сын Чагрыл-бека Алп-Арслан (1063 — 1072 гг.), Мелик-шах (1072 — 1092 гг.). В 30-х гг. XI в. cельджуки получили на вассальных условиях от государства Газневидов земли в Хорасане, а затем восстали против Газневидов и одержали над ними победу при Данденакане (1040 г.). Сельджуки во главе с Тогрул-беком, принявшим титул султана, между 1040 и 1050 гг. захватили Хорезм, и почти весь Иран, в 50-х гг. XI в. Азербайджан, Курдистан и Ирак (в 1055 г. заняли Багдад). При Алп-Арслане (1063 – 1172 гг.) была завоёвана Армения (1064 г.), одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071 г.). Между 1071 и 1081 гг. сельджуки завоевали Малую Азию. При султане Мелик-шахе (1072 – 1192 гг.) государство Сельджуков достигло наибольшего могущества, подчинив себе Грузию и государство Караханидов в Средней Азии. Однако в государстве сельджуков продолжался процесс феодальной раздробленности: при Мелик-шахе образовались султанаты, в которых правили ветви династии Сельджукидов, лишь номинально зависимые от центральной власти («Великого Сельджука»): Керманский султанат (1041 – 1187 гг.), Румский (в Малой Азии, 1077 – 1307 гг.; Конийский султанат), Сирийский (1094 – 1117 гг.). После первого крестового похода (1096 – 1099 гг.) сельджуки потеряли Палестину, а затем Сирию, прибрежные области Малой Азии, Грузию. После смерти Мелик-шаха феодальные междоусобия осложнились движением исмаилитов. В 1118 г. государство Сельджуков было разделено между сыновьями Мелик-шаха: Санджару достались восточные области со столицей в Мерве, Махмуду – западные – Иран и Ирак (Иракский сельджукский султанат, 1118 – 1194 гг.). Санджар (1118 – 1157 гг.) вёл борьбу с крупными феодалами, добивавшимися самостоятельности. Потерпев поражение от каракитаев, Санджар утратил верховную власть над Средней Азией (1141 г.); в 1153 г. после поражения, нанесённого ему балхскими огузами, огузы разграбили Мерв, Нишапур, Туе и другие города Хорасана. Со смертью Санджара (1157 г.) прекратилась власть «Великих Сельджукидов» в Хорасане. После тридцатилетних феодальных войн Хорасаном, Керманом и западным Ираном овладели Хорезмшахи. У Сельджуков сохранился лишь Конийский султанат.
1680957430285.png
1680957442012.png
1680957455316.png
Тогрул-бек («сокол-князь»), полное имя Рукн ад-Даула ва-д-Дин ас-Султан аль-Муаззам Абу Талиб Тогрул-бек Йамин Амир аль-Муминин. Внук Сельджука
Алп-Арслан («смелый лев»), полное имя Зийа ад-Дин ва Адуд ад-Даула ва Тадж ал-Милла Абу Шуджа Мухаммад Алп-Арслан ибн Дауд
Мелик-шах или Малик-шах Абуль-Фатх Джалал ад-Дин Мелик-шах ибн Алп-Арслан
1680957478638.png
Территория Сельджукской империи ко времени смерти Мелик-шаха
Сипахи (спаги, спахи, спахии во французской транслитерации; название происходит от персидского سپاه – sepâh – армия) — разновидность турецкой тяжелой кавалерии. Наряду с янычарами вплоть до середины XVIII в. были основным военным подразделением, используемым в Османской империи.

Сулейман ибн Кутулмыш, также известный как Сулейман I (на турецком Kutalmışoğlu Süleyman Şah) — основатель султаната Рума, правивший им с 1077 по 1086 гг.
1680957526913.png
Сулейман ибн Кутулмыш, также известный как Сулейман-шах. Памятник в городе Тарсус, Турция

Тимар — военный лен, представляющий собой условное феодальное земельное держание, существовавшее в Османской империи вплоть до отмены военно-ленной системы (1839 г.). Введён при султане Мураде I. Годовой доход с одного тимара составлял менее 20000 акче. В конце ХVI в. тимар постепенно трансформировался в чифтлик, который стал преобладающей и, что самое важное, наследственной системой помещичьего землевладения в Османской империи до её падения в 1919 г.

Тимариот – держатель тимара. Он был обязан лично участвовать в военных походах, имея при себе одного джебели (конного воина) на каждые 3000 акче дохода. За особые заслуги размеры тимара могли быть увеличены. Изначально тимариот не жил в своём тимаре, но получал с него доход посредством системы сбора налогов. Начиная с XVI в., тимариоты поселяются в тимарах и начинают заниматься собственным хозяйством, эксплуатируя зависимое население. При этом тимариот исполнял полицейские функции по отношению к зависимому населению, но не имел права на суд и на введение дополнительных (произвольных) налогов.

Турки (самоназвание – тюрк), нация, основное население Турции. По религиозному признаку основная масса турок – мусульмане-сунниты. Антропологически большинство турок относится к средиземноморской расе. Этнически турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (главным образом огузов и туркмен), переселившихся в Малую Азию из Средней Азии и Ирана в XI – XIII вв., во время монгольских и сельджукских завоеваний, и местного малоазийского населения. Часть тюркских племён проникла в Малую Азию с Балкан (узы и печенеги). Смешиваясь с местным населением (греками, армянами, грузинами и другими народами), тюрки ассимилировали часть его, но сами перенимали у него навыки хозяйства и многие черты культуры. В этногенезе турок участвовали в разное время также арабские, курдские, южно-славянские, румынские, албанские племена и народности. В ходе завоеваний XIV – XVI вв. турки проникли на Балканы и Кипр. Формирование турецкой народности завершилось примерно в XV в., турецкая нация сложилась в первые десятилетия ХХ в. В составе турок есть этнографические группы полукочевников: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы и другие.

Фирман, ферман — указ или декрет монарха в некоторых исламских государствах Ближнего и Среднего Востока, например в мамлюкском Египте, Османской империи, Империи Великих Моголов, Иране времён шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Термин происходит от персидского фармāн (на персидском فرمان‎) — «приказ».

Хасс — крупное земельное пожалование существовавшее в Османской империи вплоть до отмены военно-ленной системы (1839 г.) и, в отличие от тимара и зеамета, не обязательно связанное с несением военной службы. Установлено при султане Мураде I. Годовой доход с одного хасса составлял более 100 тысяч акче. Держатель хасса — бей. В случае организации правительством военного похода, бей выставлял одного джебели (конного война) на каждые 5000 акче дохода.

Хатт — указ, который исходил от турецкого султана напрямую к народу, без посредства визиря.

Хедив (хедива, хедиф; на персидском — господин, государь) — титул вице-султана Египта, существовавший в период зависимости Египта от Турции.

Челеби (на турецком Çelebi) — турецкий культурный термин. Слово «челеби» употреблялось в литературном османском языке вплоть до XVIII в. в качестве титула или звания владетельных особ, высшего духовенства (особенно тех, кто стоял во главе суфийских братств), знаменитых писателей (например, Эвлия Челеби). Первым известным лицом, носившим это звание, был, по-видимому, Челеби Хусам ад-Дин (умерший в 1284 г.), преемник Джалададдина Руми в качестве главы суфийского братства мевлеви. В стихах поэта Касим-и Анвара «челеби» означает «возлюбленный» в суфийском смысле, то есть «бог». В XIV и XV вв. многие турецкие князья и принцы в Османской империи назывались «Челеби», среди них все сыновья султана Баязида I (например, Мехмед и Муса). Грекам «челеби» было известно только как турецкое слово. «Челеби» на языке турок означало «благородного происхождения». В словаре Хуласа-йи 'Аббаси для «челеби» приводятся значения: «писатель», «поэт», «читатель», «знающий», «одаренный природным умом». Так же объясняется этот термин в Лахджа-йи 'усманийа Ахмед Вефик-паши, причем добавляется, что «челеби» в значении «умеющий читать» позднее было вытеснено словом «эфенди».

Чифтлик (на современном турецком Çiftlik, чифтлук, читлук, читлик; от слова «çift» – пара или упряжка волов) – система наследственного помещичьего землевладения в Османской империи, получившая наибольшее распространение в конце ХVI в. и просуществовала до 1919 г. Чифтлик Османской империи стал фактическим аналогом российского крепостного права, включая в себя элементы личной зависимости крестьян-арендаторов от помещика-землевладельца, а также барщину и оброк. Система имела в целом отрицательные последствия для экономики приходившей в упадок империи. Чифтлик пришёл на смену тимару, существовавшему в тюркских землях в XIII – начале XVI вв. По мере заселения тюрками Балканского полуострова и особенно после начала упадка империи, постепенно терявшей свою боеспособность, а с ней и завоёванные до этого территории, остро встал вопрос о закреплении земельных владений в качестве наследуемой собственности сформировавшегося класса османских помещиков. Кроме того, турецкая политическая элита на Балканах стремилась получить под свой контроль наиболее плодородные земли, оттесняя политически немощных христиан (греков, болгар, армян) на менее пригодные сельскохозяйственные территории. Параллельно установлению системы наследуемых земельных наделов шёл процесс закабаления крестьянства, оказавшегося во владениях того или иного помещика. Чифтликом по началу именовался любой крестьянский надел, который обрабатывался с помощью упряжки волов.

Шейх (на арабском شيخ‎‎) — почётное название видного богослова в исламе.

Эфенди (на персидском آفندی‎, на арабском أفندي‎‎, на турецком efendi, на татарском әфәнде, әfәnde — «господин», «повелитель») — титул и офицерское звание в Османской империи и некоторых других странах Востока в XV — ХХ вв. Вначале форма «эфенди» использовалась также как вежливое обращение к знатным особам вплоть до султана, заменив в этом смысле термин «челеби». Начиная с XIX в. как к эфенди обращаются к членам семьи султана, духовным авторитетам, чиновничеству — титул «эфенди» ставился у них сразу за именем (например, Ахмед-эфенди). Форма «эфенди» применялась также при обращении к женщинам — «ханым-эфенди» или к мужчинам — «бей-эфенди», иногда к иностранцам и немусульманам. Эфенди считались в Османской империи также все грамотные граждане, в отличие от неграмотных ага. В военной иерархии Османской империи воинское звание эфенди примерно соответствовало европейскому званию «лейтенант».

Эялет — административно-территориальная единица Османского государства, провинция.

Юрюки (ёрюки, йоруки, ёруки; на турецком Yörük(ler – ёрюклер, а также Yürük(ler) – юрюклер; буквально «сильный, воинственный») — турки, ведущие кочевой образ жизни, связанных с отгонным скотоводством (преимущественно овцеводством) в противовес более оседлым тюркоязычным группам. В более узком историческом контексте под юрюками понимают группы кочевых тюркских племён огузской группы, выделившихся из только формирующегося туркменского эпоса. Кочевые юрюки, окончательно принявшие ислам в Персии, были основой могущества Конийских, а затем и османских султанов. Ведя кочевой образ жизни, юрюки становились дервишами — проповедниками ислама, часто совмещая эту функцию с ролью гази — воинов священной войны, газавата, против неверных. По одной из версий, слово юрюк происходит от турецкого глагола «yürümek» (юрюмек; идти, продвигаться). Попав на Балканы в середине XIV в. вместе с османскими военными формированиями, тюркоязычные юрюки массами селились вдоль основных транспортных путей (Фракия, Добруджа).

Янычары (на турецком Yenıçeri — новый воин) — регулярная турецкая пехота XIV – XIX вв. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в османской империи. Были частью полков капыкулу (личной гвардии султана, состоявшей из рабов и заключённых). Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх