Введение МЕТОДА ПРОЕКТОВ в образовательный процесс

Маркарьян В.Г.

Модератор
Команда форума
Рекомендации по введению метода проектов в образовательном учреждении
Для введения метода проектов в образовательную практику школ в первую очередь необходимо, чтобы режим работы предусматривал условия для проектной деятельности учащихся. Работа учащихся в рамках проекта с источниками информации, лабораторным и другим оборудованием; консультации учеников с учителями-предметниками и со специалистами, собеседования с руководителями (тьюторами, кураторами) проектов, а также работа учащихся за пределами школы (музей, предприятие, библиотека и т.п.) должны быть обеспечены временными, информационными, материально-техническими и педагогическими ресурсами.
Такие изменения в организации образовательного процесса должны сопровождаться соответствующими изменениями в учебном плане школы.
Школам можно рекомендовать выделение времени на проектную деятельность учащихся в учебном плане образовательного учреждения за счет часов федерального, регионального и школьного образования. При этом следует иметь в виду, что метод проектов – это педагогическая технология, с помощью которой может быть освоено различное содержание образования, что дает право на выделение часов на проектную деятельность в различных предметных областях. Также следует иметь в виду, что содержание проектной деятельности в любом случае интегрировано относительно предметов учебного плана.
Место метода проектов в образовательном процессе
Проект – это «специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации». Метод проектов – набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. То есть метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.
Метод проектов универсален по отношению к предметному содержанию и эффективен, поскольку:
а) стимулирует практическую проектную деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций,
б) позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural environment («естественную среду», условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования ключевых компетенций учащихся.
Использование метода проектов позволяет не только создать естественную среду для формирования компетентностей, но и обеспечить:
- освоение \ присвоение новых способов деятельности на интегрированном содержании;
- появление опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;
- выведение образования за пределы школы (сетевую организацию общего и дополнительного образования, использование образовательный потенциала «необразовательных» ресурсов);
- «разгрузку» учебного дня ученика.
Необходимость организационных изменений
Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса. Две базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых организационных форм и классно-урочной системы:
- выполняя проект учащийся (-еся) решает (-ют) субъективно значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с различными (информационными, техническими и т.п.) ресурсами, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива.
- выполняя проект учащийся (-еся) достигает поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информаций и технологий, выходящих за его пределы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока.
Вместе с тем, эффективность классно-урочной системы в достижении других результатов образования: базовых знаний, навыков, предметных умений (которые можно рассматривать как ресурс для формирования компетентностей или как самоценный результат образования) не ставится под сомнение. В этой ситуации основной задачей школьной администрации является совмещение классно-урочной и проектной форм организации образовательного процесса в режиме функционирования школы.
Другие задачи, которые также следует решить для введения метода проектов в образовательную практику, связаны с формированием определенной среды и подготовкой кадров:
- использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) и т.п.,
- необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении,
- должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.),
- работа над проектом является поводом для организации социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организации образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.
Первая ступень общего образования
Особенности реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также рефлексировать этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модель отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Поэтому введение специальных и факультативных курсов, готовящих учащихся к реализации проекта бессмысленно. Вместе с тем перед руководителем проекта ставятся задачи, связанные с освоением ребенком новых, надпредметных, способов деятельности. При этом на данной ступени обучения происходит существенный рост самостоятельности учащихся в отношении тех или иных действий, касающихся проектного замысла и реализации своего проекта.
Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку, наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Вторая ступень общего образования
Реализация метода проектов на данной ступени является наиболее органичной по отношению к психолого-педагогическим особенностям возраста деятельностью. Расширяется поле самореализации учащегося: через общение, получение собственного продукта деятельности и признание его значения, происходит расширение и достаточно быстрая смена интересов и предпочтений.
Объем освоенных ЗУН позволяет, с одной стороны, осваивать в рамках прикладных учебных модулей целостные технологии деятельности, с другой стороны, опыт познавательной деятельности и знаниевая база достаточны для резкого увеличения уровня самостоятельности на этапе реализации проекта.
Фактором, благоприятным для организации проектной деятельности учащихся, на этом этапе становится само содержание учебных предметов. Содержание части учебных предметов (условно назовем их «языки» – русский, иностранный, математика …) должно быть отработано учащимися в практической деятельности. Другая группа учебных предметов (условно назовем их «общекультурными») нацелена на формирование мировоззренческой картины, присвоения знаний о наиболее общих закономерностях, которое может быть обеспечено на основе достаточно широкого разнообразия конкретных знаний о предметах, событиях, явлениях (например, очевидно, что изучение строения речного рака – не единственный путь к пониманию особенностей типа членистоногих).
В рамках деятельности пилотных школ были выявлены те способы деятельности, который учащийся должен освоить для успешной работы над проектом и сформирован примерный перечень модулей, в рамках которых учащиеся знакомятся с тем или иным способом деятельности и отрабатывают его на материале того проекта, который они выполняют в это время. Примерами таких модулей могут служить:
- работа с каталогами,
- технологии поиска и использования ресурсов Интернет,
- технологии оформление информационных материалов,
- использование средств Microsoft Office,
- работа с графическими объектами с применением информационных технологий,
- технология проведения опросов,
- технология публичного выступления,
- основы стилистики,
- основы логики: аргументация,
- основы логики: проведение анализа,
- СМИ как источник информации,
- способы планирования деятельности,
- тренинг группового взаимодействия,
- тренинг позитивных преобразований (постановка проблемы и цели деятельности),
- способы графического представления информации,
- и т.д.
Третья ступень общего образования
Для этой ступени образования роль проектной деятельности определяется двумя факторами:
В возрасте около 14 лет наступает период, называемый психологами «проектирование будущего». Единственным предметом, где такие размышления могут перейти из разряда «мечтаний» в разряд целеполагания, является образование. Поэтому в это время важно вывести учащегося через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных, тем более что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому помимо «академического настоящего» у старшеклассника должен появиться опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя ту или иную социальную роль. Поэтому проектную деятельность учащегося в этот период можно рассматривать как социальные практики.
С другой стороны, в старших классах более четко проявляются образовательные интересы учащихся, связанные с планами на дальнейшую учебу и трудовую деятельность. Поэтому проекты могут выполняться на основе расширенной и \ или углубленной информационной базы в рамках предметных областей.
Организация образовательного процесса
Можно выделить следующие шаги, необходимые для введения метода проектов в образовательный процесс школы:
- Индивидуальная работа педагогов над календарно-тематическими планами. Заседание методических объединений по предметным областям (результат: выделение предпочтительных с точки зрения освоения предметного содержания тематических полей потенциальных проектов учащихся, выделение часов на проектную деятельность).
- Методические объединения по параллелям (результат: спланированы образовательные результаты (умения, компетентности) на учебный год; найдены общие тематические поля)
- Запуск поискового этапа на первых или завершающих уроках темы (результат: учащимися определены темы проектов, состав групп, руководители проектов).
- Определение руководителей проектов приказом по ОУ.
- Составление руководителями проектов плана консультаций, заявок на рабочие места в медиатеке \ компьютерном классе, заявок на внешних специалистов \ посещения необразовательных учреждений.
- Подготовка приказа о тарификации часов проектной деятельности.
- Разработка режима работы школы на период (месяц, четверть), включающего:
- расписание уроков,
- расписание консультаций.
- режим работы медиатеки и компьютерного класса,
- внеурочные мероприятия.
Время на реализацию проектов может быть выделено как в отдельные часы учебных дней, так и в специальные «проектные дни» («проектные недели»).
 

HSFORUM

Зарегистрированные пользователи получают весь контент в лучшем качестве.
Верх