«Болонская система в России: что не так»

Болонская система в России: что не так?
Закончилась ГИА 2023, идет зачисление в вузы выпускников, успешно прошедших горнило ЕГЭ. А что ждет абитуриентов и будущих студентов в дальнейшем …
Еще в 2022 г. в сфере образования РФ происходили большие перемены. Нет, ЕГЭ не отменяют, но пошатнулась другая святыня: министр образования и науки РФ Валерий Фальков заявил, что «к Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу».
Правда, тут важно уточнить одну деталь: не мы отказались от Болонской системы, а нас «попросили». 11 апреля 2022 г. Болонская группа прекратила представительство России (и в Беларуси тоже) во всех структурах Болонского процесса, исключив из него все университеты (что означает, что процесс интеграции России в мировую систему образования стал еще более сложным).
И что … попробуем разобраться.
Итальянская Болонья в 1999 г. приняла министров (руководителей систем образования) из 29 стран. В ходе встречи была подписана декларация о единой зоне европейского высшего образования. Процесс обучения разделился на две остановки – бакалавриат и магистратуру.
Звание бакалавра присваивается человеку, который отучился в вузе не менее 3 лет (стандарт Болонской системы; в России — возможно, 4 года), по некоторым специальностям до 5 лет.
Человек с таким дипломом считается подготовленным и востребованным специалистом на рынке труда (в том числе и на европейском).
Для получения звания магистра нужно учиться еще 1-2 года. За это время можно получить вторую, дополнительную специальность, или значительно углубить знания по основной. После происходит защита магистерской диссертации, которая в Европе (но не в России) приравнивается к первой ученой степени.
Зачем нужно это разделение на две ступени? По изначальному замыслу – для мобильности. И в плане обучения (можно сменить специальность после бакалавра), и в плане места обучения (после бакалавра можно уехать в другой вуз или даже продолжить учиться в другой стране).
Есть и другие особенности Болонской системы. Например, тот факт, что программы высшего образования в вузах стран, подписавших декларацию, должны быть устроены однотипно. Специальностям должны обучать согласно реальным запросам рынка. А ещё что все дипломы стран-участниц, а также стран, которые присоединились к декларации позднее, будут взаимно признаваться.
Вроде бы все ясно и понятно … Но!
Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, но у нас все сразу пошло по «собственному (особому) пути».
- Помимо четырехлетнего бакалавриата и двухлетней магистратуры продолжила существовать система специалитета.
- После бакалавра в России далеко не все студенты идут в магистратуру, и противники системы считают таких выпускников «недоучками».
Противники системы считали, что раз нет базы знаний по основному предмету, то и нечего идти на магистратуру по другому направлению. Все равно такое образование будет, по их мнению, некачественным.
Были и другие причины «не любить» Болонскую систему:
- Далеко не все вузы из тех, кто перешли формально на двухуровневую систему, предоставили соответствующую документацию (программы образования зачастую оставались прежними, впрочем, как и преподаватели).
- Не все страны, подписавшие декларацию, признавали дипломы российских бакалавров. То есть так просто взять и поехать после окончания отечественного вуза доучиваться в Европу не получалось: надо еще до поступления в вуз на Родине уточнять, признает ли европейский вуз документы российского учебного заведения.
- Российский диплом магистра за рубежом – тоже спорный документ. Часто дипломированному специалисту было нужно, чтобы количество прослушанных часов по определенным программам точно совпадало (стандарт же единый), что не всегда выполнялось и часто приводило к разногласиям.
Итак, Болонскую систему отменили – что дальше?
1. В один момент всё не отменят
Такой процесс, как перестройка системы образования, занимает время (долгое).
2. Процесс получения высшего образования станет другим
Планы чиновников, похоже, не означают полного отказа от бакалавриата и магистратуры. Скорее всего переход между ними станет менее гибким.
3. Обсуждается и абсолютно новая система
Уже активно обсуждалась новая система «2+2+2», то есть деление всего процесса обучения на три части.
4. Под угрозой совместные образовательные программаы
Существовавшие образовательные программы с вузами из стран Болонской системы могут существенно пострадать. Также неясным остается вопрос об участии зарубежных студентов в российских программах (так, например, в мире популярны наши медицинские вузы).
5. Вернутся в СССР
В обществе часто ведутся разговоры о создании своей уникальной системы, не похожей на предыдущие.
При этом нужно четко понимать, как сказал руководитель фракции «Новые люди» Алексей Нечаев: «Не важно, сколько лет учить, — важно, чему и как».
 

Комментарии

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх