Адам Смит: отец классической экономики

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1714234264572.png
1714234277391.png
1714234287997.png
Адам Смит (1723 – 1790 гг.) — британский/шотландский экономист и философ-этик, один из основоположников экономической теории как науки, считается основателем классической политэкономии. В 1776 г. написал свой главный труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Смит создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. Основой научной теории является стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности; гражданских и государственных позиций и с точки зрения экономики.
По словам английского экономиста XIX в. Уолтера Баджета, книги Адама Смита трудно понять без представления о том, каким он был человеком.
Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно
Адам Смит родился в июне 1723 г. в г. Келкорди (город и порт, расположенный в заливе Ферт-оф-Форт), Шотландия, Королевство Великобритания и считается человеком, положившим начало классической политэкономии. Из-за несохранившихся данных его точная дата рождения неизвестна, однако, имеется информация, что крестили его 5 июня. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. Полноценной биографии Адама Смита нет и, видимо, не будет: ученый не вел дневников, письма его не сохранились, близких друзей и семьи у него не было, да и жизнь за пределами науки была достаточно скучна.
1714234311440.png
Здание в Керколди на Хай-Cтрит, построенное на месте дома Смитов (был снесён в 1834 г.)
1714234344417.png
Мемориальная доска на Керколди Хай-Стрит
Отец мальчика Адам Смит-старший был самым младшим ребенком и рос в малообеспеченной семье. Ему удалось «выбиться в люди» и стать адвокатом и таможенным служащим. По информации из разных источников, он умер вскоре после или незадолго до рождения сына по причине тяжелой болезни. Известно, что на момент смерти у него остался 13-летний сын от первого брака, которого воспитывали родственники. Мать Смита младшего звали Маргарет (девичья фамилия Дуглас), она была дочерью крупного землевладельца из Стрэтендри. После кончины Адама Смита-старшего замуж она так и не вышла и свою жизнь решила посвятить воспитанию сына.
1714234381881.png
Маргарет Смит (Дуглас) (1694 — 1784 гг.)
В 1731 г. Адам пошёл в местную школу, которая считалась одной из самых лучших в Шотландии. Там преподаватель Адам Миллар учил детей не только грамоте и Божьему слову, но и основам культуры. В четвёртом классе Смит изучил латынь и классическую литературу. Его любимой книгой считается «Бревиарий римской истории» автора Флавия Евтропия. Особое пристрастие Адам испытывал и к истории и географии.
Когда Смиту исполнилось 14 лет, его мать приняла решение переехать в Глазго, где продолжила заниматься образованием сына. Адам начал учиться в местном университете, его наставником стал Фрэнсис Хатчесон, который преподал Адаму основы философии, логику, астрономию и математику. Впоследствии юноша выбрал класс «нравственной философии», где параллельно осваивал древнегреческий и французский язык, изучал труды Гуго Гроция о естественном праве, а также Фрэнсиса Бэкона и Джона Локка, как основоположников эмпиризма. Смит считался одним из лучших студентов.
1714234422344.png
Герб Оксфордского университета
В 1740 г. Адам Смит окончил университет с учёной степенью магистра искусств, а также ежегодной стипендией в размере 40 английских фунтов на обучение в Бейлиол-колледже в Оксфорде. Там Адаму не понравилось, он считал, что английской системе образования не хватает разнообразия. Студенты дважды в день ходили на молитву и дважды в неделю – на сами занятия. Стоит отметить, что все преподаватели были священнослужителями англиканской церкви, обучение основывалось на устаревших доктринах. Смит писал, что в подобных учреждениях еще долгие годы правили отвергнутые идеи и ошибочные суждения.
В такой обстановке Адам прожил шесть лет. Из-за нехватки денег он ни разу не ездил домой. Лишь иногда приезжал погостить к своему кузену Уильяму Смиту, который жил в г. Аддербери (о находился неподалёку).
Практически всё своё время Смит посвящал учёбе и чтению книг. Среди них Шекспир, Мильтон, Драйден и античная литература. Как только Адам достиг успеха в изучении французского языка, начал читать классицистов и современников, среди которых излюбленными авторами стали Жан Расин, Монтескьё и Вольтер.
Самообучение Смита настораживало руководство колледжа, но мнение знаменитых педагогов его не интересовало. Известно, что одну из книг у него изъяли и вынесли строгий выговор. Это был труд атеиста Дэвида Юма «Трактат о человеческой природе», который прямо противоречил основным устоям учебного заведения, в котором обучался Смит.
В 1745 г. было поднято Якобитское восстание под руководством Карла Эдуарда Стюарта с целью захвата власти над Великобританией. В Шотландии он собрал армию и направился на юг, остановившись неподалеку от Оксфорда. В конце года претенденту на престол пришлось отступить и вернуться обратно в Шотландию, где он и был окончательно разгромлен. Во время этих событий местные якобиты буквально «затравили» Смита. В частности, Адам подвергался нападкам из-за того, что является шотландцем. Его терпение кончилось и якобы «по семейным обстоятельствам» Смит покинул Баллиол-колледж и вернулся в родной Керколди.
Дома Смит пробыл два года и все это время продолжал самообучение. Он мог позволить себе не работать, так как всё еще получал стипендию Снелла и небольшой доход от наследства своего отца. Уже тогда Смит по праву мог считаться одним из самых образованных молодых людей.
Смит не хотел возвращаться в Оксфорд или становиться священником и долгое время не знал, чем хочет заниматься. Предпринимал попытки стать домашним учителем в семье аристократов, но его хватило лишь на несколько лет. В 1748 г. Адам начал читать лекции в Эдинбургском университете. Пригласил его богатый дворянин философ Генри Хьюм. Смит стал прекрасным педагогом, его лекции пользовались спросом даже у светских дам. Причём материал он подавал исключительно собственным пересказом, не опираясь ни на какие записи. В этом же году он помог Уильяму Гамильтону из Бангура, который участвовал в восстании 1745 г. составить и отредактировать его сборник стихов.
С помощью Генри Хьюма Смит перестал преподавать английскую литературу и перешёл к юриспруденции, а также основам политического учения, экономики и социологии. Эти науки, по его мнению, были наиболее интересными и важными. При изучении материала по этим дисциплинам Адам всё время размышлял, как же их можно применить на практике. Так в 1750 г. рождается формулировка первых высказываний о хозяйственном либерализме. Знакомство Смита с психологом Дэвидом Юмом, который к тому же являлся скептиком, привело к совместным работам по религии, экономике и политике. Этому способствовало сходство мировоззрения Юма и Смита. Кстати, на всю жизнь Юм и Смит стали лучшими друзьями.
В конце 1750-х гг. Смит становится деканом университета в Глазго, профессором логики и публикует «Теорию нравственных чувств», где провёл анализ поведения различных слоёв общества. Появляется концепция морального равенства людей, которую Смит вывел на основе «принципа симпатии». При этом критиковалась религиозная этика, в основе которой был заложен страх перед карай Господней, и подчинение его постулатам, приводящим после смерти к райской жизни. Благодаря этому труду, Смит получил всеобщее признание и известность, а в университет стали стекаться студенты из различных стран, чтобы послушать его лекции.
1714234493771.png
1714234503837.png
1714234512319.png
1714234538234.png
Джеймс Уатт (19 (30) января 1736 — 19 августа 1819 гг.) — шотландский инженер, изобретатель-механик.
Ввёл первую единицу мощности — лошадиную силу. Его именем названа единица мощности — Ватт.
Джозеф Блэк (1728 – 1799 гг.). Шотландский химик и физик, преподаватель. Член Эдинбургского королевского общества, иностранный почётный член Петербургской академии наук, иностранный член Парижской академии наук
Роберт Фоулис 1707 – 1776 гг. Печатник и издатель. Он был известен качеством своей полиграфической работы, выпустив хорошо известные издания классиков (в том числе и Горация)
Чарльз Таунсенд (1725 – 1767 гг.). Британский политический деятель
В Глазго Смита окружали другие знаменитые шотландцы: изобретатель универсальной паровой машины Джеймс Уатт; первооткрыватель углекислого газа и теплоёмкости, физик и химик Джозеф Блэк; основавший первую британскую академию дизайна, издатель и художник Роберт Фоулис и будущий министр финансов Чарльз Таунсенд. Для проведения экономических исследований хорошую службу Смиту сослужило знакомство со многими богатыми предприниматели, которые «выросли» благодаря колониальной торговле.
То был XVIII в., время Шотландского Просвещения, когда человеческий разум провозглашался главным инструментом изменения общества к лучшему. На этот период приходится рекордное количество грамотных среди населения Шотландии – 75 %. Среда для обучения была благоприятная, конкуренция в ней – достойная. Но уже в Глазго Смит выделялся среди остальных учащихся, он осваивал философию, логику и другие общественные науки, изучал древнегреческий и французский языки, интересовался математикой и астрономией.
1714234575151.png
Портрет Адама Смита работы Джона Кея
Впервые ряд важных идей по экономике Адам Смит высказал в лекции, которую прочёл в 1755 г. в клубе политической экономии, что организовал лорд-провост Глазго Эндрю Кокрейн.
Некоторые труды Смита сохранились благодаря университетским записям его лекций одного из студентов, которые впоследствии удалось найти экономисту Эдвину Кэннону. Они больше напоминали курс политической экономии и социологии с материалистическими идеями, чем курс нравственной философии.
В 1930-х гг. был найден черновик нескольких глав книги под названием «Исследование о природе и причинах богатства народов», которые Смит писал в 1763 г. В набросках содержались идеи понятий «производительности» и «непроизводительности», мысли о значимости разделения труда, а также всё про меркантилизм, описывался принцип максимального невмешательства и его обоснование.
Годы жизни Смита приходятся на границу двух эпох: аграрная экономика, рабство, идеи Просвещения тесно перекликались с торговыми войнами крупнейших морских держав, основными понятиями которых было свободомыслие и рационализм. Одновременно начиналось становление промышленности, близился технический прогресс и индустриализация. Уже появился ткацкий станок Джона Кея, который в десятки раз увеличил производство пряжи, а именно она была основным экспортным британским товаром. Появилась прядильная машина Уайта, а накануне выхода в свет «Богатства народов» в работу был введён паровой двигатель друга Смита – изобретателя Джеймса Уатта, что кардинально повлияло на все производственные процессы практически всех отраслей.
Многие предприниматели сделали целое состояние на перепродаже табака, который отгружали в Глазго британские корабли из вест-индских колоний. И этот капитал торговцы пускали в дело, создавая мануфактуры, таким образом становясь начинающими промышленниками.
После индустриальной революции на первое место выйдет промышленный капитал, который будет играть главную роль в экономике. Но ведущей силой останется меркантилизм. Согласно ему, главное – это деньги, то есть драгоценные металлы, такие как серебро и золото, именно они являлись главным богатством наций. Здесь лидирующее положение занимали страны, которые имели собственные залежи, так как разбогатеть можно было лишь осуществляя торговлю – так называемый обмен с внешним миром. При этом страна должна была больше продавать, чем закупать. Только такой подход способствовал развитию собственного производства, а следовательно, всей экономики внутри страны.
Если говорить современным языком, то считалось, что источником роста и процветания национального богатства есть поддержание положительного сальдо баланса внешней торговли. Именно эта отрасль была основой экономики, остальные – были лишь предпосылками для прироста богатства. Для ремесленных мастерских заказчиками являлись экспортеры – торговцы, а вот отдаленные рынки были в руках купцов, которые сами диктовали цены, тем самым подчиняя производство себе, так как именно они доставляли туда товары производителей.
Меркантилизм стал главным в экономической политике XV в. Он предполагал активное участие государства, так как торговый профицит требовал контроля и регулирования, что способствовало притоку экспортной выручки и ограничивало импорт, вплоть до запрета вывоза драгоценных металлов из страны. От иностранных конкурентов внутреннее производство защищал протекционизм. Стабильность управленческой силы государства обеспечивали налоги. Уильям Стаффорд – английский меркантилист придерживался теории, в которой следует воздерживаться от приобретения импортных товаров, даже если они дешевле отечественных. Только английским кораблям разрешалось ввозить товары из Африки, Америки и Азии. Это контролировалось специальными наблюдателями.
К росту межгосударственной торговли привели Великие географические открытия XV-XVI вв., это увеличивало ее значимость и привело к росту сфер, на которые оказывал влияние торговый капитал. Ключевую роль играли интересы внешней торговли и власть в этом деле, как говорилось ранее, была у купцов. Они были главными по каналам сбыта, и поэтому практически единственными, кто мог реализовать продукцию производителей. Требовались политические изменения. В защите от иностранной конкуренции нужна была объединенная территория и единая власть, это могло произойти только при полном подчинении феодалов. Появилась торговая буржуазия, которая нуждалась в новых порядках. Кредитование королей для развития армии и бюрократии помогло в борьбе с крупнейшими вассалами. Торговцы получают преференции от государства, а также монополии.
Феодализм, как следствие, начал разрушаться вместе со своей экономической основой и идеологической системой, базировавшейся на церковной власти и её постулатах. Средневековая догматика разрушалась множеством фактов: Земля оказалась круглой, а новые научные открытия прямо противоречили церковным догмам. Возрождается интерес к философии античной, совершенно противоположной христианству. Человек снова выходит на первый план новой культуры и идеологии. Появляется гуманизм. Всё это получает название эпохи Ренессанса или Возрождения. Вместе с ростом торговли и модернизации производства развивается культура и общество в целом. Религиозная этика отходит на второй план, на первый выходит анализ хозяйственной деятельности и новые факты.
Стремление каждого человека удовлетворить свои потребности и интересы в итоге приводят к благу всего общества. Такие качества как тщеславие и корысть, которые свойственны каждому человеку, побуждают улучшать условия жизни, заниматься земледелием, создавать города и развивать науку и культуру, так писал Адам Смит в своих трудах «Теория нравственных чувств». В этой книге впервые затрагивается термин «невидимая рука», которая приводит результат деятельности людей, без их намеренного на то желания, к росту всего общества.
Книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» стала постулатом основ экономической науки. Многие последователи считают её «экономической Библией». Адам Смит анализировал экономику Европы от средневековья до Нового времени, внимательно изучая судебную систему, финансы, армию и колониальную политику.
Смит тщательно анализировал взаимосвязь между ростом дохода и закономерностями в обществе. Так как индустриализация началась уже после того, как Адам опубликовал свои труды, сельское хозяйство в своё время он считал основным источником прироста капитала и богатства. О промышленности без технического переворота в то время речи даже не шло.
Он считал, что богатству предшествует протекционизм и меркантилизм. По его мнению, на рост экономики влияли:
- маневренность трудовых ресурсов
- беспрепятственная внешняя торговля
- отказ государства от регламентации промышленности
- свобода на операции купли и продажи земли
Функционирование свободного рынка Смит видел так: его основой служили конкуренция и разделение труда; экономика – это громадная система связей между предпринимателями, которые заинтересованы в обмене товаров; развитие опыта в какой-то одной сфере; чем шире обмен, тем дальше продвигается экономика.
Адам Смит считал, что человеческие блага создаются с помощью обмена результатом труда между людьми, таким образом появилась концепция «экономического человека». Также он объяснил и «смысл невидимой руки» и считал, что она ведёт человека к результату, когда человек ставит перед собой цель заработать на пропитание. Таким образом, замотивированный человек, делая что-то для себя, делает и в целом для общества, и закрывая свои потребности, воздействует на благо людей в целом.
Смит осуждал монополии, считал, что экспорт не должен превышать импорт, а также выступал за развитие индустрии в североамериканских колониях. Торговля, по его мнению, должна была быть свободной и Адам вводит такие понятия как валовый и чистый доход. Он считал, что нужно ликвидировать купеческие гильдии и ремесленные цеха, реформировать систему налогообложения и проявить в управлении терпимость, тогда всё это приведёт к процветанию государства. Одним словом, Смит первым выявил, что росту экономики способствуют конкуренция и свободный рынок.
Понятия «экономика» в то время еще не существовало как таковое, по крайней мере, в том виде, в котором существует сейчас – как целая наука.
Она берёт начало именно с трудов Адама Смита в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая стала первым понятным описанием того, как работает национальная экономика. Смит считается прародителем рыночной экономики и экономической теории, его труд стал основой классической политэкономии.
1714234670831.png
«Исследование о природе и причинах богатства народов» — основная работа Адама Смита, опубликованная 9 марта 1776 г.
Трактат состоит из 5 книг:
- Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между классами народа.
- Природа капитала, его накопления и применения.
- Развитие благосостояния у разных народов.
- Системы политической экономии.
- Доходы монарха или государства.
Основы «Богатства народов» побуждало предпринимателей реализовывать ровно такое количество товаров, которое требовалось потребителям. Так появляется закон равновесия Жана-Батиста Сэя. Смит Томас Роберт Мальтус отнёсся к нему скептически и предсказал, что неровен час кризиса перепроизводства. И оказался прав. В 1825 г. настал первый экономический кризис.
Причина стала понятна лишь в XX в., когда Джон Мейнард Кейнс пришёл к выводу, что классическая теория подвластна лишь воле случая. И спрос может быть ниже, чем предложение. Однако, нельзя обесценивать труды Смита, именно они легли в основу для дальнейшего анализа экономики. Идеи Адама перерабатывались в бесчисленное множество других. Например, Джордж Стиглер – нобелевский лауреат отметил идею, в основе которой лежит человек, действующий исключительно в своих интересах, и назвал ее «главным сокровищем» экономики, так как именно она породила концепцию эффективного распределения ресурсов.
Альфред Маршал, один из основателей неоклассической школы, в своих «Принципах экономической науки» позднее писал, что мира, где народ трудится исключительно ради общего блага, столь воспетого поэтами, никогда не было. И конкуренция не только порочна, но имеет и ряд преимуществ. И этот учебник по экономике был главным в Англии на протяжении долгого времени.
В итоге «Богатство народов» стало одним из самых важных трудов для экономической науки. Принципами, которые были описаны в этой книге, успешно пользуется весь мир до сих пор.
1714234831492.png
1714234843751.png
1714234854125.png
Адам Смит
Статуи Давида Хьюма и Адама Смита (Эдинбург)
Здесь жил А. Смит (1778 — 1790 гг.)
Адам Смит стал знаменитым и богатым человеком, принял почетную должность лорда-ректора университета Глазго, был членом Лондонского и Эдинбургского королевских обществ. В 1773 г. Смит стал членом Лондонского королевского общества, а в 1775 г. — членом Литературного клуба.
Как и отец, поступил на службу в таможенное ведомство. Но до конца жизни Смит оставался все таким же аскетом, тратил деньги на благотворительность и на свою библиотеку. Она и стала главным богатством, оставшимся после смерти Смита в 1790 г. Личных бумаг, он не сохранилось: ученый распорядился сжечь их, когда его не станет. Женат Адам Смит не был, детей не оставил. Книгу о всеобщей истории культуры и науки – он так и не успел написать.
К началу XIX в. экономические идеи Смита оказались наиболее влиятельными в Англии и Франции — в двух странах, где землевладельческая элита быстрее всего сдавала свои позиции по сравнению с остальной Европой. Однако изначально их сторонниками были в основном «практические люди» — политики и предприниматели. Смитианство подвергалось критике со стороны мыслителей, выражавших интересы английской аристократии (в частности, это Томас Мальтус и Джеймс Лодердейл), со стороны поздних французских физиократов, считавших «неправильным» предоставление труду и капиталу равного с природой (землёй) права считаться производительной силой. Тем не менее, в 1802 г. был издан первый комментированный перевод «Богатства народов» на французский язык, а в 1803 г. Жан Батист Сэй и Жан Шарль де Сисмонди опубликовали книги, написанные под явным влиянием Смита. В Испании «Богатство народов», по некоторым данным, было запрещено инквизицией, в Германии его встретили с явной неприязнью сторонники камералистики (местной разновидности меркантилизма).
Резкой критике подвергли смитианство некоторые представители австрийской школы. Они стоят на позициях последовательного субъективизма, считая основой всех категорий политэкономии отношение экономического субъекта к вещи (благу), а в Смите соответственно видят своего оппонента. Принадлежавший к этой школе Хесус Уэрта де Сото пишет о начавшемся со Смита «победоносном интеллектуальном империализме английской классической школы», которому противостояла «континентальная католическая традиция».
Другой «австриец», Фридрих Август фон Хайек, признал выдающиеся заслуги автора «Богатства народов». «Адам Смит был первым, — пишет Хайек, — кто понял, что методы упорядочения экономического сотрудничества, на которые мы натолкнулись, не умещаются в пределах нашего знания и нашего восприятия»; место «невидимой руки» в трудах австрийца занял «спонтанный порядок» — невидимая структура, которая возникает благодаря эволюции, а не по чьему-то плану.
Вклад Адама Смита в экономическую науку:
- Свободный рынок. Эту мысль учёный позаимствовал у физиократов, но со значительными улучшениями. Он предложил не только отказаться от государственного регулирования торговли, но и от искусственного рынка труда. По его мнению, рабочие места должны создаваться не для того, чтобы занять праздных бедняков, а по настоящим потребностям рынка.
- Разделение труда. Предложение было как никогда актуально: растущий рынок и развитие машинного производства создали все условия для появления узкой специализации. Интересно, что при этом сам Смит был универсальным преподавателем, видимо, свои идеи он применял только к физическому труду. Согласно Смиту, это один из главных частей экономической системы. Именно разделение труда ведет к увеличению производительности труда, так как способствует увеличению ловкости работника, сбережению времени и изобретению машин, облегчающих труд. А увеличение производительности труда ведет, в свою очередь, к экономическому росту. Но разделение труда зависит от размера рынков. На узком рынке оно бессмысленно. Так, плотник в деревне вынужден быть мастером на все руки, иначе ему не выжить. Говоря о разделении труда на международном уровне, Смит отмечает, что все государства, должны развивать у себя производство только таких товаров, которые обходятся дешевле, чем в других местах. Так сложится международное разделение труда, выгодное всем странам. Любые попытки помешать такому разделению в международном масштабе принесут только вред.
- Свободу крестьянам. Если физиократы обсуждали положение крестьян с точки зрения социальной справедливости, Смит утверждал, что рабство приносит денежные убытки. Он верно заметил и впервые смог понятно донести до аристократии, что голодный крестьянин попросту не заинтересован в усердной работе.
- Упор на внутренний рынок. Проблемой большинства европейских стран являлось искусственное создание профицита и приоритет внешней торговли. Смит предложил инновационную модель, при которой государство обеспечивает себя самостоятельно.
- Новую налоговую систему. Идея обложить налогами не только крестьян была новаторской. Мысль о том, что государство должно обеспечивать граждан социальными гарантиями взамен налогов, была революционной.
  • «Невидимая рука рынка». Это самый известный афоризм Адама Смита. С помощью этого образа он описывал самодостаточность экономической системы, которая сама себя регулирует. «Невидимая рука рынка» устраивает процесс таким образом, что для получения собственной выгоды, предприниматель вынужден реализовывать интересы других людей, а это в свою очередь ведет к росту богатства всего общества. Так, выпуская продукты, нужные покупателю, по низкой цене, предприниматель не думает о процветании общества, а пытается получить максимальную прибыль и обыграть конкурентов, но это обеспечивает всех большим числом товаров хорошего качества по невысоким ценам.
  • Роль государства в экономике. Главное условие, при котором «невидимая рука рынка» приносит вышеупомянутый результат — гарантия основных экономических свобод: выбора сферы деятельности, принятия решений, конкуренции и торговли. Гарантировать соблюдение этих свобод и других индивидуальных прав должно государство. Оно же должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности (в том числе оборону страны), вести судопроизводство и контролировать виды бизнеса, которые занимаются, как сейчас говорят, строительством и обслуживание инфраструктуры (дорог, мостов и пр.). Иного государственного вмешательства в экономику, по Смиту, не требуется.
1714234958171.png
В Университете Северной Каролины в Шарлотте расположен «волчок Адама Смита»
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх