Древнейшие из пособий по ведению военных действий входят в сборник «Семь военных канонов» и охватывают период с VI в. до н.э. до X в. н.э. Ещё одним важным древнекитайским пособием по военному делу является текст «Записи о верном полководце» Чжугэ Ляна.
1. «Искусство войны» VI – V вв. до н.э.
2. «У-цзы» IV – III в. до н.э.
3. «Методы Сыма» IV в. до н.э.
4. «Вэй Ляо-цзы» IV в. до н.э.
5. «Шесть секретных учений Тай-гуна» V – III вв. до н.э.
6. «Три стратегии Хуан Ши-гуна» III в. до н.э. – III в. н.э.
7. «Вопросы танского Тай-цзуна и ответы Ли Вэй-гуна» IX – X вв. н.э.
8. «Записи о верном полководце» II в. н.э.
«Семь военных канонов» и пособие Чжугэ Ляна затрагивают разные сферы военного дела, начиная от мотивации ведения войны и заканчивая тем, что можно и что нельзя делать на захваченной территории.
«Троецарствие» – исторический роман, авторство которого приписывают Ло Гуаньчжуну, китайскому поэту и прозаику XIV в. Он жил и творил в период правления монгольской династии Юань (1271 – 1368 гг.), когда Хубилай, внук Чингисхана, сумел овладеть Китаем.
Ло Гуаньчжун был свидетелем того, как в 1368 г. к власти пришли представители новой династии Мин, которые являлись этническими китайцами.
Ло Гуаньчжун создал первый из четырёх классических романов (эпический исторический роман) Китая. 120 текста повествуют о другом, ещё более неспокойном периоде истории Китая – 60-летней гражданской войне, которая началась после угасания династии Хань. Этот период с 220 по 280 гг. получил название «Троецарствие».
Общая канва повествования носит развлекательный и романтический характер. История начинается с того, как трое достойных молодых людей дают друг другу клятву в Персиковом саду: Мы, Лю Бэй, Гуань Юй и Чжан Фэй, хотя и не одного рода, но клянемся быть братьями, дабы, соединив свои сердца и свои силы, помогать друг другу в трудностях и поддерживать друг друга в опасностях, послужить государству и принести мир простому народу. Мы не будем считаться с тем, что родились не в один и тот же год, не в один и тот же месяц, не в один и тот же день, мы желаем лишь в один и тот же год, в один и тот же месяц, в один и тот же день вместе умереть. Царь Небо и царица Земля, будьте свидетелями нашей клятвы, и если один из нас изменит своему долгу, пусть небо и люди покарают его!
Одним из главных героев романа является Цао Цао – полководец, который имеет обыкновение нарушать правила войны, изложенные в «Семи военных канонах» Китая.
Высказывания на тему ведения военных действий в «Троецарствии» перекликаются с наставлениями из 7 военных канонов Китая.
В «Канонах» говорится: «Если наступаешь – не гонись за славой, если отступаешь – не уклоняйся от наказания».
Например, война рассматривается как карательная мера против неквалифицированного правителя и его приспешников. Единственным оправданием начала санкционированного наступления является искоренение негуманного правления.
В сочинении «Вэй Ляо-цзы» сказано следующее: Война — это средство наказать жестоких и беспутных и остановить несправедливых. А в «Троецарствии»: Вы подняли армию справедливости против тиранов, чтобы избавить народ от бедствий. Только действуя справедливо, вы сумеете привлечь на свою сторону высокоодаренных людей.
Также встречаются переклички с «Искусством войны»:
- Откуда этот страх? Я смотрю на семь армий Юань Шу, как на семь куч гнилого сена. Стоит ли на них обращать внимание?
- Если у тебя есть план, как разбить врага, ты избежишь смерти ...
Введение противника в заблуждение тоже является частью манёвров, описанных в «Искусстве войны». Это встречается и в «Троецарствии»:
- Победа завоевывается не одним оружием, - ответил Цзя Сюй.
- Сейчас соглашайтесь на мир, а потом постарайтесь посеять вражду между Ма Чао и Хань Суем. Это поможет вам разгромить их в первом бою.
- Умнейшая мысль в Поднебесной! – воскликнул Цао Цао, хлопнув в ладоши.
- И притом совпадает с моей! Притвориться, что я готов заключить мир, – моя давняя мысль!
1. «Искусство войны» VI – V вв. до н.э.
2. «У-цзы» IV – III в. до н.э.
3. «Методы Сыма» IV в. до н.э.
4. «Вэй Ляо-цзы» IV в. до н.э.
5. «Шесть секретных учений Тай-гуна» V – III вв. до н.э.
6. «Три стратегии Хуан Ши-гуна» III в. до н.э. – III в. н.э.
7. «Вопросы танского Тай-цзуна и ответы Ли Вэй-гуна» IX – X вв. н.э.
8. «Записи о верном полководце» II в. н.э.
«Семь военных канонов» и пособие Чжугэ Ляна затрагивают разные сферы военного дела, начиная от мотивации ведения войны и заканчивая тем, что можно и что нельзя делать на захваченной территории.
«Троецарствие» – исторический роман, авторство которого приписывают Ло Гуаньчжуну, китайскому поэту и прозаику XIV в. Он жил и творил в период правления монгольской династии Юань (1271 – 1368 гг.), когда Хубилай, внук Чингисхана, сумел овладеть Китаем.
Ло Гуаньчжун был свидетелем того, как в 1368 г. к власти пришли представители новой династии Мин, которые являлись этническими китайцами.
Ло Гуаньчжун создал первый из четырёх классических романов (эпический исторический роман) Китая. 120 текста повествуют о другом, ещё более неспокойном периоде истории Китая – 60-летней гражданской войне, которая началась после угасания династии Хань. Этот период с 220 по 280 гг. получил название «Троецарствие».
Общая канва повествования носит развлекательный и романтический характер. История начинается с того, как трое достойных молодых людей дают друг другу клятву в Персиковом саду: Мы, Лю Бэй, Гуань Юй и Чжан Фэй, хотя и не одного рода, но клянемся быть братьями, дабы, соединив свои сердца и свои силы, помогать друг другу в трудностях и поддерживать друг друга в опасностях, послужить государству и принести мир простому народу. Мы не будем считаться с тем, что родились не в один и тот же год, не в один и тот же месяц, не в один и тот же день, мы желаем лишь в один и тот же год, в один и тот же месяц, в один и тот же день вместе умереть. Царь Небо и царица Земля, будьте свидетелями нашей клятвы, и если один из нас изменит своему долгу, пусть небо и люди покарают его!
Одним из главных героев романа является Цао Цао – полководец, который имеет обыкновение нарушать правила войны, изложенные в «Семи военных канонах» Китая.
Высказывания на тему ведения военных действий в «Троецарствии» перекликаются с наставлениями из 7 военных канонов Китая.
В «Канонах» говорится: «Если наступаешь – не гонись за славой, если отступаешь – не уклоняйся от наказания».
Например, война рассматривается как карательная мера против неквалифицированного правителя и его приспешников. Единственным оправданием начала санкционированного наступления является искоренение негуманного правления.
В сочинении «Вэй Ляо-цзы» сказано следующее: Война — это средство наказать жестоких и беспутных и остановить несправедливых. А в «Троецарствии»: Вы подняли армию справедливости против тиранов, чтобы избавить народ от бедствий. Только действуя справедливо, вы сумеете привлечь на свою сторону высокоодаренных людей.
Также встречаются переклички с «Искусством войны»:
- Откуда этот страх? Я смотрю на семь армий Юань Шу, как на семь куч гнилого сена. Стоит ли на них обращать внимание?
- Если у тебя есть план, как разбить врага, ты избежишь смерти ...
Введение противника в заблуждение тоже является частью манёвров, описанных в «Искусстве войны». Это встречается и в «Троецарствии»:
- Победа завоевывается не одним оружием, - ответил Цзя Сюй.
- Сейчас соглашайтесь на мир, а потом постарайтесь посеять вражду между Ма Чао и Хань Суем. Это поможет вам разгромить их в первом бою.
- Умнейшая мысль в Поднебесной! – воскликнул Цао Цао, хлопнув в ладоши.
- И притом совпадает с моей! Притвориться, что я готов заключить мир, – моя давняя мысль!