Как спроектировать школьное занятие?
Сегодня педагогам ясно дается понять, что без проектирования урока им не обойтись … Но как это сделать?
При этом на практике замечено проведение урока по жесткому плану, который предполагает обязательное достижение запланированного результата является фикцией. Ибо провести один и тот же урок в разных классах просто невозможно.
с той или иной степенью отклонения от цели урока, при чем предполагается, что это отклонение случается в результате именно недоработок преподавателя, вызванных «сопротивлением обучающихся».
Напротив, «вероятностный» проект урока, а не жесткий план действий должен обеспечить, как и всякий проект, наиболее вероятностное достижение целей.
Особенность проекта по сравнению с планом в том, что его результаты вероятностны не только в смысле достижения-недостижения, но и в смысле изменения по сравнению с первоначальным замыслом в зависимости от того или иного сценария его развертывания. А тот или иной сценарий возникает и реализуется как совместное творчество всех участников проекта – и учащихся и преподавателя, что точно спрогнозировать, спланировать, организовать невозможно.
Проект предполагает создание «педагогического события», в результате проживания которого личности, участвующие в нем, изменятся. В то время как жесткий план – осуществление мероприятий, результатом которых должно стать овладение, чаще всего запоминание, учащимися нормативных знаний, умений и навыков. А вот проект имеет в основе внутреннюю рефлексию и саморазвитие, поэтому проект урока принадлежит к инструментовке именно вариативного и личностно ориентированного образования,
Следовательно, современный урок, урок ХХI века строится как проект.
Вот несколько простых правил.
1. Пишите примерный план урока и старайтесь придерживайтесь его. Чем насыщеннее и динамичнее занятие, тем меньше у обучающихся времени на шалости. Кроме того, ученики видят, что вы проделали большую работу для подготовки урока, а значит, у вас есть законное право требовать внимания. Структура урока определяется, в том числе, и возрастом учеников. Например, ученикам в начальных классах можно чаще менять задания, а в средней и старшей школе важнее дать минуту на отдых от сложной темы.
При этом при подготовке к уроку главными вопросами, стоящими перед преподавателем, были и остаются:
- Для чего учить?
- Чему именно учить?
- Как учить?
Можно выделить несколько типов уроков:
- Урок открытия новых знаний;
- Урок построения системы знаний;
- Урок рефлексии;
- Урок развивающего контроля;
4. План урока желательно довести до аудитории в начале занятия (написав его на доске или вывесив в качестве слайда на электронной доске). Таким образом педагог ставит перед классом интересную и актуальную проблему и дает время ученикам психологически подготовиться к новым знаниям или к проверке знаний уже текущих. Хорошо также, если задание, которое нужно, например, сдать к концу урока, будет сразу написано на доске. А в финале занятия всегда полезно подвести с детьми итоги их работы.