Шри Ланка

Вадим Маркарьян.

Модератор
Команда форума
Шри-Ланка (Цейлон). Краткий исторический обзор

В географическом и историко-культурном плане Цейлон всегда тяготел к Индии. Но остров всегда имел и тесные связи с Индокитаем. Немалая доля культурного влияния на регион со стороны Индии шла именно через Цейлон, который на рубеже нашей эры стал центром буддизма в его ранней хинаянистской модификации, буддизма Тхеравады.
Столицей страны вплоть до XI в. была Анурадхапура. Затем, в связи с завоеванием Цейлона южноиндийским государством Чолов и провозглашением официальной религии индуизма в форме шиваизма, столица была перенесена в город Полоннарува, центр индуизма. Впрочем, буддийские монастыри, как и индуистские храмы, на Цейлоне всегда процветали.
Политическая история острова, как и других стран Востока, подчинялась общим законам цикловой динамики: периоды централизации и эффективной власти правителей сменялись периодами децентрализации и междоусобной борьбы, после чего вновь возникали сильные государства. Верховным собственником земли в стране считался, глава государства. Крестьяне платили ренту-налог в казну либо монастырям и храмам. Существовала сильная, близкая к индийской (хотя и без каст) община, делами которой ведал общинный совет. В административном плане страна делилась на провинции, области и уезды.
В XII – XV вв. заметно усилились феодально-сепаратистские тенденции на Цейлоне, вследствие чего лишь отдельным правителям и на короткий срок удавалось объединить страну. Наиболее сильной и богатой частью острова был юго-запад, где возникло государство Котте, основу дохода которого составляло выращивание кокосовых пальм и коричного дерева. Торговля корицей, шедшая транзитом через Индию, приносила огромные доходы и послужила одним из источников представлений европейцев об Индии (о Цейлоне они тогда ещё не знали) как о «стране пряностей». Стремление овладеть путями к ней было важнейшим стимулом, способствовавшим Великим географическим открытиям. Инициаторы этих открытий, португальцы, в начале XVI в. обосновались на юго-западе Цейлона, в Котте, где ими был выстроен форт Коломбо. Вслед за этим португальцы подчинили своему влиянию и государство Канди (в центре острва).
Однако серия восстаний и войн привела к изгнанию португальцев в конце XVI в., а в середине XVII в. они окончательно ушли с Цейлона. На смену им пришли голландцы, захватившие монополию на торговлю корицей. В конце XVIII в. были изгнаны и голландцы, а их место заняли англичане. На фоне междоусобных войн колонизаторов местные правители из числа сингальской и тамильской знати уже не были в силах защищать интересы страны и народа. С начала XIX в. Цейлон стал английской колонией, центром разведения кофе, а затем и чая.
Плантационное хозяйство трансформировало привычную аграрную структуру страны. У многих крестьян были отняты их земли, а сами они были превращены в батраков, работавших на плантациях. Сравнительно быстрое развитие страны в XIX в. вело к возрождению национального сознания. Идейной базой национализма был буддизм, что является характерным для Шри-Ланки и сегодня.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх