Урок истории в 5 классе

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Автор урока: Кувшинова Е.В.
Предмет: история
Тема урока: Восстание Спартака
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний в разделе «Древний Рим», тема изучается в течение 1 занятия, базовая модель обучения.
Цели урока:​
Дидактические: Сформировать у учащихся представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире.
Развивающие: Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.
Воспитательные: Сформировать ценностные ориентации учащихся в ходе освоения ими знаний о рабстве в Древнем Риме. Отработать умение самостоятельно организовывать совместную деятельность в парах или группах для достижения результатов.
Задачи урока:​
1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.
1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий «восстание» и «рабство».
1.3. Создать обучающимся условия, необходимые для осознания «рабства» как негативного общественного явления, перечащего нормам морали.
2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.
3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
3.2. Организовать работу в парах.
3.3. Организовать работу в группах.
ЗУН, которые актуализируют /приобретут /закрепят/:
Актуализируют – знания о рабстве и положении рабов в Древней Греции и Древнем Риме через сравнительный анализ.
Приобретут – представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, о причинах начала и поражения восстания; о героической личности Спартака.
Закрепят – знания и представления о положении рабов в Риме, навыки сотрудничества.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Человеческое общество, пройдя длительный и трудный путь своего развития, на современном этапе осознало, что среди всех прав, которыми может обладать человек, «естественное право» (право на жизнь и свободу) является главной ценностью и неотъемлемой частью самого человеческого существа. В ходе урока подлежит обсуждению вопрос: почему рабство – одна из самых печальных, мрачных страниц истории Древнего мира? Через формирование ценностно-смысловых ориентаций: умение выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами – подвести учеников к пониманию, что состояние рабства предполагает унижение личности, а в современном обществе необходимо уважать личность и её достоинство, быть нетерпимым к любым видам насилия.

Ход урока
1. Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
Учитель:
Ребята, я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!» Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
Желаю (большой).
Успеха (указательный).
Самого (средний).
Большого (безымянный).
Во всем (мизинец).
Здравствуй (всей ладонью).
-Вы пожелали друг другу здоровья, а я хочу подарить вам свою ладошку на память и пожелать всем нам интересной и плодотворной работы.
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока.
Я прошу вас внимательно рассмотреть видеоряд презентации:
Римляне утверждали, что между изображенными на рисунках людьми, плугом и животными есть сходство. В чем они усматривали это сходство? (Ответы детей: на рисунках изображены орудия труда, рабы – «говорящие орудия труда). Кого называют рабами?
«Попробуй сравнить». Сделать сравнительную характеристику рабства в Греции и в Риме, выделив общие черты и черты различные с помощью карточек (работа у доски группой или парой).
- Вспомните, каковы источники рабства? (фронтальная работа с классом).
- Где же в Риме применялся труд рабов?
«Дырявый текст». Чтобы вспомнить, в каких условиях жили рабы, я предлагаю обратиться к документальному источнику «Наказу управляющему о содержании рабов», но в тексте пропущены некоторые слова, которые нам необходимо дополнить. К счастью, у нас сохранился перечень ключевых слов, ими пользовался автор текста при его написании. А чтобы работать вам было комфортнее, я предлагаю разбиться на пары (работа в парах).
Ликует буйный Рим ... торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена ...
И молит жалости напрасно мутный взор …
Вопросы к классу:
1. О каком зрелище пишет лорд Байрон?
2. Кого в Риме называли гладиаторами? Что мы о них знаем?
3. Каково ваше отношение к рабству, к гладиаторским боям как к развлечениям римлян?
4. Устраивала ли рабов их жизнь, их положение?
5. Как они могли выражать свой протест?
Предполагаемые ответы:
- Гладиаторами называли рабов-воинов.
- Римляне были очень жестокими людьми, т.к. убийство на арене гладиатора было для них развлечением.

- Рабов в Риме было очень много. Они стоили дешево.
- Увлечение гладиаторскими боями говорит о низменных вкусах и невысоком культурном уровне свободного населения Рима сравнительно с Грецией.
- Многие рабы не желали мириться со своей участью, поэтому ломали орудия труда. Организовывали побеги или восстания.

Учитель: О чём сегодня пойдёт речь на нашем уроке? Какое ключевое слово темы нашего урока? (Восстание).
Скажите, а может ли восстание быть без руководителя?
Давайте мы вместе попробуем найти имя человека, возглавившего одно из масштабных восстаний древности. Человека, вступившего в смертельный поединок с богачами Рима.
«Историческое лото». Вы будете работать группами. Вам необходимо подобрать лексическое значение для исторических понятий. И если вы соберёте лото правильно, то сможете узнать имя руководителя восстания рабов в Риме.
Учащиеся собирают лото и знакомятся с именем организатора восстания рабов, самостоятельно определяют цели и задачи на урок, записывают тему урока в тетрадь.

2. Передача информации
Учитель:
Ребята, собираясь на сегодняшний урок, я нашла в своём архиве интересный сюжет. Он поможет нам перенестись в эпоху, которую от современности отделяют долгие века и даже тысячелетия. А проверить, кто самый внимательный мне поможет игра «Чистая доска».
В разных концах школьной доски, в произвольном порядке я развесила листы формата А4 с вопросами (для удобства игры их необходимо пронумеровать, а вопросы могут быть выражены как в обычной форме, так и рисунком, схемой, фрагментом карты и так далее). Ответы на них будут находиться в видеосюжете. Я, время от времени, буду спрашивать вас: «Готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос?» Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет стираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой. Но, вы должны помнить, чтобы достичь цели урока, необходимо быть внимательными и собранными, поскольку победитель может быть только один: или Вы, или Я.
Вопросы к игре «Чистая доска»
- Где и когда состоялось восстание, каковы причины его начала?
- Кто был участником восстания?
- Где состоялось первое сражение восставших и римлян?
- На какую хитрость пошёл Спартак?
- Каковы были цели восставших?
- Как развивались события восстания?
- Каковы итоги восстания?
- В чём вы видите причины поражения восстания?
- Как бы вы охарактеризовали личность Спартака?
- Какими качествами, присущими Спартаку, важно обладать современному человеку?
Проработка учебного материала
«Оживи карту».
А сейчас нам необходимо оживить историческую карту, для этого нужно вспомнить все главные объекты и выполнить задания по контурной карте «Восстание Спартака» (все пары работают в тетрадях, одна - на интерактивной доске).
Ребятам предлагается алгоритм:
1. Рассмотрите внимательно легенду карты (условные обозначения0
2. Выполните на карте задания, предложенные учителем.
3. Задания: отметьте место:
- где началось восстание рабов;
- гору Везувий;
- 1 поход восставших;
- 2 поход рабов;
1674706309401.png
1674706317813.png
1674706326343.png
- последнее сражение.
А сейчас пройдите все на свои места, нас ожидает любимая игра «Да-Нет-ка».
Ученикам предлагаются вопросы по изученной теме, они должны поставить во вторую графу таблицы для ответов если согласны знак «+», если не согласны с учителем знак «-»

3. Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
Учитель предлагает:
«Все встаньте, ноги вместе, руки «по швам», полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так ...» (показ позы).
А теперь наклонитесь вперед, ноги на ширине плеч, слегка согните колени и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (показ позы).
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).
Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова станьте солдатом ... (10 секунд).
Теперь опять тряпичной куклой ...
Рефлексия «Крылатое выражение»
В начале урока раздаются листы оценивания. Самооценивание проводится на разных этапах урока по мере выполнения заданий учениками (с помощью цветных карандашей). В графе оценивания ребята рисуют кружочек той цветовой гаммы, которая соответствует их усвоению знаний (красный – всё понял, зелёный – нашёл изъяны, синий – есть над чем поработать). В листе оценивания предусмотрена графа для оценки учителя. По итогам работы выводится средний балл.
1674706221249.png1674706231561.png1674706240327.png
Лист оценивания Ф.И. уч6ника__________________________________________________

«Дырявый текст»​
«Историческое лото»​
«Чистая доска»​
«Оживи карту»​
«Да-Нет-ка»​
Самооценка
за урок​
Оценка учителя​
Средний балл​

Домашнее задание
1. Проблемное задание (доказать свою точку зрения с помощью аргументов) Богатые рабовладельцы ненавидели Спартака и называли преступником. Кто же он на самом деле: преступник или борец за справедливость?

2. Дырявый текст.
Вставить правильные слова или даты.

В __ (1) году до н.э. в Риме вспыхнуло восстание рабов. Его предводителем был человек по имени __ (2). Когда-то он был свободным жителем далекой __ (3). Некогда он воевал с римлянами, попал в плен и был продан в __ (4). Школа располагалась в городе __ (5). Однажды в школе возник заговор рабов- __ (6). Он был раскрыт и жестоко подавлен. Но нескольким непокорным все-же удалось избежать расправы и покинуть школу. Восставшие устроили свой лагерь на горе __ (7). Рабы с соседних __ (8) присоединялись к ним ...
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх