Археологические культуры среднего неолита. Часть III

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Яншао (Yngsháo Wénhuà) – устоявшееся в прошлом название группы неолитических археологических культур, существовавших на территории Китая (долина средней части реки Хуанхэ). Выделена в 1921 г. на материале провинции Хэнань шведским археологом и геологом Н. Андерсоном. Одной из отличительных характеристик является расписная керамика. По-видимому, в V тыс. до н.э. группа протосинотибетцев, имеющих европеоидное происхождение, расселяется с запада (Тибет) по верхнему и среднему течению Хуанхэ и дает начало культуре Яншао; эта группа и обособилась как протокитайцы. Позднее бассейн Хуанхэ и Янцзы, как и более южные районы, был заселен племенами австронезийской группы (родственными современным вьетнамцам и малайцам). Понятие Яншао используется для обозначения периода (средний неолит) в центральной и восточной частях бассейна Хуанхэ или группы отдельных средненеолетических культур, которые ранее считались подвидами Яншао. Эти культуры сложились на базе местного раннего неолита и сосуществовали с культурами среднего неолита западной части бассейна Хуанхэ Мацзяяо и бассейна Янцзы Даси.
Ареал распространения яншаоских культур – среднее течение реки Хуанхэ и ее главного притока реки Вэйхэ. Некоторые ученые считают, что яншаосцы пришли на Хуанхэ с юга. Предполагается, что они говорили на одном из сино-тибетских языков. Яншаосцы жили небольшими общинами. Поселение обычно состояло из центрального четырехугольного здания площадью, вокруг которого располагались несколько углубленные в землю круглые либо квадратные хижины каркасно-столбовой конструкции со стенами из шестов, обмазанных с внешней стороны смесью глины и соломы, и очажной ямой посередине помещения. Они служили жилищем одной – двум брачным парам. Большое центральное здание, по мнению археологов, могло быть либо зданием для общественных нужд всей общины, либо мужским домом, в котором жили юноши общины. Все поселение было окружено рвом, за которым располагалось кладбище, где хоронили только взрослых членов общины. Детей хоронили в больших глиняных сосудах возле жилищ, в крышках сосудов было отверстие с тем, чтобы душа ребенка могла покидать свой посмертный дом и возвращаться в него. Взрослых хоронили в грунтовых ямах, в которые клали глиняную посуду и другую утварь. В размерах ям и количестве помещенных в погребения предметов особой разницы не наблюдается, что свидетельствует об отсутствии ярко выраженной имущественной и социальной дифференциации.
Для культуры Яншао характерно пойменное земледелие. Главной сельскохозяйственной культурой была чумиза (сорт проса), выращиваемая на плодородных лёссовых почвах без искусственного орошения в связи с тем, что в период Яншао климат был более теплым и влажным. Для вскапывания земли использовались каменные и деревянные орудия, для сбора урожая – плоские каменные или керамические прямоугольные ножи с отверстиями для ременной или веревочной петли. В Яншао занимались охотой и рыболовством. Охотились на оленей, кабаргу, тапиров, бамбуковых крыс. Для рыболовства применялись сети с каменными грузилами, костяные крючки и остроги. В качестве домашних животных яншаосцы разводили свиней и собак. Наиболее развитыми ремеслами были производство орудий из камня и кости и гончарное ремесло. Каменные и костяные изделия тщательно полировались, зачастую имели аккуратно просверленные отверстия. Гончарная посуда, изготовлявшаяся в расположенных за пределами поселений мастерских, оборудованных печами для обжига, отличается изяществом форм, мастерством изготовления, окраской от ярко-красных до оранжево-лимонных тонов, сложным геометрическим и зооморфным орнаментом. Каждому из поселений были присущи собственные зооморфные орнаменты. Также распространено было ткацкое ремесло. На смену группе культур Яншао пришла группа поздненеолитических культур черной керамики, которую принято называть Луншань.

Лендьел – европейская археологическая культура эпохи неолита, которая сформировалась на базе локального варианта культуры линейно-ленточной керамики (вернее, культуры накольчатой керамики). Термин Лендьел культура ввел австрийский археолог Освальд Менгин в 20-х гг. XX в. на основе артефактов, добытых при раскопке могил в конце XIX в.
1693540908134.png
Расписная керамика – Лендьелская культура
Ранняя керамика несет следы росписи белой, красной и желтыми красками, тогда как поздняя керамика нерасписана. Основу хозяйства составляло земледелие с усилившимся влиянием охоты. Также возросла роль скотоводства.

Культура накольчатой керамики, или Дунайская (Ib) культура (по классификации Г. Чайлда), или Среднедунайская культура (в составе дунайских культур) – наследник неиндоевропейской культуры линейно-ленточной керамики, крупный памятник неолита Центральной и Восточной Европы. Памятники обнаружены в Восточной Германии, Австрии, Польше и Чехии. Одним из важнейших памятников является Гозекский круг.
Культуры накольчатой керамики и «нотной керамики» являются продолжениями культуры линейно-ленточной керамики. Культура накольчатой керамики отказалась от насечек на керамике – вместо них появились полосы мелкого пунктира (наколок), расположенных в том числе и зигзагом, с вертикальными полосами, рассекающими каждый угол.
Если «нотная керамика» распространялась к востоку от Буга, накольчато-ленточная керамика распространялась вниз по Висле и Эльбе. По-видимому, речь идёт скорее о распространении культурной традиции, чем всей культуры в целом.
В домах людей культуры накольчатой керамики произошло небольшое изменение, которое закрепилось в последующих культурах: один из концов длинного дома стал уже другого, так что дом приобрёл форму трапеции. Причины данного изменения остаются неясными. Кроме того, люди накольчатой керамики предпочитали кремировать своих покойников (предшествующая культура линейно-ленточной керамики использовала как трупосожжение, так и трупоположение).
Накольчато-ленточная керамика на большинстве территорий (где она была распространена) была заменена Рёссенской культурой, однако остатки накольчато-ленточной керамики сохранялись.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх