Адам Смит (1723 – 1790 гг.) — британский/шотландский экономист и философ-этик, один из основоположников экономической теории как науки, считается основателем классической политэкономии. В 1776 г. написал свой главный труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Смит создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. Основой научной теории является стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности; гражданских и государственных позиций и с точки зрения экономики.
По словам английского экономиста XIX в. Уолтера Баджета, книги Адама Смита трудно понять без представления о том, каким он был человеком.
Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно
Адам Смит родился в июне 1723 г. в г. Келкорди (город и порт, расположенный в заливе Ферт-оф-Форт), Шотландия, Королевство Великобритания и считается человеком, положившим начало классической политэкономии. Из-за несохранившихся данных его точная дата рождения неизвестна, однако, имеется информация, что крестили его 5 июня. Предполагается, что Адам был единственным ребёнком в семье, так как нигде не найдено записей о его братьях и сёстрах. Полноценной биографии Адама Смита нет и, видимо, не будет: ученый не вел дневников, письма его не сохранились, близких друзей и семьи у него не было, да и жизнь за пределами науки была достаточно скучна.Смит создал теорию трудовой стоимости и обосновал необходимость возможного освобождения рыночной экономики от государственного вмешательства. Основой научной теории является стремление взглянуть на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности; гражданских и государственных позиций и с точки зрения экономики.
По словам английского экономиста XIX в. Уолтера Баджета, книги Адама Смита трудно понять без представления о том, каким он был человеком.
Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно
Здание в Керколди на Хай-Cтрит, построенное на месте дома Смитов (был снесён в 1834 г.)
Мемориальная доска на Керколди Хай-Стрит
В 1731 г. Адам пошёл в местную школу, которая считалась одной из самых лучших в Шотландии. Там преподаватель Адам Миллар учил детей не только грамоте и Божьему слову, но и основам культуры. В четвёртом классе Смит изучил латынь и классическую литературу. Его любимой книгой считается «Бревиарий римской истории» автора Флавия Евтропия. Особое пристрастие Адам испытывал и к истории и географии.
Когда Смиту исполнилось 14 лет, его мать приняла решение переехать в Глазго, где продолжила заниматься образованием сына. Адам начал учиться в местном университете, его наставником стал Фрэнсис Хатчесон, который преподал Адаму основы философии, логику, астрономию и математику. Впоследствии юноша выбрал класс «нравственной философии», где параллельно осваивал древнегреческий и французский язык, изучал труды Гуго Гроция о естественном праве, а также Фрэнсиса Бэкона и Джона Локка, как основоположников эмпиризма. Смит считался одним из лучших студентов.
В 1740 г. Адам Смит окончил университет с учёной степенью магистра искусств, а также ежегодной стипендией в размере 40 английских фунтов на обучение в Бейлиол-колледже в Оксфорде. Там Адаму не понравилось, он считал, что английской системе образования не хватает разнообразия. Студенты дважды в день ходили на молитву и дважды в неделю – на сами занятия. Стоит отметить, что все преподаватели были священнослужителями англиканской церкви, обучение основывалось на устаревших доктринах. Смит писал, что в подобных учреждениях еще долгие годы правили отвергнутые идеи и ошибочные суждения.
В такой обстановке Адам прожил шесть лет. Из-за нехватки денег он ни разу не ездил домой. Лишь иногда приезжал погостить к своему кузену Уильяму Смиту, который жил в г. Аддербери (о находился неподалёку).
Практически всё своё время Смит посвящал учёбе и чтению книг. Среди них Шекспир, Мильтон, Драйден и античная литература. Как только Адам достиг успеха в изучении французского языка, начал читать классицистов и современников, среди которых излюбленными авторами стали Жан Расин, Монтескьё и Вольтер.
Самообучение Смита настораживало руководство колледжа, но мнение знаменитых педагогов его не интересовало. Известно, что одну из книг у него изъяли и вынесли строгий выговор. Это был труд атеиста Дэвида Юма «Трактат о человеческой природе», который прямо противоречил основным устоям учебного заведения, в котором обучался Смит.
В 1745 г. было поднято Якобитское восстание под руководством Карла Эдуарда Стюарта с целью захвата власти над Великобританией. В Шотландии он собрал армию и направился на юг, остановившись неподалеку от Оксфорда. В конце года претенденту на престол пришлось отступить и вернуться обратно в Шотландию, где он и был окончательно разгромлен. Во время этих событий местные якобиты буквально «затравили» Смита. В частности, Адам подвергался нападкам из-за того, что является шотландцем. Его терпение кончилось и якобы «по семейным обстоятельствам» Смит покинул Баллиол-колледж и вернулся в родной Керколди.
Дома Смит пробыл два года и все это время продолжал самообучение. Он мог позволить себе не работать, так как всё еще получал стипендию Снелла и небольшой доход от наследства своего отца. Уже тогда Смит по праву мог считаться одним из самых образованных молодых людей.
Смит не хотел возвращаться в Оксфорд или становиться священником и долгое время не знал, чем хочет заниматься. Предпринимал попытки стать домашним учителем в семье аристократов, но его хватило лишь на несколько лет. В 1748 г. Адам начал читать лекции в Эдинбургском университете. Пригласил его богатый дворянин философ Генри Хьюм. Смит стал прекрасным педагогом, его лекции пользовались спросом даже у светских дам. Причём материал он подавал исключительно собственным пересказом, не опираясь ни на какие записи. В этом же году он помог Уильяму Гамильтону из Бангура, который участвовал в восстании 1745 г. составить и отредактировать его сборник стихов.
С помощью Генри Хьюма Смит перестал преподавать английскую литературу и перешёл к юриспруденции, а также основам политического учения, экономики и социологии. Эти науки, по его мнению, были наиболее интересными и важными. При изучении материала по этим дисциплинам Адам всё время размышлял, как же их можно применить на практике. Так в 1750 г. рождается формулировка первых высказываний о хозяйственном либерализме. Знакомство Смита с психологом Дэвидом Юмом, который к тому же являлся скептиком, привело к совместным работам по религии, экономике и политике. Этому способствовало сходство мировоззрения Юма и Смита. Кстати, на всю жизнь Юм и Смит стали лучшими друзьями.
В конце 1750-х гг. Смит становится деканом университета в Глазго, профессором логики и публикует «Теорию нравственных чувств», где провёл анализ поведения различных слоёв общества. Появляется концепция морального равенства людей, которую Смит вывел на основе «принципа симпатии». При этом критиковалась религиозная этика, в основе которой был заложен страх перед карай Господней, и подчинение его постулатам, приводящим после смерти к райской жизни. Благодаря этому труду, Смит получил всеобщее признание и известность, а в университет стали стекаться студенты из различных стран, чтобы послушать его лекции.
Джеймс Уатт (19 (30) января 1736 — 19 августа 1819 гг.) — шотландский инженер, изобретатель-механик. Ввёл первую единицу мощности — лошадиную силу. Его именем названа единица мощности — Ватт. | Джозеф Блэк (1728 – 1799 гг.). Шотландский химик и физик, преподаватель. Член Эдинбургского королевского общества, иностранный почётный член Петербургской академии наук, иностранный член Парижской академии наук | Роберт Фоулис 1707 – 1776 гг. Печатник и издатель. Он был известен качеством своей полиграфической работы, выпустив хорошо известные издания классиков (в том числе и Горация) | Чарльз Таунсенд (1725 – 1767 гг.). Британский политический деятель |
То был XVIII в., время Шотландского Просвещения, когда человеческий разум провозглашался главным инструментом изменения общества к лучшему. На этот период приходится рекордное количество грамотных среди населения Шотландии – 75 %. Среда для обучения была благоприятная, конкуренция в ней – достойная. Но уже в Глазго Смит выделялся среди остальных учащихся, он осваивал философию, логику и другие общественные науки, изучал древнегреческий и французский языки, интересовался математикой и астрономией.
Впервые ряд важных идей по экономике Адам Смит высказал в лекции, которую прочёл в 1755 г. в клубе политической экономии, что организовал лорд-провост Глазго Эндрю Кокрейн.
Некоторые труды Смита сохранились благодаря университетским записям его лекций одного из студентов, которые впоследствии удалось найти экономисту Эдвину Кэннону. Они больше напоминали курс политической экономии и социологии с материалистическими идеями, чем курс нравственной философии.
В 1930-х гг. был найден черновик нескольких глав книги под названием «Исследование о природе и причинах богатства народов», которые Смит писал в 1763 г. В набросках содержались идеи понятий «производительности» и «непроизводительности», мысли о значимости разделения труда, а также всё про меркантилизм, описывался принцип максимального невмешательства и его обоснование.
Годы жизни Смита приходятся на границу двух эпох: аграрная экономика, рабство, идеи Просвещения тесно перекликались с торговыми войнами крупнейших морских держав, основными понятиями которых было свободомыслие и рационализм. Одновременно начиналось становление промышленности, близился технический прогресс и индустриализация. Уже появился ткацкий станок Джона Кея, который в десятки раз увеличил производство пряжи, а именно она была основным экспортным британским товаром. Появилась прядильная машина Уайта, а накануне выхода в свет «Богатства народов» в работу был введён паровой двигатель друга Смита – изобретателя Джеймса Уатта, что кардинально повлияло на все производственные процессы практически всех отраслей.
Многие предприниматели сделали целое состояние на перепродаже табака, который отгружали в Глазго британские корабли из вест-индских колоний. И этот капитал торговцы пускали в дело, создавая мануфактуры, таким образом становясь начинающими промышленниками.
После индустриальной революции на первое место выйдет промышленный капитал, который будет играть главную роль в экономике. Но ведущей силой останется меркантилизм. Согласно ему, главное – это деньги, то есть драгоценные металлы, такие как серебро и золото, именно они являлись главным богатством наций. Здесь лидирующее положение занимали страны, которые имели собственные залежи, так как разбогатеть можно было лишь осуществляя торговлю – так называемый обмен с внешним миром. При этом страна должна была больше продавать, чем закупать. Только такой подход способствовал развитию собственного производства, а следовательно, всей экономики внутри страны.
Если говорить современным языком, то считалось, что источником роста и процветания национального богатства есть поддержание положительного сальдо баланса внешней торговли. Именно эта отрасль была основой экономики, остальные – были лишь предпосылками для прироста богатства. Для ремесленных мастерских заказчиками являлись экспортеры – торговцы, а вот отдаленные рынки были в руках купцов, которые сами диктовали цены, тем самым подчиняя производство себе, так как именно они доставляли туда товары производителей.
Меркантилизм стал главным в экономической политике XV в. Он предполагал активное участие государства, так как торговый профицит требовал контроля и регулирования, что способствовало притоку экспортной выручки и ограничивало импорт, вплоть до запрета вывоза драгоценных металлов из страны. От иностранных конкурентов внутреннее производство защищал протекционизм. Стабильность управленческой силы государства обеспечивали налоги. Уильям Стаффорд – английский меркантилист придерживался теории, в которой следует воздерживаться от приобретения импортных товаров, даже если они дешевле отечественных. Только английским кораблям разрешалось ввозить товары из Африки, Америки и Азии. Это контролировалось специальными наблюдателями.
К росту межгосударственной торговли привели Великие географические открытия XV-XVI вв., это увеличивало ее значимость и привело к росту сфер, на которые оказывал влияние торговый капитал. Ключевую роль играли интересы внешней торговли и власть в этом деле, как говорилось ранее, была у купцов. Они были главными по каналам сбыта, и поэтому практически единственными, кто мог реализовать продукцию производителей. Требовались политические изменения. В защите от иностранной конкуренции нужна была объединенная территория и единая власть, это могло произойти только при полном подчинении феодалов. Появилась торговая буржуазия, которая нуждалась в новых порядках. Кредитование королей для развития армии и бюрократии помогло в борьбе с крупнейшими вассалами. Торговцы получают преференции от государства, а также монополии.
Феодализм, как следствие, начал разрушаться вместе со своей экономической основой и идеологической системой, базировавшейся на церковной власти и её постулатах. Средневековая догматика разрушалась множеством фактов: Земля оказалась круглой, а новые научные открытия прямо противоречили церковным догмам. Возрождается интерес к философии античной, совершенно противоположной христианству. Человек снова выходит на первый план новой культуры и идеологии. Появляется гуманизм. Всё это получает название эпохи Ренессанса или Возрождения. Вместе с ростом торговли и модернизации производства развивается культура и общество в целом. Религиозная этика отходит на второй план, на первый выходит анализ хозяйственной деятельности и новые факты.
Стремление каждого человека удовлетворить свои потребности и интересы в итоге приводят к благу всего общества. Такие качества как тщеславие и корысть, которые свойственны каждому человеку, побуждают улучшать условия жизни, заниматься земледелием, создавать города и развивать науку и культуру, так писал Адам Смит в своих трудах «Теория нравственных чувств». В этой книге впервые затрагивается термин «невидимая рука», которая приводит результат деятельности людей, без их намеренного на то желания, к росту всего общества.
Книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» стала постулатом основ экономической науки. Многие последователи считают её «экономической Библией». Адам Смит анализировал экономику Европы от средневековья до Нового времени, внимательно изучая судебную систему, финансы, армию и колониальную политику.
Смит тщательно анализировал взаимосвязь между ростом дохода и закономерностями в обществе. Так как индустриализация началась уже после того, как Адам опубликовал свои труды, сельское хозяйство в своё время он считал основным источником прироста капитала и богатства. О промышленности без технического переворота в то время речи даже не шло.
Он считал, что богатству предшествует протекционизм и меркантилизм. По его мнению, на рост экономики влияли:
- маневренность трудовых ресурсов
- беспрепятственная внешняя торговля
- отказ государства от регламентации промышленности
- свобода на операции купли и продажи земли
Функционирование свободного рынка Смит видел так: его основой служили конкуренция и разделение труда; экономика – это громадная система связей между предпринимателями, которые заинтересованы в обмене товаров; развитие опыта в какой-то одной сфере; чем шире обмен, тем дальше продвигается экономика.
Адам Смит считал, что человеческие блага создаются с помощью обмена результатом труда между людьми, таким образом появилась концепция «экономического человека». Также он объяснил и «смысл невидимой руки» и считал, что она ведёт человека к результату, когда человек ставит перед собой цель заработать на пропитание. Таким образом, замотивированный человек, делая что-то для себя, делает и в целом для общества, и закрывая свои потребности, воздействует на благо людей в целом.
Смит осуждал монополии, считал, что экспорт не должен превышать импорт, а также выступал за развитие индустрии в североамериканских колониях. Торговля, по его мнению, должна была быть свободной и Адам вводит такие понятия как валовый и чистый доход. Он считал, что нужно ликвидировать купеческие гильдии и ремесленные цеха, реформировать систему налогообложения и проявить в управлении терпимость, тогда всё это приведёт к процветанию государства. Одним словом, Смит первым выявил, что росту экономики способствуют конкуренция и свободный рынок.
Понятия «экономика» в то время еще не существовало как таковое, по крайней мере, в том виде, в котором существует сейчас – как целая наука.
Она берёт начало именно с трудов Адама Смита в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая стала первым понятным описанием того, как работает национальная экономика. Смит считается прародителем рыночной экономики и экономической теории, его труд стал основой классической политэкономии.
«Исследование о природе и причинах богатства народов» — основная работа Адама Смита, опубликованная 9 марта 1776 г.
- Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между классами народа.
- Природа капитала, его накопления и применения.
- Развитие благосостояния у разных народов.
- Системы политической экономии.
- Доходы монарха или государства.
Основы «Богатства народов» побуждало предпринимателей реализовывать ровно такое количество товаров, которое требовалось потребителям. Так появляется закон равновесия Жана-Батиста Сэя. Смит Томас Роберт Мальтус отнёсся к нему скептически и предсказал, что неровен час кризиса перепроизводства. И оказался прав. В 1825 г. настал первый экономический кризис.
Причина стала понятна лишь в XX в., когда Джон Мейнард Кейнс пришёл к выводу, что классическая теория подвластна лишь воле случая. И спрос может быть ниже, чем предложение. Однако, нельзя обесценивать труды Смита, именно они легли в основу для дальнейшего анализа экономики. Идеи Адама перерабатывались в бесчисленное множество других. Например, Джордж Стиглер – нобелевский лауреат отметил идею, в основе которой лежит человек, действующий исключительно в своих интересах, и назвал ее «главным сокровищем» экономики, так как именно она породила концепцию эффективного распределения ресурсов.
Альфред Маршал, один из основателей неоклассической школы, в своих «Принципах экономической науки» позднее писал, что мира, где народ трудится исключительно ради общего блага, столь воспетого поэтами, никогда не было. И конкуренция не только порочна, но имеет и ряд преимуществ. И этот учебник по экономике был главным в Англии на протяжении долгого времени.
В итоге «Богатство народов» стало одним из самых важных трудов для экономической науки. Принципами, которые были описаны в этой книге, успешно пользуется весь мир до сих пор.
Адам Смит стал знаменитым и богатым человеком, принял почетную должность лорда-ректора университета Глазго, был членом Лондонского и Эдинбургского королевских обществ. В 1773 г. Смит стал членом Лондонского королевского общества, а в 1775 г. — членом Литературного клуба.
Как и отец, поступил на службу в таможенное ведомство. Но до конца жизни Смит оставался все таким же аскетом, тратил деньги на благотворительность и на свою библиотеку. Она и стала главным богатством, оставшимся после смерти Смита в 1790 г. Личных бумаг, он не сохранилось: ученый распорядился сжечь их, когда его не станет. Женат Адам Смит не был, детей не оставил. Книгу о всеобщей истории культуры и науки – он так и не успел написать.
К началу XIX в. экономические идеи Смита оказались наиболее влиятельными в Англии и Франции — в двух странах, где землевладельческая элита быстрее всего сдавала свои позиции по сравнению с остальной Европой. Однако изначально их сторонниками были в основном «практические люди» — политики и предприниматели. Смитианство подвергалось критике со стороны мыслителей, выражавших интересы английской аристократии (в частности, это Томас Мальтус и Джеймс Лодердейл), со стороны поздних французских физиократов, считавших «неправильным» предоставление труду и капиталу равного с природой (землёй) права считаться производительной силой. Тем не менее, в 1802 г. был издан первый комментированный перевод «Богатства народов» на французский язык, а в 1803 г. Жан Батист Сэй и Жан Шарль де Сисмонди опубликовали книги, написанные под явным влиянием Смита. В Испании «Богатство народов», по некоторым данным, было запрещено инквизицией, в Германии его встретили с явной неприязнью сторонники камералистики (местной разновидности меркантилизма).
Резкой критике подвергли смитианство некоторые представители австрийской школы. Они стоят на позициях последовательного субъективизма, считая основой всех категорий политэкономии отношение экономического субъекта к вещи (благу), а в Смите соответственно видят своего оппонента. Принадлежавший к этой школе Хесус Уэрта де Сото пишет о начавшемся со Смита «победоносном интеллектуальном империализме английской классической школы», которому противостояла «континентальная католическая традиция».
Другой «австриец», Фридрих Август фон Хайек, признал выдающиеся заслуги автора «Богатства народов». «Адам Смит был первым, — пишет Хайек, — кто понял, что методы упорядочения экономического сотрудничества, на которые мы натолкнулись, не умещаются в пределах нашего знания и нашего восприятия»; место «невидимой руки» в трудах австрийца занял «спонтанный порядок» — невидимая структура, которая возникает благодаря эволюции, а не по чьему-то плану.
Вклад Адама Смита в экономическую науку:
- Свободный рынок. Эту мысль учёный позаимствовал у физиократов, но со значительными улучшениями. Он предложил не только отказаться от государственного регулирования торговли, но и от искусственного рынка труда. По его мнению, рабочие места должны создаваться не для того, чтобы занять праздных бедняков, а по настоящим потребностям рынка.
- Разделение труда. Предложение было как никогда актуально: растущий рынок и развитие машинного производства создали все условия для появления узкой специализации. Интересно, что при этом сам Смит был универсальным преподавателем, видимо, свои идеи он применял только к физическому труду. Согласно Смиту, это один из главных частей экономической системы. Именно разделение труда ведет к увеличению производительности труда, так как способствует увеличению ловкости работника, сбережению времени и изобретению машин, облегчающих труд. А увеличение производительности труда ведет, в свою очередь, к экономическому росту. Но разделение труда зависит от размера рынков. На узком рынке оно бессмысленно. Так, плотник в деревне вынужден быть мастером на все руки, иначе ему не выжить. Говоря о разделении труда на международном уровне, Смит отмечает, что все государства, должны развивать у себя производство только таких товаров, которые обходятся дешевле, чем в других местах. Так сложится международное разделение труда, выгодное всем странам. Любые попытки помешать такому разделению в международном масштабе принесут только вред.
- Свободу крестьянам. Если физиократы обсуждали положение крестьян с точки зрения социальной справедливости, Смит утверждал, что рабство приносит денежные убытки. Он верно заметил и впервые смог понятно донести до аристократии, что голодный крестьянин попросту не заинтересован в усердной работе.
- Упор на внутренний рынок. Проблемой большинства европейских стран являлось искусственное создание профицита и приоритет внешней торговли. Смит предложил инновационную модель, при которой государство обеспечивает себя самостоятельно.
- Новую налоговую систему. Идея обложить налогами не только крестьян была новаторской. Мысль о том, что государство должно обеспечивать граждан социальными гарантиями взамен налогов, была революционной.
- «Невидимая рука рынка». Это самый известный афоризм Адама Смита. С помощью этого образа он описывал самодостаточность экономической системы, которая сама себя регулирует. «Невидимая рука рынка» устраивает процесс таким образом, что для получения собственной выгоды, предприниматель вынужден реализовывать интересы других людей, а это в свою очередь ведет к росту богатства всего общества. Так, выпуская продукты, нужные покупателю, по низкой цене, предприниматель не думает о процветании общества, а пытается получить максимальную прибыль и обыграть конкурентов, но это обеспечивает всех большим числом товаров хорошего качества по невысоким ценам.
- Роль государства в экономике. Главное условие, при котором «невидимая рука рынка» приносит вышеупомянутый результат — гарантия основных экономических свобод: выбора сферы деятельности, принятия решений, конкуренции и торговли. Гарантировать соблюдение этих свобод и других индивидуальных прав должно государство. Оно же должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности (в том числе оборону страны), вести судопроизводство и контролировать виды бизнеса, которые занимаются, как сейчас говорят, строительством и обслуживание инфраструктуры (дорог, мостов и пр.). Иного государственного вмешательства в экономику, по Смиту, не требуется.