Был ли знаменитый пролет под мостом

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
1691120928343.png
Чкалов во время встречи со Сталиным в Москве после своего рекордного перелета. 1936 г.
В народе устоялась байка, что знаменитый летчик Валерий Чкалов пролетел в Ленинграде под мостом Равенства (ныне Троицким), чтобы привлечь внимание своей девушки. Об этом писалось в многочисленных книжках, этот эпичный момент был показан в художественном фильме «Валерий Чкалов» (1941 г.). Однако так ли это на самом деле? Никто из почитателей Чкалова до сих пор не может назвать ни год, ни дату, когда произошло это незабываемое событие. Совершить сей маневр летчик мог лишь в 1920-е гг., так как, начиная с 1930 г. и вплоть до своей гибели в 1938 г., Чкалов служил в Москве. В июне 1924 г. только что вышедший из стен авиационного училища летчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую истребительную эскадрилью, базировавшуюся на Комендантском аэродроме. Вряд ли еще неоперившийся летчик-юнец мог сразу после «учебки» совершить такой пролет?
В конце декабря 1924 г. Чкалов знакомится со своей будущей женой Ольгой Ореховой. Впоследствии, отвечая на расспросы, Ольга Орехова будет утверждать, что «при ней Валерий под мостом не летал». Получается, что спустя всего лишь несколько месяцев после выпуска из училища, Чкалов уже начинает общаться со своей будущей женой, которая однозначно заявляет, что на ее памяти никаких полетов под ленинградскими мостами ее муж не совершал.
Сейчас исследователям стало доступно личное дело Валерия Чкалова. В нем ничего не говорится о совершении Чкаловым такого явно «неуставного» поступка, как пролет под мостом в центре Ленинграда. А ведь нарушение дисциплины, действительно, вопиющее — подвергается риску не только дорогостоящий самолет, но и жизнь самого пилота, а также простых горожан, находящихся на мосту. Согласно мифу, за эту дерзость Чкалов попал на гауптвахту. Но вот незадача — все дисциплинарные наказания, а равно и вызвавшие их причины, в личном деле летчика подробно отражены, но «несанкционированного полета» среди них нет. И еще один нюанс. Троицкий мост находится в самом центре Петербурга. Кстати, легенда упрямо говорит о пролете авиатора под Кировским мостом, хотя такое название Троицкий мост получил лишь в 1934 г., когда Чкалов уже давным-давно находился в Москве.
В 1920-е гг., когда такой полет мог состояться, переправа носила название Мост Равенства. Под мостом, естественно, можно пролететь только днем. В это время на набережных Невы полно народа. Должно быть множество очевидцев, но их нет!
Пролет самолета под мостом — явление экстраординарное. О таком событии пишут все газеты, очевидцы охотно обсуждают подробности со всеми. В1940 г. ленинградские газеты с восторгом писали о пролетах под Кировским мостом летчика Евгения Борисенко во время съемок фильма «Валерий Чкалов». А вот о полете под мостом Чкалова не написала ни одна ленинградская газета, ни один журнал. Все имеющиеся в публицистике описания пролета Чкалова под мостом датированы много позднее 1940 г. То есть, приведены авторами, видевшими фильм «Валерий Чкалов». И все эти описания всего лишь пересказывают кадры из фильма. Ни один из авторов свидетелем того пролета не был. Откуда же этот миф?
Миф о пролете под мостом и родился на съемочной площадке. В 1940 г. по заказу «партии и правительства» режиссер Михаил Калатозов стал снимать фильм о трагически погибшем в 1938 г. летчике Валерии Чкалове — «гордости советской авиации». Но возникла сценарная неувязка. Нужно было как-то объяснить, почему военный летчик Чкалов попадал под трибунал, а в 1928 г. даже был уволен из рядов ВВС (в 1930 г. летчика простили и восстановили в воинском звании). А уволен он был дебош. Но в пропагандистском фильме говорить об этом было нельзя. Калатозов ломал голову над тем, как «обойти» этот щекотливый момент. И вот однажды летчики, консультировавшие фильм, между делом стали вспоминать яркие случаи из истории отечественной авиации. Упомянули они и том, как еще в царское время пилоты пролетели под Троицким мостом. Калатозов внимательно выслушал их рассказы, и в сценарии появился новый сюжетный ход. Теперь Чкалова выгоняли из ВВС за «лихаческий» пролет под невским мостом. Спасительное решение было найдено. Факт увольнения Чкалова из рядов ВВС получил необходимый героический флёр.
Впрочем, под петербургскими мостами действительно пролетали авиаторы, но Чкалова среди них не было. Первым совершил этот виртуозный маневр летом 1916 г. морской летчик лейтенант Г. Фриде на самолете М-5. А осенью 1916 г. другой морской летчик, лейтенант А. Грузинов, пролетел под всеми невскими мостами сразу! Легендарный летчик А. Прокофьев-Северский в начале 1916 г. на М-9 пролетел под серединой Николаевского моста. При этом еще умудрился счастливо разминуться со встречным речным трамвайчиком.
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх